Проведена ли диагностика проблем и/или возможностей?
Да
Нет
Видение
Решение очевидно?
<
Создать видение ^ и стратегию )
Да
Нет
Существует ли подробный план изменений?
План
-^^^Создать план^^^
Да
Нет кУ^Г
Существует ли достаточная поддержка для внедрения изменений?
Поддержка
-------------- —|м Создать коалицию 1
Культуру изменить нелегко. В организации могут быть укоренившиеся "плохие привычки", и вам придется с ними бороться. Все мы знаем, как трудно изменить собственные привычки. Что же говорить о коллективе людей, взаимно подкрепляющих эти привычки? Не так давно руководителям государственных организаций, как и их коллегам из частного сектора, пришлось столкнуться с этой проблемой - в ходе кампании за равные возможности для представителей этнических меньшинств и женщин, внедрения экологических программ, проектов по безопасности труда и многих других начинаний, в свое время казавшихся спорными и сложными. На этом пути они выучили важный урок: если просто разрушить до основания существующую культуру, это вряд ли даст желаемый результат.
У людей - и у организаций - есть определенный предел количества принятия изменений за один раз. А в культуре любой организации есть не только недостатки, но и достоинства; они обеспечивают предсказуемость и могут быть источником гордости. Если вы говорите людям, что в их организации и в ее культуре нет ничего хорошего, то тем самым отнимаете у них важнейший источник стабильности во времена перемен. Кроме того, этим вы лишите себя ценного источника энергии, который можно привлечь для усовершенствования деятельности организации.
Важнее всего определить и положительные, и отрицательные элементы существующей культуры. Поощряйте и вознаграждайте положительные моменты, и в то же время стремитесь избавиться от отрицательных. Функциональные аспекты культуры, разделяемой всеми сотрудниками, - мостик, помогающий людям перейти от прошлого в будущее.
Волны изменений
Наконец, планируя переходный период и дальнейшую работу, подумайте о том, что Джон Габарро называет последовательными волнами изменений. Они показаны на рисунке 4-3 (2). Эта диаграмма иллюстрирует интенсивность изменений, которые вводит лидер с течением времени. На рисунке вы видите ряд волн. Каждая волна состоит из (1) знакомства с организацией, (2) планирования изменений, (3) реализации плана и (4) наблюдения результатов и выводов. Время от времени нужно приостанавливать процесс введения изменений: это позволяет выяснить, что работает, а что - нет (трудно учиться, если вы продолжаете внедрять изменения), и помогает людям отдышаться и отпраздновать успех.
Во время первой волны вы учитесь, планируете, реализуете план и наблюдаете, обеспечивая себе ранние победы. Как мы уже говорили, ваши первые действия должны быть направлены на то, чтобы завоевать доверие, наладить ключевые отношения и воспользоваться преимуществами высокопотенциальных возможностей для краткосрочных улучшений в деятельности
Рисунок 4-3 Волны изменений
организации. Все это поможет вам создать импульс и углубит ваши знания.
Первая фаза готовит почву для более глубокого обучения и более серьезных изменений, которые начнутся на стадии второй волны. Часто эта волна изменений касается фундаментальных проблем стратегии, структуры, систем и навыков организации. Именно здесь происходит реальное улучшение работы организации. Но этого не произойдет, если вы не обеспечите себе ранние победы во время первой волны.
Если вы действовали успешно, и среда организации остается стабильной, на стадии третьей волны можно объединить свои усилия. В противном случае вам, возможно, придется запустить волну еще более фундаментальных изменений.
При этом важно понимать, что модели изменений радикально отличаются в каждой из ситуаций STARS. В ситуациях, где важно время - создания организации и выведения из кризиса - можно ожидать, что первая волна изменений начнется раньше. Интенсивность изменений также будет больше. В ситуациях реорганизации и поддержания успеха можно дать себе больше времени на обучение и планирование, прежде чем запу- екать первую волну - урок, который был бы очень полезен Джо Раабу.
Заключение
Ранние победы - один из самых важных элементов успешного переходного периода. Без них вам не удастся завоевать доверие и заложить фундамент долговременного успеха. Но как ни важны ранние победы, сами по себе они не гарантируют достижение усовершенствования деятельности в долгосрочной перспективе и изменения поведения. Их нужно рассматривать как важный первый шаг в будущее. Ответы на следующие вопросы помогут вам убедиться, что вы полностью готовы к старту.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Каковы ваши долговременные приоритеты в сфере повышения эффективности и в сфере изменения поведения, и как связаны с ними ваши действия во время переходного периода?
2.Каковы самые перспективные области повышения эффективности?
3.Учитывая то, что вам предстоит сделать, какие ресурсы абсолютно необходимы? Если у вас будет меньше ресурсов, от чего вам придется отказаться? Какие преимущества дадут более обширные ресурсы?
4.Что вы можете сделать в течение переходного периода, чтобы начать конструктивные изменения в поведении?
5.Учитывая изменения, которые вы хотите ввести, в каких областях нужно коллективное обучение, а в каких лучше использовать подход запланированных изменений?
6.Учитывая вашу ситуацию по модели STARS, каковы сроки и интенсивность волн изменений, которые вы будете реализовывать?
Создаем команду
Джулия Дэвис, специалист по закупкам, быстро поднималась по карьерной лестнице в своей организации. Ее считали самостоятельным сотрудником, способным справиться со сложными задачами без помощи руководства. Потом ее назначили руководителем новой организации по закупкам, созданной после объединения двух отделов в результате сокращения бюджета и реорганизации. В отделах работали офисные и административные служащие, а также специалисты по ведению контрактов, непосредственно руководившие работой различных подрядчиков организации и уполномоченные оплачивать их работу после ее завершения. В новые обязанности Джулии входили закупки сложных систем информационных технологий и строительных материалов. Она была хорошо знакома с этими задачами, но теперь у нее в подчинении оказалось десять новых сотрудников. Для нее это была первая руководящая должность, и ей не терпелось взяться за работу.
Джулии очень нравилось работать самостоятельно, и она опасалась жесткого контроля руководства, на что часто жаловались ее коллеги. Поэтому Джулия решила, что лучше всего руководить новыми подчиненными в более легком стиле. Она собиралась объяснить им приоритеты, установить цели и распределить ресурсы, а кроме того, считала, что сотрудники будут лучше мотивированы, если оставить за ними право самостоятельно решать, как выполнять порученные им задачи.
Спустя шесть месяцев Джулия была удивлена результатами аттестации на 360 градусов[4]. Руководство и коллеги хвалили ее работу, но некоторые подрядчики и ключевые внутренние клиенты сообщали о низком уровне обслуживания, а многие подчиненные критиковали за безразличие к их производственным проблемам. Некоторым сотрудникам очень нравилась автономия, но большинство из них, в отсутствие жесткого руководства, стали просто избегать риска. В результате важные проблемы управления контрактами не решались вовремя, потому что сотрудники не знали, что предпринять, и не решались спросить об этом Джулию. А когда она стала выявлять источники жалоб клиентов, то обнаружила, что ее подход невмешательства не позволяет адекватно оценивать работу подчиненных. В результате она не могла понять, в чем причина жалоб клиентов - в плохой работе сотрудников или в их недостаточном обучении и отсутствии должного руководства.
В итоге Джулия мудро решила изменить стиль руководства. Она отказалась от жесткого стиля управления из самых добрых побуждений, но большинство сотрудников не видели в этом ничего хорошего, и Джулия боялась, что это - одна из причин неудовлетворенности клиентов. Поэтому она стала рассматривать свои обязанности по формированию команды в новом свете. Прежде всего, она провела личные встречи с каждым из подчиненных, чтобы обсудить результаты аттестации, уверить людей в том, что поняла их и приняла к сведению, и выяснить, каким образом, по их мнению, можно изменить ситуацию к лучшему.
Затем она запланировала общую встречу на нейтральной территории, посвященную обзору работы организации за полгода, определению успехов и проблем, постановке целей на следующие полгода и разработке общего подхода к достижению этих целей. Эта встреча помогла не только прояснить личные и командные цели сотрудников, но и позволила Джулии своими глазами увидеть групповую динамику и лучше оценить членов команды.
Вернувшись на работу, Джулия провела с подчиненными ряд личных встреч, посвященных планированию их развития, на которых обсудила с ними, какое обучение им необходимо в контексте нового полугодового плана работы и их карьерных перспектив. Джулия хотела пересмотреть обязанности сотрудников, но мудро решила сначала дать людям время, чтобы привыкнуть к новому стилю руководства, до того, как приступить к кардинальным изменениям структуры организации.
Через следующие полгода результаты аттестации на 360 градусов были совсем другими для Джулии. Жалоб от подрядчиков или клиентов больше не было. А некоторые даже отметили, что сотрудники стали быстрее реагировать на их нужды. Кроме того, Джулия стала пользоваться поддержкой и уважением подчиненных.
К счастью, Джулия была достаточно проницательна, чтобы увидеть, что ее первоначальный подход к лидерству имел эффект обратный тому, на который она рассчитывала, и она сумела быстро изменить ситуацию. Но менее способный лидер в такой ситуации мог бы просто защищать свою позицию и обвинять подчиненных в том, что они ведут себя "неправильно", чем только усугубил бы ситуацию. Решив изменить свой подход, сосредоточив больше внимания на подчиненных, Джулия не только продемонстрировала сильные лидерские качества, но и быстро улучшила работу своей команды и завоевала репутацию надежного и заслуживающего доверия лидера.