• Каковы прошлые достижения организации? Насколько успешной считают ее сотрудники?
• Какие ставились цели? Были ли они слишком легкими или слишком сложными?
• Использовался ли внутренний или внешний бенчмар- кинг?
• Каковы были критерии оценки работы персонала? Какое поведение поощрялось, а какое - нет?
• Что происходило, если цели не были достигнуты?
Первопричины
• Если работа организации была успешной, то благодаря чему?
• Каково сравнительное влияние стратегии, структуры, технических возможностей, культуры и политики организации?
• Если эффективность организации была низкой, то по каким причинам? Лежат ли они в сфере стратегии организации? Ее структуры? Технических возможностей? Культуры? Политики?
История изменений
• Были ли попытки ввести изменения в организации? Чем они закончились?
• Кто способствовал формированию организации? Кого считают "героями" и "злодеями" по мнению организации? Как можно понять, что для нее ценно, а что - нет?
Вопросы о настоящем
Миссия, видение и стратегия
• Каковы официальные миссия, видение и стратегии организации?
• Следует ли организация официальной стратегии? Если нет, то почему? Если да, поможет ли эта стратегия достичь целей организации?
Люди
• Кто обладает необходимыми способностями, а кто - нет?
• Кому можно доверять, а кому - нет? Кто открыт, а кто скрытен?
Заинтересованные стороны
• Кого можно назвать основными внешними заинтересованными сторонами? Чего они ожидают от организации? Чего бы они от нее хотели?
• Какие другие люди и группы влияют на деятельность организации?
Процессы
• Каковы основные процессы, связанные с услугами и вспомогательными функциями организации? Кто ее "клиенты" и "поставщики"?
• Удовлетворительно ли они выполняют свои функции с точки зрения качества, надежности и своевременности? Если нет, то почему?
Ранние победы
• Какие люди или отношения позволят вам достичь ранних побед?
• В каких процессах легче всего обеспечить себе ранние победы?
Вопросы о будущем
Трудности и возможности
• В каких сферах организация, скорее всего, столкнется с серьезными трудностями в следующем году? Что можно сделать сейчас, чтобы подготовиться к ним?
Преграды и ресурсы
• Каковы самые серьезные преграды для введения необходимых изменений?
• Существуют ли в организации "островки совершенства" или другие высококачественные ресурсы, которые можно использовать?
• Какие новые возможности необходимо создать?
Предсказуемые сюрпризы
• Есть ли в организации "мины замедленного действия", способные вам помешать?
• Нужно ли восстановить отношения с важными людьми или группами за рамками организации?
• Каких потенциально разрушительных культурных или политических ошибок нужно избежать?
Культура
• Какие элементы культуры стоит сохранить?
• А какие лучше изменить?
Создание плана обучения
Цели обучения определяют то, чему вам нужно учиться; план обучения определяет, как вы будете это делать, превращая эти цели в конкретные действия, которые нужно совершить в первые несколько недель на новой должности. Чтобы превратить цели обучения в план действий, нужно определить источники знаний и учиться систематически.
Определите источники знаний
Если вы определите самые перспективные источники информации об организации, обучение будет более эффективным и продуктивным. Приобретение знаний, на основании которых можно действовать, требует изучения документов - бюджетной документации, технических описаний, сводов инструкций, процедурных и политических руководств, заявлений о миссии и стратегии - а также взаимодействие с людьми, как в организации, так и за ее пределами. Но некоторые документы и некоторые люди могут оказаться полезнее других. Поэтому, чтобы не тратить время впустую и не замедлять темп обучения, исследуйте свою новую организацию с пяти разных точек зрения:
• Снаружи вовнутрь. Ознакомьтесь с бюджетом, текущей политикой и процедурными директивами, касающимися вашего функционального подразделения. Поговорите с потребителями ваших услуг или продукции, с поставщиками и всеми, кто взаимодействует с вашей организацией. Если вы возглавляете подразделение крупной организации, проконсультируйтесь с внутренними клиентами и поставщиками. Как они воспринимают вашу организацию? Каковы, по их мнению, ее сильные стороны? А слабые?
услуг или продукции, и с другими заинтересованными лицами. Какова, по мнению сотрудников организации и других заинтересованных сторон, репутация вашей организации среди тех, с кем они взаимодействуют? Каковы, по их мнению, ее сильные стороны? А слабые? Говорят ли они о каких-то проблемах, о которых не упоминают другие сотрудники организации? Если их впечатления не соответствуют тому, что говорят вам внешние источники, чем объясняется такое несоответствие?
Снизу вверх. Поговорите с рядовыми сотрудниками функциональных подразделений организации. Как они воспринимают организацию? Каковы, по их мнению, ее сильные стороны? А слабые? Говорят ли они о каких-то проблемах, о которых не говорят другие? Понимают ли они общую политику, процедуры и важные стандарты качества?
Сверху вниз. Ознакомьтесь с заявлением о миссии и стратегии организации, и поговорите с ее руководством. Как эти люди воспринимают организацию? Каковы, по их мнению, ее сильные стороны? А слабые? Говорят ли они о каких-то проблемах, о которых не говорят другие? Соответствует ли их восприятие восприятию тех, кто работает на более низких уровнях иерархии? Если нет, то почему?
Из центра к периферии. Поговорите с теми, кто играет в организации интегрирующую роль, - например, с лидерами проектов и программ, рабочих или проектных команд, и с теми, кто неофициально служит связующим звеном между функциональными модулями. Как эти люди воспринимают организацию? Каковы, по их мнению, ее сильные стороны? А слабые? Говорят ли они о каких-то проблемах, о которых не говорят другие?
Учитесь систематически
Когда Сандре Мартин неожиданно поручили сложную задачу - решить одну из самых важных проблем, стоящих перед ее агентством, прежде всего она обратилась к тому, чего не знала. Она была инженером и имела образование и опыт работы в сфере рационального решения задач. Поэтому она подошла к изучению технических, политических и культурных аспектов новой ситуации открыто и систематически. Это позволило ей ускорить продвижение по всем фронтам. Но чтобы создать план эффективного обучения, не обязательно быть инженером. Для этого нужна лишь некоторая сфокусированность.
Вооружившись повесткой дня обучения и определив источники знаний, пора выяснить, какие подходы лучше всего использовать, чтобы учиться самым эффективным и продуктивным способом. Для этого нужно сосредоточиться на том, чтобы извлечь как можно больше информации из личных встреч с людьми, которых вы считаете лучшими источниками знаний. Основа плана обучения - цикличный процесс, когда вы собираете, анализируете и систематизируете информацию, разрабатываете и проверяете гипотезы, углубляя таким образом понимание новой организации и ускоряя процесс обучения.
Слушайте активно
Чтобы как можно больше получить от личной встречи, нужно научиться слушать активно (6). Цель активного слушания - и учиться, и дать понять собеседнику, что вы искренне хотите вникнуть в ситуацию. Умение слушать, просто, но внимательно - само по себе мощная форма убеждения.
Чтобы научиться активно и эффективно слушать, следуйте нескольким рекомендациям: нужна организации?" - неудачный вопрос. То же самое можно спросить иначе: "Я понимаю, что вы не уверены в том, способна ли организация принять новую систему - не могли бы вы подробнее рассказать, что именно вас беспокоит?" Перед встречей обязательно запишите несколько вопросов, которые собираетесь задать.
Самые важные вопросы задавайте трижды. Задайте один и тот же вопрос два или три раза по-разному (конечно, это нужно делать с определенными интервалами, но в течение одной встречи) - и понаблюдайте, не противоречат ли ответы друг другу. Такой метод позволяет выявить скрытые проблемы. Конечно, это нужно делать осторожно - не стоит создавать впечатления, что вы не верите тому, что вам говорят, или просто не слушаете!
Систематизируйте полученную информацию и проверяйте, правильно ли вы поняли собеседника. Повторяйте то, что вам говорят - так вы продемонстрируете, что внимательно слушаете, поймете точку зрения собеседника, и проверите, правильно ли его поняли. Обратите внимание, что подобная систематизация и проверка понимания быстро могут перерасти в активное убеждение, так что не переусердствуйте. Никто не любит, когда его слова высмеивают или искажают.
Чтобы исследовать серьезность возражений, используйте технику "а что, если..." Утверждение в форме "если бы х было правдой, это смягчило бы ваши возражения?" часто помогает глубже понять характер и серьезность возражений собеседника. Здесь активное слушание тоже открывает двери убеждению. Если вы действительно слушаете, обмен точками зрения может перерасти в диалог о том, что нужно собеседнику для того, чтобы пойти за вами.
• Наблюдайте, что вызывает у собеседника слишком сильные реакции. Задавая вопросы и повторяя то, что вы услышали, внимательно наблюдайте, что вызывает у собеседника сильные эмоциональные реакции. Такие реакции помогают понять причины его возражений. Осторожно исследуйте эти реакции. Для этого можно проговаривать свои наблюдения: "Кажется, это вызывает у вас сильные чувства..." Но, повторим еще раз, не стоит вызывать защитные реакции.
Активно слушая и стремясь выяснить и понять то, что вас интересует, избегайте двух распространенных ловушек. Во-пер- вых, как мы уже говорили, не стоит задавать вопросы только о том, что вам уже знакомо. Во-вторых, и об этом мы тоже уже упоминали, будьте осторожны и не вызывайте у собеседника защитных реакций. Это заставит его еще активнее отстаивать свою точку зрения, и он не станет исследовать новые возможности. Также обращайте внимание на язык тела (например, когда собеседник скрещивает руки или ноги, откидывается назад на стуле и т. д.). Если наблюдаете подобные реакции, отступите, дайте человеку шанс прийти в себя, и только после этого продолжайте дискуссию.