Активное слушание - фундамент эффективного обучения. Оно позволяет извлечь максимум из каждой встречи. Но обучение будет еще более эффективным, если подходить к порядку проведения встреч систематически. Для этого можно использовать методы горизонтальных и вертикальных срезов и метод тройного взаимодействия.
Метод горизонтальных срезов - это ряд встреч с сотрудниками одного уровня иерархии. Как будто вы взяли нож и разрезали структуру организации на определенном уровне. Цель этого метода - исследовать, насколько отличаются взгляды сотрудников этого уровня.
Чтобы систематизировать такие встречи, разработайте общий набор вопросов, которые будете задавать всем сотрудникам "среза", с которыми собираетесь встречаться. Это создаст структуру для последующего анализа и размышлений: вы получите однородные, сопоставимые ответы. Их можно будет одновременно проанализировать и увидеть, в чем они совпадают, а в чем противоречат друг другу. Иначе вы рискуете попасть под влияние первого человека, с которым будете беседовать (исследователи социального влияния называют это "эффектом первичности"), или последнего, с кем будете говорить ("эффект новизны"). Единый набор вопросов также поможет вам понять, кто ведет себя открыто, а кто - нет.
Чтобы лучше понять метод горизонтальных срезов, представьте себе, что собираетесь встретиться со своими непосредственными подчиненными и выяснить, что они думают об организации. Как это сделать? Общая встреча со всеми сразу может оказаться ошибкой, потому что некоторые не станут выражать свое мнение при всех. Лучше встретиться с каждым по отдельности, в определенном продуманном порядке.
Подобную встречу можно начать с кратких вводных замечаний о вас и о вашем подходе. Затем можно задать вопросы о собеседнике (происхождение, семья и интересы), а потом перейти к стандартному набору вопросов об организации, например:
• Каковы самые серьезные трудности организации в настоящий момент (или возникнут в ближайшем будущем)?
• Почему организация столкнулась (или столкнется) с ними?
• Каковы наиболее перспективные возможности совершенствования, не применявшиеся ранее?
• Что должно произойти, чтобы организация исследовала потенциал этих возможностей?
Эти пять вопросов, в сочетании с внимательным слушанием и вдумчивым обсуждением, наверняка дадут вам много полезной информации. Задавая всем одни и те же вопросы, можно определить совпадающие и не совпадающие мнения, и таким образом избежать излишнего влияния самого первого, самого уверенного или самого красноречивого сотрудника.
То как отвечают люди также много может сказать о вашей новой команде и ее политике. Кто отвечает прямо, а кто - уклончиво или многословно? Кто берет ответственность на себя, а кто пытается переложить ее на других? Кто думает об организации в целом, а кто - только о своем узком участке работы?
Как только на основании этих ранних дискуссий вы сделали ряд наблюдений, вопросов и выводов, проведите общую встречу с подчиненными, изложите им свои впечатления и вопросы, и инициируйте обсуждение. Так вы еще больше узнаете о ключевых трудностях, с которыми сталкивается организация, о натуре динамики команды, и тем самым продемонстрируете, как быстро вы начали идентифицировать основные задачи.
Вам необязательно строго придерживаться этого процесса. Например, диагностику ситуации можно поручить внешнему консультанту, а затем изложить его выводы членам команды. Или можно пригласить в помощники кого-то из сотрудников организации. Дело в том, что даже самая скромная структура - например, сценарий и последовательность личных встреч - анализ ситуации и последующая встреча со всей командой, могут значительно ускорить вашу способность извлечь информацию, которую, в последующем, можно превратить в действие. Естественно, ваши вопросы должны быть рассчитаны на конкретную команду.
Метод вертикальных срезов - это ряд встреч с сотрудниками, работающими на разных уровнях организации. Основной процесс здесь тот же, что и для метода горизонтальных срезов. Вы выбираете нескольких сотрудников разных уровней и задаете им одинаковые вопросы. Затем суммируете ответы и ищете общие модели.
Метод вертикальных срезов особенно полезен для выяснения того, насколько эффективны восходящие и нисходящие коммуникации в организации. Например, можно спросить: "Насколько эффективно предыдущий руководитель согласовывал цели организации?" Чтобы получить ответ на этот вопрос, можно начать с сотрудников высшего уровня, расспросив их о миссии, видении, стратегии и целях, а затем задать такие же вопросы сотрудникам более низких уровней. На каком уровне люди перестают понимать, каково их место в общей картине? У сотрудников более низких уровней, конечно, не будет настолько же широкого представления, чем у людей на более высоких уровнях. Но они должны понимать, какова их роль, и каково их место в миссии, видении и стратегии. Если они этого не понимают, вам придется потрудиться, чтобы усилить каналы нисходящей коммуникации.
Метод вертикальных срезов точно так же помогает исследовать, понимают ли люди, какие трудности и возможности стоят перед организацией, начиная с самого нижнего уровня. Начните с сотрудников, работающих на "переднем крае". С ними можно беседовать индивидуально или в небольших группах, например, во время неофициального обеда. Основные вопросы здесь связаны с тем, как они видят организацию с "переднего края".
Затем вы беседуете с сотрудниками каждого из более высоких уровней, задавая им те же вопросы о трудностях и возможностях организации. Ваша цель - понять, сильно ли фильтруется информация, поднимаясь по восходящим каналам коммуникации. Люди на более низких уровнях видят возможности, о которых высшее руководство ничего не знает? Если да, вам придется устранить препятствия для восходящей коммуникации.
Наконец, метод тройного взаимодействия состоит в том, чтобы рассмотреть модели взаимодействия между вашей организацией и важными внешними группами, и сделать это с обеих сторон. Как воспринимают вашу организацию ее "клиенты"? Совпадает ли их восприятие с тем, как видят отношения с клиентами сотрудники, непосредственно работающие с ними? Если обе стороны считают, что организация работает плохо, у вас будет много работы. Если клиенты недовольны, а сотрудники организации считают, что все прекрасно, у вас будет еще больше работы.
Методы горизонтальных срезов, вертикальных срезов и метод тройного взаимодействия - всего три примера из множества структурированных методов обучения, основанных на дискуссиях с сотрудниками организации. Цель этих методов - выявить модели и отклонения от них, а позже - проверить те или иные гипотезы. Так что не стоит ограничиваться этими подходами. Подумайте о том, какая информация была бы вам полезна, и соответственно подберите методы обучения.