Как только команда создана, установлены ее цели, критерии оценки ее работы и система стимулирования, пора подумать о том, каким образом она будет работать. Какие рабочие процессы необходимы? Разные руководители совершенно по-разному проводят встречи, принимают решения, разрешают конфликты и распределяют обязанности и задачи.
Это значит, что не нужно спешить вводить в команде новые методы работы. Например, если вы приняли руководство уже сформированным отделом, прежде всего, выясните, как команда работала до вашего прихода, и насколько эффективными были командные процессы. После этого можно решить, какие процессы и методы стоит сохранить, а какие лучше изменить.
Оценка существующих командных процессов
Как изучать существующие командные процессы? Как мы уже говорили в третьей главе, для этого лучше всего поговорить с членами команды и вспомогательным персоналом, и, если возможно, пообщаться с вашим предшественником. Попросите членов команды кратко описать вам их функции и объяснить ключевые процессы. Ищите ответы на следующие вопросы:
• Роли участников. Кто оказывал самое большое влияние на вашего предшественника? Кто играл роль "адвоката дьявола"? Кто избегал неопределенности? К чьему мнению прислушивались больше всего? Кто был "миротворцем"? А кто "диссидентом"?
• Встречи команды. Как часто проводились встречи команды? Кто в них участвовал, и кто устанавливал повестку дня?
• Принятие решений. Кто и какие решения принимал? С кем консультировались в процессе принятия решений? Кому сообщали, о том, что решение принято?
• Стиль лидерства. Какой стиль лидерства предпочитал ваш предшественник - как он общался с людьми, мотивировал их и принимал решения? Чем он отличался от вашего стиля руководства? Если его стиль лидерства кардинально отличался от вашего, как эта перемена отразится на работе команды?
Определение процессов, которые нужно изменить
Если вы уверены, что понимаете, какие процессы в прошлом были эффективными, а какие - нет, используйте эти знания на практике и начните создавать новые процессы, которые считаете необходимыми. Например, в ходе нашего исследования мы беседовали с руководителем крупного федерального агентства, которого пригласили на эту должность, потому что агентство работало крайне неэффективно, и его нужно было вывести из кризиса. Этот руководитель практически сразу же обнаружил документ из двадцати страниц, обстоятельнейшим образом регламентирующий процесс принятия решений. Этот процесс размывал ответственность и парализовал способность агентства реагировать на проблемы.
Новый руководитель отказался от этого документа и ввел более простую систему принятия решений в группе. Многие новые лидеры часто считают, что процесс проведения командных встреч и принятия решений стоит пересмотреть. Если вы считаете точно так же, то чем скорее начнете объяснять людям, какие изменения хотите ввести, тем лучше.
Изменение состава участников
Одна из распространенных проблем, связанных с командными процессами и прекрасная возможность продемонстрировать, что изменения происходят - связана с тем, кто из сотрудников принимает участие в важных встречах. В некоторых организациях, например, в агентстве, о котором мы только что говорили, на встречах присутствовало слишком много людей. В результате решения принимались крайне неэффективно. В других организациях на встречи приглашают только "избранных". Из-за этого организация лишает себя потенциально ценных идей и мнений, ограничивает ответственность сотрудников и исключает их из процесса принятия решений. Чтобы сбалансировать потребность в эффективности с мотивационными преимуществами участия сотрудников, нужно тщательно проанализировать производственные потребности вашего отдела. Хороший подход - приглашать на встречи больше или меньше людей в зависимости от тех проблем, которые нужно решить. Как во многих других вопросах менеджмента, самое главное - гибкость.
Джулия Дэвис мудро использовала подход, предполагавший активное участие сотрудников на всех уровнях. Ей это удалось отчасти благодаря тому, что штат ее отдела был небольшим; когда речь идет о большой команде, лучше выбрать подход, предполагающий участие представителей разных иерархических уровней организации.