Наконец, изучая организацию, помните о том, что у каждого из нас существует собственный стиль обучения - набор личных предпочтений, развившихся в течение долгого времени, и определяющих, чему и как нам нравится учиться (7). Некоторые предпочитают учиться на основании твердых фактов, например, отчетов и аналитических материалов, а другим проще делать выводы на основании мнений экспертов.
Некоторые учатся на опыте - они погружаются в работу, действуют и наблюдают, что происходит. Перед тем, как купить новую компьютерную программу, они тестируют ее, чтобы посмотреть, позволяет ли она сделать то, что им нужно. Другие же используют концептуальный подход, предпочитая сначала понаблюдать, а потом разработать собственную модель ситуации. Такие люди прежде всего читают инструкции.
Чтобы лучше понять, каков ваш стиль обучения, выполните упражнение, приведенное в разделе "Оценка стиля обучения".
Не бывает правильных или неправильных стилей обучения. Каким бы ни был ваш стиль, у него есть и преимущества, позволяющие быстро приобретать и сохранять новые знания, и недостатки, создающие "слепые пятна" и препятствующие приобретению новых знаний. Это - плохая новость. А хорошая новость - в том, что стили обучения описывают лишь некоторые предпочтения, а не судьбу, и вполне возможно корректировать свой подход к обучению. Поэтому, создавая план обучения во время переходного периода, необходимо оценить преимущества и недостатки своего стиля обучения.
Если ваш стиль обучения не соответствует ситуации, выясните, как это компенсировать. Для этого нужно проявить самодисциплину, и, если этого требует ситуация, действовать вопреки привычным установкам. Также будет полезным объединиться с теми, у кого другой стиль обучения, и обратиться к социальным сетям с людьми, имеющими разные дополняющие стили обучения.
Оценка стиля обучения
В целом, вы в первую очередь обращаете внимание на объективные данные (цифры и результаты исследований), или на субъективные мнения (оценки экспертов и наблюдения других)? (Скорее всего, вы уделяете внимание и тому, и другому, но чему больше доверяете?)
В целом, вы предпочитаете учиться, погружаясь в ситуацию (экспериментальный стиль обучения) или, прежде чем что-то делать, какое-то время наблюдаете (концептуальный стиль обучения)? (И снова, скорее всего, вы уделяете внимание и тому, и другому, но что для вас более естественно?)
______ Сразу погрузиться в ситуацию
______ Сначала понаблюдать
Какие "слепые пятна" может создать ваш стиль обучения в течение переходного периода?
Заключение
Действия Сандры Мартин - образец идеального лидерства. Войдя в сложную кризисную ситуацию почти без подготовки, она продемонстрировала, как важно планировать процесс обучения. Если бы она игнорировала потребности и мнения персонала и предположила, что ей известны все ответы, ее команда, конечно же, не достигла бы таких выдающихся успехов.
Самый важный урок этой главы таков: даже идеальный план обучения будет постоянно меняться. Цели и стратегия обучения неизбежно будут изменяться, по мере того, как вы будете больше узнавать об организации и о том, чему еще вам стоит учиться. Время от времени возвращайтесь к этой главе, чтобы заново оценить цели обучения и составить новый план обучения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каков ваш план обучения?
2. Вам достаточно понять техническую сторону работы организации, или нужно понять ее культуру и политику?
3. На основании того, что вы знаете в настоящий момент, составьте список вопросов для дискуссий с сотрудниками организации. Если вы начали выдвигать гипотезы о ситуации, то каковы они, и как вы будете их тестировать?
4. Какие люди и группы дадут вам самые полезные ответы на интересующие вас вопросы?
5. Как увеличить эффективность процесса обучения? Какие методы могут дать больше информации о том, во что лучше всего инвестировать ваше время и энергию?