Довольно значительное количество высококачественных научно-технических идей никогда не представляется к оценке и
рассмотрению, потому что руководство оценивает продвижение текущего проекта выше, чем генерирование идей для новых предложений. Это наводит на мысль, что систем?, рассмотрения проектов уделяет слишком большое внимание и награды методичному завершению существующей работы. Более того, идеи, которые, скорее всего, не пройдут проверку на нужность и своевременность, никогда не рассматриваются.
Решения выносятся нередко без серьезных обоснований. Генерирование идей может быть отражено в описаниях должностных обязанностей и системе вознаграждения. На генерирование идей должно быть отведено определенное время. Ряд компаний создали базы данных, где фиксируются и сохраняются идеи, которые выпадают из официального процесса обзора проектов. Другие создают советы технических консультантов, чтобы они встречались с руководством научных подразделений и стимулировали бы глубокое и всестороннее рассмотрение продуктивности и количества поступающих идей.
ПУТЬ ИДЕЙ ИЗ
ЛАБОРАТОРИИ НА
РЫНОК
А. Дуглас Бендер, школа управления, Уайденерский университет
Все большее значение для компаний, успех которых зависит от потока новых видов продукции, приобретает процесс разработки нового изделия. Критическими вопросами являются качество, количество и время появления новых изделий по "трубопроводу" из лаборатории на рынок. Интересы руководства сосредоточены на одном вопросе: "Как быстрее выводить нужные для потребителей продукты из лаборатории на рынок?" Сегодня недостаточно думать только о затратах, дифференциации продукции и качестве. Не менее важны скорость и гибкость процесса.
Чтобы добиться скорости и гибкости, а также преимущества перед конкурентами, руководство должно четко представлять стратегический курс, на котором следует сосредоточить усилия, проявлять готовность к инновациям и создать эффективную процедуру доведения новых изделий до рынка. Руководство должно действовать сбалансированно, отказаться от жестких (негибких) систем, думать только об управлении и закрывать глаза на неожиданности. Но нежелательна и другая крайность в поведении руководства - предполагать, что новые изделия появляются сами собой.
Такой подход приведет к отсрочкам, ложным надеждам и упущенным возможностям. Необходим баланс между жесткой структурой и либеральной ориентацией, формальными и неформальными общениями, контролем и гибкостью, специализацией и интеграцией, а также тенденцией рынка тянуть "к себе" и тенденцией технологии толкать "от себя".
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФОКУС
Существует несколько важных стратегических решений, которые воздействуют на разработку нового изделия и оказывают непосредственное влияние на продуктивность процесса. Руководству следует:
1. Выявить рынки и сегменты рынка, которые больше всего соответст вуют сильным и слабым сторонам компании.
2. Решить, как распределить ресурсы между созданием новых изделий для новых рынков, разработкой из делий для созревающих рынков и "омоложением" старых изделий в номенклатуре продукции
3. Решить, что лучше: реализовать новые изделия первыми или вто-
рыми. Это - не одно и то же; если этому не придать значения, может оказаться, что компания сформулировала стратегию, которая не соответствует ее сильным сторонам и миссии.
4. Целью должно стать не просто стремление догонять потребности клиента, а предвосхищать их, опе режать их неким подобием лягу шачьего скачка. Это становится особенно важным на рынках, где имеются альтернативные дешевые изделия. К тому же это поможет естественно избавиться от опти мизма и воображаемого потенциа ла изделия по мере того, как оно переходит от начальной идеи к ре альностям рынка.
5. Решить, какую роль будет играть лицензирование в процессе разра ботки нового изделия. Лицензиро вание изделия может стать важ ным источником будущих изделий и технологии. Жизнеспособные стра тегии могут также предусматри вать расширение лицензирования изделий и создание совместных предприятий.
6. Решить в отношении уровня устой чивой ориентации на разработку нового изделия и создать резерв ный фонд в случае, если темп раз работки нового изделия опередит план.
Четкая и целенаправленная стратегия разработки нового изделия делает процедуру более эффективной, с меньшими отсрочками и ошибками. Кроме того, сберегаются ресурсы. Без должной целенаправленности и руководства затраты увеличиваются, продуктивность падает и ожидания не оправдываются.
КУЛЬТУРА ИННОВАЦИИ
Сегодня функции высшего руководства выходят за пределы простого одобрения и поддержки; оно должно создавать среду, в которой новые идеи и новые изделия являются неотъемлемой частью культуры и стиля организации.
Предположим, какая-то компания создала такую культуру. Целью компании является поддержка ею инноваций. Одна из формулировок целей, например,
провозглашает, что "25% продаж должно поступать от изделий, которых пять лет тому назад еще не было". Кроме того, компания сосредоточила свои усилия на других элементах благоприятной культуры, включая стремление к совершенству, долгосрочные цели, доверительные взаимоотношения и возможность, что важнее всего, свободы ошибаться. Фирмы, которые признают потребность в инновациях, но не могут ориентироваться на сопутствующий им риск, создают в организации стресс, который дестабилизирует весь процесс.
Могут быть и такие случаи, когда возможность для запуска нового изделия не совпадает с существующей культурой организации. Стратегия "Дженерал Моторс" по созданию автомобиля "Сатурн" - хороший пример. Компания признала, что структура и культура "Дженерал Моторс" не позволяют ей создать маленький автомобиль, который конкурировал бы с импортными марками. Было принято решение образовать новую организацию с новыми правилами, новой культурой и новыми ожиданиями.
СТАДИИ РАЗРАБОТКИ
Разумная и эффективная процедура доведения нового изделия до реализации включает следующие стадии: проведение исследований группой НИР; установление определенной системы отношений; отслеживание процесса.
Этапы или стадии процесса разработки имеют четкие характеристики. Они отражают характер изделия, ситуацию, время и особенности отрасли. При завершении каждой стадии должно приниматься решение о том, нужно продолжать или прекращать работу. Решение принимается на основе критериев, отражающих стратегические цели и направление деятельности фирмы. Каждой стадии проекта соответствуют точные количественные параметры.
Для совершенствования процесса разработки нового изделия предлагается делить его на заранее определенный набор состояний, где каждое из них характеризуется рядом связанных и часто осуществляемых параллельно видов деятельности. Обычно бывает от четырех до семи состояний, и каждому соответствует набор критериев, с помощью ко-
торых решается вопрос о том, продолжать или прекращать проект.
В достижении эффективности проведения этой работы ключевую роль играет способность установить отношения между различными видами деятельности и оценить возможность вести все действия параллельно, а не последовательно. Синхронная или параллельная разработка способствует тому, что сокращается число ошибок, и новое изделие быстрее попадает на рынок. Четкому определению и оценке действий очень помогает наличие заранее продуманного плана. В составлении таких планов большое содействие оказывает использование инструментов планирования проектов, таких, как метод оценки и пересмотра планов (ПЕРТ).
Команда НИР
Как процесс создания нового изделия возглавляет небольшая многопрофильная команда. В ней обязательно должен быть "первоклассный специалист по изделию". Присутствие такого специалиста сыграло главную роль в успехе противоязвенного средства "Тагомет", созданного и внедренного компанией "Смит Клайн". Это лекарство родилось в одной из лабораторий Англии и на первых стадиях его создания предстало перед американской исследовательской группой, которая не разделяла мнений английских создателей лекарства. Если бы англичане не стояли насмерть за "свои идеи", возможно, разработка основной технологии в свете идей, которые привели к созданию "Тагомета", пошла бы по другому пути.
То, что команда работает как единый коллектив, помогает ей создать систему отношений внутри группы и справиться со сложностью стоящих перед ней задач. Сотрудничеству способствует неформальное взаимодействие работающих в проекте людей.
Каждый член команды проходит специальную подготовку для работы в коллективе, так как фирма не может себе позволить довериться уверениям, что "талантливые" люди умеют работать вместе. Кроме того, команда должна понимать, что по мере продвижения проекта роли ее членов меняются. На ран-
них стадиях требуется лишь творческий вклад и планирование деятельности. На более поздних стадиях акцент смещается на выполнение плана.
С самого начала в работе команды наблюдается сдвиг строго линейного и строго последовательного процесса в сторону более интегрированного подхода. Успех Японии в запуске новых изделий кроется в синхронной разработке или инжиниринге. Ключ в успеху такой концепции - держать работников в тесном контакте друг с другом и расширять обмен информацией.
Примерами подхода к разработке нового изделия могут служить аналогичные ситуации в спорте. При старой системе процесс разработки проводился как эстафета, в которой передают эстафетную палочку от одного специалиста другому. Иной подход напоминает игру в регби, где есть постоянное взаимодействие между членами команды, которые работают вместе, начиная с ранних стадий разработки нового изделия до самого конца. И, наконец, за изделие должна отвечать команда, а бюрократические формальности надо свести до минимума.
Отношения
Маршруты формальных и неформальных отношений между разработчиками проекта открыты и проходят в различных направлениях. Формальные процессы выражаются в регулярных собраниях членов команды и обсуждениях по принятию решений. Однако всяческую поддержку следует оказывать созданию сети неформальных отношений, позволяющих обеспечить частые контакты между различными членами команды.
Традиционные барьеры отношений сведены к минимуму. При горизонтальных коммуникациях происходит обмен информацией между теми, кто занят научными исследованиями, производством и маркетингом.
Прогресс
Команда должна отслеживать не только прогресс в разработке изделия, но и то, как она функционирует как единый коллектив. Для этого создаются чуткие системы слежения. На переправку изде-
лия по "трубопроводу" в большой степени влияет новая технология, изделия конкурентов, новые и старые, и меняющиеся потребности покупателей. Про-
гресс каждого проекта связан с общим планом, который отражает приоритеты и обязывающие сроки.