Широко распространенное мнение о конкурентоспособности американской промышленности и постоянное осознание значения инноваций для экономики США заставляют руководство компании сосредоточивать внимание на стратегической важности технологии. Однако решения создать стратегические программы НИР и строить долгосрочный технический потенциал часто должны приниматься до того, как будут точно
подсчитаны будущие коммерческие выгоды. И опыт, и теоретические исследования показывают, что методики формального анализа недостаточно для решения дилеммы генерального директора предприятия: как сбалансировать количественный анализ краткосрочных финансовых выгод и прогноз относительно долгосрочных стратегических выгод предлагаемых программ НИР. На практике уже давно признано, что единая
финансовая система измерений, как, например, прибыль на инвестированный капитал, не пригодна для определения финансирования всего спектра программ НИР.
Традиционной проблемой руководства компании всегда было финансирование программ НИР в рамках одной из двух гипотез: (1) НИР - это необходимые издержки бизнеса, фактически его накладные расходы; (2) НИР - это капиталовложения, которые финансируются за счет конкретных источников (дисконтированное движение денежных средств, норма прибыли и т.п.).
Конечно, имеются реальные ограничения для проведения научно-исследовательских работ, которые большинство руководителей компании рассматривают как необходимые издержки бизнеса, оставляя их на усмотрение технического руководства. Единственная имеющаяся альтернатива заключается в том, подвергнуть предложение о НИР анализу по критерию нормы прибыли или по другим критериям. К сожалению, многие программы НИР благодаря своей стратегической важности не укладываются ни в одну из этих двух моделей. Они могут быть: слишком крупными, чтобы соответствовать требованиям финансирования; слишком важными в области применения, чтобы их считали необходимыми издержками бизнеса; по своему характеру и времени ожидаемого коммерческого эффекта слишком неопределенными, чтобы их рассматривали собственно как инвестирование.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Обязательным условием в обеспечении правильного взгляда на программы НИР - является необходимость, чтобы они сообразовывались со стратегическими задачами руководства. Когда технические программы создаются и продвигаются к коммерческому применению, они обычно проходят через четко обозначенные этапы, каждый из которых соотносится с одной из трех фундаментально различающихся стратегических задач:
1. Построение базы знаний. Сюда входит научный поиск по всем аспектам отрасли. Индивидуальные про-
екты обычно небольшие и часто предусматривают взаимодействие с университетами и другими внешними источниками новых знаний. Значение этого поиска для бизнеса, как правило, определяется нечетко, но в перспективе оно открывает широкие возможности.
2. Занятие стратегического положе ния. Чтобы обеспечить эффектив ность любой новой технической об ласти, выявленной путем научного поиска, часто бывает необходимо направить в эту область значитель ные ресурсы. Цель - занять стра тегическое положение и подобрать необходимый коллектив техничес ких специалистов, а также ознако миться с этой областью, чтобы ра зумно использовать потенциальные коммерческие возможности.
3. Инвестирование в бизнес. Это яв ляется четко обозначенной задачей большей части технической дея тельности в крупных компаниях. Их технические программы обычно ориентированы на стадии разработ ки и инжиниринг. Это - фаза в эволюции, которая больше всего устраивает руководство. Уровень принятой на себя задачи может быть на один или более порядков выше, чем на предыдущих стадиях.
По мере того как построение базы знаний через занятие стратегического положения переходит к инвестированию в бизнес, программы все в большей степени выстраиваются вокруг какого-то стержня. Это продвижение обычно сопровождается увеличением расходов и уменьшением неопределенности, как показано на Рис. 7-10.
Самый разумный подход к большей части исследований, нацеленных на накопление базы знаний, это эффективность бизнеса. Инвестирование в бизнес, имеющий дело с технологией, надлежащим образом оправдано теми же чисто финансовыми критериями, которые применяются к инвестициям в другой бизнес, где уровень неопределенности сравнительно низкий. Вопрос, который ставит трудности перед высшим руководством: "Что делать с программами, нацеленными на занятие стратегического положения?" Здесь затраты слишком
высоки, чтобы их относить к накладным расходам, а конечный результат слишком неопределен, чтобы рассматривать
Рис. 7-10. Стратегические задачи НИР
их как инвестиции. Ответ таков: их следует рассматривать как стратегический опцион.