Есть ли у членов вашей группы навыки и знания, необходимые для отличного выполнения основных процессов, и реализации вашей стратегии? Если нет, хрупкая архитектура группы может рухнуть. База навыков состоит из знаний четырех типов:
1.Индивидуальная экспертиза. Полученная благодаря обучению, образованию и опыту.
2.Рациональные знания. Понимание того, как объединить индивидуальные знания, чтобы достичь тех или иных целей.
3.Приобретенные знания. Основные технологии, от которых зависит работа группы, например, информационные системы и базы данных.
4.Мета-знания. Знание о том, где можно найти нужные знания - например, в отделе внутренней поддержки или во внешних источниках знаний.
Цель оценки возможностей группы состоит в том, чтобы, во-первых, определить пробелы в навыках и знаниях, а во-вто- рых, ресурсы, которые используются не в полном объеме, например, редко используемые технологии и знания кого-то из членов группы. Заполнив эти пробелы, и лучше используя доступные ресурсы, можно намного увеличить производительность работы.
Чтобы определить пробелы в знаниях и навыках, еще раз проанализируйте свою стратегию, и основные процессы. Спросите себя, какое сочетание четырех типов знаний позволит выполнять основные процессы группы. Затем оцените существующие навыки, знания и технологии группы. Какие пробелы вы видите? Какие из них можно быстро устранить, а какие потребуют больше времени?
Чтобы определить недостаточно используемые ресурсы, ищите людей или группы, работающие намного лучше остальных. Благодаря чему они так хорошо работают? Они располагают ресурсами - технологиями, методами, материалами и поддержкой важных людей, которые могут получить и другие группы? Возможно, что перспективные идеи по совершенствованию процессов были отклонены из-за отсутствия интереса или ресурсов?
Понимание культуры
Культура организации определяет ее отношение к новым проблемам - проблемам, с которыми ей не приходилось сталкиваться раньше, в рамках существующей бюрократической структуры. Бюрократические учреждения и'их правила статичны и призваны поддерживать стабильность. Поэтому они не в состоянии ответить на вопрос о том, как справиться с новыми вызовами и проблемами. Соответственно, лидеры, которым приходится сталкиваться с изменяющимися условиями, обычно испытывают серьезное влияние культурных норм организации. В этом отношении, культура начинается там, где заканчиваются правила.
Основной вопрос для понимания существующей бюрократической культуры - различие между структурой организации, в том числе ее правилами и инструкциями, и ее культурой. Как мы уже говорили, бюрократические организации действуют на основании четких правил, цель которых - регулировать поведение, распределять полномочия в принятии решений и устанавливать иерархию, скрепляющую бюрократическую организацию.
Культурой организации тоже управляют правила, но несколько иначе. Правилами здесь становятся неписанные нормы. До некоторой степени они обусловлены структурой организации, но коренятся в культуре того общества, которому служит бюрократия. Поэтому нормы часто сложнее выявить, чем формальные правила, управляющие бюрократией. Это не значит, что культурные нормы менее влиятельны, чем правила, когда дело касается формирования поведения сотрудников организации. Наоборот, культура часто сильнее правил, и именно поэтому новому лидеру необходимо ее понимать.
Культура бюрократической организации определяется и внутренними, и внешними силами. Внутренние силы достаточно стабильны. Это могут быть структура организации и нормы, которыми регулируется ее работа. Например, в организациях с жесткой вертикальной иерархией культура сотрудничества обычно отсутствует. Чтобы понять внешние силы, полезно вспомнить наше обсуждение организации как открытой системы и, соответственно, тщательно проанализировать культуру общества, в котором действует организация.
Возможно, самая важная роль любого лидера, а особенно руководителя высшего звена - это интерпретация; правила могут обеспечить структуру для действия, но не диктуют решений. Лидеры, так же как и все люди - существа социальные, и не всегда действуют по правилам. У них есть предубеждения, интересы и страхи, как и у всех остальных, и эти факторы, вместе с преобладающими культурными нормами общества в целом, оказывают влияние на поведение людей в рамках структуры, управляемой правилами. Поэтому лидеры, которые сталкиваются с проблемой несоответствия элементов организации, должны учитывать и формальную организационную структуру, и ее культурные нормы.