Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Феноменологический аспект



Как пишет русский философ-диалектик А.Ф. Лосев: "Феноменология есть дотеоретиче­ское описание и формулирование всех возмож­ных видов и степеней смысла, заключенных в слове, на ос­нове их адекватного узрения, т.е. уз­рения их в эйдосе" [3, с. 190]. По его мнению, единст­венный ме­тод феноменологии заключае­тся в том, чтобы, отбросив частичные проявле­ния од­ного и того же (в нашем случае – права), осоз­нать и зафиксировать то именно, что во всех своих проявлениях одно и то же [3, с. 191].

Для того чтобы понять право как феномен со­знания общества и человека необходимо вос­поль­зоваться феноменологической редукцией Эдмунда Гуссерля, под которой имеется в виду ряд этапов "очищения сознания" с помощью чего мы сосредотачиваемся не на существовании, а на сущности права [7, с. 47-48]. Не отвергая реаль­ность, а "беря ее в скобки" вместе со всеми утве­рждениями обы­денного здравого смысла или науки, в результате мы получаем идеальную су­щность, эйдос права (т.е. данный непосредст­венно смысл права). Речь, по сути, идет об инту­итивном усмотрении сущности права, подобно тому, как математик созерцает идеальную сущ­ность геометрических фигур. Сделав право идеа­льным, получив его чистую сущность, мы полу­чаем своего рода эталон для познания и толкова­ния всего класса явлений права.

С точки зрения феноменологии, для пони­ма­ния права в рамках его отдельных отраслей не­обхо­димо создать эйдетическую науку о праве с целью прояснения исходного предмета иссле­дования, т.е. самого права.

Такую эйдетическую науку о праве в каче­стве априорной дисциплины попытался выстро­ить Адольф Райнах.

Как пишет Райнах: "Совершенно же необ­хо­димым априорное учение о праве представляе­тся нам для разумения позитивного права как тако­вого. Пока верят в то, что позитивное право само про­изводит все правовые понятия, мы стоим пе­ред неразрешимой загадкой. Структура позитив­ного права может быть понята только через структуру сферы, которая лежит вне пози­тив­ного права" [5, с. 160].

Таким образом, по аналогии с учением Ка­нта, если рассматривать позитивное право как некий эмпирический опыт, то эмпирика права должна иметь неэмпирические априорные осно­вания, с по­мощью которых удается систематизи­ровать и упорядочить юридический опыт, и на базе кото­рых осуществляется герменевтический процесс.

Некоторые проблемы юридической

ге­рме­невтики

По нашему мнению, наиболее значимыми проблемами современной юридической герменев­тики являются следующие.

Во-первых, это проблема соотношения то­лко­вания и правотворчества.

Существует ли более менее четкая граница между толкованием и правотворчеством? Где заканчивается толкование и начинается правотво­рчество?

Интересно отметить, что ответ на этот во­прос также лежит в области герменевтики, т.е. в са­мом толковании.

Второй проблемой юридической герменев­тики является проблема идентификации тех ап­риор­ных основ, которые служат фундаментом взаимопонимания и понимания в рамках опреде­ленного герменевтического сообщества, а также между разными герменевтическими сообщест­вами. Где на­ходятся эти основы? Заключены ли они в неких юридических архетипах коллектив­ного бессозна­тельного или же в некоем виде ес­тественного права либо где-нибудь еще?

В заключение рассмотрения некоторых во­п­росов юридической герменевтики отметим, что, по нашему мнению, именно юридическая герме­невтика превращает право в подлинное творчес­тво, как сказали бы древнеримские юри­сты, в искусство добра и справедливости.

 

 

Список литературы

1. Васьковский Е.В. Цивилистическая методо-логия. Учение о толковании и применении граж-данских законов. – М., 2002.

2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. – М., 1994.

3. Лосев А.Ф. Философия имени. – М., 1990.

4. Пиленко А.А. Право изобретателя. – М., 2001.

5. Райнах А. Априорные основания гражданс-кого права // Собрание сочинений. – М., 2001.

6. Рулан Н. Юридическая антропология. – М., 2002.

7. Руткевич А.М. Эдмунд Гуссерль // Философы двадцатого века. – М., 1999.

8. Савальский В.А. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа фило-софии: Коген, Наторп, Штаммлер и др. – М., 1908.

9. Gadamer H. Truth and Method. – New York: Crossroads, 1982.

10. Legal Hermeneutics. History, Theory, and Practice / Edited by Gregory Leyh. – Berkley / Los Angeles / Oxford, 1992.


А. А. Мережко




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.