В большинстве государственных организаций, даже если они только что созданы, лидер крайне редко имеет полномочия самостоятельно подбирать персонал, как бы ему этого ни хотелось с самого начала. Чаще всего это связано с заранее установленным бюджетом и штатным расписанием. А кроме того, всегда есть сотрудники, которые пришли в организацию задолго до нового лидера, и которых практически невозможно уволить. Иногда существуют даже инструкции по управлению персоналом, влияющие на методы подбора персонала и рабочие процессы. Поэтому большинству руководителей государственных организаций, как и Джулии, приходится терпеть сотрудников, доставшихся им "по наследству", по крайней мере, какое-то время. Но никогда не стоит забывать о том, как важно создать команду, как это сделала Джулия с самого начала.
Создание команды в контексте государственной организации - одна из основных задач переходного периода, и ее можно сравнить с ремонтом самолета в полете. Когда вы приходите на новую должность, самолет (то есть существующая команда) уже летит. Поэтому не нужно вводить слишком много изменений и слишком быстро. В конце концов, есть работа, которая должна быть сделана, и члены команды, даже относительно слабые, скорее всего, знают, что надо делать, чтобы самолет продолжал лететь. Поэтому будьте осторожны, и не пытайтесь слишком быстро изменить слишком много - иначе катастрофы не избежать.
В то же время, легко прийти к выводу, что усовершенствовать доставшуюся вам команду невозможно. Это большая ошибка, потому что люди - самый важный ресурс для достижения ваших целей. Слабая команда неизбежно создаст проблемы: она или будет плохо работать, или вам придется, что называется, тащить ее на себе. Действительно, команду изменить непросто; это еще одна область, где руководители государственного сектора сталкиваются с более серьезными ограничениями, чем их коллеги из бизнеса. Но тех, кто плохо справляется со своими обязанностями, вполне можно заменить. Для этого нужны лишь терпение и время.
Начните процесс создания команды с ее оценки. Объективная оценка существующей команды обеспечивает необходимый фундамент для планирования ее реструктуризации. Кроме того, она поможет вам понять, возможно ли изменить цели, критерии и системы вознаграждения в рамках существующих правил. Параллельно с этим можно оценить основные процессы в команде и изменить их - например, процессы распределения и использования информации и принятия решений. Конечно, даже самый лучший процесс не превратит "воду в вино", но поможет компенсировать слабых сотрудников и по максимуму использовать сильных. Например, создав более жесткую систему руководства, Джулия смогла значительно улучшить работу своей команды.
Оценка новой команды
Всякий раз, когда вы принимаете новую руководящую должность, "в наследство" вам достаются и хорошие исполнители, и средние, и те, кому понадобится сделать слишком много для улучшения своих способностей. Кроме того, в команде наверняка есть собственная внутренняя динамика и политика. Возможно, кто-то из ее членов даже надеялся занять вашу должность. Поэтому за первые несколько месяцев важно разобраться, кто есть кто, какова роль каждого сотрудника, и как команда работала в прошлом.
Установить критерии оценки
Неизбежно, встречаясь с членами команды, вы будете формировать первые впечатления о них. Эти ранние впечатления важны, но не нужно становиться их заложником. Прежде чем делать окончательные выводы о работе и потенциале членов команды, необходимо провести более тщательную оценку.
Чтобы целостно и беспристрастно оценить команду, установите критерии. На каком основании вы будете оценивать людей? Какие их качества и способности важнее всего? Новые лидеры редко осознают критерии оценки, которые используют. Это делает их уязвимыми, потому что, как мы обсудим позже, эти критерии должны зависеть от ситуации, в которой оказался лидер.
Рассмотрим следующие критерии:
• Компетентность. Обладает ли человек необходимыми техническими знаниями и опытом для выполнения данной работы?
нового лидера, и которых практически невозможно уволить. Иногда существуют даже инструкции по управлению персоналом, влияющие на методы подбора персонала и рабочие процессы. Поэтому большинству руководителей государственных организаций, как и Джулии, приходится терпеть сотрудников, доставшихся им "по наследству", по крайней мере, какое-то время. Но никогда не стоит забывать о том, как важно создать команду, как это сделала Джулия с самого начала.
Создание команды в контексте государственной организации - одна из основных задач переходного периода, и ее можно сравнить с ремонтом самолета в полете. Когда вы приходите на новую должность, самолет (то есть существующая команда) уже летит. Поэтому не нужно вводить слишком много изменений и слишком быстро. В конце концов, есть работа, которая должна быть сделана, и члены команды, даже относительно слабые, скорее всего, знают, что надо делать, чтобы самолет продолжал лететь. Поэтому будьте осторожны, и не пытайтесь слишком быстро изменить слишком много - иначе катастрофы не избежать.
В то же время, легко прийти к выводу, что усовершенствовать доставшуюся вам команду невозможно. Это большая ошибка, потому что люди - самый важный ресурс для достижения ваших целей. Слабая команда неизбежно создаст проблемы: она или будет плохо работать, или вам придется, что называется, тащить ее на себе. Действительно, команду изменить непросто; это еще одна область, где руководители государственного сектора сталкиваются с более серьезными ограничениями, чем их коллеги из бизнеса. Но тех, кто плохо справляется со своими обязанностями, вполне можно заменить. Для этого нужны лишь терпение и время.
Начните процесс создания команды с ее оценки. Объективная оценка существующей команды обеспечивает необходимый фундамент для планирования ее реструктуризации. Кроме того, она поможет вам понять, возможно ли изменить цели, критерии и системы вознаграждения в рамках существующих правил. Параллельно с этим можно оценить основные процессы в команде и изменить их - например, процессы распределения и использования информации и принятия решений. Конечно, даже самый лучший процесс не превратит "воду в вино", но поможет компенсировать слабых сотрудников и по максимуму использовать сильных. Например, создав более жесткую систему руководства, Джулия смогла значительно улучшить работу своей команды.
Оценка новой команды
Всякий раз, когда вы принимаете новую руководящую должность, "в наследство" вам достаются и хорошие исполнители, и средние, и те, кому понадобится сделать слишком много для улучшения своих способностей. Кроме того, в команде наверняка есть собственная внутренняя динамика и политика. Возможно, кто-то из ее членов даже надеялся занять вашу должность. Поэтому за первые несколько месяцев важно разобраться, кто есть кто, какова роль каждого сотрудника, и как команда работала в прошлом.
Установить критерии оценки
Неизбежно, встречаясь с членами команды, вы будете формировать первые впечатления о них. Эти ранние впечатления важны, но не нужно становиться их заложником. Прежде чем делать окончательные выводы о работе и потенциале членов команды, необходимо провести более тщательную оценку.
Чтобы целостно и беспристрастно оценить команду, установите критерии. На каком основании вы будете оценивать людей? Какие их качества и способности важнее всего? Новые лидеры редко осознают критерии оценки, которые используют. Это делает их уязвимыми, потому что, как мы обсудим позже, эти критерии должны зависеть от ситуации, в которой оказался лидер.
Рассмотрим следующие критерии:
• Компетентность. Обладает ли человек необходимыми техническими знаниями и опытом для выполнения данной работы?
• Способность выносить верные суждения. Способен ли человек выносить верные суждения в условиях давления времени, или когда информация противоречива?
• Энергия. Этот человек работает с энтузиазмом или апатичен?
• Концентрация. Способен ли человек устанавливать или соблюдать приоритеты, или он склонен отвлекаться?
• Отношения. Ладит ли человек с другими членами команды, поддерживает ли он коллективные решения, или с ним трудно работать?
• Доверие. Можно ли положиться на этого человека, держит ли он слово, выполняет ли обещания?
Чтобы быстро выяснить, каковы ваши критерии, заполните таблицу 5-1. В процессе оценки непосредственных подчиненных разделите 100 очков между шестью этими критериями согласно их относительному весу. Запишите эти цифры в среднем столбце и убедитесь, что общая сумма равна 100. Теперь определите один из этих критериев как пороговый критерий. Если человек не дотягивает до этого порога, ничто иное не имеет значения. Отметьте пороговый критерий звездочкой в правом столбце.
Теперь посмотрите на ситуацию со стороны. Соответствуют ли ваши критерии ценностям, по которым вы собираетесь оценивать членов команды? Если да, выявляет ли этот анализ ка- кие-нибудь потенциальные "слепые пятна" в вашем подходе к оценке людей? Как мы скоро увидим, выбор порогового критерия очень важен, и его нужно делать со всей тщательностью.
Ваши оценки, вероятно, будут основаны на определенных предположениях о том, что можно и чего нельзя изменить в людях. Например, если вы поставили низкий балл по критерию "Отношения" и высокий по критерию "Способность выносить верные суждения", то это отражает вашу уверенность в том, что на отношения в команде можно влиять, а на способность чело-
Относительный вес Пороговый критерий
С Разделите 100 баллов (Отметьте один из Критерий оценки между шестью критериями) критериев звездочкой)
Таблица 5-1
Ранжирование критериев оценки
Компетентность
Способность выносить верные суждения
Энергия
Концентрация
Отношения
Доверие
Итого = 100 баллов
века выносить суждения повлиять невозможно. Точно так же, пороговым критерием может быть "Доверие" - и так поступают многие лидеры, потому что считают, что необходимо доверять подчиненным, и что надежность (или ее отсутствие) - черта, на которую невозможно повлиять.
Как это упражнение могло бы помочь Джулии избежать первоначальных неудач? Возможно, она быстро смогла бы понять, кто из ее новых подчиненных готов действовать самостоятельно, а кому на первых этапах нужен более структурированный стиль руководства. Кроме того, она быстрее бы поняла, кто из сотрудников, скорее всего, будет работать хуже других, и компенсировала бы это, перераспределив рабочую нагрузку и поручив более важную работу тем, кто при ее стиле руководства справился бы с ней лучше. Таким образом, в переходный период ей удалось бы избежать жалоб от клиентов и подрядчиков.
Оценка ситуации
Относительная важность критериев оценки зависит от ситуации STARS. Потенциально, она может быть очень разной.
Например, в ситуации поддержания успеха у вас будет достаточно времени для обучения и развития одного или двух самых перспективных членов команды. А в ситуации выведения из кризиса вам будут нужны люди, способные эффективно и быстро действовать. В ситуации создания организации доверие может оказаться не так важно, как энергия и концентрация. В ситуации реорганизации вам потребуются люди, прежде всего осознающие необходимость перемен, но в этом случае, быстрота действий не так важна, как в ситуации выведения из кризиса. Тщательно продумайте критерии оценки. Это лучше подготовит вас к строгому и систематическому процессу оценки новой команды.
Джулия Дэвис упустила раннюю возможность понять, что оказалась в ситуации, сочетающей в себе элементы поддержания успеха и реорганизации. Если бы она уделила время оценке подчиненных, прежде чем выбрать ту или иную стратегию лидерства, то лучше понимала бы их потребности и в первую очередь сообщила бы людям о своем видении изменений, поддерживая при этом высокий уровень обслуживания клиентов.
Оценка отдельных членов команды
Вооружившись более глубоким пониманием критериев оценки членов команды, можно приступать к индивидуальной оценке непосредственных подчиненных. Первый тест - соответствует ли сотрудник пороговому критерию. Именно поэтому пороговый критерий так важен. Например, если ваш пороговый критерий - техническая компетентность, то вам следует тщательно оценить такие аспекты как количество ошибок или процент брака и выяснить у клиентов, как часто работу того или иного члена команды приходится переделывать из-за технических ошибок. Если пороговый критерий - отношения, внимательно понаблюдайте, кто на встречах команды поддерживает других, а кто склонен к соперничеству или думает только о себе.
Если человек соответствует пороговому критерию, переходите к следующему шагу - оценке его сильных и слабых сторон. Если вам придется руководить командой, члены которой обладают разным функциональным опытом - например, в сфере административных функций или в области исследований и проектирования, - нужно понять, какова их компетентность в соответствующих областях. Иногда это трудно, особенно новым менеджерам. Если вы работали в организации и раньше, побеседуйте с теми, кого уважаете и кому доверяете в каждой из функциональных областей, и кто знает людей из вашей команды.
Если вы пришли на должность в сфере высшего руководства, создайте собственную модель оценки каждой из функций. Хорошая модель включает в себя рекомендации и предупреждающие знаки для оценки сотрудников, работающих в определенных функциональных областях, например, в отделе финансов, управления персоналом, закупок и в службе безопасности. Чтобы разработать такую модель, поговорите с опытными менеджерами о том, какие качества они требуют от сотрудника для выполнения тех или иных функций.
Как провести такой процесс оценки? Начните с личных встреч с каждым из членов своей новой команды. Эти встречи могут проходить в форме неофициальных дискуссий, официальных отчетов о работе, сочетания того и другого, но в любом случае вам не обойтись без хорошей подготовки. В этом вам помогут следующие четыре шага:
1.Готовьтесь к каждой встрече. Познакомьтесь с техническими или профессиональными навыками каждого члена команды, чтобы оценить, какова его роль в команде. Ознакомьтесь с историей работы каждого, с его успехами и данными прошлых аттестаций. Если возможно, поговорите с клиентами и другими людьми, имевшими личный опыт работы с этим человеком.
2.Стремитесь к диалогу. Слишком часто подобные интервью оказываются всего лишь монологами босса. Но лучше проводить их в форме ответов на стандартизированные вопросы, например:
• Что вы думаете о текущем уровне эффективности нашей группы?
• Какие самые серьезные трудности и возможности появятся у нас в ближайшее время? В долгосрочной перспективе?
• Какие ресурсы помогли бы нам работать лучше?
• Как можно было бы сообща улучшить командную работу?
• Если бы вы были на моем месте, на что бы вы обратили бы внимание прежде всего?
3. Замечайте вербальные и невербальные сигналы. Отметьте, какие слова выбирает человек, обращайте внимание на язык тела и чувствительные для него темы:
• Обращайте внимание на то, о чем человек умалчивает. Он отвечает охотно, или ответы приходится "вытягивать"? Берет ли он на себя ответственность за проблемы в своей области? Ищет оправдания? Обвиняет других?
• Соответствуют ли между собой слова человека, выражение его лица и язык тела?
• Какие темы вызывают у него сильные эмоции? (Эти темы дают ключ к тому, что мотивирует человека, и какие изменения могут вызвать его энтузиазм).
• Кроме того, обратите внимание, какие отношения у человека с другими членами команды. Они сердечны и конструктивны? Напряжены и полны соперничества? Поверхностны или формальны? .
4. Оцените способность к суждению. Имейте в виду, что яркие личности часто обладают слабой способностью выносить верные суждения, а те, кто не блещет способностями - наоборот. Самое главное - ясно представлять себе сочетание знаний и способности выносить суждения, которым, по вашему мнению, должны обладать члены команды. Лучший способ оценить способность к суждению - поработать с человеком некоторое время и понаблюдать, в состоянии ли он делать адекватные прогнозы и создавать хорошие стратегии для избежания поблем. Обе эти способности основаны на моделях мышления человека, или способах определения важнейших особенностей и динамики возникающих ситуаций, и превращать это понимание в эффективные действия. Именно в этом и состоит способность выносить суждения.
В процессе такой оценки обязательно ведите записи и фиксируйте свои впечатления от встреч с членами команды. В конечном счете, вам нужно будет заполнить таблицу 5-2 для каждого из ваших непосредственных подчиненных.