Многим новым лидерам сложно с самого начала создать эффективный процесс принятия решений. Обычно у них есть привычный стиль принятия решений, который их устраивает, и они считают, что должны быть последовательны - потому что в противном случае рискуют сбить с толку своих починенных. Но существует множество успешных методов принятия хороших решений. Чтобы понимать, какой из них лучше в данной ситуации, и сообщать членам команды, почему вы приняли то или иное решение, нужно создать структуру принятия решений, отражающую характер самого решения. Как показано на рисунке 5-2, возможные подходы могут варьироваться от единоличного принятия решений до единогласного.
Некоторые решения лидеру лучше принимать единолично или после консультаций с одним-двумя сотрудниками. При этом, конечно же, есть риск упустить из виду важную информа цию и вызвать недовольство команды, потому что люди начнут считать, что влиянием пользуются лишь избранные. С другой стороны, процессы, требующие единогласного решения, часто приводят к размыванию ответственности, занимают слишком много времени, но иногда так и не заканчиваются решением, а если решение все-таки принимается, это всего лишь компромисс, устраивающих всех, но не решающий никаких проблем. Ни в том, ни в другом случае критическим возможностям и угрозам не уделяется должного внимания. Между этими крайностями находятся процессы принятия решений, которые используют большинство лидеров:
• Консультации и принятие решения. Лидер обращается за информацией и советом к группе или к некоторым из ее членов, но оставляет за собой право принять окончательное решение. При этом лидер отделяет процесс сбора информации и ее анализа от процесса оценки и делает выводы, обращаясь к группе за информацией, но не за ее оценкой.
Рисунок 5-2
Спектр принятия решений
Единоличное принятие Консультации Достижение Единогласное решения и принятие решения консенсуса решение
Больший контроль лидера
Меньший контроль лидера
• Достижение консенсуса. Лидер собирает и анализирует информацию, а также привлекает к процессу принятия решений всех членов команды. При этом его цель - не общее согласие, но согласие достаточного количества членов команды. Это значит, что большинство членов команды уверено в правильности решения и, что важно, остальные согласны принять это решение и поддержать его выполнение.
В какой ситуации лучше выбрать тот или иной метод? Ответ "В условиях дефицита времени я буду использовать метод консультаций и принятия решений" - неверный. Почему? Потому что, хотя этот подход может быть самым быстрым путем к решению, он не обязательно быстро обеспечит достижение желаемого результата. Вы можете потратить больше времени на попытки убедить членов команды в правильности вашего решения, но не сможете заставить их его выполнить. Лидеры, предпочитающие действовать быстро, рискуют здесь больше всех. Они хотят прийти к окончательному выводу, но в итоге могут поставить под угрозу реализацию своих целей.
Следующие рекомендации помогут вам понять, какой метод принятия решений лучше всего использовать:
• Если решение приведет к появлению победителей и проигравших, лучше использовать подход консультации в принятии решения. Подход консенсуса не приведет к желаемым результатам и вызовет конфликты в к оманде. Решения, связанные с убытками или неприятностями для всех членов команды, лидеру лучше всего принимать единолично.
• Если решение требует активной поддержки тех, чью работу вы не можете контролировать, лучше использовать подход консенсуса. Возможно, подход консультирования позволит принять решение быстрее, но при этом вы рискуете не получить желаемого результата.
• Если команда состоит из неопытных сотрудников, лучше полагаться на подход консультации в принятии решения до тех пор, пока вы не оценили команду и не развили способности ее членов. Попытка достижения консенсуса в неопытной команде может вызвать раздражение, а решение все равно придется принимать вам, подрывая, таким образом, попытки создать эффективное коллективное взаимодействие.
• Если вы руководите людьми, среди которых вам нужно утвердить свой авторитет (например, бывшими коллегами), то с самого начала для принятия важных решений лучше использовать подход консультаций. Расслабиться и использовать подход консенсуса вы сможете после того, как утвердите свою власть.
Подход к принятию решений также во многом зависит от ситуации STARS. В ситуациях создания организации и выведения из кризиса лучше работает подход консультаций и принятия решения, так как проблемы здесь носят преимущественно технический, а не культурный или политический характер. Кроме того, сотрудникам может требоваться сильное руководство: лидеров, использующих подход консультаций и принятия решения, люди часто считают сильными. С другой стороны, в ситуациях реорганизации или поддержания успеха, лидер часто имеет в своем распоряжении сильную команду и сталкивается с проблемами культурного и политического характера. В этих ситуациях лучше работает подход консенсуса.
Адаптируя подход к принятию решений в зависимости от характера самих решений, иногда вам придется сдерживать свои естественные склонности. Возможно, вы склонны либо к подходу консультаций и принятия решения, либо к подходу консенсуса. Но это - всего лишь личные предпочтения. Если вы склонны к подходу консультаций и принятия решения, в подходящей ситуации поэкспериментируйте с подходом консенсуса. Если вы - сторонник консенсуса, не стесняйтесь использовать подход консультаций и принятия решения, если считаете это необходимым.
Поясните членам команды, какой подход собираетесь использовать и почему. Но самое важное, каким бы ни был ваш подход, люди должны считать его справедливым. Даже те, кто не согласен с вашим решением, часто поддержат его, если видят, что их взгляды и мнение были услышаны и искренне рассмотрены, и если вы объяснили им, почему приняли именно такое решение. Но не стоит пытаться достичь консенсуса по поводу уже принятого решения. Люди это сразу же заметят, что подорвет доверие к вам, и такое решение будет очень трудно выполнить. Лучше честно использовать подход консультаций и принятия решения.
Наконец, подходы к принятию решений можно менять по мере того, как вы будете лучше понимать интересы и позиции людей. Возможно, имеет смысл начать с подхода консенсуса, но оставить за собой право перейти к подходу консультаций и принятия решения, если процесс вызывает слишком много разногласий. А иногда лучше начать с подхода консультаций и принятия решения, а потом перейти к консенсусу, если выясняется, что решение нужно выполнять быстро, и консенсус возможен.
Заключение
Возможно, формирование команды - самая важная, и определенно, одна из самых сложных задач, стоящих перед новым лидером. Это касается организации и государственного, и частного секторов. В государственных организациях этот процесс усложняют наложенными ограничивающими правилами, навязанными целями и отсутствием мощных материальных стимулов. Но наше исследование показало, что, несмотря на все эти ограничения, многие лидеры успешно мотивируют сотрудников своих организаций для достижения успеха. Например, урок, который получила Джулия Дэвис относительно необходимости разъяснения целей, оказался ценным и с точки зрения улучшения работы ее организации, и с позиций демонстрации подчиненным и ключевым клиентам, ее умения как лидера адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Каковы ваши критерии оценки работы членов команды, насколько им соответствует персонал, доставшийся вам "по наследству"?
2.Какие кадровые изменения необходимы, и как скоро?
3.. Какая помощь вам потребуется в процессе реструктуризации, и как не задеть чувства собственного достоинства тех, кого она затронет больше всего?
4.Как лучше всего использовать существующие системы стимулирования, чтобы мотивировать команду двигаться к новым целям?
5.Какие новые процессы вы хотите ввести в команде?
6.Как вы будете принимать решения - вначале или позже?
Создаем альянсы
В тот же день, когда Дуэйн Робинсон принял должность директора отдела управления персоналом администрации штата, его босс, недавно избранный губернатор, поставил перед ним ясную задачу. "Восстановите доверие общественности, - сказал он Дуэйну. - И как можно быстрее". Это была сложная задача. При предыдущем губернаторе работа отдела, который возглавил Дуэйн, вызвала резкую критику, после того, как в СМИ появились сообщения о сомнительных финансовых операциях в отделе и проблемах, связанных с охраной детства.
До этого Дуэйн руководил небольшой частной медицинской компанией. Его считали лидером с агрессивным подходом, способным заставить действовать даже самых неповоротливых бюрократов. Но на новой должности он скоро стал сомневаться, по силам ли ему справиться с новыми задачами.
Всего через несколько недель Дуэйн понял, что "унаследовал" организацию с множеством проблем. Ее недавние неудачи, несмотря на всю свою серьезность, были лишь симптомами намного более запущенной болезни. Руководители совершенно не доверяли друг другу, а в самой организации укоренилась культура "защитного поведения", из-за чего общение между филиалами практически свелось к нулю. Уже в первую неделю работы к Дуэйну обратились несколько менеджеров высшего звена. Они изложили ему свои взгляды на ситуацию в отделе и дали рекомендации относительно вопросов, связанных с персоналом и деятельностью отдела. Их взгляды противоречили друг другу, а иногда в них даже проскальзывала откровенная враждебность к другим сотрудникам организации.
Дуэйна это обеспокоило, и он предпринял попытку наладить открытое общение между своими непосредственными подчиненными. Он стал проводить еженедельные общие встречи, надеясь привлечь сотрудников к диалогу, чтобы найти решение существующих проблем. Но дискуссии, в лучшем случае, оказывались вялыми, люди быстро отказывались от своей точки зрения и занимали оборонительную позицию. Дуэйн чувствовал, что реальные дискуссии происходят в кулуарах, и враждующие альянсы "ломают копья" до общих встреч и после них.
После шести недель Дуэйн был перенасыщен конфликтами и враждебностью подчиненных. Он хотел уволить сразу всех и начать все сначала - что, конечно же, было невозможно с учетом условий государственной службы, а кроме того, отдел должен был продолжать работать. Поэтому он решил, что лучше всего прибегнуть к "шоковой терапии".
Опираясь на свои полномочия и власть, Дуэйн стал проводить необходимые изменения в приказном порядке. В течение последующих недель он выпустил множество распоряжений, определяющих новые методы работы и критерии оценки персонала, и провел несколько встреч с сотрудниками всех уровней, на которых изложил новые правила. На этих встречах он несколько раз назвал себя "новым шерифом в этом городе".
Через два месяца в отделе царил полный хаос. Еще до прихода Дуэйна сотрудники отдела враждовали между собой, а сам отдел стал объектом пристального внимания общественности. А теперь работа отдела вообще была парализована. Сотрудники, сбитые с толку новыми распоряжениями (которых их менеджеры, конечно же, не поддерживали), боялись наказаний и поэтому просто молчали.
В то же время менеджеры начали жаловаться на стиль руководства Дуэйна своим союзникам в законодательных органах и других организациях. Скоро Дуэйну стали звонить раздраженные представители законодательных органов и профсоюзов. Но самое худшее произошло тогда, когда Дуэйну позвонил руководитель администрации губернатора и спросил, каким образом
Дуэйну удалось настолько ухудшить и без того неблагоприятную ситуацию.
Теперь Дуэйн окончательно понял, что допустил ужасную ошибку и создал себе серьезные проблемы. Он прекратил упорствовать, но стал сомневаться, удастся ли ему исправить ситуацию, пока она еще больше не ухудшилась, а он не поплатился своей работой?
Ловушка "одинокого рейнджера"
Многие новые лидеры государственных организаций довольно часто попадают в ту же ловушку, что и Дуэйн Робинсон. Они принимают руководство организацией, более крупной и высокопрофильной чем та, где работали раньше. Они испытывают огромное давление, отчасти созданное ими самими, заставляющее их стремиться, как можно быстрее продемонстрировать заметные результаты. Раздраженные неспособностью добиться желаемого перед лицом сложных и глубоко укоренившихся проблем, они прибегают к стилю руководства, который эксперт в области лидерства Рон Хейфец называет стилем "одинокого рейнджера", основанным на авторитарном стиле принятия решений (1). В надежде добиться изменений, такие лидеры лишь укрепляют сопротивление - этот феномен еще называют созданием реактивной коалиции.
В результате возникает изнурительный порочный круг, где насильственное применение власти усугубляет сопротивление оппозиции, что побуждает лидера действовать еще более жестко, и так далее. Если этот процесс не остановить, в результате возникает все более и более серьезный конфликт между новым лидером и сотрудниками, и их союзниками. Новый лидер и так уязвим из-за недостатка информации о существующих коалициях, а кроме того, обычно замена персонала связана с юридическими и политическими ограничениями. Поэтому в этой войне лидер вряд ли победит.
Особенно часто попадают в эту ловушку новые лидеры, перешедшие в государственный сектор из частного. Почему? Потому что в бизнесе у лидера более ясные цели и критерии, больше полномочий нанимать и увольнять людей, и меньше внешних заинтересованных сторон и наблюдателей, чем у его коллег в государственных организациях. Например, ему трудно понять зачастую сложные отношения между менеджерами организации, представителями центральных исполнительных органов, ответственных за бюджет, персонал и административные системы, и представителями законодательных органов, создающими правила, по которым действует вся система.
Чтобы не попасть в эту ловушку, мало просто понять, что нужно сделать. Необходимо выяснить, как это сделать; нужно преодолеть вызов влияния. Это значит, что в начале необходимо потратить достаточно времени и сил на то, чтобы разобраться, кто и на кого влияет и обнаружить важные коалиции (2). Необходимо определить людей и группы, и внутри организации, и за ее пределами, которые в будущем будут оказывать влияние на цели и стратегии организации. Развивая отношения с этими людьми, нужно завоевать их доверие и создать конструктивные рабочие отношения с основными внутренними и внешними заинтересованными сторонами. Такая база союзников позволит вам начать создавать и передавать другим видение того, как должна действовать организация. Влиятельные люди должны поверить, что вы способны вести организацию к желаемому будущему. И самое важное, необходимо создать альянсы в поддержку любых изменений, которые вы надеетесь ввести. Вашими действиями должен руководить баланс между движущими и ограничивающими силами.
Карта влияния
Определить людей и группы, оказывающие влияние на деятельность государственных организаций, довольно сложно. Но не стоит жалеть на это времени. Начните с определения влиятельных сторон, а затем переходите к диагностике сетей влияния.
Определение влиятельных сторон
Самые очевидные источники влияния - вертикальные линии, ведущие к вашему боссу и к вашим подчиненным. Но не уделяйте им все свое внимание - ведь есть еще горизонтальные линии. Общая ошибка новых лидеров состоит в том, что в переходный период они посвящают слишком много времени вертикальному измерению влияния - восходящему, к боссу, и нисходящему - к подчиненным, и забывают о горизонтальном измерении - о коллегах и внешних заинтересованных сторонах. Эта ошибка понятна; естественно уделять основное внимание тем, кому подчиняетесь вы, и кто подчиняется вам. В конце концов, эти люди представляют собой первичные каналы, через которые вы будете распространять свое влияние. Однако, если вы станете действовать на основании исключительно своих полномочий - как поступил Дуэйн, - то начнете действовать вопреки интересам других заинтересованных сторон, и в результате поставите себя в уязвимое положение.
Ключевые горизонтальные отношения - это отношения с людьми и группами в организации и за ее пределами. Это отношения с коллегами, другими сотрудниками и теми, кто занимается такими вспомогательными функциями организации, как бюджет и финансы. Эти люди не обязательно будут вашими непосредственными подчиненными, но они оказывают существенное влияние на вашу деятельность. Также подумайте об удаленных исполнительных агентствах, управляющих общим государственным бюджетом и вопросами доходов, и устанавливающих политику закупок и управления персоналом. Запланируйте связаться, если это нужно, с законодательными органами и соответствующими органами надзора, юридическими организациями, профсоюзами государственных служащих, инспекторами и аудиторами, органами по связям с общественностью и свободе информации, и, конечно, с избирателями. В таблице 6-1 и на рисунке 6-1 приведен типичный список внутренних и внешних точек влияния и их основных интересов. Новый лидер должен хорошо понимать, как каждая из них влияет на его положение.
Говорят, что основа бизнеса - деньги; основа государства - власть. Поэтому руководителю в государственной организации мало просто определить внутренние и внешние точки влияния. Нужно понять основания власти каждой из точек влияния, чтобы определить, как и до какой степени она воздей-
Таблица 6-1
Внутренние и внешние точки влияния и их основные интересы
Боссы
• • •
Цели деятельности. Командная работа и поддержка. Соблюдение законов, нормативных положений и правил.
• • •
Соблюдение правил, составленных руководством. Целостность системы отчетности. Отсутствие сюрпризов и неприятностей.
Сотрудники
• • • •
Равные для всех возможности и система вознаграждений. Четкий курс. Доступность босса. Союзники или конкуренты.
• •
Обсуждения условий контрактов и трудовых договоров с профсоюзами и их реализация. Защита стандартов профессиональных ассоциаций.
Коллеги
• •
Делиться информацией или
скрывать ее.
Доверие или недоверие.
•
Сеть советников и консультантов.
Бюджет и финансы
• • «
Правильное распределение ресурсов.
Оценка результатов деятельности. Сбор информации и отчетность.
• •
Соблюдение бюджета администрации.
Выделение ресурсов
законодательными
органами.
Отдел управления персоналом
• • •
Эффективность процессов подбора, развития и оплаты труда персонала. Справедливое и последовательное применение методов управления персоналом. Системы аттестации персонала.
•
Соблюдение законов, касающихся государственной службы, нормативных положений и правил.
Юридический отдел
• • •
Законность действий руководства. Представительство в судах и административных органах. Этика.
• •
Разрешение конфликтов. Надзор за выполнением программ законодательства.
Отдел по внешним связям
• • •
Знание руководства о позициях и действиях заинтересованных сторон. Благоприятный имидж в СМИ. Антикризисный менеджмент с помощью связей с общественностью (PR).
• •
Представительство заинтересованных сторон. Интерес СМИ и расследования по поводу деятельности и проблем организации.
Отдел материально-
технического
обеспечения
• •
Соблюдение приоритетов организации в сфере закупок. Соблюдение законов, нормативных положений и правил.
•
Соблюдение законов, действующих на уровне госструктур, нормативных положений и правил, касающихся MTO.