Системы, которые иногда называют "процессами", позволяют группе превращать информацию, материалы и знания в продукты или услуги, необходимые организации и другим заинтересованным сторонам. Как и при анализе структуры, для начала нужно выяснить, поддерживают ли процессы текущую стратегию, позволяют ли группе реализовать заложенные в стратегии цели.
Тип процессов, необходимых для реализации стратегии, будет меняться вместе с целями. Например, если ваши основные цели связаны с эффективной и надежной поставкой качественной продукции или услуг, нужно концентрироваться на разработке процессов, детально определяющих и цели в области продуктивности, и средства (методы, технологии, инструменты). Но те же самые типы процессов часто препятствуют инновациям. Поэтому, если ваша основная цель - стимулировать творческий потенциал, вам нужны процессы, больше сосредоточенные на результате и строго фиксирующие продвижение к ним с помощью ключевых намерений, и меньше на средствах. Анализ процессов, позволяющий отобразить каждую систему, существующую в группе, выяснить, какие системы важнее всего для вашей стратегии (ваших внутренних процессов), исследовать, адекватны ли существующие системы критериев оценки работы и вознаграждения, и определить труднопреодолимые места - первый шаг к согласованию стратегии и систем.
Чтобы оценить эффективность и продуктивность каждого из основных процессов, нужно исследовать четыре аспекта:
• Производительность. Эффективно ли процесс превращает знания, материалы и рабочую силу в ценность?
• Своевременность. Своевременно ли поставляет процесс желаемую ценность?
• Надежность. Достаточно ли надежен процесс, или в нем часто происходят сбои?
• Качество. Позволяет ли процесс постоянно соблюдать стандарты качества?
Когда системы и структура согласованы между собой, они укрепляют друг друга, а также стратегию. Например, местная государственная организация структурирована так, чтобы команды, работающие с определенными группами населения (например, с детьми, подростками, молодежью, родителями и т. д.), могли пользоваться информацией, собранной всеми другими группами. Такой процесс совместного использования информации позволяет разным группам помогать друг другу. А это увеличивает общую эффективность работы организации. Если же системы и структура не согласуются между собой, например, когда разные команды конкурируют за одну и ту же группу населения, используя разные подходы, они мешают друг другу и затрудняют реализацию стратегии организации в целом.
Как можно усовершенствовать процесс? Начните с разработки карты процесса. Как мы уже говорили - это диаграмма, показывающая, как именно люди и группы выполняют задачи, входящие в тот или иной процесс. Пример карты процесса для отдела поставок, обслуживающего материальные потребности организации, показан на рисунке 7-2.
Рисунок 7-2
Карта процесса
Команда должна изучить эту карту и определить важнейшие параметры и проблемы во взаимодействии между людьми, ответственными за выполнение тех или иных задач. Например, отдел поставок получает сообщение о срочной необходимости в пополнении материальных запасов от производственного отдела, но эта информация теряется. Подобные ситуации довольно обычны. Как только обнаружилось, что эта проблема связана с надежностью процесса поставок, группа должна найти способы ее устранения.
Анализ процессов стимулирует коллективное обучение. Он помогает всей группе ясно понять, кто что делает, в рамках подразделений и групп и во взаимодействии между ними, чтобы выполнить тот или иной процесс. Как показывает пример, приведенный выше, картирование процессов также проливает свет на то, как возникают проблемы.
Несколько слов предостережения. Скорее всего, вы управляете множеством процессов. Если это так, управляйте ими как единым портфолио. Не пытайтесь радикально менять одновременно более нескольких основных процессов. Группа не сможет справиться со всем сразу. Например, как мы уже говорили, не стоит автоматизировать проблемные процессы. Это не решит проблем, связанных с неэффективностью процесса. Проблемы процессов обычно связаны с неэффективными моделями коммуникации, непроясненными ожиданиями и неправильным пониманием того, как работает организация. Глубокие проблемы необходимо решать, а не автоматизировать неэффективные процессы.