Лучше понимая новую организацию, вы обязательно достигнете момента, где начнете определять, какие действия помогут вам достичь ранних побед. Но каждое такое действие требует поддержки. Как же создать коалицию в поддержку ваших приоритетов?
Определить сторонников, противников и
"неопределившихся "
Для создания альянса нужно определить и активизировать существующих и потенциальных сторонников. Это могут быть люди, разделяющее ваше видение будущего, сотрудники, внедряющие небольшие изменения в малых масштабах, или другие новые лидеры, еще не привыкшие к существующему в организации статус-кво.
Для создания альянсов также нужно знать, кто ваши противники, и каковы мотивы их сопротивления. Возможно, они считают, что вы неправы, или имеют другие причины для возражений, например:
• Комфорт статус-кво. Они сопротивляются изменениям, способным подорвать их позиции или изменить устоявшиеся отношения.
• Страх выглядеть некомпетентно. Они боятся показаться или почувствовать себя некомпетентными, если им будет сложно приспособиться к изменениям, которые вы предлагаете, и боятся, что впоследствии они будут работать несоответствующим образом.
• Угроза ценностям. Они считают, что вы насаждаете культуру, отвергающую традиционные ценности или вознаграждающую недопустимое поведение.
• Угроза власти. Они боятся, что изменения, которые вы предлагаете, лишат их власти.
• Негативные последствия для ключевых союзников.
Они боятся, что ваши действия приведут к негативным последствиям для тех, о ком они заботятся или за кого несут ответственность (9).
Когда вы сталкиваетесь с сопротивлением, прежде чем считать людей непримиримыми противниками, вам следует попытаться понять причины сопротивления. Понимание мотивов противников поможет вам противостоять их аргументам. Вы можете обнаружить, что некоторых противников можно привлечь на свою сторону. Например, страх показаться некомпетентным можно преодолеть, если помочь людям развить новые навыки. Чтобы успокоить тех, для кого предстоящие изменения невыгодны, нужно вводить их постепенно. Но переубедить можно не всех; иногда цена просто слишком высока. Но всегда стоит спросить себя, можете ли вы предложить людям что-то взамен на их поддержку, например, продвижение важных для них проектов.
Наконец, нужно выявить неопределившихся - тех, кому ваши планы безразличны, или кто еще не решил, как к ним относиться, но кого можно убедить поддержать их, если выяснить, в чем их интересы пересекаются с вашими. Именно здесь вы можете получить дополнительные дивиденды.
Создание отношений с теми, чьи ресурсы или связи вам необходимы для успеха - не вопрос дружбы. В государственных организациях альянсы формируются ради целей организации, и убедительные аргументы, мотивирующие сторонников, ослабляют оппозицию и помогают привлечь на свою сторону еще неопределившихся. Убедительность этих аргументов зависит не только от качества ваших идей, но и от того, доверяют ли вам.
Убедить неопределившихся
Чтобы убедить неопределившихся, нужно понять, каковы их интересы, а затем найти убедительные аргументы. Они могут быть основаны на логике и фактах, на ценностях и эмоциях, лежащих в основе этих ценностей, или на сочетании того и другого. Аргументы, основанные на доводах разума, должны непосредственно апеллировать к прагматическим интересам тех, кого вы хотите убедить. Аргументы, основанные на ценностях, должны вызывать эмоциональный отклик.
Но что, если все ваши наилучшие усилия завоевать доверие и разработать логичные и обоснованные ценностями аргументы не убеждают тех, в чьей поддержке вы нуждаетесь, потому что им удобно при существующем статус-кво? В такой ситуации можно использовать дополнительные методы, позволяющие сдвинуться с мертвой точки: поставить противников в затруднительное положение и создать последовательность действий.
Поставить противника в затруднительное положение.
Этот метод основан на том, чтобы побуждать людей к желательным действиям постепенно и добиваться мелких обещаний, которые со временем накапливаются. Например, если вы хотите запустить какой-то проект, сначала добейтесь от людей согласия прийти на встречу, потом - выполнить небольшой анализ, и так далее. Этот метод эффективен, потому что каждый шаг создает новые психологические основания для принятия решения: сделать ли следующий шаг. Если человек дал обещание при всех или в письменной форме, скорее всего, он его сдержит, и впоследствии ему будет труднее сделать обратные шаги.
Похожий метод, позволяющий преодолеть начальное сопротивление - это многоступенчатый подход к решению задач. Для начала попросите собрать информацию о каком-то проблемном аспекте работы организации, который вы обнаружили на стадии диагностики. Затем постарайтесь добиться общего понимания того, в чем состоит проблема, и каковы ее возможные причины. Потом создайте стратегию ее решения, при участии всех заинтересованных сторон, чтобы все чувствовали себя ее соавторами и были заинтересованы в ее успехе.
Наконец, для изменения устойчивых установок существует подход изменения поведения. На первый взгляд это может показаться странным, но, в конце концов, разве поведение людей не основано на их установках? Но на самом деле, такое уравнение как "установки-поведение", работает в обоих направлениях. Установки людей можно изменить убедительными аргументами, но это можно сделать, изменив их поведение в желаемом направлении, потому что люди всегда стремятся к тому, чтобы их поведение и убеждения соответствовали друг другу. Например, всего два или три десятилетия назад, женщины и представители национальных меньшинств очень редко становились руководителями государственных организаций, и практика назначения на руководящие должности исключительно белых мужчин считалась само собой разумеющейся. Сейчас, после организованных кампаний по устранению барьеров для женщин и национальных меньшинств, эта практика практически исчезла. А это значит, что часто лучше побуждать людей'менять свои действия, чем пытаться изменить их установки. Чаще всего, если люди станут действовать определенным образом, за этим изменятся и их установки.
Создать последовательность действий. Как мы видим, люди обычно обращаются к другим, кто находится в их социальной сети, к тем, кого уважают, чтобы понять, как "правильно" относиться к тому или иному, и советуются с профессионалами по поводу тех или иных вопросов. Если вы понимаете, кто поль зуется авторитетом, то можете использовать эти знания для влияния на группу с помощью метода, который Дэвид Лаке и Джим Себениус называют "стратегией последовательных действий" (10). Порядок, в котором вы общаетесь с потенциальными союзниками и неопределившимися, имеет решающее значение для создания коалиции. Почему? Как только вы приобретете одного уважаемого союзника, вам будет проще привлечь на свою сторону других, и по мере того, как у вас будет появляться все больше сторонников, ваша ресурсная база будет соответственно расти. Более широкая поддержка увеличит вероятность успеха, и вам станет еще проще привлекать больше сторонников. Важный союзник может быть влиятельным сотрудником, официальным лидером группы, профсоюзным работником или неофициальным лидером группы, к которому другие ее члены обращаются за советом.
Если сначала вы поговорите с правильно соответствующими людьми, то сможете запустить конструктивный цикл создания коалиции, как показано на рисунке 6-2. Поэтому решение о том, к кому нужно обратиться прежде всего, очень важно, и к нему нужно подходить со всей тщательностью.