Грудную полость определяют как пространство, расположенное внутри грудной клетки и ограниченное внутригрудной фасцией. Грудная клетка имеет два отверстия: верхнюю и нижнюю грудные апертуры. Через верхнюю апертуру из грудной полости выступают оба купола плевры и верхушки легких, проходят общие сонные, подключичные артерии, грудной лимфатический проток, возвратныеи гортанные нервы. Через верхнюю апертуру в грудную полость уходят трахея и пищевод, внутренние яремные и подключичные вены, блуждающие и диафрагмальные нервы, симпатические стволы и их ветви.
ГРУДНАЯ ХИРУРГИЯ
Нижняя апертура закрыта диафрагмой, которая является мышечно-сухожиль-ной перегородкой, отделяющей грудную полость от брюшной, и выполняет функции главной дыхательной мышцы. Мышечные волокна, формирующие плоскую мышцу диафрагмы, начинаясь от костно-крящевых структур нижней апертуры, поднимаются вверх и постепенно переходят в сухожильное растяжение в центре. Топографо-анатомические особенности, которые необходимо учитывать при травмах груди, заключаются в том, что реберная часть диафрагмальной мышцы, будучи сверху покрытой внутригрудной фасцией и плеврой, образует два достаточно глубоких кармана, диафрагмально-реберные синусы справа и слева. Они никогда не выполняются легкими, в связи с чем может произойти повреждение диафрагмы при проникающих ранениях или неправильно выбранном месте для пункции или введения дренажа.
Таким образом, форма грудной полости не совпадает с формой грудной клетки, так как сзади в нее вдается грудной отдел позвоночного столба, а снизу — диафрагма в виде купола, выступающего до VII-VHI ребра. Именно эти топографо-анатомические особенности лежат в основе некоторых типичных повреждений. Выступающий вперед почти на 1/3переднезаднего размера грудной полости позвоночный столб при эластичной грудной клетке или массивной травме становится твердым основанием, на котором как бы раздавливается бронх или крупный сосуд. С другой стороны, расположенные вне грудной полости, но фиксированные и прилежащие непосредственно к диафрагме печень, дно желудка, селезенка, надпочечники не так уж редко оказываются поврежденными при травмах груди.
Грудная полость является вместилищем для легких, сердца, крупных сосудов (полых вен, аорты и ветвей ее дуги), вилочковой железы, грудного отдела пищевода и грудного лимфатического протока. Через нее проходят блуждающие нервы и симпатические стволы. Легкие расположены в двух отграниченных друг от друга «мешках», изнутри покрытых серозной оболочкой, которая переходит на средостение и диафрагму, а в области корней легких — на поверхность каждого из них, при этом повторяя все углубления, глубокие борозды и щели, разделяющие легкие на доли. Так образуется замкнутое щелевидное пространство — плевральная полость. Часть плеврального мешка, покрывающую легкие, обозначают как висцеральную, остальную часть — париетальную плевру. Последнюю подразделяют на реберную, медиастинальную и диафрагмальную. Различают отделы плевры не только по расположению, но и по функциональной предназначенности.
Место перехода реберной плевры в диафрагмальную называют реберно-диафрагмальным синусом. Это наиболее глубокий карман плевральной полости, в котором чаще всего скапливаются кровь, сгустки и экссудат при травме. При переходе реберной плевры в медиастинальную имеются два вертикально расположенных углубления — реберно-медиастинальные синусы, передний и задний отделы. Еще один горизонтально расположенный синус находится при переходе диафрагмальной плевры в медиастинальную. Особенностью его является наличие дубликатуры висцеральной плевры нижней доли, которая носит название легочной связки. Она расположена вертикально от корня легкого до диафрагмы и разделяет медиастинальный синус на передний и задний отделы. Существование этой связки в условиях травмы ухудшает процесс дренирования переднего отдела. Именно здесь иногда и образуются осумкованные скопления крови и фибрина, труднодоступные для пункций, особенно слева.
В нормальных условиях в плевральной полости находится несколько миллилитров серозной жидкости, а постоянство ее по количественным и качественным параметрам поддерживается устойчивой рециркуляцией. Логично предположить, что в нормальных условиях рециркуляция плевральной жидкости является одним
ТРАВМА ГРУДИ 179
из важных механизмов, обеспечивающих собственную защиту плевры от инфицирования по аналогии с другими полыми образованиями организма.
Плевральная жидкость образуется в апикальных отделах париетальной плевры. Эвакуация ее происходит через лимфатические поры (люки), расположенные преимущественно в медиастинальной и диафрагмальной зонах этого анатомического образования. Фильтрация обусловлена достаточно высоким гидравлическим давлением в капиллярах париетальной плевры, относящихся к системе большого круга кровообращения. Дренажная функция плевры обеспечивается генерацией субатмосферного давления уже внутри лимфатической системы плевры за счет активности лимфангионов грудного протока, гладких мышц лимфатических сосудов плевры и меняющегося давления тканей внутри грудной клетки в период респираторного цикла. При травме груди (кровоизлияниях, субплевральных гематомах, ранах, потере герметичности плевральной полости) именно эти механизмы оказываются нарушенными. Обширность поражений плевры при закрытых повреждениях грудной клетки, с переломами ребер, разрывами легких значительно больше. При открытой травме груди она зависит от вида ранения (или оружия) и характера повреждений органов грудной полости.
Во всех случаях повреждения плевры проявляются скоплением в ее полости крови или воздухаили того и другого, что обозначают как гемоторакс, пневмоторакс и гемопневмоторакс. Следует отметить, что количество скопившегося воздуха или крови в ранние сроки не всегда соответствует обширности повреждения плевры. Клинический опыт показывает: при обширных субплевральных кровоизлияниях и гематомах кровь в плевре начинает скапливаться на 2-3-и сутки после травмы и достаточно долго экссудат имеет геморрагический характер. Негерметичность плевральной полости при закрытой травме груди обусловлена как характером травмы, так и выраженностью бронхообструктивного синдрома, имевшегося до повреждения груди.
Повреждения плевры, таким образом, включают ранения, субплевральные кровоизлияния, гематомы как париетального, так и висцерального ее отделов, гемоторакс, нарушения герметичности. При проникающих ранениях без повреждения легкого эти изменения захватывают менее обширные участки только париетальной плевры, они всегда более локализованы, даже тогда, когда приводят к, казалось бы, одинаковым проявлениям (объем гемоторакса, пневмоторакса).
Источником накопления крови в плевральной полости могут быть сосуды грудной стенки, легких и средостения.В зависимости от количества излившейся крови различают малый, средний и большой (тотальный) гемоторакс. Кроме того, выделяют ограниченный гемоторакс, при котором кровь скапливается в отдельных, свободных от спаек, карманах плевральной полости, а обозначают такой гемоторакс в соответствии с локализацией скоплений как верхушечный, междолевой, паракостальный, парамедиастинальный.
Излившаяся в плевральную полость кровь подвергается различным дальнейшим превращениям. При медленном накоплении кровь остается жидкой, но при массивном кровотечении сгустки образуются быстро. Считают, что спустя некоторое время происходит их лизис, однако у значительного числа пострадавших этого не происходит. Сгустки крови оказываются обсемененными аэробной и анаэробной флорой у 2/3 пациентов одинаково часто при закрытых травмах и проникающих ранениях.Патологические изменения плевры при свернувшемся гемотораксе характеризуются стремительным нарастанием воспалительных процессов, которые уже к 10-м суткам после травмы приводят к эмпиеме плевры или формированию грубых фибринных наложений на поверхности легкого, препятствующих его расправлению.
Бблыыую часть объема грудной полости занимают легкие (75-80%). В топографическом отношении границы легких не соответствуют таковым плевраль-
ГРУДНАЯ ХИРУРГИЯ
ной полости. Это несоответствие более выражено в нижних отделах и в области переднего реберно-медиастинального синуса. Разница в объеме полости и легких позволяет последним менять свой объем во время вдоха. Однако даже при глубоком вдохе нижний реберно-диафрагмальный синус заполняется не полностью. Занимая такой объем и располагаясь непосредственно у грудной стенки, именно легкие становятся объектом поражения у 70% травмированных. При проникающих ранениях частота поражения достигает 80%, при закрытых травмах — 60%.
Характер повреждений представлен ранениями, разрывами, сотрясениями, ушибами и гематомами. При каждом из перечисленных повреждений, независимо от вида травмы, возникает хотя бы один из ведущих признаков: пневмоторакс, гемоторакс, эмфизема средостения и подкожная эмфизема, кровохарканье. Особенностью последнего является то, что непосредственно после травмы оно возникает примерно у 50% больных, а у 50% может появляться в течение первых двух суток. Так же непостоянна и продолжительность кровохарканья: от однократного до 6 сут. Это еще раз свидетельствует о большом разнообразии повреждений легкого и протяженности травматических изменений.
Скопление воздуха в плевральной полости — обязательный результат любого нарушения целостности плевры. Воздух скапливается в плевральной щели в связи с тем, что на вдохе в грудной полости создается субатмосферное давление (до 20 см вод.ст. ниже атмосферного). В зависимости от того, попадает ли воздух в плевральную полость через открытую рану или повреждена только висцеральная плевра и воздухоносные пути легкого, различают открытый и закрытый пневмоторакс. По мере выравнивания давления внутри плевральной полости с атмосферным процесс накопления воздуха внутри плевры может уменьшиться и даже прекратиться. Вместе с тем, если при поступлении воздуха в плевру в месте дефекта формируется клапан, открывающийся только на вдохе, формируется вначале клапанный пневмоторакс, а затем напряженный(рис. 78-3, 78-4). Последнее состояние возникает в связи со смещением органов средостения на вдохе в сторону грудной полости, где формируется субатмосферное давление (т.е. в неповрежденную). Продолжающий поступать в этот момент через клапанный дефект воздух создает в поврежденной полости давление выше атмосферного.
Рис. 78-3. Механизм возникновения наружного клапанного пневмоторакса: а — вдох; б — выдох.
Динамика открытого пневмоторакса без клапана будет во многом зависеть от величины дефекта грудной стенки. Большую опасность представляет сообщение с атмосферой, равное половине просвета главного бронха и более. В этом случае
ТРАВМА ГРУДИ 181
Рис. 78-4.Закрытый клапанный напряженный пневмоторакс (причины и последствия): 1 — разрыв бронха; 2 — разрыв легкого; 3 — подкожная эмфизема в результате разрыва париетальной плевры; 4 — эмфизема средостения вследствие разрыва медиа-стинальной плевры (публикуется по: Вагнер Е.А. Хирургия повреждений груди. — М.: Медицина, 1981).
быстро наступает выравнивание внутриплеврального и атмосферного давления. Дальнейшего коллабирования легкого не происходит, однако при каждом вдохе средостение смещается в здоровую сторону, а на выдохе — возвращается на место. Создается ситуация, обозначаемая как флотация средостения, которая очень быстро заканчивается шоком.
У части больных развиваются эмфизема средостения и подкожная эмфизема. Термин «эмфизема» включает появление воздуха в мягких тканях груди и клетчатке средостения. В литературе описана так называемая спонтанная эмфизема, которая развивается чаще всего на фоне уже имевшего место легочного анамнеза. У части больных в результате травмы легкого в виде сдавления, ушиба, сотрясения происходит разрыв респираторных отделов, который открывается в клетчатку, окружающую элементы корня легкого. По этому пути воздух проникает в парабронхиальную и паравазальную клетчатку, затем в субплевральную и по клетчаточным пространствам распространяется вверх, на шею. Иногда этот процесс достигает значительной интенсивности, создавая синдром напряжения, что проявляется снижением АД, учащением пульса, появлением осиплости голоса. Очень часто эмфизема средостения сочетается с подкожной, обусловленной теми же причинами, только с другой локализацией повреждений респираторных отделов: в области реберной поверхности, при сформировавшихся ранее сращениях и спайках. Это состояние может возникнуть и при напряженном или массивном пневмотораксе в связи с проникновением воздуха через дефект париетальной плевры в зоне ранений или повреждений отломками ребер.
Дальнейшее существование скоплений воздуха в плевральной полости, клетчатке средостения, подкожной клетчатке зависит от характера повреждений воздухоносных путей и респираторных отделов легкого. Наиболее упорным газовый синдром бывает при ранениях и разрывах крупных бронхов и полных разрывах пищевода. Дефекты периферических отделов легочной ткани достаточно быстро покрываются фибрином, в области ранения развивается воспалительная реакция с формированием рубца. Этот процесс иногда затягивается у пациентов с хро-