Назначить на подходящие должности подходящих людей очень важно, но этого недостаточно. Чтобы достичь поставленных целей и обеспечить себе ранние победы, нужно определить, что именно должен делать каждый из членов команды для реализации этих целей. Для этого общую миссию, цели и стратегии необходимо разбить на составляющие, распределить ответственность за те или иные задачи между членами команды и обязать каждого отчитываться за их выполнение. Как поощрять ответственность? С помощью ясной и эффективной системы оценки работы и стимулирования.
Когда Джулия Дэвис поняла, что ее стиль руководства не дает тех результатов, на которые она рассчитывала, она быстро предприняла некоторые стратегические шаги: провела ряд встреч с сотрудниками и уверила их, что их мнения услышаны; созвала общую встречу, посвященную обсуждению проблем команды и постановке целей; а затем провела личные встречи с каждым из членов команды для разработки личных планов развития. Эти действия устранили несоответствие между целями и критериями оценки работы, возникшее в начале.
Определение критериев оценки работы
В государственных организациях всех уровней общие критерии оценки работы сотрудников могут определяться уставом, законодательством или центральными административными органами. Менеджерам государственных организаций часто остается только действовать в соответствии с этими критериями, и у них нет реальных полномочий, перераспределять ресурсы и использовать другие инструменты.
Это касается, прежде всего, руководителей государственных организаций, но также и менеджеров среднего звена. Поэтому новому менеджеру отдела закупок - должность, которую получила Джулия Дэвис, - вряд ли стоит пытаться ускорить процесс заключения контракта, если нормативные положения, которые распространяются на все государственные организации, определяют требования к периоду времени, и право подрядчика потребовать замедлить этот процесс. Точно так же, директор государственной социальной службы практически не имеет возможности увеличить эффективность и улучшить качество обслуживания растущего числа клиентов, если законодательный орган сокращает бюджет, не принимая во внимание рост рабочей нагрузки организации. Таких примеров очень много, и часто это очень усложняет задачу создания критериев оценки работы.
Но создать четкую систему критериев оценки индивидуальной работы сотрудников вполне возможно. Возможно, общие цели организации определяются "сверху", но ее руководители на всех уровнях в состоянии влиять на работу небольших команд и отдельных сотрудников. В ходе своего исследования мы наблюдали множество примеров, когда лидеры местных, государственных и федеральных организаций, соблюдая ограничения, связанные с государственной политикой, все же находили способы превращать общие цели организации в определенные, измеримые задачи, которые менеджеры могли использовать для разработки системы критериев оценки рабо ты подчиненных. Как правило, для этого они консультировались с людьми из разных подразделений организации и определяли сильные и слабые стороны организации, прежде чем вводить те или иные критерии.
Недостаток ресурсов и гибкости усложняет создание критериев оценки, но методы, описанные в предыдущих главах, позволяют это сделать. Ясные и известные всем критерии оценки индивидуальных достижений - лучший способ поощрения ответственности. Поэтому, при любой возможности, менеджерам нужно следовать примеру Джулии Дэвис и устанавливать критерии, однозначно демонстрирующие, достиг ли член команды поставленных перед ним целей. Но при этом следует избегать общих формулировок, вроде "увеличение производительности", или "сокращение расходов". Установите конкретные показатели, которые можно измерить в процентах или долларах.
Разработка систем стимулирования
Любая система мотивации персонала всегда состоит из сочетания "притягивающих" и "подталкивающих" инструментов, как показано на рисунке 5-1. "Подталкивающие" инструменты - это, например, материальное вознаграждение, премии, системы аттестации и увеличение бюджета за успешное достижение целей. В целом, эти инструменты основаны на страхе последствий плохой работы или желании получить финансовое вознаграждение за хорошую работу. "Притягивающие" инстру- Рисунок 5-1
'Притягивающие» инструменты
• Стимулирование
• Система отчетности
• Процессы планирования
• Процедуры
• Заявление о миссии
«Подталкивающие» и «притягивающие» инструменты
"Подталкивающие» инструменты мотивации основаны на власти, страхе и вознаграждении. Чтобы использовать «притягивающие» инструменты, лидеру необходимы навыки коммуникации и создания видения.
'Подталкивающие» инструменты
• Общее видение
• Работа в команде менты - это привлекательное видение, которое разделяют все сотрудники, ориентированная на успех культура, возможности профессионального развития и продвижения по службе, мотивированная и увлеченная команда. Все это вдохновляет людей, создавая позитивный и захватывающий образ будущего.
Одно из основных различий между государственным и частным секторами - характер и мотивирующая сила материальных стимулов. В бизнесе этот вопрос совершенно ясен и основывается на распределении прибыли, полученной благодаря успешному бизнес-плану. А в государственных органах использовать финансовые стимулы для поощрения работы отдельных сотрудников или команд гораздо сложнее, по целому ряду причин.
Во-первых, цель государственных организаций в условиях демократии - выполнять различные государственные функции, предписанные законодательством, судебной системой и избранной властью в интересах общества. Если руководитель такой организации слишком полагается на финансовые стимулы, этот подход может показаться коммерческим, и следовательно, противоречащим статусу профессиональной государственной службы, добросовестно выполняющей политику демократически избранной власти, и действующей в интересах общества, а не ради личной финансовой выгоды.
Во-вторых, идеология роли государства в американском обществе часто либо поощряет, либо ограничивает возможности выбора карьеры в сфере государственной службы. А это влияет на убеждения тех или иных избранных должностных лиц о том, какой уровень вознаграждения должны получать сотрудники государственных организаций. Некоторые считают, что их нужно как следует стимулировать, и их вознаграждение должно быть выше среднего уровня; другие утверждают, что хорошая работа - прямая обязанность сотрудника, и не требует дополнительных финансовых стимулов.
Наконец, на индивидуальном уровне, мотивация работать в государственной организации может быть самой разной - от альтруистического стремления приносить пользу обществу до простого желания получить стабильную и работу и гарантии занятости, пусть даже ценой отказа от высокого финансового вознаграждения. В целом, те, кто выбирает карьеру в государственном секторе, не мотивированы деньгами в той же степени, как те, кто выбирает частный сектор. В результате, хотя финансовое вознаграждение всегда ценится, и имеет разную степень моти- вационной ценности для разных людей, служащие государственного сектора не склонны рассматривать его как основной критерий успеха или необходимое условие работы.
Почти всегда материальные стимулы, доступные в государственном секторе, обычно в форме премий, зависят от оценки индивидуальных достижений, работы команды в целом и предложений сотрудников, дающих ощутимые финансовые выгоды. Но эти материальные стимулы чаще всего ограничены политическими соображениями и связаны с тем, что прибыль, полученная благодаря эффективной работе государственной организации, прежде всего, принадлежит налогоплательщикам в виде сокращенных государственных расходов. Таким образом, хотя финансовые стимулы и важны в государственных организациях, на уровне отдельных сотрудников или небольших групп, они не имеют той власти (в качестве "подталкивающего" инструмента мотивации), как в частном секторе. Как же разработать системы стимулирования в государственных организациях?
Ограниченная эффективность материальных стимулов в сочетании с гарантиями занятости, которые дает государственная служба, приводят к тому, что руководителям государственных организаций приходится рассчитывать, прежде всего на "притягивающие" инструменты мотивации. Именно поэтому так важны уроки предыдущих глав. С самого начала достичь успеха на новой должности, правильно понять свои обязанности и ситуацию, в которой вы оказались, учиться новому и создавать конструктивные рабочие отношения со своей командой и другими заинтересованными сторонами - очень важные элементы стратегии лидерства, которые будут поощрять и вас, и ваших сотрудников достигать самых важных целей.
Создать систему стимулирования, основанную на "притягивающих" инструментах, довольно сложно. Верное сочетание индивидуальных и групповых стимулов зависит от относительной важности независимой и взаимозависимой деятельности для общего успеха вашего отдела. Но в любом случае, избегайте стимулов, поощряющих стремление к личным целям, когда нужны командные усилия, и наоборот.