Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Можно ли к музыке прославления выдвигать другие требования?



У нас с Джуди есть очень хорошие друзья, которые жи­вут в штате Огайо и посещают церковь, где с давних вре­мен на богослужении исполняют традиционную музыку. Недавно некоторые из членов этой церкви развернули кам­панию по внедрению современной музыки в богослужение (По иронии судьбы, именно в эту церковь перешли не­сколько семей из соседней церкви, спасаясь от преобразо­ваний в музыкальной сфере, которые спровоцировал я). Наши друзья поделились со мной этой проблемой, и я дал им пару советов, которые приведены в этой книге, чтобы по­мочь дать достойный ответ новаторам. Эта семейная пара стала для меня источником вдохновения и поддержки.

Они обратили мое внимание на один довольно интерес­ный момент, касающийся определения понятия поклонения. Музыкальные новаторы в их церкви выделяли особую музыку, которая подходит для прославления, но может не использоваться при поклонении. Они соглашались с традиционалистами в том, что к выбору музыки для покло­нения нужно подходить очень осмотрительно, но при этом утверждали, что прославление – это отдельная область и что при прославлении можно использовать современную музыку без барабанов.

Псалом 150, который по праву можно назвать самым великим прославляющим гимном, часто используется как аргумент в защиту идеи о том, что музыка прославле­ния – это особая категория церковной музыки. В час­тности, стихи 4 и 5 особенно часто используются, чтобы оправдать присутствие современной музыки и танцев на богослужении: «Хвалите Его с тимпаном и ликами, хва­лите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных!».

Я не согласен с таким истолкованием этих слов, пото­му что оно сделано без учета того культурного и исто­рического контекста, в котором были написаны псалмы, и с единственной целью – оправдать использование совре­менной музыки. Мы не играем на еврейских музыкальных инструментах и не поем в еврейском стиле. На своих бо­гослужениях мы не требуем такого же благоговения, такой же чистоты и такого же посвящения, каких требовал Давид в Первой книге Паралипоменон, в шестнадцатой главе. Ско­рее всего, такие же требования предъявлялись и к испол­нению этого псалма. Евреи играли на ударных инструмен­тах, но я думаю, что глупо ставить в один ряд их ким­валы и тимпаны и барабаны «Rolling Stones», как это де­лают некоторые.

Но я пойду еще дальше новаторов, которые пытаются разделить церковную музыку на музыку поклонения и музыку прославления. Я считаю, что музыка в церкви может сопровождать только прославление Бога – мы не должны путать музыку с поклонением. Как я уже отме­чал ранее, библейское поклонение – это полная противо­положность нашему поведению на музыкальных служениях и отношению к ним. То, что мы делаем, воздавая славу Богу и Христу: поем песни, поднимаем руки, делимся сви­детельствами о том. как Бог являет себя в нашей жизни, вслух читаем отрывки из Писания – все это является очень точным описанием слова «прославление». Правиль­нее сказать, что мы в такие моменты прославляем Бога, а не поклоняемся Ему. Поэтому рассмотреть, какая музыка должна звучать во время прославления Бога, является очень важным.

Давайте более подробно рассмотрим, что же обознача­ет слово «прославлять». Уэбстерский словарь «New World College» определяет глагол «прославлять» так: «признавать чье-то достоинство, выражать одобрение и восхищение; воспевать славу (например, Бога) в песне; превозносить, восхвалять». Английское слово прославлять» происходит от латинского «pretium», что значит ценность, цена. Когда мы кого-то хвалим, мы признаем его достоинства. Срав­нив эти слова, мы придем к выводу, что «прославление» – это слышимое выражение похвалы и одобрения, в то вре­мя как «поклонение» – это отношение, подразумевающее почтение и благоговение. Прославление и поклонение как два сапога одной пары.

В псалмах для обозначения понятия «прославление» употребляется еврейское слово «халал» (от него произошло наше слово «аллилуйя»). В симфонии Стронга слово «ха­лал» определяется как «быть чистым (первоначально в отношении звука, но обычно в отношении цвета), сиять». Этот же корень имеют еврейские слова, обозначающие «ус­траивать представление, хвалиться», «кричать до безумия», «восторженно говорить», «праздновать», «воспевать», «восхва­лять», «бушевать». Некоторые новаторы на том основании, что одно из слов, имеющих корень «халал», означает «кри­чать до безумия», утверждают, что во время прославления может иметь место крайнее эмоциональное возбуждение, однако я не вижу, чтобы какой-либо отрывок из Библии, рассмотренный в контексте, подтверждал эту мысль.

Как и большинство еврейских слов, слово «халал» имеет много значений. Первое его словарное значение «быть чистым (по цвету или по звучанию), сиять» подходит боль­ше всего. Когда мы прославляем Иегову, сияем ли мы для Него? Мы не должны прославлять Его, если мы потускне­ли из-за греха и испачкались в нем. А звуки и слова нашего прославления, чисты ли они в своем звучании? Мы не должны путать их с музыкой или словами, которые опьяняют и рассеивают внимание.

В Новом Завете несколько греческих слов переводят­ся как «прославлять».

•«Эпайнос» – восхвалять; одобрять; хвалить; быть достойным похвалы.

•«Айнос» – рассказ. Хвала, воздаваемая Богу за блага, ожидаемые или полученные.

•«Айнео» – воспевать хвалу (относится только к Богу).

•«Айнезис» – акт прославления, например, жерт­ва благодарения.

•«Докса» – слава; достоинство, честь, хвала, покло­нение. Обозначает заслуженное почтение.

•«Гимнео» – петь гимны; прославлять Бога в песне.

Каждое из этих греческих слов имеет определенный смысловой оттенок и со своей стороны характеризует та­кое понятие, как «прославление». Чаще всего в Новом За­вете для обозначения этого понятия используется слово эпайнос». Прославление «эпайнос» имеет много общего с понятием «поклонение» – оба слова подразумевают почи­тание Бога.

Итак, как связаны между собой прославление и покло­нение? Как я уже отмечал в главе 4, поклоняться Богу – значит, в сердце преклоняться перед Ним в почтении за то, кем Он является, а прославлять Его – значит выра­жать свое понимание того, кем Он является. Когда мы поклоняемся. мы пребываем в страхе перед Божьим величи­ем. Когда мы прославляем Бога, мы говорим об этом ве­личии. Можем ли мы прославлять Бога и в то же время не поклоняться Ему? Нет, не можем.

Можем ли мы поклоняться Богу, не прославляя Его? Поклоняться Богу мы можем и во время пения песни хва­лы, и во время молитвы, и во время чтения Библии, и во время проповеди, и во время путешествия по горам – каждый раз, когда мы осознаем величие Божье и в срав­нении с Ним ощущаем свою ничтожность, склоняемся пе­ред Ним (буквально или фигурально в сердце и мыслях). Не всегда в такие моменты мы испытываем радость, не всегда у нас бывает приподнятое настроение. Но, по-на­стоящему смирившись духовно, мы обретаем ободрение от Господа: Он дает нам обновленное сердце, чтобы просла­вить Его(псалом 50).

Возвращаясь к вопросу о различии между прославле­нием и поклонением, отмечу, что хотя прославление и по­клонение не одно и то же, это не повод использовать со­временную христианскую музыку при прославлении. Бог не делает исключения для музыки прославления: ее чи­стота и благопристойность также должны соответствовать Его требованиям. Назвав музыку поклонения музыкой прославления, мы все равно можем оскорбить других, а на это у нас нет права. Всю церковную музыку нужно под­бирать по одному и тому же принципу: она не должна быть похожей на мирскую музыку и ассоциироваться с поведением людей в мире, она не должна оскорблять ве­рующих.

Давайте прервем на мгновение свои дебаты относитель­но музыки и посмотрим, что говорит Мэттью Генри о псалме 150.

Самая лучшая музыка для Божьего уха – это по­священное и благочестивое сердце, поп musica chordula, scd cor – не мелодичный напев, а мелодичное сердце.

Прославляйте Бога сильной верой, святой любовью и радостью; прославляйте своей твердой уверенностью во Христе; прославляйте Его верой в победу над силами тьмы; прославляйте Его с искренним желанием прибли­зиться к Нему и с чувством полного удовлетворения от общения с Ним; прославляйте Его радостной покорно­стью всем Его повелениям; прославляйте Его почитанием всех Его заповедей; прославляйте Его, радуясь Его великой любви и утешаясь Его великой благостью; прославляйте Его, расширяя Его Царство благодати; прославляйте Его живой надеждой и ожиданием цар­ства Его славы (курсив мой).

Аллилуйя!

Глава 14




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.