Несоответствия в организациях могут принимать самую разную форму. Трудности, с которыми столкнулись Налоговое управление США и Всемирный банк, представляют разные типы таких несоответствий. Одна из целей во время переходного периода - определить потенциальные несоответствия, а затем спланировать, как их устранить. Вот самые распространенные типы несоответствий:
• Несоответствие структуры и стратегии. Организация Элайн Тревино была разбита на отдельные и часто дублирующие друг друга функциональные подразделения, с лишенными гибкости структурами подбора персонала, неравной рабочей нагрузкой, несправедливой системой оценки производительности и неэффективной системой передачи информации. Все это не позволило бы ей выполнить новые требования высшего руководства. Структура организации работала против нее, и это нужно было кардинально изменить.
• Несоответствие навыков и стратегии. Предположим, что вы возглавляете отдел закупок, и вам нужно приобрести современное программное обеспечение, которое является интегральной частью стратегии вашей организации по улучшению качества обслуживания. Но сотрудники вашего отдела не имеют опыта в приобретении таких систем. В этом случае их навыки не соответствуют требованиям стратегии организации, и поэтому людям необходимо обучение. Подобное несоответствие было основным препятствием, которое пришлось преодолеть Налоговому управлению, чтобы стать ориентированными на клиентов.
• Несоответствие систем и стратегии. Представьте себе, что вы руководитель отдела информационных технологий в крупной государственной организации по человеческим ресурсам. Недавно принятый закон в сфере системы социального обеспечения требует, чтобы ваша организация собрала, проанализировала, и, в первый раз в своей истории, интерпретировала новый и сложный массив данных о рынке труда штата. Раньше информационная стратегия организации ограничивалась просто сбором и распределением данных; теперь же закон требует интерпретировать статистические данные и создать рекомендации для реформирования системы социального обеспечения - сокращения социальных выплат и уменьшения безработицы. Информационной системе, которую использует организация, уже десять лет, и она не соответствует новым требованиям, потому что предназначена только для сбора данных, и не содержит программного обеспечения для их анализа. Это значит, что системы организации не соответствуют ее новой стратегии. С этой проблемой столкнулся Всемирный банк; даже после приобретения новых необходимых навыков, существующие системы оставались неэффективными и не позволяли банку реализовать его стратегию.
Чтобы оценить потенциальные несоответствия, лучше всего начать со стратегии. Если стратегия вашей организации соответствует ее миссии и целям, скорее всего, она будет действовать эффективно. Если же стратегия, миссия и цели не согласуются между собой, стратегию необходимо изменить. Но как? И что делать со структурой? Поддерживает ли структура стратегию? Если нет, как ее нужно изменить? Если да то, что можно сказать о системах, навыках и культуре организации?
Создание стратегии
В введении мы обсуждали, как рискованно не планировать переходный период - мы сравнили это с полетом вслепую во время шторма. Это предостережение так же важно для организации, внедряющей изменения, как и для нового менеджера, возглавляющего процесс изменений. Структура организации подчиняется определенной логике, и если игнорировать трудности, неизбежно связанные с внедрением изменений, или действовать поспешно, это может свести на нет самые благие намерения.
Прежде всего, убедитесь, что понимаете основные цели организации и стратегию их достижения. Согласуйте с боссом, какова ваша роль и роль вашей группы. Затем тщательно проанализируйте, каково место вашей группы в этой стратегии. Разработайте для своей группы продуманную и логичную стратегию, определяющую не только то, что группа будет делать, но и то, чего она делать не будет. Это позволит вам достичь своих целей и в то же время способствовать реализации общей стратегии организации.
В государственных организациях основные вопросы стратегии касаются миссии, интересов различных групп, установленных законом или инструкциями ограничений, существующих навыков и возможностей группы, и наличия необходимых ресурсов. Чтобы проанализировать основные аспекты стратегии группы, используйте следующий список:
• Миссия. Компании существуют для того, чтобы приносить прибыль их владельцам; государственные организации существуют ради пользы общества. Поэтому основной критерий успеха компаний - финансовые результаты их работы. Но у государства множество самых разных функций. Поэтому успех той или иной государственной организации оценивается совершенно по-раз- ному. И стратегии государственных организаций могут быть совершенно разными - в зависимости от того, в чем состоит ее миссия: в оказании услуг, сборе и анализе информации или в надзоре за соблюдением законодательства и регуляторных требований. Например, ориентированность на клиента может быть целью Налогового управления США, но не ФБР - если считать его "клиентами" преступников и террористов. Таким образом, отправная точка для оценки и разработки стратегии - ответы на следующие вопросы: Какова миссия моей организации? Каким образом она приносит пользу обществу? Что необходимо, чтобы организация действовала как можно эффективнее? В таблице 7-1 приведены некоторые примеры того, каким образом государственные организации создают ценность для общества, и примеры соответствующих стратегий. Обратите внимание, что некоторые подразделения вашей организации могут оказывать те или иные услуги, некоторые заниматься анализом и составлением отчетов, а другие - надзором за соблюдением закона. В такой ситуации определите миссию и разработайте стратегию для каждого подразделения.
Таблица 7-1_________________________________________
Миссии и стратегические императивы
Оказание
Максимально
Организации
Эффективное,
услуг
эффективно
системы здраво
безопасное и
оказывать
охранения,
своевременное
населению
программы
оказание услуг,
определенные
развития инфра
минимизация
услуги.
структуры,
ошибок.
финансовые услуги,
распространение
информации,
социальное
обеспечение.
Анализ
Обеспечивать тех,
Казначейство,
Точность,
и отчеты
кто устанавливает
контрольно-
своевременность,
политику, опреде
ревизионные
управление
ленной информацией организации,
рисками.
и аналитикой.
разведовательные организации.
Надзор
Обеспечить, чтобы
Налоговое
Эффективность,
и соблюдение
отдельные лица и
управление,
справедливость,
организации
регуляторные
предотвращение
соблюдали законы
органы, судебно-
кризисов.
и правила.
исполнительные органы.
Тип
государственной Стратегические
организации Миссия Примеры императивы
• Заинтересованные стороны. Кто самые важные заинтересованные стороны, влияющие на работу вашей группы? В государственном секторе эти стороны могут быть самыми разными - от обычной иерархической вертикали босса и подчиненных (в том числе профсоюзов государственных служащих), горизонтали вспомогательных функций, и до внешней среды законодательных, бюджетных и финансовых органов, избирателей и таких влиятельных общественных институтов как средства массовой информации. Кто из них больше всего влияет непосредственно на работу вашей группы? Чей успех больше всего зависит от вашего успеха? С кем нужно консультироваться, разрабатывая стратегию?
• Ограничения. В организациях государственного сектора миссия, цели, организационные структуры, и критерии оценки работы организации часто определяются законом или инструкциями. И чтобы изменить их, если это вообще возможно, часто необходимо получить одобрение на многих уровнях. В организации Элайн Тревино новая стратегия, провозглашенная секретарем, предполагала ослабление некоторых ограничений. Какова ваша степень свободы при изменении стратегии организации, ее структуры, систем, навыков и культуры?
• Способности. Что у вашей группы получается хорошо, а что - не очень хорошо? На каких сильных сторонах можно строить стратегию совершенствования? Какие способности нужно развивать? А какие нужно создать с нуля или получить извне?
• Ресурсы. В государственных организациях наем сотрудников, получение денежных средств и помещений чаще всего требует долгого времени. Все эти вопросы должны пройти несколько инстанций, прежде чем будет принято решение. Предположим, что вы получили то, что хотели, но прежде чем сможете воспользоваться этими ресурсами, тоже может пройти много времени, из-за требований, связанных с персоналом и закупками. Поэтому, за исключением случаев, когда новый лидер оказывается в относительно редкой ситуации создания организации, или несколько менее редкой ситуации выведения из кризиса, на немедленный доступ к ресурсам рассчитывать не стоит; вначале вам придется обходиться тем, что есть.
После анализа основных элементов стратегии группы, следующий шаг - понять ее логику. И здесь тоже важна история. Изучите любые документы, описывающие миссию группы и ее прошлые планы. Затем разбейте эти планы на составляющие, например, цели и задачи, модели подбора персонала, бюджеты, уровни рабочей нагрузки, процессы, критерии оценки работы и системы отчетности. Соответствуют ли друг другу разные компоненты плана? Есть ли между ними логическая связь? Например, есть ли прямая связь между уровнями рабочей нагрузки, моделями подбора персонала и критериями оценки работы? Если ситуация или миссия группы изменяются, существуют ли планы подготовки сотрудников к этим изменениям, в том числе программы обучения или соответственные технологии? Если план хорош, такие связи легко заметить.
Затем оцените адекватность существующей стратегии с точки зрения ее способности обеспечивать ресурсы, необходимые группе в следующий год или два. Соответствует ли стратегия целям вашей организации? Позволит ли она группе достичь успеха? Чтобы оценить адекватность стратегии, сначала задайте несколько вопросов боссу и подчиненным о том, достаточно ли существующих ресурсов, и какова реальная вероятность успеха в существующих условиях. Затем используйте известный метод SWOT, чтобы проанализировать сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы, связанные с существующей стратегией. (См. "Анализ SWOT"). Достаточно ли гибка ваша организация, может ли она адекватно реагировать на изменяющиеся условия? Возможно, она слишком сильно полагается на непроверенные предположения и надеется получить новые ресурсы? Существуют ли какие-то невыполненные требования, которые ваша группа могла бы выполнить? Возможно, группа находится в изоляции из-за устаревших технологий или неэффективных процессов? Возможно, именно с подобными проблемами столкнулось Налоговое управление США.
Анализ SWOT
Возможно, анализ SWOT - самый полезный, и в то же время, самый недооцененный метод стратегического анализа. Метод SWOT - аббревиатура английских слов strengths, weaknesses, opportunities, threats (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) был разработан исследовательской командой Стэнфордского научно-исследовательского института (SRI) в период с 1960 по 1970 год *. Исследователи хотели выяснить, почему не работают методологии корпоративного планирования, впервые использованные компанией DuPont в 50-х годах, и широко принятые в промышленности.
В начале 60-х годов в большинстве компаний Соединенных Штатов и Великобритании были менеджеры по корпоративному планированию, отвечавшие за анализ среды, организации и разработку стратегических планов. Самое важное открытие исследования SRI состояло в том, что главы компаний не должны делегировать функцию стратегического планирования. Они должны быть главными стратегами своих организаций и вместе с другими руководителями компании формулировать стратегию и управлять ее реализацией, возможно при поддержке группы корпоративной стратегии.
Метод SWOT был разработан как практический инструмент, призванный помочь руководителям компаний выполнять эту задачу. Сущность этого подхода состояла в сочетании анализа внутренних возможностей (сильных и слабых сторон компании) с оценкой внешних событий (угроз и возможностей). Это позволяло определить стратегические приоритеты и на их основе разрабатывать планы.
К сожалению, исследователи решили назвать свой метод SWOT, чтобы подчеркнуть, что анализ должен проводиться именно в этом порядке: сначала - сильные и слабые стороны, а потом - возможности и угрозы. Это создало множество сложностей для тех, кто стремился использовать эту методологию для групповых дискуссий в своих командах. Проблема в том, что обсуждение сильных и слабых сторон организации очень легко превращается в абстрактные, бесцельные рассуждения с отсутствием какого-либо основания для дискуссии. В результате группы часто прекращают попытки определить сильные и слабые стороны своей организации и испытывают разочарование и опустошенность, так и не добравшись до анализа внешней среды.
Правильнее проводить анализ, начиная с внешней среды, а затем анализировать организацию. Это показано на рисунке, приведенном ниже. Первый шаг - оценить внешнее окружение, в котором действует организация, в поиске появляющихся угроз и потенциальных возможностей. Естественно, такую оценку должны проводить люди, хорошо знающие реальность организации и среду, в которой она действует.
Определив потенциальные угрозы и возможности, можно переходить к их оценке с точки зрения способностей организации. Есть ли у организации слабые стороны, делающие ее особенно уязвимой для определенных угроз? Есть ли у организации сильные стороны, позволяющие ей использовать определенные возможности?
Заключительный шаг - превратить эти оценки в ряд стратегических приоритетов, позволяющих избежать критических угроз и использовать потенциальные возможности. Затем можно переходить к общему процессу стратегического планирования.
* В команду исследователей входили Мэрион Дошер, доктор Отис Бенепе, Альберт Хамфри, Роберт Стюарт и Биргер Ли. См. A. Chapman, "SWOT Analysis", Businessballs.com, 2005, http://www.businessballs.com/swotanalysis- freetemplate.htm.
Наконец, оцените, насколько эффективно была реализована стратегия. Какой бы последовательной она ни была, и как бы разумно ни позволяла справиться с будущими требованиями, если она не была реализована, она - бесполезна. Критерии оценки работы, определенные в стратегии, использовались ли в процессе принятия ежедневных решений? Соответствуют ли основные цели стратегии тому, что действительно важно для руководства? Люди разных профессий эффективно ли сотрудничают? Проходят ли сотрудники обучение и овладевают ли необходимыми навыками?
Ответы на эти вопросы покажут вам, стоит ли изменить существующую стратегию группы или достаточно изменить только способ ее реализации. Возможно, нужны некоторые модификации, и поэтому следующая задача состоит в том, чтобы решить, как лучше всего их произвести.
Возглавить процесс стратегических изменений
Если вы обнаружили серьезные недостатки в стратегии или в процессе ее реализации, можно ли добиться радикальных изменений, не нарушая при этом текущую работу группы? Ответ зависит от двух факторов: ситуации STARS и вашей способности убеждать других и добиваться поддержки своих идей.
Изменить стратегию труднее всего в ситуации реорганизации, потому что для этого нужно переубедить людей, уверенных в том, что они и так хорошо работают, и доказать им, что изменения необходимы. Если, оценив существующую стратегию, вы пришли к выводу, что группа движется не в ту сторону, прежде всего вам нужно убедить босса и других сотрудников в том, что стратегию необходимо пересмотреть. Для этого можно задавать такие вопросы: Если мы и дальше будем идти этой дорогой, какие непредвиденные последствия могут возникнуть? Не потребует ли выполнение этого плана слишком больших ресурсов, и не помешает ли оно достижению более важных целей? С дрУг°й стороны, если вы пришли к выводу, что стратегия ведет группу в верном направлении, но замедляет достижение целей, лучше всего не менять ее, а заняться планированием серьезных изменений. Например, для достижения ранних побед, чтобы завоевать доверие, лучше всего ускорить процесс обучения сотрудников и приобретение новых технологий. Многим фундаментальным изменениям придется подождать до тех пор, пока вы не закончите обучение и не добьетесь поддержки ключевых заинтересованных сторон, которые вам предстоит убедить в преимуществе и политической целесообразности изменений, которые вы предлагаете.
Изменение структуры
Как только вы закончили оценку стратегии группы и ввели необходимые коррективы, можно переходить к следующему вопросу: поддерживает ли существующая организационная структура новую стратегию. Что такое структура? Это то, каким образом организованы люди и процессы - включая технологии - для реализации стратегии. Структура состоит из следующих элементов:
• Подразделения. Как сгруппированы люди, которыми вы управляете - по функциям, услугам, избирательным округам, географическим регионам или по сочетанию нескольких из этих аспектов.
• Право принимать решения. Кто уполномочен принимать те или иные решения, и какова свобода их действий.
• Порядок отчетности. Как люди контролируют работу и управляют ею.
• Системы оценки работы и вознаграждения. Каковы критерии оценки работы и системы вознаграждения, и какие стимулы они создают - какие действия людей поощряются, а какие нет.
• Совместное использование информации и механизмы интеграции. Как люди и группы в организации используют информацию, чтобы принимать решения и объединять свои усилия в реализации миссии и стратегии.
Прежде чем изменять структуру группы, тщательно рассмотрите, как взаимодействуют между собой эти пять элементов. Способствует ли система подразделений достижению целей группы? Кто имеет право принимать решения? Как контролируется их работа? Какие достижения ценятся выше всего и вознаграждаются? Облегчает ли способ передачи информации работу и принятие решений? Существуют ли механизмы, обеспечивающие интеграцию различных функций и подразделений?
Во всех ситуациях, кроме ситуации создания организации, где структуры еще не существует, ответы на эти вопросы о структуре организации помогут вам принимать правильные решения по поводу необходимых изменений.
Отвечая на эти вопросы, помните, что идеальных организаций не бывает; любые усилия по созданию организации требуют компромисса. Например, лидер обязательно должен достичь компромисса между эффективностью с помощью уменьшения затрат, сокращения штатов и консолидации организации. Все это может усовершенствовать процессы, по в то же время уменьшить эффективность оказания услуг, ради которых и была создана организация. В идеале, организация должна быть в состоянии достичь всех своих целей в сфере эффективности и продуктивности, но в действительности это просто невозможно. От государственных организаций часто требуют, чтобы они были "всем для всех". Это неизбежно подрывает их усилия и способности. Организация, которая пытается делать все на свете, в итоге не сделает ничего.
Это значит, что необходимо найти правильный баланс. Вот некоторые общие проблемы, с которыми вы можете столкнуться, рассматривая необходимость изменения структуры:
• База знаний группы слишком узкая, слишком широкая или слишком устаревшая. Когда люди со сходными опытом и знаниями объединяются в одну группу, они могут накопить глубокие знания, но в то же время
могут стать изолированными от других аспектов деятельности. Точно так же, группы людей, обладающих самыми разными навыками, легче интегрируются, но при этом им часто не хватает глубины знаний и опыта. И если планы развития персонала не учитывают потребности обновления технологий и тенденций на рынке, это может привести к стагнации и сопротивлению изменениям.
Полномочия сотрудников принимать решения слишком узкие или слишком широкие. Централизованное принятие решений - самый быстрый метод принятия решений, но обычно он исключает советы и знания тех, кто находится "на переднем крае" и, возможно, может принимать эти решения лучше. С другой стороны, слишком широкое участие в процессе принятия решений связано с большим риском, потому что люди не всегда понимают последствия своего выбора. В целом, решения должны принимать люди, обладающие соответствующими знаниями, при условии, что существуют стимулы, поощряющие их действовать в интересах организации.
Неадекватные системы вознаграждения. Это основная проблема организаций государственного сектора. Кроме множества пилотных программ, созданных за многие годы чтобы поэкспериментировать с разными системами компенсации, правила государственной службы часто вознаграждают срок пребывания в должности, а не эффективность работы, и личные интересы часто ставятся выше интересов группы. Вознаграждение всей группы - одно из возможных решений этой проблемы, потому что оно помогает сосредоточиться на эффективности группы в целом.
Фильтрует ли система отчетности поток информации.
Система отчетности помогает наблюдать и контролиро-
вать работу группы, проясняет ответственность и определяет систему отчетности. Строгая иерархическая система отчетности упрощает эти задачи, но в то же время способна создать синдром дымохода, или вертикальную модель потока информации, когда, поднимаясь "вверх", информация все больше фильтруется. Более сложные системы отчетности, например, матричные структуры, поощряют горизонтальное распространение информации, но могут размывать личную ответственность и затруднять процессы оценки работы и вознаграждения.
Стратегия реорганизации, предложенная Элайн Тревино, которая позволила бы эффективно конкурировать с компаниями из частного сектора, затрагивала все эти вопросы. Сочетание нескольких целей - ориентированности на клиентов, внимание к контрольным расходам, ослабление границ между подразделениями, позволяющее объединять их ресурсы, изменение компенсационных планов, чтобы они поощряли эффективность работы, и устранение дублирования функций - сдвинуло организацию от ее исторически устойчивой структуры к более гибкой модели, предполагающей более качественное обслуживание клиентов.