Решетка целей поможет вам определить конкретные возможности для ранних побед, которые окажут заметное влияние на работу организации. Но вам не удастся завершить процесс постановки целей до тех пор, пока вы как следует не узнаете свою новую организацию. Однако, некоторые победы можно обеспечить практически с самого начала работы в новой должности. Даже во время изучения организации и планирования своих самых первых шагов не упускайте возможность достичь небольших побед и продемонстрировать, что ситуация начала меняться. Такие небольшие победы помогут вам завоевать доверие и, в свою очередь, дадут больше шансов для достижения ранних побед.
Говорят, что есть только один шанс произвести хорошее первое впечатление. Самые ранние ваши действия окажут огромное влияние на то, как вас будут воспринимать. Поэтому тщательно продумайте, как будете знакомиться с новой организацией. Помните опыт Джо Рааба - даже если вы не новичок в организации, на новой должности ваше положение в ней должно быть переоценено, так как оно изменится из-за вашего нового статуса. Как вы хотите, чтобы вас воспринимали? Как лучше всего этого достичь? Определите, с кем нужно побеседовать в первую очередь - с непосредственными подчиненными, с другими сотрудниками, с ключевыми представителями внешних заинтересованных сторон - и создайте несколько сообщений для каждой из этих групп. Эти сообщения не должны говорить о том, что вы планируете сделать; это было бы преждевременно. Изложите, кто вы, каковы ваши ценности, ваш стиль руководства, и как вы предпочитаете руководить командой.
Подумайте и о моделях сотрудничества. Как вы представитесь другим на новой должности? Нужно ли сначала провести общую встречу с непосредственными подчиненными или лучше побеседовать с каждым из них лично? Это будет неофициальное знакомство или официальные встречи для решения какой- то определенной задачи? Если у организации есть филиалы в других местах, как вы будете проводить эти встречи - отправитесь туда или пригласите сотрудников филиалов в свой офис?
По мере того, как вас узнают, как можно быстрее определите и устраните в организации мелкие раздражители. Если до вашего появления существовали напряженные отношения с кем- то из внешних сторон, постарайтесь их восстановить. Отмените ненужные встречи, а оставшиеся сделайте более короткими, измените неудачную планировку рабочих мест. Все это поможет вам с самого начала завоевать доверие.
Как только вы придете на новую должность, люди начнут оценивать вас и ваши возможности. Доверие к вам, или его отсутствие, будут зависеть от того, как сотрудники организации ответят на следующие вопросы о вас:
• Демонстрируете ли вы понимание и уверенность, необходимые для принятия жестких решений?
• Демонстрируете ли вы ценности, к которым люди хотят быть причастными, которыми восхищаются, и которым хотят подражать?
• Вы энергичны?
• Вы требуете от себя и от и других высокой производительности?
Справедливо или нет, сотрудники организации начнут создавать мнение о вас, имея очень мало информации. На их восприятие повлияют ваши самые первые шаги - и удачные, и неудачные. А если какое-то мнение о вас начало укрепляться, изменить его будет довольно трудно. А мнения формируются удивительно быстро. Как же завоевать доверие? Отчасти - уметь эффективно проводить самопрезентацию. Необходимо, чтобы люди ассоциировали вас с привлекательными качествами. Но на вопрос, как это сделать, нет единственно правильного ответа. Но в целом нового лидера считают достойным доверия, если он:
• Требователен, но его требования можно удовлетворить. Эффективный лидер побуждает людей давать реалистичные обещания и выполнять их. Но если вы всегда недовольны, то люди просто потеряют мотивацию.
• Доступен, но не фамильярен. Быть доступным не значит быть приятелем для всех и каждого. Это значит оставаться открытым - но в то же время сохранять свой авторитет.
• Решителен, но рассудителен. Новый лидер демонстрирует способность брать на себя ответственность, но не спешит принимать решения, к которым не готов. В начале переходного периода нужно демонстрировать решительность, но не принимайте важных решений до тех пор, пока не будете владеть всей необходимой для этого информацией.
• Сконцентрирован, но гибок. Избегайте порочного круга и не отталкивайте людей излишней жесткостью и нежеланием рассматривать разные варианты решения проблем. Эффективный новый лидер завоевывает авторитет, открыто обсуждая проблемы, советуясь с другими и поощряя их участие.
• Активен, но не суетлив. Существует четкая грань между тем, чтобы мотивировать людей и подавлять их. Пусть люди активно работают, но не доводите их до истощения.
• Готов принимать жесткие решения, но гуманен. Вероятно, вам с самого начала придется принимать жесткие решения, особенно если вы имеете дело с сокращением штатов или бюджета. Эффективный новый лидер делает то, что необходимо, но так, чтобы не оскорбить достоинства людей, и другие считают его решения справедливыми.
Кроме того, чтобы завоевать доверие, очень полезной может оказаться молва. Первые действия нового лидера часто служат пищей для историй, в которых он выглядит как герой или как злодей. Чтобы такие "мифы" были позитивными, ищите и создавайте поучительные моменты. Это действия, ясно показывающие, кто вы такой. Также они моделируют поведение, которое вы хотите поощрять. Это не обязательно должны быть пафос - ные заявления или открытые конфликты. Поучительный момент может быть столь же простым, и столь же трудным, как вовремя заданный вопрос, помогающий команде понять суть какой-то важной проблемы.