Некоторые катастрофы предсказать невозможно. Например, в 60-х годах никто и подумать не мог, что вирус ВИЧ, поражающий только обезьян, вызовет эпидемию СПИДа среди людей в таком большом масштабе. Но многие непредвиденные бедствия, которые обрушиваются на организации, можно и должно предвидеть заранее, потому что они происходят по вполне предсказуемым причинам. Вот эти причины:
Предвзятые мнения. Когнитивные искажения - это системные слабости, связанные с тем, как люди воспринимают те или иные события и принимают решения. Они ослепляют людей и организации, не позволяя замечать возникающие угрозы. Например, предвзятые идеи о том, что "возможно", а что "невозможно", могут заставить лидера сосредоточить внимание на проблемах определенного типа, и не замечать других проблем, которые в такой ситуации мгновенно выходят из-под контроля. Такая неспособность замечать угрозы возникает и тогда, когда лидер не придает значения фактам, не соответствующим его убеждениям. Каждый раз, когда кто-то говорит "Это невозможно", воспринимайте это как предупредительный сигнал.
Предвзятость Подтверждения. Похожая проблема возникает, когда в организации существует несколько конкурирующих между собой источников информации и анализа. При этом организация может быть большой или не очень - к примеру, американское государство или всего лишь местная организация по обслуживанию населения. В такой ситуации некоторые лидеры воспринимают только то, что подтверждает уже ело- жившееся у них мнение, и игнорируют противоречащую ему информацию. Например, перед террористическими актами 11 сентября и вторжением в Ирак в эту ловушку попали СМИ, Конгресс и органы национальной безопасности - и продемонстрировали тем самым, какой вред может принести подобная позиция тех, кто должен был распознавать и предупреждать потенциальные угрозы национальной безопасности.
Этот феномен проявляется на всех уровнях организации, и чтобы побеждать в бюрократических войнах и сохранять влияние на тех ключевых людей, кто принимает решения. Поэтому некоторые лидеры, как те менеджеры первого и среднего уровней в агентстве Кэрри, быстро учатся сообщать руководству только то, что оно хочет услышать. Такая ситуация иногда усугубляется самодовольством, когда, несмотря ни на какие факты, лидеры считают, что если какая-то проблема не возникала раньше, то не возникнет и сейчас.
"Прививка". Когда сигналы, связанные с угрозой, замаскированы высоким уровнем фонового шума, может возникнуть ложная тревога. Она становится "прививкой", делая лидера невосприимчивым к серьезным проблемам. Сигналами мы называем подсказки, факты и другие свидетельства возникшей проблемы. Шумом мы называем противоречащую информацию, указывающую на другие проблемы или предоставляющую более благоприятные объяснения угрозы. Когда соотношение сигнал-шум низкое (то есть, когда существует немного сигналов и много шума), даже самому бдительному лидеру становится сложно отличить подлинные угрозы от ложных.
Проблема соотношения сигналов и шума усложняется, если в прошлом организация уже переживала ложные тревоги. Именно поэтому аналитики обычно переоценивают серьезность угрозы - лучше перестраховаться, чем оказаться слишком оптимистичным. Эта склонность аналитиков может вызвать множество ложных тревог и создать у лидера "усталость от кризисов" - когда он просто игнорирует постоянные предупреждения о проблемах, которые, кажется, так никогда и не возникнут. Но когда те, кто отвечает за анализ ситуации, позволяют себе расслабиться и теряют бдительность, организация может оказаться в "опасных водах" и стать уязвимой к истинной угрозе, которая рано или поздно обязательно возникнет.
Замкнутость функциональных подразделений. Структура организации также может быть причиной неудач в распознавании угроз. В большинстве организаций существуют отдельные функциональные подразделения, передающие снизу вверх и сверху вниз ценную информацию. Но между подразделениями часто существуют барьеры, препятствующие передаче информации в другие подразделения. Лидеру необходимо постоянно поддерживать баланс между созданием и защитой глубинной базы экспертизы и информации, и необходимостью интегрировать и синтезировать информацию в рамках всей организации.
Самый простой тип проблемы интеграции возникает, когда разные сотрудники организации видят фрагменты общей картины, но никто не видит картины в целом и никто не знает, какие фрагменты каким сотрудникам известны. Коротко говоря, знания организации никогда не равны сумме знаний ее сотрудников. Разные подразделения могут обладать всей информацией, необходимой для своевременного предотвращения предсказуемых сюрпризов, но ни один человек в организации не способен собрать всю ее воедино.
Теоретически руководство организации должно играть роль объединяющего звена, собирая информацию воедино, чтобы избежать синдрома "дымохода". Но барьеры к этой цели слишком велики. Бюрократия создает огромное давление, заставляющее людей "фильтровать" информацию по мере ее движения вверх по уровням иерархии. Соблазн игнорировать или скрывать противоречивую, неприятную или непонятную информацию очень велик. В итоге руководство неизбежно получает неполные и искаженные данные, а перегрузка мешает ему постоянно быть в курсе поступающей информации.
Иллюзорный консенсус. Наконец, организации могут страдать от проблемы иллюзорного консенсуса. Эта проблема укоренилась в двояком желании большинства бюрократов не расходовать лишней энергии, и в то же время избегать ответственности. Очень легко, особенно новому лидеру, интерпретировать отсутствие сопротивления его инициативам как поддержку с их стороны. Сомневающиеся могут хранить молчание, потому что предполагают, что те, кто принимает решения, имеют больше информации, или потому что не хотят брать на себя ответственность. Но как только возникает предсказуемый сюрприз, у тех, кто раньше молчал, внезапно возникает стимул дистанцироваться от неудачи, заявляя во всеуслышание что-нибудь такого рода: "а я же говорил".
Иллюзорный консенсус во многом похож на концепцию группового мышления, описывающую, как члены организации подавляют свои критические сомнения и добиваются ложной видимости согласия. Именно поэтому Кэрри и ее партнеры, впоследствии, оказались в опасной зоне неведения, даже не осознавая этого.
Зеркальное отображение иллюзорного консенсуса - подавление инакомыслия. Оно возникает, когда какое-то подразделение наделяется слишком большой ответственностью за те или иные функции и стремится сохранить свое превосходство. В таких ситуациях не учитывается мнение других подразделений, даже обладающих дополнительной ценной информацией или перспективами, а в самом худшем случае их вообще исключают из процесса принятия решений. В результате восприятие ситуации становится ограниченным, и потенциальные проблемы игнорируются или просто получают слишком низкий приоритет. Чтобы избежать этого, лидеру нужно стремиться устранять предубеждения и адекватно распределять ресурсы. Чтобы определить, существует ли проблема распознавания угроз, нужно оценить, собрал ли лидер адекватные ресурсы для анализа окружающей обстановки? Ориентирует ли он организацию заниматься сбором, интеграцией, анализом и интерпретацией доступных данных? Проводит ли он регулярный обзор тех элементов внешней среды, от которых организация зависит больше всего, или для которых она больше всего уязвима? Стремится ли лидер интегрировать и анализировать информацию из различных источников, чтобы добиться понимания, на основании которого можно действовать? Если лидер этого не делает, то системы организации, призванные распознавать возникающие угрозы, необходимо усилить, и ответственность лидера за предотвращение кризисов нужно разъяснить и укрепить.