Поскольку затраты на разработку многих новых изделий не могут окупиться за счет их реализации в Соединенных Штатах, даже относительно молодые компании обычно подают заявки на патент в иностранных государствах. Например, обычно нецелесообразно заниматься разработкой нового лекарственного препарата, если только на него нет патентных заявок по крайней мере в американских, японских и европейских патентных бюро.
Получение иностранных патентов может быть очень дорогостоящим в зависимости от соответствующей стратегии. К счастью, современные процедуры, предписанные Соглашением о сотрудничестве в области патентования, дают возможность контролировать стоимость выдачи патентов иностранными государствами.
УСТАНОВЛЕНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
Штрафы, которые налагаются на того, кто нарушает патентные права, сдерживают подобные нарушения. И все-таки каждый год возбуждается немало дел о нанесении ущерба путем нарушения патентных прав. Высокие ставки и сложность правовых вопросов делают патентные тяжбы длительными и дорогими мероприятиями. Чтобы контролировать такие затраты, надо как можно раньше проконсультироваться со специалистом по подобным тяжбам.
Вы можете разнообразить свой портфель патентов, лицензируя технологию других (лицензия "в дом"), либо вы можете увеличить свои доходы путем вы-
дачи лицензии на патенты из вашего портфеля (лицензии "из дома"). Профессиональные организации, такие, как
Общество специалистов по лицензиям, помогают облегчить лицензирование технологии.
УПРАВЛЕНИЕ
НАУЧНЫМИ
ИССЛЕДОВАНИЯМИ В
КОНСОРЦИУМАХ И
СТРАТЕГИЧЕСКИХ
АЛЬЯНСАХ
Реимонд У. Смаилор, школа бизнеса, университет штата Техас в Остине
В условиях все возрастающей международной конкуренции, увеличения затрат на научные исследования, необходимости поддерживать немногочисленные научные и технические кадры и желания разделить риск, связанный с созданием и коммерциализацией технологии, технические компании объединяются в консорциумы по проведению научно-исследовательских работ, а также в инновационные стратегические альянсы. Руководители этих организаций нового типа сталкиваются с интригующим парадоксом: налицо конкуренция и сотрудничество одновременно.
Консорциумы и стратегические альянсы - это соглашения между органи-
зациями о совместной работе для получения доступа к технологии и рынкам и о выполнении задач, сулящих взаимную выгоду. Они могут иметь различные организационные структуры, технологические акценты, механизмы финансирования и состав персонала. Возможно, они организованы для того, чтобы занять соответствующее положение на основных рынках, завоевать новую нишу, облегчить доступ к источникам капитала и человеческих ресурсов, расширить возможности маркетинга и распределения или построить более сильные и непосредственные сети точек сбыта для потребителей. И все же все они имеют общую задачу: управлять
научно-техническим прогрессом эффективным современным способом, чтобы ускорить разработку, передачу и коммерциализацию технологии и тем самым ускорить ее доступ на новые расширенные рынки.
Эти соглашения ставят уникальные задачи перед руководителями. Поскольку члены этих объединений могут быть из корпораций с различными культурами, иметь различные точки зрения на управленческие приоритеты, политику и процедуры и делать ставку на различные, иногда взаимоисключающие задачи, перед руководителями стоит множество организационных, технологических, стратегических и культурных барьеров на пути управления НИР. Чтобы преодолеть их, руководители объединившихся организаций для управления НИР должны совершенствоваться в четырех областях. Эти области: налаживание коммуникаций, преодоление отличий, степень неопределенности и мотивация.