Эффективные научно-исследовательские команды обычно приобретают опыт из общения со специалистами разных дисциплин. Однако когда члены команды -люди разного возраста, жизненного и профессионального опыта работают в тесной близости друг с другом, могут возникать проблемы общения и конфликты.
Лидер команды должен уметь управлять людьми и находить подходы к "трудным" личностям. Он должен стимулировать людей работать с полной отдачей, уметь управлять конфликтными ситуациями, получать моральное удовлетворение от того, что он помогает людям расти и развиваться. Без наличия таких межличностных возможностей и интересов команда быстро начнет функционировать как группа индивидов, а не единое целое.
ЧЛЕНЫ КОМАНДЫ
Члены проектной группы также должны обладать определенными характеристиками. Необходимыми чертами для них являются открытость в общении, заинтересованность, творческая жилка, новаторство, гибкость и готовность к сотрудничеству. Все эти свойства являются функцией от индивидуальных черт характера членов группы и их способности работать друг с другом. Члены группы должны подбираться таким образом, чтобы они образовали единое "энергетическое" целое, перед которым стоит общая цель.
Подобрать соответствующих людей -задача отнюдь не легкая. Она требует
внимания к индивидуальным интересам, знаниям и способностям людей, их мо-тивационным факторам, технической подготовке и опыту, а также желанию сотрудничать для достижения целей, поставленных перед командой. Лидер команды должен обладать правом самостоятельно принимать решения в подборе членов своей группы, когда бы это ни происходило.
Где искать членов команды? Определение источников вербовки персонала -важнейший этап в формировании команды НИР. Конечно, специалисты, уже работающие в научной организации, обладают определенными знаниями; некоторых и взяли на работу благодаря их знаниям, другие, возможно, приобрели свои знания со временем - "нужда заставила". Если членов команды набирать только из рядов уже работающих, некоторые дисциплины могут оказаться непредставленными. Тогда организация должна предоставить им условия для переподготовки. Существующий персонал уже знаком с культурой организации и ее членами, а это заранее снимает трудности межличностного общения.
При вербовке сотрудников из внешних организаций можно подобрать полный комплект специальностей и создать новый климат в научной организации. Недостатком же этих действий является трудность, с которой "чужак" вписывается в коллектив, и время, необходимое для того, чтобы усвоить культуру организации. Независимо от того, откуда придет тот или иной сотрудник, ему, как и всем остальным, придется очень многое менять в себе, чтобы стать полноценным членом единой группы, работающей на достижение целей проекта.
Общение
В идеале для членов команды должно быть естественным обмениваться идеями (и интересами) и проявлять готовность выслушивать других. Им вовсе не обязательно быть хорошими ораторами или уметь хорошо держаться перед публикой, но они должны уметь представлять свои идеи в понятной и убедительной манере. Способность к общению (включая умение слушать собеседника) особенно важна на начальной стадии, когда при обсу-
ждении сложных вопросов требуется достижение согласованности.
Исследования показывают, что эффективные команды НИР сохраняют связь с важнейшими внешними источниками информации, в то время как менее эффективные команды, как правило, отрезаны от этих источников. Это означает, что внимание должно быть сосредоточено на том, как новая информация и новаторские идеи попадают в организацию и как их можно интегрировать в рабочую среду. Некоторые члены команды должны поддерживать и развивать контакты с более крупными организациями, а также с широким кругом научных и технических специалистов.