О значении научно-технического прогресса (НТП) для деятельности компаний и государства говорится очень много, но конкретные мероприятия в этом направлении проводятся гораздо реже. В реальной жизни способность конкурировать в глобальной экономике зависит от наличия преимуществ перед конкурентами, а это, в свою очередь, строится на базе современной технологии.
Соединенные Штаты лидируют во многих областях фундаментальных исследований, проводящихся в университетах. И все же открытия фундаментальной науки не гарантируют будущие доходы на вложенный капитал.
Компания должна внедрять новые технологии и, используя их, производить продукцию для рынка. Завоевав себе место среди конкурентов, компания должна оставаться на уровне современной технологии, производить продукцию и успешно ее продавать.
Этими основными принципами далеко не все руководствуются интуитивно -многому требуется обучаться. Однако не все имеют необходимую подготовку в области управления научно-техническим прогрессом. Очень немногие школы бизнеса включают управление НТП в число обязательных курсов, а другие школы не предлагают его даже факуль-
Марк Д. Дибнер,доктор наук, директор Института биотехнологической информации, расположенного в Парке "Ресеарч Триэнгл". Он также является адъюнкт-профессором в области управления технологией и предпринимательством в Школе бизнеса Фукуа Дьюкского университета.
ill!
тативно. Линейные управляющие далеко не всегда легко справляются с вопросами управления НТО. • Управление НТП не происходит само по себе. Оно должно быть "встроено" в стратегию компании. Это может оказаться нелегким делом, если компания ориентирована на получение краткосрочных результатов, снижение стоимости и ведет бухгалтерский учет таким образом, чтобы показывать квартальную прибыль. Научно-технические достижения не происходят регулярно, через равномерные промежутки времени. Иногда может потребоваться несколько лет, прежде чем компания начнет получать прибыль. Подразделение, занимающееся научными исследованиями и конструкторскими разработками, часто не очень вписывается в культуру корпорации и представляет собой статью расхода, которую легко "убрать" из бюджета, поскольку эти затраты не ведут к получению краткосрочных результатов.
Наука управления НТП осваивается с трудом, в этой области пока больше вопросов, чем ответов. У каждой технологии свой цикл разработки, множество альтернативных подходов и различная степень правительственного контроля или регулирования. Это осложняется еще и тем, что технология по-разному вписывается в различные корпоративные культуры.
Нужно, однако, иметь представление о вопросах, которые должны быть отражены в стратегическом планировании компаний. Понимание основ развития новых технологий, ограниченного и
прерывистого характера этого развития, а также того, как повысить инно-вационность деятельности научно-исследовательских подразделений, может дать организации ценный опыт достижения успеха в конкурентной борьбе.
Изложенные материалы в главах рассматриваемого раздела побудят читателя к размышлению над многими вопросами. Эти размышления, в свою очередь, могут привести к анализу сильных и слабых сторон компании в области управления. Есть ли у вашей компании техническая политика? Если да, то распространяется ли она на другие области деятельности компании? Дает ли она возможность компании заниматься долгосрочными проектами НИР? Налажен ли контакт между подразделениями НИР, маркетинга и производством^ Осознает ли команда НИР свое место в деятельности компании? Создает ли компания климат, благоприятный для нововведений? Есть ли у компании информация о мировых научных открытиях? Использует ли компания преимущества выполнения государственных заказов по исследованиям' Использует ли компания стратегические альянсы с другими компаниями и университетскими научными кадрами, чтобы повысить отдачу каждого доллара, вложенного в НИР? В состоянии ли компания участвовать е конкуренции на мировом уровне?
В большой степени успех зависит от продуманных ответов на эти вопросы. В данном разделе читатель найдет информацию, которая поможет ему составить общую картину этих ответов.
ГОТОВНОСТЬ ФИРМ К
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ
ИЗМЕНЕНИЯМ
Ричард Н. Фостер, "Маккинзи энд Компани"
В пятницу 13 декабря 1907 года на рассвете, когда судно "Томас У. Лау-сон" натолкнулось на подводные камни и затонуло в проливе Ла-Манш, закончилась эра парусных судов для коммерческой навигации. Это судно, способное делать 22 узла в час при хорошем ветре, было построено, чтобы выдержать конкуренцию пароходов, которые завоевывали себе все большую долю в перевозке грузов. Но чтобы добиться от парусного судна большей быстроходности, конструктор был вынужден пожертвовать его маневренностью. "Лаусон", имея семь мачт и длину 404 фута, был настолько громоздким, что при штормовом ветре его рулевой не мог избежать столкновения с подводными камнями. После этого никто не пытался конструировать более быстроходные парусные судна для перевозки грузов. В морских перевозках главенствующую роль стали играть пароходы. Компания "Фолл Ривер Шип энд Энд-жин Билдинг", построившая "Лаусон", была вынуждена переключиться на другой вид коммерческой деятельности.
В 1947 году компания "Проктер энд Гэмбл" представила на рынок первый синтетический стиральный порошок "Тайд". Он содержит фосфатные соеди-
нения, обладающие более мощным очищающим свойством, чем традиционные естественные моющие средства. "Тайд" вырвался вперед, оставив позади своего главного конкурента - компанию "Ливер Бразерс".
В мае 1971 года компания "Нэйшнл Кэш Регистр", расположенная в г. Дейтон, штат Огайо, объявила, что она списывает партию новых кассовых аппаратов на сумму 140 миллионов долларов из-за невозможности их реализовать. Вскоре после этого она уволила тысячи рабочих и директора-распорядителя. В течение последующих четырех лет цена одной акции компании упала с 45 до 14 долларов. Почему это произошло? Производимые компанией электромеханические аппараты не могли конкурировать с новыми электронными моделями таких аппаратов, производство которых было более дешевым, они были более легкими в употреблении и более надежными.
На примере этих и сотен других компаний, которые были лидерами в своих отраслях, вдруг увидели, как исчезает их устойчивое благополучие под натиском технического прогресса. Они не сумели предвосхитить радикальные сдвиги в технологии, оценить их пос-
ледствия и принять своевременные меры, чтобы сохранить лидерство.
Такие неудачи объясняются основной предпосылкой, из которой исходят руководители при управлении своими компаниями: завтра будет примерно таким же, как сегодня. Без этой уверенности им было бы невозможно оперативно управлять производством. Но при разработке и осуществлении стратегии компании такая предпосылка оказывается фатальной. Феномен технического прогресса и его результаты - коммерческие нововведения и конкурентная борьба - означают, что стратегии почти всех компаний, будь то кораблестроение, изготовление кассовых аппаратов или производство стирального порошка, должны исходить из того, что в конечном счете завтра будет совершенно другим, нежели сегодня, то есть процесс прервется - произойдет разрыв технологической непрерывности. И в большинстве случаев к тому времени, когда сдвиги в сложившихся технологических процессах начнут оказывать видимое влияние на рынок, темп этого наступления будет настолько быстрым, что его выдержат только те, кто лучше всех подготовился к этой атаке.
В отличие от легионов жертв компании, которые были лидерами в своих отраслях на протяжении многих лет -"Аи Би Эм", "Хьюлет-Паккард", "Кор-нинг", "Проктер энд Гэмбл", "Джонсон энд Джонсон", считают, что сдвиги в технологических процессах неизбежны, что они управляемы и жизненно необходимы для повышения благосостояния акционеров. Они считают также, что в конечном счете победу одержат "наступающие", то есть новаторы, которые используют разрыв технологической непрерывности, и стремятся найти баланс между позицией "наступающих" и активной защитой своего существующего бизнеса.
S-КРИВАЯ
Понимание динамики конкурентной борьбы, которая приводит одни компании к краху, а другим дает возможность долго пребывать лидерами в своих отраслях, подразумевает усвоение трех основных принципов: S-кривой, разрыва в технологической цепи и преиму-
ществ, которые имеют "наступающие". На принципе S-кривой основаны две другие идеи. Кривая графически представляет отношение между кумулятивными усилиями, направленными на совершенствование продукта или процесса, и продуктивностью, достигнутой благодаря инвестициям (рис.7-1), Сначала движение вперед происходит медленно. пока научные работники ищут разгадку проблемы. Затем, когда нужное решение найдено и поставлено на соответствующее место, темп прогресса резко возрастает. С течением времени темп снова замедляется, по мере того как каждое новое наращивание продуктивности становится все более трудным и дорогим. Несмотря на затраченные усилия парусные суда плавают не намного быстрее, естественные моющие средства не делают белье более чистым, а электромеханические кассовые аппараты не становятся намного дешевле (в изготовлении и эксплуатации).
Рис. 7-1. S-кривая
S-кривая (также называемая кривой логистики или кривой Гомпертца) приобретает свои очертания в зависимости от методов обучения и физических возможностей людей. Чтобы познать неизвестное, люди проводят эксперименты подобно тому, как дети при обучении езде на велосипеде пробуют различные комбинации нажима на педали, поворота руля и перемещения веса. С каждым экспериментом объем знаний увеличивается, но процесс, к сожалению, остается малоэффективным. Вот почему нижняя часть кривой такая плоская.
Когда путем проб и ошибок выявляются основные принципы, эффективность обучения резко возрастает. Ребе-
нок, который уже знает, как балансировать на велосипеде, очень быстро постигает искусство езды по спирали на больших скоростях, подъема по крутым склонам и преодоления препятствий. Каждый час, который он отводит езде, дает результат в виде более высокого уровня продуктивности, поэтому кривая становится более крутой.
Затем велосипедист обнаруживает физические ограничения - падает механическая продуктивность велосипеда и физиологическая - велосипедиста. Дополнительные усилия - использование более тонких шин, улучшение физиологического состояния человека -могут помочь, но незначительно. Результаты от инвестиций, сделанных в период обучения, уменьшаются, и S-кривая опять становится плоской. Единственный способ, с помощью которого человек может добиться гораздо больших успехов, - это обойти физические границы езды на велосипеде (то есть опуститься к началу новой S-кривой), вложив инвестиции в новую технологию, например, в автомобиль.
Ученые и инженеры экспериментируют, с переменным успехом преодолевая трудности, начинают продвигаться вперед заметно быстрее, как только они приобретают фундаментальные знания, но в конце концов упираются в физические пределы природы. Там. где этого еще не произошло, сохраняются возможности для наращивания эффективности. Например, развитие процесса создания искусственного сердца идет довольно быстрыми темпами, поскольку технологии, от которых это зависит, еще не достигли физических пределов. Разработка искусственного сердца, которое могло поддерживать жизнь в пациенте до четырех недель, заняла у конкурирующей фирмы более десяти лет; результатом работы других десяти лет стало приспособление, сохраняющее человеку жизнь в течение шестнадцати недель; следующие третьи десять лет дали возможность пациенту прожить тридцать недель, то есть достичь эффективности в восемь раз большей, чем за первые десять лет.
Совершенно обратное происходит с механическими часами. Между 1700 и 1850 годами толщина корпуса часов уменьшилась с 1 '/2 дюймов до при-
мерно ' /4 дюйма. Большая часть моделей современных наручных часов имеет примерно такую же толщину. Фактически производители часов достигли физического предела тонкости 150 лет тому назад и с тех пор сосредоточивают усилия на других параметрах эффективности своих изделий, таких, как надежность, легкость в употреблении и себестоимость.
При построении S-кривой, относящейся к технологии, возникает вопрос относительно уровня и времени инвестиций в НИР. Недостаточно быстрое наращивание темпов совершенствования в начале кривой может привести к прекращению финансирования или к досрочному отказу от новой технологии. И, наоборот, может потребоваться дополнительное инвестирование из-за завышенных предварительных оценок возможных темпов разработки новой продукции или по причине неспособности учитывать усилия других участников технического прогресса в отрасли, которые генерируют знания, доступные для тех, кто хочет их получить. Кривая, которая становится более крутой, сигнализирует о том, что среди конкурентов началась гонка инвестирований, поскольку каждый лишний доллар, вложенный в данную технологию, имеет способность резко повысить эффективность продукции. Созревающая S-кри-вая особенно важна для компаний, которые тесно связаны с данной технологией. Почти во всех случаях компании инвестируют больше, чем нужно, из-за инерции программ НИР: их легче открыть, чем закрыть. Если крутая кривая начинает выравниваться, настало время изменить направление усилий по совершенствованию продукта или процесса, обращая внимание на другие параметры, например, стремиться сделать часы более надежными, а не более тонкими.
РАЗРЫВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НЕПРЕРЫВНОСТИ
Построение одной S-кривой не дает ответа на постоянно возникающие стратегические вопросы: Какой технологии следует отдать предпочтение? Парусам или энергии пара? Электромеханическим или электронным кассовым аппа-
ратам? Естественным или искусственным моющим средствам? Чтобы получить ответы на эти и другие подобные вопросы, надо построить целую семью S-кривых, которые покажут приближение разрыва непрерывностей.
Хотя на рынке обычно доминирует какая-тс одна технология, она редко полностью и наилучшим образом удовлетворяет все требования покупателя. Почти всегда существуют конкурирующие технологии, причем каждая имеет свою S-кривую. Часто бывает и так, что несколько новых технологий объединяют, чтобы заменить старую технологию. Возьмем, например, то, как конкурируют проигрыватели компакт-дисков и проигрыватели цифровой аудиопленки с традиционными проигрывателями кассет и пластинок за долю внутреннего рынка стереоаппаратуры. Разрыв непрерывности представлен на точках пересечения S-кривых старой и новой технологий, где одна технология заменяет другую и выполняет заказ на конкурирующее изделие.
Технология может предстать в нескольких видах. В некоторых случаях она является конкретным процессом, который производит конкретный продукт.
Или это может быть процесс изготовления нескольких видов продукции. Если взять услуги или продукты, в основе которых лежат тысячи технологий, как, например, воздушные перевозки или автомобили, в каждый конкретный период времени наиболее существенными являются лишь одна или несколько технологий. Именно она или они оказывают самое большое воздействие на функционирование данного продукта, и рассматривать следует именно их.
О возможностях использования S-кривой и важности понимания разрыва технологической непрерывности в результате инноваций свидетельствует история шинного корда (рис.7-2). Параметры эффективности корда весьма сложны, поскольку они включают такие факторы, как крепость корда, устойчивость к жаре и усталость. Сочетание этих факторов и придает шинам те свойства, в которых заинтересованы покупатели -ровная езда, прочность, защита от разрывов, а также дешевизна. На схеме воссоздаются параметры эффективности, отвечающие требованиям покупателей (поддержание давления) и соответствующие техническим факторам (например, устойчивость
противление усталости), которые взвешиваются по критериям ценности, согласно требованиям покупателей. В этом случае совокупный параметр эффективности соотносится с оптимальными свойствами хлопка, поскольку именно он послужил материалом для первых образцов шинного корда.
Как и в случаях со всеми S-кривы-ми, измеряются кумулятивные усилия в области НИР, выраженные в инвестированных долларах. Усилия изменяются во времени, так как различные компании начинают и прекращают программы НИР, а также финансируют их на разных уровнях. Поскольку большинство компаний не ведет учет своих усилий, которые были вложены в некую технологию, они часто стараются построить кривую технического прогресса в отношении ко времени и обнаруживают, что прогнозы не оправдываются. Проблема здесь заключается не в трудности прогнозирования технического прогресса, поскольку мы убедились в относительной стабильности S-кривой, а, скорее, в неумении следить и прогнозировать инвестиции всех крупнейших участников данной отрасли. Чтобы построить семью S-кривых, обычно бывает необходимо реконструировать и предсказать усилия основных участников данной отрасли исходя из их расходов на НИР или из более прямого критерия, каким является количество лет, потраченных на разработку определенной технологии.
Первым синтетическим материалом для корда была вискоза, лидерами производства которой были компании "Американ Вискоуз" и "ДюПон". По сравнению с хлопком она обладала большей прочностью и позволяла производить более тонкие шины. К тому же вискоза не подвержена гниению, поэтому шины служили дольше. Первые 65 миллионов долларов, которые компании "Американ Вискоуз", "ДюПон" и другие потратили на разработку вискозы, дали в семь раз большую выгоду, чем при использовании хлопка. На рынке началось царство вискозы.
Фирменный корд компании "ДюПон" - нейлон - имеет показатели эффективности несколько более высокие, чем вискоза, и он стал вторым доминирующим материалом синтетического
шинного корда. Первые 30 миллионов долларов, которые "ДюПон" потратила на разработку нейлона, были гораздо более эффективными, чем капиталовложения в вискозу, и в восемь раз превысили эффективность хлопка.
Затем появился полиэстер, и наступил радикальный сдвиг в процессе производства корда. Полиэстер, который частично производился компаниями "Американ Вискоуз" и "Силаниз", с самого начала имел огромное преимущество перед нейлоном и более крутую S-кривую. Первые 50 миллионов долларов, потраченные на совершенствование качества полиэстера, дали в два раза большую выгоду, чем применение нейлона, и в шестнадцать раз большую, чем - хлопка.
Последствия этого сдвига для конкуренции были серьезными. В компании "Американ Вискоуз" дальнейшей разработке нейлона мешали патенты, поэтому она продолжала разрабатывать вискозу и полиэстер, производя вискозу почти монопольно. Спустя какое-то зремя после того, как доля рынка вискозы снизилась до 20%, и невзирая на заявления производителей шин, что полиэстер представляет собой материал для шинного корда будущего, руководство "Американ Вискоуз" утверждало, что лучший корд получается из вискозы. Как видно из Рис.7-2. большая часть последних 40 миллионов долларов, которые компания "Американ Вискоуз" и другие затратили на совершенствование свойств вискозы, была фактически выброшена на ветер ока внесла очень мало изменений в эффективность. То же произошло и с большей частью капиталовложений, затрачен ных на производство таких продуктов, как супер 2 Вискоза и супер 3 Вискоза. Из-за все ухудшающихся финансовых результатов компания "Американ Вискоуз" была поглощена другой фирмой.
Компания "ДюПон" не знала, в какой точке на S-кривой находится нейлон, и непонимание этого вопроса дорого обошлось ей в смысле как пущенных на ветер инвестиций, так и потерянной возможности. Последние 75 миллионов долларов или около этого, потраченные компанией "ДюПон" на разработку нейлонового корда, не могли иметь и деист вительно не имели большого значения.
Нацеленная на максимизацию прибыли от их инвестиций в исследование и производство нейлона, компания "Дю-Пон" не вложила достаточно .средств на исследования, связанные с полиэстером. Через пять лет, в конце 60-х годов, продажи шинного корда выросли совсем незначительно, в то время как компания "Силаниз" завоевала более 75% рынка. Компания "ДюПон" потеряла прекрасную возможность захватить лидерство в конкуренции, возможность, которую она могла бы получить, если бы более точно прогнозировала на S-кривой сдвиг нейлон-полиэстер и имела бы смелость заниматься полиэстером за счет нейлона.
ПРЕИМУЩЕСТВО "НАСТУПАЮЩИХ"
Пример с шинным кордом подчеркивает третью основную идею, необходимую для понимания динамики конкурентной борьбы: преимущество "наступающих". Много раз в таких различных отраслях, как расфасованные продукты питания и компьютеры, были примеры, когда лидер в технологии одного поколения проигрывал более молодой и меньшей по размеру компании, которая использует технологию следующего поколения для "наступления" на рынок. На первый взгляд кажется, что эта модель вступает в противоречие с интуицией. Представляется, что лидеры имеют огромное преимущество перед новичками и "примк-
нувшими": обладают более солидным капиталом, более высокой технической квалификацией, лучшим знанием покупателя, прочными позициями на рынке. Казалось бы, что смещение лидеров, так же, как и смещение квалифицированных "защитников" на поле боя, потребует преимущества в ресурсах в соотношении три к одному.
Однако во времена перехода к новым технологиям у "наступающих" есть свои собственные преимущества. Во-первых, у них более высокая продуктивность НИР, поскольку они работают на крутой части кривой, а "защитники" застревают на точке снижающейся прибыли. Когда компания "Силаниз" стала выделять большие средства на совершенствование шинного корда из полиэстера, ее НИР были примерно в пять раз продуктивнее, чем НИР компании "ДюПон" нейлонового корда.
Во-вторых, "наступающие" имеют преимущество и в результатах НИР. Если продуктивность НИР определяет техническую эффективность как функцию от приложения усилий, то результаты НИР определяют прибыль как функцию технической эффективности, то есть экономическую ценность технической модернизации. Продуктивность, умноженная на результаты, равна прибыли от капиталовложений в НИР (рис.7-3), которая является совокупным критерием ценности технической стратегии.
Рис. 7-3. Доход на капитал, вложенный в НИР
Результаты НИР - это не соотношение, которое можно предсказать сразу, как продуктивность. На них влияют меняющиеся покупательские предпочтения, экономика промышленности и совокупные стратегии всех участников. Особенно сложно рассчитать результаты, если речь идет о новых технологиях, которые иногда могут дать нулевые результаты. Так было, когда производители моющих средств вложили большие деньги в разработку средства для более яркого оптического эффекта.
Одежда в буквальном смысле слова стала "белее белого": более яркой, когда степень яркости замерялась лабораторными приборами, но не такой яркой в восприятии потребителя невооруженным глазом. Поскольку эти средства увеличения яркости не давали никаких улучшений, за которые покупатель согласился бы платить, результаты НИР оказались нулевыми (и могли бы даже быть отрицательными, поскольку добавление этих повышающих яркость средств в стиральные порошки увеличивало стоимость производства порошков).
"Наступающие" имеют явное преимущество в получении результата, потому что в отрасль, на которую ведется наступление, они вложили очень мало или совсем ничего. Лидеров отрасли связывают по рукам и ногам их капиталовложения в действующую технологию - заводы, франшизные товары, квалификацию сотрудников и т.д. Как и компания "ДюПон" с шинным кордом, они придут к выводу, что внедрение новых технологий окажет столь существенное влияние на снижение цен и увеличение производственных затрат, связанных с изготовлением текущей продукции, что совокупный результат от применения действующей и новой технологий будет ниже, чем если бы они продолжали свое традиционное дело.
И, наконец, "наступающие" получают настоящее преимущество от высокомерия лидеров, выступающих "защитниками" технологии сегодняшнего дня "Защитники" обычно исходят из того, что эволюционного подхода к технологии достаточно, даже если этот подход не может противостоять масштабным и быстрым переменам, вызванным сдвигами в технологическом процессе. Они
предполагают, что экономические показатели - доля рынка, маржа - заранее предупредят их о надвигающейся опасности. Но к тому времени, когда наступление отразится на этих показателях, будет слишком поздно менять курс, потому что переход на новые технологии зашел уже слишком далеко. После десяти лет конкуренции на американском рынке шин доля рынка радиальных шин достигла всего лишь 30%, а это вряд ли говорило о господстве их на рынке. Но через следующие три года они буквально вытеснили с рынка другие виды шин. Еще одна типичная предпосылка "защитников" заключается в том, что они знают запросы потребителей, за какими конкурентами следует пристально следить и какие технологии связаны с наибольшей опасностью. Во время технологических сдвигов эти предпосылки могут ввести в заблуждение, поскольку в данном случае потребителям будут предлагаться такие выгоды, о которых они раньше и мечтать не могли, а мелкие конкуренты получат возможность выдвигаться на первый план и полагаться на технологии, совершенно отличные от тех, с какими "защитники" хорошо знакомы. Высокомерие не дает"защит-никам" действовать по ситуации.
ПРОБЛЕМЫ "ЗАЩИТНИКОВ"
Потенциальный вклад НИР компаний возрастает благодаря использованию новых научных открытий, обсуждаемых на различных форумах и в публикациях, а также разработанных собственными сотрудниками компаний.
Поскольку стержнем любых технологических сдвигов была перемена в базовом занятии компании, - скажем, вместо того чтобы кроить паруса, она теперь устанавливает моторы, - "защитники" или "наступающие" должны найти самый изящный способ сделать коренной поворот. Это может означать приглашение на работу людей со стороны, приобретение других компаний или отправку своих сотрудников на переподготовку, или на пенсию. Подготовка к сдвигам во многих случаях представляет собой изменения в корпоративной культуре, и поскольку сильная культура, которая развивается в компаниях "защитников", скорее всего,
"проглотит или устранит только еще зарождающуюся культуру "наступающих", необходимо, чтобы эти группы были организационно независимыми. Даже структуры этих двух организаций, скорее всего, будут различными: стабильным, прочно стоящим на ногах компаниям лучше всего подойдет организация по функциональному принципу, а новым предприятиям - ориентированная на проекты матричная структура. Различия и головная боль лидеров, на
которых "наступают", будут усиливаться и дальше.
Но есть все основания полагать, что подобные проблемы будут возникать перед все большим числом компаний. Сдвиги в технологии имеют место чаще, чем мы это представляем себе, и их частота продолжает увеличиваться. Организации, которые взбираются на гребни волн технологических перемен, а не бегут на берег, - это те. которые понимают последствия S-кривых и необходимость преобразования.