Вопреки распространенному мнению, уволить сотрудника государственной организации, который постоянно работает плохо или участвует в каких-то недопустимых действиях, вполне возможно - если делать это правильно. Но из-за недостатка информации или из стремления избежать конфликта и тягостного процесса увольнения руководители зачастую терпят плохих работников. Общая проблема, с которой сталкиваются многие руководители, - добиться разрешения уволить или перевести по службе плохо работающего сотрудника, который из года в год получает удовлетворительные оценки при аттестации. Руководителям и менеджерам нужно знать, каким образом проводить объективный и тщательный процесс аттестации. Кроме того, им не обойтись без поддержки руководителей более высокого уровня, потому что большинство сотрудников государственных организаций находятся под защитой закона о государственной службе или являются членами профсоюзов. Джулия Дэвис столкнулась с этой проблемой, когда попыталась проследить источник жалоб клиентов. Ее слишком свободный стиль руководства не позволял ей объективно оценить каждого члена ее команды. Вот несколько основных правил, позволяющих уверенно применять дисциплинарные меры:
• Отнеситесь к оценке членов команды со всей серьезностью. Может показаться, что проще присвоить удовлетворительную оценку каждому, чтобы избежать конфликтов, способных повредить общей эффективности организации, но если вы терпите плохую работу одного сотрудника, это вызовет негодование других, хорошо выполняющих свою работу сотрудников, и подорвет доверие к вам.
• Убедитесь, что все понимают, каковы ваши ожидания относительно качества работы. Если вы не можете изложить свои ожидания в письменной форме, включая и потребности в обучении, это ослабит вашу позицию, когда потребуется применить дисциплинарные меры.
• Проводите регулярные (по крайней мере, ежеквартальные) беседы с каждым служащим, посвященные его успехам и неудачам в ходе выполнения плана работы, и документируйте результаты. Предоставьте сотруднику копию.
• Равномерно распределяйте нагрузку между членами команды. Реальная или даже воображаемая несправедливость в этой области может создать серьезные юридические и этические проблемы для всей организации.
• Если вы решили, что необходимо применить дисциплинарные меры, поддерживайте тесный контакт с отделом управления персоналом и юристами, чтобы учесть все требования законодательства. Ничто не подрывает доверие к лидеру быстрее, чем отмена принятых им дисциплинарных мер в ходе обжалования, из-за ошибок процедур.
Помните, что команда должна продолжать эффективно работать, и в то же время выполнять поставленные задачи. Поэтому может сложиться так, что вам придется смириться с присутствием в команде недовольных, неуживчивых и плохо работающих людей до тех пор, пока вы не найдете способ их заменить. (Один из лидеров, с которым мы беседовали, не увольнял членов команды до тех пор, пока их знания были ему полезны). Ищите преемника тщательно, оценивая других членов группы или людей из других отделов организации и наблюдая, кто из них обладает соответствующим потенциалом. При этом тесно сотрудничайте с отделом управления персоналом; перевод в другой отдел может стать либо дисциплинарной мерой, либо вызвать возражения отдела управления персоналом, если делается не по правилам. Не стоит ходить по этому "минному полю" без опытного проводника.
На каждой фазе процесса реструктуризации команды относитесь ко всем членам команды с уважением. Даже если люди в вашем отделе согласны, что того или иного сотрудника нужно заменить, ваша репутация пострадает, если ваши действия будут восприниматься как несправедливые. Сделайте все возможное, чтобы донести до членов команды, что вы серьезно и внимательно относитесь к процессу оценки возможностей и потребностей развития и обучения каждого. Подчиненные создают устойчивое впечатление о ваших лидерских способностях на основании того, как вы справитесь с этой задачей.