Чтобы цели НИР соответствовали целям компании, при планировании необходимо предусмотреть широкий круг видов деятельности. Анализ эффективности НИР в основном сосредоточивает внимание на трех формах участия науки:
1. Некоторые меры по повышению продуктивности и качества сущест вующей продукции и процессов.
2. Разработка новых изделий или про цессов, сулящих крупные коммерче ские преимущества перед конкурен тами.
3. Прогресс в науке, который может способствовать будущему совер шенствованию продукции и про цессов.
В промышленности в большей части отраслевых программ НИР обычно доминирует первая из этих форм деятельности, хотя в высказываниях общественности предпочтение отдается второй. Такие заявления часто отражают довольно смутное представление о ton:, что такое новые изделия и процессы. Поэтому важно в некоторых вновь созданных секторах промышленности сделать акцент на том, что своей высокой долей продаж она обязана новой продукции и недавно внедренным процессам. Но такой критерий вряд ли можно применять к отраслям, которые удовлетворяют постоянный спрос на традиционные продукты и чьи производственные мощности соответственно характеризуются долгосрочными вложениями. В таких секторах резкие рывки вперед по сравнению с конкурентами случаются довольно редко. Поэтому на них нельзя ориентировать действующие программы НИР.
Необходимо подчеркнуть, что программы НИР часто создают дополнительные преимущества в конкурентной борьбе:
1. Сокращение или минимизация затрат на производство продукции.
2 Сокращение разрыва между собственным внедрением и внедрением конкурентами новых продуктов и процессов.
3. Приведение конструкций и процессов в соответствие с изменениями в предложении товаров и стоимостью исходных затрат.
Хотя первое из них часто принимают как само собой разумеющееся, такие, пусть и скромные, но постоянные выгоды совершенно очевидно могут обеспечить конкурентоспособность фирмы.
Однако необходимость преодолевать разрывы между последовательными инновационными прорывами конкурентов может быть даже более неотложной, чем получение вышеназванных преимуществ перед другими. Вот пример. Даже если фирма имела бы только четырех крупных конкурентов, она могла бы рассчитывать на достижение важных творческих преимуществ перед другими в среднем на 20% времени и, таким образом, отставать от сегодняшнего лидера отрасли на 80% времени. Отсюда способность быстро догонять лидеров, возможно, представляет собой даже более неотложную задачу, чем получение периодических преимуществ перед всеми конкурентами.
Руководители не должны также игнорировать давление конкуренции и возникающие возможности при переходе на другие материалы и изменении рынка труда. Разработка и получение более дешевых или более предпочтительных заменителей исходных материалов, да еще в большем количестве, могут представлять собой новые важные задачи, которые нужно исследовать. Подобные задачи могут возникнуть в связи с перспективными изменениями в наборе и оплате профессионального состава. Научные исследования также необходимы, чтобы приспособить и использовать имеющиеся открытия в производственном процессе и контроле на заводах компании.
Короче говоря, все вышеназванные задачи представляют собой важные компоненты программы НИР, которая направлена на усиление конкурентоспособности компании. Следует также добавить задачу, чтобы охватить значительное количество подразделений НИР перерабатывающих отраслей, деятельность которых должна удовлетворять стандартам здоровья, безопасности, уровней шума и загрязнения. Но приоритетность каждой из этих многочисленных задач должна определяться высшим руководством, следует также предусматривать ассигнования на эту деятельность и оценку их эффективности. Поэтому, если руководство решит сделать основной упор только на достижение скромных преимуществ перед конкурентами, то неудивительно, что остальные задачи
окажутся не в фокусе, а это может повлечь за собой серьезный проигрыш.
И, наконец, очень важно признать, что исследования, приносящие выдающиеся результаты, не всегда являются программируемым видом деятельности, как производство и снабжение. Технологии, которые долгое время удерживают лидерство, как бы содержат в себе преграды для дальнейших больших скачков. Однако серьезный поиск возможных значительных прорывов в конкурентной борьбе требует ассигнования определенных средств на достижение этих трудных, но потенциально выгодных целей.
СОСТАВЛЕНИЕ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ПРОГРАММ
Будущие программы НИР обычно оцениваются на основе ожидаемого вклада в продажи и снижения себестоимости в сравнении с соответствующими затратами на разработку и капиталовложения, учитываются также вероятность достижения поставленных целей и необходимое для этого время. Производя такую оценку, важно иметь в виду, что она может включать не только требование достижения положительных результатов, но также и другие требования, которые могут возникнуть позднее при приведении в соответствие исходных затрат, производственных процессов и маркетинга.
Формируя программы НИР, руководство должно разумно распределить ресурсы между целым набором проектов. Сюда включаются: проекты, нацеленные на получение краткосрочных результатов и содержащие минимальный риск, но дающие очень скромную выгоду; среднесрочные проекты со средним уровнем риска и средней выгодой; долгосрочные проекты с высокой степенью риска и потенциально большой выгодой.
Как было отмечено выше, большая часть стабильных отраслей предпочитает концентрироваться на краткосрочных проектах. Наиболее общими причинами этого являются: давление рынка капитала в сторону привлекательной краткосрочной прибыльности; тенденция усиливать давление в компаниях со стороны высших должностных лиц, которые через несколько лет уйдут на пенсию;
поддержка руководителей научных подразделений, которые реагируют на давление высшего руководства, желая регулярно улучшать свое материальное положение, минимизировать риск и связанные с ним опасности. В результате ограниченный круг проблем, которыми занимается научный персонал, вряд ли расширится, если ничего не изменится в реакции со стороны руководства и в системе вознаграждения, чтобы поощрить более рискованные начинания для достижения более сложных целей. Но, возможно, потребуются некоторые изменения в составе научных работников, которые уже привыкли избегать крупного риска.
Острые и растущие проблемы, которые создают иностранные производители, имеющие предприятия как в США, так и за их пределами, делают необходимым осуществлять крупные капиталовложения в НИР для создания престижных, рискованных, дорогих и долгосрочных проектов, что вступает в противоречие с продолжающимся финансовым давлением к получению краткосрочных результатов. Это - один из серьезнейших вопросов, встающих буквально перед всеми отраслями страны, включая таких мировых лидеров, как производство самолетов, компьютеров и биотехнологий, более традиционные американские отрасли, являющиеся главными источниками занятости и дохода. Важные изменения происходят также в организации научного процесса. Как правило, проекты по разработке изделий осуществлялись благодаря последовательным самостоятельным вкладам со стороны НИР, производства и маркетинга, и результаты каждого "перебрасывались через забор" к следующей стадии. Но все больше и больше осознавалось, что такие нескоординированные действия в решении взаимосвязанных проблем приводили к запоздалым и ограниченным результатам. В конечном итоге, как показали наши исследования, на местах все чаще стали встречаться попытки наладить более тесное сотрудничество между соответствующими подразделениями, участвующими в процессе разработки. Наиболее распространенные формы такого сотрудничества - регулярные консультации на всех стадиях процесса. Однако все большее число фирм предпочи-
тает образовывать межфункциональные группы по разработке новых изделий. Такие меры помогают не только сократить период, необходимый для того, чтобы новое и более совершенное изделие появилось на рынке, но и для того, чтобы обеспечить всестороннюю реакцию нового изделия на многочисленные аспекты практического рыночного спроса.