В большинстве государственных организаций серьезные изменения запрещены бесчисленными уставами, инструкциями и другими официальными правилами. Тем не менее, конструктивные изменения здесь вполне возможны - как показывают примеры многих лидеров государственных организаций, эффективно внедривших изменения, позволившие улучшить качество услуг своих организаций. Чтобы спланировать ранние победы и достичь их, жизненно важно ясно понимать, какая стратегия даст лучшие шансы на успех, и при этом помнить о том, что в каждой ситуации нужно делать выбор между двумя подходами к внедрению изменений: между запланированными изменениями и коллективным обучением, и между изменением отношения и изменением поведения.
Запланированные изменения или коллективное
обучение
Как только вы выявили самые важные проблемы или вопросы, которые нужно решить, следующий шаг - определить, какой стратегии лучше следовать - стратегии запланированных изменений или методу коллективного обучения, стимулирующему понимание проблем, которые предстоит решить (1). Подход запланированных изменений будет эффективен в том случае, если соблюдаются пять условий:
1.Понимание. Критическая масса сотрудников понимает, что изменения необходимы.
2.Консенсус. Вы и другие ведущие сотрудники согласны в том, что и почему нужно изменить.
3.Видение. У вас есть вдохновляющее видение и четкая стратегия.
4.План. Вы способны составить подробный план.
5.Поддержка. Существует достаточно мощная коалиция, поддерживающая изменения.
Подход запланированных изменений эффективен в ситуации выведения из кризиса, например, если сотрудники признают существование проблем, а решения носят скорее технический, чем культурный или политический характер, и при этом люди жаждут позитивных перемен. Но если какое-то из этих пяти условий не соблюдается, этот подход может оказаться ловушкой. Например, в ситуации реорганизации, если люди сопротивляются изменениям или отрицают их необходимость, практическую ценность или потенциальные выгоды, то ваш план может быть воспринят скептически, как в случае Джо Ра- аба. Поэтому сначала нужно добиться понимания необходимости изменений, заострить внимание на диагностике проблем, создать более привлекательные видение и стратегию, или заручиться поддержкой более сильной коалиции.
Для этого необходимо сосредоточиться на процессе коллективного обучения, а не на составлении плана изменений и навязывании его. Например, если многие сотрудники просто не хотят замечать существующих проблем, нужно искать способы преодолеть их сопротивление. Но вместо лобовой атаки здесь лучше следовать более тонкому подходу, который позволит им осознать проблемы организации, а, следовательно, и потребность в переменах.
Подход коллективного обучения может быть основан на ознакомлении ключевых сотрудников с новыми способами действий и размышлении о миссии организации. Можно провести бенчмаркинг других успешных организаций. Или пригласить сотрудников на какую-то нейтральную территорию и провести "мозговой штурм" об основных целях организации или о том, как улучшить ее работу.
Это значит, что важнее всего выяснить, какие элементы процесса изменений лучше всего реализовать с помощью планирования, а где лучше использовать подход коллективного обучения. Диаграмма, приведенная на рисунке 4-2, поможет понять, каким образом лучше всего вводить изменения в организации.
Изменить отношение или изменить поведение
Планируя ранние победы, помните, что средства, которыми вы пользуетесь, так же важны, как и результаты, которых вы достигаете. Действия, направленные на достижение ранних побед должны служить и еще одной цели - устанавливать новые стандарты поведения. Чтобы изменить организацию, вам наверняка придется изменить те или иные элементы ее культуры.
108 I ПЕРВЫЕ 90 ДНЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РАБОТЕ Рисунок 4-2