При интенсивном торможении нагрузка на передние колеса автомобиля увеличивается, на задние – уменьшается.
При движении по горизонтальной дороге вертикальная реакция передних колес
задних колес
где ma – масса автомобиля;
L – база автомобиля;
а – расстояние от центра тяжести автомобиля до передней оси;
b – расстояние от центра тяжести автомобиля до задней оси;
hg – высота центра тяжести;
g – ускорение свободного падения.
Соответственно сила сцепления с дорогой передних колес
Рсц 1 = RZ 1 ∙ φx
увеличивается, а задних колес уменьшается.
На рис. 3.3 представлены графики изменения вертикальных реакций и сил сцепления с дорогой автомобиля ВАЗ – 2107 полным весом 13000 Н
Рис. 3.3 Вертикальные реакции и тормозные силы легкового автомобиля
Из представленных графиков следует, что при замедлении j3= 8 м/с2 сила Рсц 2 сцепления с дорогой задних колес автомобиля в 2 раза ниже, чем при равномерном движении. В этом случае, если тормозная сила, приложенная к колесу от тормозного механизма превысит силу сцепления произойдет блокировка колеса.
Известно, что для того чтобы вызвать боковое смещение со скоростью Vу = 4…5% Vx свободно катящегося колеса, нагруженного вертикальной силой РZ к нему необходимо приложить боковую силу Ру = 0,7 РZ. Для такого же смещения блокированного колеса боковая сила должна быть Ру = 0,05 РZ, т.е. почти в 15 раз меньше. При блокировке колеса сцепление его с дорогой резко падает. Это показано на графиках рис. 3.4.
Рис. 3.4 Коэффициент сцепления колеса с дорогой
Наиболее опасным результатом блокировки задних колес при торможении является потеря автомобилем устойчивости прямолинейного движения (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Схема потери устойчивости автомобилем при торможении
В этом случая из-за высокой силы Рсц 1 сцепления с дорогой передних колес и низкой силы Рсц 2 сцепления задних сила инерции Рj = ma ∙ j3 направленная вперед по ходу движения приводит автомобиль в состояние неустойчивого равновесия относительно направления его движения. При этом достаточно небольшой величины боковой силы Ру (как показано выше Ру = 0,05 РZ2), возникающей под воздействием бокового ветра, поперечного уклона дороги (до 3°) или по другим причинам для заноса заднего моста и последующего разворота автомобиля.