Когда директор организации вернулся после первой встречи с новым секретарем отдела и немедленно созвал ведущих сотрудников, Элайн Тревино, помощник директора по менеджменту, поняла, что пора ождать серьезных новостей. Секретарь Риз Фуллер, пришедший в государственный сектор после головокружительной карьеры в сфере финансовых услуг, в своей речи, посвященной вступлению в новую должность, сказал, что не намерен изменить стиль руководства отделом, и что его намерения получили поддержку законодателей - членов комитета, обеспечивающих надзор за работой организации. После этих слов в зале зависло напряженное молчание.
Ко всеобщему удивлению, на документе, разложенном перед каждым участником встречи, было написано всего одно слово: "Перемены". Озадаченные руководители организации стали ждать объяснений. "Дамы и господа", - начал директор. "Наша организация существует уже почти пятьдесят лет, и за это время в ней мало что изменилось. Сейчас нас ждет серьезная реструктуризация. Секретарь Фуллер называет это "ориентацией на клиента", и хочет внедрить этот новый подход к обслуживанию наших клиентов в течение года. Хорошая новость - что при этом мы не будем полагаться на аутсорсинг, и профсоюзам было обещано, что эта реструктуризация не приведет к увольнениям. Однако, проблема в том, что мы, наряду со всеми другими организациями, находящимися в ведении секретаря Фуллера, теперь будем конкурировать с компаниями из частного сектора.
И все присутствующие должны понимать, что для победы в этой конкуренции мы должны изменить свое мышление и методы работы, ввести предпринимательский подход к работе и уделять больше внимания клиентам".
Потом директор повернулся и посмотрел прямо на Элайн. "Вы - ассистент директора по менеджменту. - сказал он, - И я хочу, чтобы вы быстро провели полный анализ того, какие изменения необходимы в структуре организации и ее миссии, чтобы подготовить нас к предстоящей конкуренции с компаниями, располагающими проверенными методами и стратегиями успеха на рынке, но, в отличие от нас, не имеющими глубоких знаний о нашей работе. Я рассматриваю это как "гладкое игровое поле", и полагаю, что секретарь Фуллер тоже понимает это, когда говорит, что лишен всяческих предубеждений; его цель - улучшить качество сервиса государственных служб, независимо от того, кто его оказывает. Итак, дамы и господа, я полагаю, у нас есть все таланты и все необходимые ресурсы, и вы можете быть уверены, что я не собираюсь проигрывать в предстоящей конкуренции. Каждый из вас - как и каждый наш сотрудник - сыграет важную роль в планировании и достижении успеха. Сейчас я передам секретарю документ, подробно описывающий стратегию государственных организаций, обслуживающих клиентов. Пожалуйста, отметьте, что секретарь Фуллер, на время нашего осуществления плана, желает приостановить действие некоторых инструкций, которые могли бы помешать нашей реструктуризации для того, чтобы стать конкурентными. Элайн, я хотел бы получить ваш отчет через месяц".
После встречи ее участники начали листать и обсуждать документ, выданный директором. Элайн наблюдала смешанную реакцию - сочетание недоверия, беспокойства и волнения. Она проработала в организации почти десять лет и хорошо знала ее культуру, системы работы и профессиональную преданность большинства ее сотрудников. Она была уверена, что организации удастся справиться с новым вызовом, но не обольщалась по поводу изменений, которые позволили бы превратить эту неповоротливую монополию, действующую на основании инструкций и правил, в гибкую организацию, способную конкурировать с лучшим и представителями делового мира. Ее взволновала эта перспектива, и по дороге в свой кабинет ей в голову пришло множество идей.
Прежде всего, она перечислила основные цели инициативы внедрения модели "организации ориентированной на клиентов": улучшить качество сервиса; снизить эксплуатационные расходы; повысить гибкость в использовании ресурсов, чтобы расширить базу навыков, инструментов и информации; упростить всю организацию, чтобы устранить дублирование и другие структурные недостатки. Затем она обратилась к существующим проблемам.
Как всякая государственная бюрократия, организация строго следовала структуре и тщательно разработанной системе делегирования полномочий. Эта схема была призвана обеспечить устойчивый, прозрачный механизм для оказания услуг клиентам и обосновать ее требования к ресурсам для исполнительных и законодательных органов, управлявших ее бюджетом. Но такая структура не обеспечивала достаточной гибкости, необходимой для успешной деятельности в ситуации, где клиенты могли получить те же самые услуги в другой компании.
Следующие две недели Элайн посвятила разговорам с коллегами, сотрудниками и представителями заинтересованных сторон, обсуждая с ними цели новой стратегии и выясняя, что они думают о ее реализации. Также она встретилась с несколькими исследователями, чьи работы об изменениях в организации расширили ее понимание динамики процесса преобразований. Затем она стала готовить отчет для директора. Закончив его, она была уверена, что если ее рекомендации будут введены, это приведет к временному хаосу в организации. Но Элайн была убеждена, что проблемы, которые она обнаружила, и стратегические изменения, которые предложила, позволят организации не только выжить, но и процветать в новой конкурентной среде.
Ее стратегия содержала четыре элемента:
• Ввести в деятельность организации риск, распределяя бюджет организации таким образом, чтобы это способствовало улучшению качества ее услуг. (Элайн считала, что это будет стимулировать творческий потенциал в процессе реинжиниринга, сокращения затрат и повышения общей производительности).
• Объединить несколько вспомогательных агентств организации в одно подразделение, ответственное за новые функции: подготовку контрактов, оценку работы и отношения с клиентами.
• Пересмотреть существующую систему компенсаций и стимулирования, чтобы она была более тесно связана с результатами работы.
• Преобразовать метод финансирования организации из системы ассигнований в систему самофинансирования с оборотным капиталом, которая бы поддерживала расчет себестоимости, выставление счетов, оценку мер по улучшению производительности и предоставляла бы финансовую отчетность в системе "прибыль-убытки", измеряющую доходы и расходы.
В отчете директору Элайн честно описала множество технических трудностей, связанных с осуществлением ее стратегии, призванной преобразовать и переориентировать организацию так, чтобы она смогла без потерь справиться с новыми вызовами. При этом она подчеркнула, что основные препятствия носят не технический, а культурный характер. Успех преобразования организации, в конечном счете, зависел от изменения поведения на всех уровнях; именно эти изменения," считала Элайн основным вызовом для организации. Через неделю директор дал Элайн зеленый свет, и началась реальная работа.
Лидер как архитектор
Роль архитектора вряд ли знакома большинству новых лидеров. Лишь немногие менеджеры имеют представление о систематических подходах к разработке структуры организации, потому что обычно в начале карьеры их полномочия весьма ограничены. Менеджеры часто жалуются на неэффективность структуры организации и недоумевают, почему начальство не спешит менять очевидно непродуктивные методы работы. Но, достигая уровня среднего звена руководства, сами начинаете создавать неэффективные организационные структуры, которые раньше критиковали. Поэтому полезно было бы как можно раньше, в самом начале карьеры, учиться оценивать и создавать эффективные и продуктивные организации.
Почему? Потому что даже самый проницательный, мотивированный, и харизматичный лидер ничего не достигнет, если руководствуется неверной стратегией; если структура организации направляет усилия служащих не в ту сторону, или, что еще хуже, создает конфликты; если основные процессы и системы неэффективны или ненадежны; если навыки организации неадекватны ее миссии, или ее культура так или иначе препятствует внедрению изменений. Поэтому основная цель лидера - добиться соответствия архитектуры организации ее целям и требованиям внешней среды, как описано в заявлении о миссии и цели организации.
Что такое архитектура организации? Это сумма следующих пяти элементов, каждый из которых представляет собой необходимый строительный блок любой организации (1):
• Стратегия. Основной подход, который использует организация, чтобы достичь своих целей.
• Структура. Каким образом сотрудники разделены на подразделения, и как координируется, оценивается и вознаграждается их работа.
• Системы. Рабочие процессы, поддерживающие деятельность организации.
• Навыки. Возможности и способности разных групп сотрудников организации.
• Культура. Ценности, нормы и убеждения, окружающие четыре других элемента и формирующие поведение сотрудников.
Несоответствие любых из этих пяти элементов может лишить эффективности даже самую лучшую стратегию. Стратегия управляет другими четырьмя элементами, но в то же время подвержена их влиянию. Например, если вам нужно реорганизовать успешную организацию, как в случае Элайн Тревино, вам скорее всего нужно будет изменить стратегию и добиться соответствия структур, навыков, систем и культуры к новому подходу. Поэтому прояснение стратегии и приведение в соответствии с ней остальных четырех элементов должны происходить одновременно.