Как пишет русский философ-диалектик А.Ф. Лосев: "Феноменология есть дотеоретическое описание и формулирование всех возможных видов и степеней смысла, заключенных в слове, на основе их адекватного узрения, т.е. узрения их в эйдосе" [3, с. 190]. По его мнению, единственный метод феноменологии заключается в том, чтобы, отбросив частичные проявления одного и того же (в нашем случае – права), осознать и зафиксировать то именно, что во всех своих проявлениях одно и то же [3, с. 191].
Для того чтобы понять право как феномен сознания общества и человека необходимо воспользоваться феноменологической редукцией Эдмунда Гуссерля, под которой имеется в виду ряд этапов "очищения сознания" с помощью чего мы сосредотачиваемся не на существовании, а на сущности права [7, с. 47-48]. Не отвергая реальность, а "беря ее в скобки" вместе со всеми утверждениями обыденного здравого смысла или науки, в результате мы получаем идеальную сущность, эйдос права (т.е. данный непосредственно смысл права). Речь, по сути, идет об интуитивном усмотрении сущности права, подобно тому, как математик созерцает идеальную сущность геометрических фигур. Сделав право идеальным, получив его чистую сущность, мы получаем своего рода эталон для познания и толкования всего класса явлений права.
С точки зрения феноменологии, для понимания права в рамках его отдельных отраслей необходимо создать эйдетическую науку о праве с целью прояснения исходного предмета исследования, т.е. самого права.
Такую эйдетическую науку о праве в качестве априорной дисциплины попытался выстроить Адольф Райнах.
Как пишет Райнах: "Совершенно же необходимым априорное учение о праве представляется нам для разумения позитивного права как такового. Пока верят в то, что позитивное право само производит все правовые понятия, мы стоим перед неразрешимой загадкой. Структура позитивного права может быть понята только через структуру сферы, которая лежит вне позитивного права" [5, с. 160].
Таким образом, по аналогии с учением Канта, если рассматривать позитивное право как некий эмпирический опыт, то эмпирика права должна иметь неэмпирические априорные основания, с помощью которых удается систематизировать и упорядочить юридический опыт, и на базе которых осуществляется герменевтический процесс.
Некоторые проблемы юридической
герменевтики
По нашему мнению, наиболее значимыми проблемами современной юридической герменевтики являются следующие.
Во-первых, это проблема соотношения толкования и правотворчества.
Существует ли более менее четкая граница между толкованием и правотворчеством? Где заканчивается толкование и начинается правотворчество?
Интересно отметить, что ответ на этот вопрос также лежит в области герменевтики, т.е. в самом толковании.
Второй проблемой юридической герменевтики является проблема идентификации тех априорных основ, которые служат фундаментом взаимопонимания и понимания в рамках определенного герменевтического сообщества, а также между разными герменевтическими сообществами. Где находятся эти основы? Заключены ли они в неких юридических архетипах коллективного бессознательного или же в некоем виде естественного права либо где-нибудь еще?
В заключение рассмотрения некоторых вопросов юридической герменевтики отметим, что, по нашему мнению, именно юридическая герменевтика превращает право в подлинное творчество, как сказали бы древнеримские юристы, в искусство добра и справедливости.
Список литературы
1. Васьковский Е.В. Цивилистическая методо-логия. Учение о толковании и применении граж-данских законов. – М., 2002.
2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. – М., 1994.
3. Лосев А.Ф. Философия имени. – М., 1990.
4. Пиленко А.А. Право изобретателя. – М., 2001.
5. Райнах А. Априорные основания гражданс-кого права // Собрание сочинений. – М., 2001.
6. Рулан Н. Юридическая антропология. – М., 2002.
7. Руткевич А.М. Эдмунд Гуссерль // Философы двадцатого века. – М., 1999.
8. Савальский В.А. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа фило-софии: Коген, Наторп, Штаммлер и др. – М., 1908.
9. Gadamer H. Truth and Method. – New York: Crossroads, 1982.
10. Legal Hermeneutics. History, Theory, and Practice / Edited by Gregory Leyh. – Berkley / Los Angeles / Oxford, 1992.