Когда вы становитесь архитектором организации, помните, что слишком много менеджеров, решая сложные организационные проблемы, полагаются на простые средства. Остерегайтесь следующих ловушек:
• Попытка не заниматься серьезными проблемами. Изменять структуру группы в трудные времена - все равно, что переставлять стулья на палубе во время крушения Титаника. Не спешите это делать до тех пор, пока у вас не будет полной уверенности в том, что реструктуризация устранит коренные причины проблем. Иначе вы только создадите новые проблемы, и вам придется отступить, отвлекая от работы группу, снижая производительность и нанося вред своей репутации.
• Создание слишком сложных структур. Эта ловушка связана с первой. Например, на бумаге матричная структура, где люди из разных подразделений разделяют ответственность за одни и те же задачи, а творческие конфликты разрешаются через взаимодействие, выглядит прекрасно. Но реализация этой схемы часто приводит лишь к бюрократическому параличу. При любой возможности распределяйте ответственность четко и ясно. Упрощайте структуру, но при этом не ставьте под угрозу основные цели.
• Автоматизация проблемных процессов. Автоматизация основных процессов группы может существенно увеличить производительность, качество и надежность. Но не нужно ускорять существующий процесс с помощью технологий, если он связан с серьезными проблемами. Автоматизация не решит этих проблем, а может даже усилить их, и устранить их будет еще сложнее.
Сначала проанализируйте и упростите процессы; и только потом решайте, имеет ли смысл их автоматизировать.
• Изменения ради изменений. Не спешите ломать заборы. Сначала поймите, зачем их построили. Новому лидеру важно уважать прошлое. Те, кому не терпится немедленно заявить о своем присутствии, часто меняют стратегию или структуру, не разобравшись, в какой ситуации оказались.
• Переоценка способности группы адаптироваться к стратегическим переменам. Предложить амбициозную новую стратегию легко. Но на практике группе трудно измениться в ответ на крупномасштабные изменения в стратегии. Если время позволяет, действуйте постепенно. Сосредоточьтесь на нескольких основных приоритетах. Вводите небольшие изменения, экспериментируйте; а потом постепенно совершенствуйте структуру, системы, навыки и культуру.
• Недооценка важности заинтересованных сторон.
В государственных организациях количество заинтересованных сторон, диапазон их интересов и разнообразие их точек зрения обычно весьма обширны. Не стоит думать, что серьезные структурные изменения можно сделать без подготовки - формирования коалиции или, по крайней мере, согласия всех заинтересованных сторон.
Заключение
Чтобы эффективно руководить государственной организацией, нужно быть готовым взять на себя роль ее архитектора. Это значит развивать свою способность наблюдать и выявлять несоответствия стратегии, структуры, систем, навыков и культуры. Тщательно проведите этот анализ и разработайте план согласования всех пяти элементов. Если ваши попытки побудить людей вести себя более конструктивно, не дают результатов, остановитесь и подумайте, не кроются ли причины проблем в несогласованности этих элементов организации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие факторы, связанные с миссией, заинтересованными сторонами, ограничениями, возможностями и ресурсами, необходимо учесть при разработке стратегии?
2. Насколько логична и адекватна существующая стратегия организации, и какие изменения, по вашему мнению, необходимы?
3. Каковы сильные и слабые стороны существующей структуры организации, и какие изменения необходимы?
4. Каковы основные процессы организации, насколько они эффективны, и каковы приоритеты их улучшения?
5. Какие пробелы в навыках и недостаточно используемые ресурсы вы заметили, и каковы приоритеты для исправления ситуации?
6. Каковы эффективные и неэффективные элементы культуры, и как можно устранить те, которые препятствуют эффективной работе?