В коммуникациях различают пассивные и активные звенья. Пассивные звенья обычно связаны со средствами массовой информации. Это - доклады (отчеты), статьи и видеопленки. Они хороши для синхронной передачи одного и того же сообщения аудитории, разбросанной по разным местам, и стоят сравнительно дешево. Однако они совершенно безличны и обычно не сопровождаются обратной связью.
Активные звенья - это непосредственные взаимодействия человека с человеком. Они могут варьироваться от телеконференций до образования целевых групп и демонстраций на рабочем месте. Они стимулируют межличностные коммуникации и порождают быструю целевую обратную связь. Чем меньше коммуникационных звеньев и чем они пассивнее, тем менее вероятен шанс, что технология будет управляться эффективно. Чем больше звеньев и чем они активнее, тем больше шансов на эффективное управление технологией. Следовательно, консорциумы и стратегические альянсы должны усиливать механизмы активных коммуникаций. Для понимания политики каждого участника
этих объединений, для выявления расхождений и устранения их на ранней стадии, прежде чем они перерастут в проблемы, выбирается эффективный координатор, который понимает различия в культуре организаций и может работать с ними, а также осуществлять планирование стратегии взаимодействия, которая особенно важна в начале совместной деятельности.
ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ
Под различиями понимается как географическая, так и культурная близость или отдаленность. Руководство способно уменьшать расстояние между теми, кто участвует в научных исследованиях, способствуя созданию более активных и прямых коммуникационных звеньев и помещая ключевых игроков в одном месте. Различие культуры между организациями ставит перед руководством более серьезные проблемы. Чем меньше отдаленность в культуре, тем больше руководителей понимают ценности, позиции и способы выполнения действий другой организацией, и тем больше шанс для эффективного управления технологией.
Для географического или культурного сближения руководство должно использовать лучших специалистов, чтобы ликвидировать разрывы, построить систему поддержки сторон для консорциума или альянса на нескольких уровнях и развивать не только деловые связи между ключевыми игроками, но и социальные. Усилить географическую и культурную близость можно, увеличивая количество и типы персонала, выполняющего совместную работу. Это необходимо для того, чтобы если проект окажется успешным, к этому были причастны все вместе, привлекая к разработке проектов НИР персонал, занимающийся производством и маркетингом изделия, создавая перечни успешных проектов и программы профессиональной подготовки, направленной на воспитание у персонала ориентации на потребителя, проводя семинары по вопросам культуры корпораций, поощряя визиты и обмены среди работников из организаций-членов.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
Это понятие связывается с уровнем конкретности технологии. Технологию с малой степенью неопределенности легко понимать, демонстрировать, она не порождает вопросов. Чем меньше степень неопределенности, тем более вероятно, что технологией будут управлять эффективно. Чтобы снизить степень неопределенности, руководство должно разъяснять, какие результаты ожидаются и как их применять, защищать интеллектуальную собственность, создавать механизмы 'успешной передачи технологии и внедрять методы обмена опытом и оценки эффективности.
Для решения этих задач надо всячески поощрять совместную деятельность; отражать задачи передачи технологии в планах; проводить общие для всего консорциума или альянса торговые выставки; расширять деятельность по демонстрации технологии; приспосабливать процесс передачи технологии к конкретной политике и процедуре каждой участвующей компании и проводить сессии профессиональной подготовки.
МОТИВАЦИЯ
Те, кто участвует в управлении научно-исследовательской работой консорциума или альянса, могут задать законный вопрос: "А что это даст лично мне?" Чем больше дифференцированы экономические стимулы, вознаграждения и способы признания заслуг, тем выше мотивация для всех участников процесса. Поэтому для повышения мотивации руководство должно создать систему финансовых стимулов, целевых вознаграждений и признания заслуг личности.
Среди мер, направленных на усиление мотивации, могут быть: расширение совместных групп и возможностей сотрудничества; создание фондов для наиболее удачных проектов; обеспечение обменов специалистами и визитов на предприятия друг друга; внедрение премиальной системы, почетных званий и оформления прав собственности для тех, кто участвует в успешной разработке и использовании технологии; выражение признания основным специалистам в местном бюллетене новостей; съемка на видеопленку и др.