Почему я изменил своё мнение о современной христианской музыке
Посвящение
Эта книга посвящается авторам, пасторам, музыкальным служителям и руководителям старого поколения. Они без устали предостерегали нас о том, как опасно христианам связываться с рок-музыкой, однако мы не внимали их предостережениям.
У них хватало смелости противостоять тем, кто ратовал за использование в церкви неоднозначной музыки, пробуждающей излишнюю чувственность – в ответ мы осыпали их градом насмешек. Когда они пытались препятствовать проникновению современной музыки на церковные служения, мы называли их законниками. Следуя велению своей совести, они пожертвовали своим добрым именем и сознательно пошли на yщeмлeнue своих возможностей в служении.
Именно им мы приносим свои извинения, понимая, что в долгу перед ними.
Эта книга – попытка выплатить хотя бы его малую толику.
Благодарность
Я благодарен своей жене Джуди, которая никогда не теряла веру в меня и не сдавалась, несмотря ни на какие трудности, через которые мне пришлось пройти в написании данной книги. Я благодарен ей за то, что она всегда указывала мне, что в моей жизни мешает мне познавать Бога. Я наконец оценил твои пылкие молитвы и пролитые слезы. Я люблю тебя! Я также благодарен Крису, Аманде и Даните за их терпение и понимание, проявленные по отношению к своему отцу. Вы помогли мне сделать эту книгу более актуальной! Спасибо Скотту и Сюзетте Буртофт за то. что они, делясь своими переживаниями, вдохновляли меня.
Спасибо Трою Сэлфу, моему музыкальному пастору и другу, за поддержку, которую с самого начала он оказывал мне в этом труде, и за то, что он поддерживал мою семью. Спасибо Крэйгу Скотту, моему пастору и другу, за твердость в отстаивании своих принципов в музыкальной политике церкви, за его проповеди, которые дали мне превосходный материал для написания этой книги.
Спасибо пастору Роджеру Фэю за то, что он в доме Уиллиса Меткафа в Рипоне, в Северном Йоркшире, попросил меня показать ему рукопись этой книги, а затем порекомендовал ее издательству «Эванджеликал Пресс» для публикации. Выражаю свою благодарность воскресной школе для взрослых «Арт Хокман» и «Хоум Билдерс» в Вудсайде за то, что мне разрешили опробовать там свою рукопись, а также за их постоянную молитвенную поддержку.
Спасибо Диане Лондри за то, что она потратила столько времени на приведение в порядок моей рукописи, на ее редактирование и внесение правок в окончательный текст. Спасибо Дэвиду Лейтчу за безвозмездный просмотр моей рукописи. Спасибо Дэвиду, Энтони и Питу за терпимость к писателю-новичку.
Особая благодарность моему Господу и Спасителю Иисусу Христу: «Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!» (Пс. 56:10-12).
Предисловие
Музыка всегда была предметом жарких споров в истории христианской церкви, а в последние пятьдесят лет дебаты ведутся ожесточенно как никогда.
Мы имеем дело с целым спектром мнений по этому вопросу. Люди, занимающие крайнюю позицию с одной стороны, считают, что в церкви при поклонении должны звучать лишь ветхозаветные псалмы без музыкального сопровождения. С другого края спектра находятся такие христиане, которые убеждены, что в поклонении и благовестии можно использовать любую музыку: рок, поп, джаз, панк, кантри, вестерн, рэп – все, что привлекает людей.
Дэн Лукарини не впадал в первую крайность, но ему довелось соприкоснуться с последней. Он написал эту книгу, руководствуясь своим музыкальным опытом, приобретенным как на религиозной, так и на светской сцене.
Прежде чем выразить свой взгляд на одну из основных проблем современной церкви, автор делится с нами историей своих духовных и музыкальных исканий. Личный опыт делает его утверждения еще более весомыми.
Эта книга, без сомнения, вызовет множество критических замечаний, однако следует признать, что та прямота и бескомпромиссность, с которыми Лукарини отстаивает свои убеждения, вызваны его искренним желанием прославить Бога. Особенно отчетливо это его желание проявляется в его ревностном и мудром отношении к поклонению и служению.
Жан Кальвин писал: «Мы из собственного опыта знаем, что в музыке заключается некий секрет, что она обладает неизъяснимой силой, вдохновляющей сердца». Реформатор был прав. Нам следует серьезно подходить к использованию музыки в жизни церкви, не забывая при этом, что наша главная цель – поклониться Богу. Я молюсь, чтобы эта книга помогла нам так поступать.
Джон Бланшард
Глава 1
Как мы спасали бабочек, попавших в шторм
Бог дал моей жене Джуди два замечательных дара, которые у меня отсутствуют, – удивительную духовную восприимчивость и проницательность. На протяжении двадцати одного года нашего брака я не перестаю удивляться тому, что она может предвидеть далеко идущие негативные последствия тех, на первый взгляд, позитивных новшеств и веяний, которые приходят в церковь. И очень благодарен ей за это. А с другой стороны, благодаря дарованной ей Богом восприимчивости, у нее есть способность замечать эмоционально травмированных людей в церкви.
Летом 1993 года, когда мы с Джуди отправились на отдых в Маскегон, который находится в штате Мичиган, в США, там, на озере Мичиган, разразился ужасный шторм со шквальным ветром, вздымавшим пенящиеся волны, и проливным дождем. Когда после шторма мы вышли прогуляться по пляжу, Джуди вдруг заметила у себя под ногами засыпанную песком бабочку-монарха. Приглядевшись, мы увидели на пляже буквально сотни таких бабочек.
Сначала нам показалось, что все они мертвы. Но когда Джуди, наклонившись, прикоснулась к одной из них, та, к нашему удивлению, зашевелилась и даже попробовала взлететь. Увы, ее крылья намокли и отяжелели от налипших на них песчинок, и взлететь без посторонней помощи она уже не могла. Ураганный ветер, истрепав ее крылышки, забросил на этот пляж.
Нас с Джуди захлестнула жалость к этим бедным бабочкам. Ни одна из них не смогла бы выжить без посторонней помощи. Джуди аккуратно подняла одну из них, бережно стряхнула песчинки с ее отяжелевших крылышек и подержала немного на раскрытой ладони, чтобы крылья могли подсохнуть на солнце. Не прошло и нескольких секунд, как бабочка начала шевелить крыльями, вначале медленно, потом немного быстрее. Джуди показала мне, что происходит с бабочкой, и у нас появилась надежда на то, что она выживет. Однако для этого ей нужно было самостоятельно взлететь.
С озера дул легкий ветерок, как это обычно бывает после бури. Джуди подбросила бабочку, и та, подхваченная ветром, попыталась лететь. Она то поднималась, то опускалась, и я уж было подумал, что она снова упадет в мокрый песок. Однако внезапно ее крылья обрели былую силу – она смогла долететь до одного из прибрежных кустов и села на ветку. Нам удалось ее спасти! Окрыленные этим успехом, мы пошли дальше по пляжу, стараясь сделать все возможное, чтобы спасти как можно больше бабочек. Джуди поднимала их из песка, а я помогал им снова взлететь. Однако многие из них умирали слишком быстро, и нам удалось спасти только несколько десятков бабочек.
Движение за современную христианскую музыку
Позже один местный житель попытался объяснить мне это странное явление. Он считал, что шторм принес бабочек с другого берега озера, то есть с самого штата Висконсин. Сильный штормовой ветер подхватил бабочек и они, не сопротивляясь, понеслись по воле стихии. Они были застигнуты врасплох.
Джуди однажды сравнила движение за современную христианскую музыку с этой бурей. В 90-х годах двадцатого века оно со страшной силой ворвалось в наши церкви, и каждый, кто становился на его пути, был, подобно этим бабочкам, сметаем прочь его приверженцами и, в конце концов, израненный в борьбе, оказывался в безлюдной пустыне без всяческой надежды на спасение. Некоторым из этих людей так и не суждено было подняться вновь – слишком тяжелую рану им нанесли. Другим же до сих пор тягостно при мысли о том, сколько безнравственности, лжи и разделений последовало за этой музыкальной бурей.
В прошлом я сам был лидером музыкального служения в церкви и ратовал за современную музыку. Я не был ключевой фигурой в этом движении – я был простым солдатом, который провел несколько лет в этом движении, выступал в его поддержку и помогал церквам совершать болезненный и трудный переход от традиционной формы богослужения к современной. На протяжении всех этих лет я с энтузиазмом пропагандировал внедрение современной христианской музыки в еженедельные церковные служения как в евангельских, так и в фундаменталистских церквах. И в то время считал свое служение угодным Богу и полезным церкви.
Два года назад, после того как Бог открыл мне глаза, показав лживость и небезопасность этого движения (далее мы подробнее поговорим об этом), я ушел из него. Эта книга написана для того, чтобы спасти тех бабочек, чьи крылья помяты музыкальной бурей. Я также хотел бы предостеречь церкви, в которых все еще сохранилось традиционное музыкальное служение и которые намереваются перейти к современному музыкальному служению. Я надеюсь ободрить тех, кто собирается противостоять этому переходу, и дать основанные на библейских принципах ответы тем, кого волнует вопрос музыки в церкви. Эта книга поможет им опровергнуть доводы музыкальных новаторов.
Я знаю, что многим христианам, которые участвуют в этом движении, нравится сама музыка, как и мне, она нравилась в свое время, однако они обеспокоены тем, что из-за ее использования могут возникнуть некоторые проблемы. У них просто не хватает аргументов, чтобы выразить свою точку зрения. К кому же им обратиться за помощью и поддержкой? Конечно, о проблеме использования современной музыки в церкви написано уже больше чем достаточно. Но большинство книг и статей написано теми людьми, которые никогда не были в рядах новаторов. Я знаю, что новаторы не будут читать их, потому что с предубеждением относятся ко всем тем, которых, возможно несправедливо, называют фундаменталистами и традиционалистами, уцепившимися за старые, мертвые традиции.
Мое личное участие
Я же могу описать реальную картину того, что происходит внутри этого движения, и объяснить, что движет новаторами, так как до недавних пор я сам являлся его искренним и непосредственным участником. И если некоторым сторонникам современной христианской музыки и удается парировать критику более пожилых христиан, объясняя их недовольство вечной проблемой «отцов и детей», то со мной этот номер не пройдет. Еще в 70-х годах я слушал и играл рок-музыку со всем ее грохотом и низкопробностью. Мне знаком каждый ее стиль и направление. И я с убежденностью могу сказать, что самая худшая музыка, которую исполняют сегодня, – всего лишь отголосок той, которую мы начали играть в 70-х. Когда вы прочтете эту книгу, я надеюсь, вы согласитесь, что меня трудно причислить к традиционалистам, которые изо всех сил держатся за мертвые традиции.
А теперь позвольте мне вкратце представить вам мою книгу, чтобывы знали, чего от нее ожидать. В этой книге я не пытаюсь провести исчерпывающее богословское исследование вопроса о музыке в Библии. Однако я постоянно буду прибегать к Слову Божьему как к наивысшему авторитету, определяющему, каким должно быть наше поклонение. Конечно, для тех читателей, которые не считают Библию наивысшим авторитетом для христианина, эти аргументы не покажутся убедительными. В этой книге не затрагивается тема неоднозначного воздействия ритма рок-музыки на человеческую психику. По этому поводу сказано и написано уже достаточно. В этой книге не говорится о том, какую музыку можно слушать вне церкви, хотя я считаю, что каждый христианин может извлечь для себя определенную пользу из тех предостережений и принципов, которые касаются богослужения в церкви.
В этой книге мы поговорим о том, что присутствие современной христианской музыки на богослужениях – сомнительное явление, если не сказать больше, поскольку это, как правило, ведет к разделениям, потаканию собственной плоти и безнравственности. Критика, которую вы найдете на страницах этой книги, в основном направлена в адрес тех, кто возглавляет движение в поддержку современной христианской музыки, а не в адрес рядовых членов церкви.
Теперь я хочу определить значение нескольких терминов, которые будут постоянно использоваться в этой книге.
• Современная христианская музыка – это христианские композиции, которые написаны в стилях легкого рока, поп-рока, классического рока. В это понятие входят также другие формы музыки с ярко выраженным синкопированным ритмом: рэп, джаз, блюз, хип-хоп, панк, ска, современные кантри и вестерн.
• Музыка поклонения и прославления – разновидность современной христианской музыки, сформировавшаяся под сильным влиянием рока. Самые известные звукозаписывающие компании этого направления - «Интегрити Хосанна», «Вайн-ярд», «Маранафа мьюзик».
• Новаторы – это христиане, которые предпочитают использовать современную христианскую музыку для прославления и поклонения на служениях. Это название не является ярлыком, я применяю его только для разграничения одной категории людей от другой.
• Традиционсигисты – это христиане, предпочитающие использовать на богослужениях традиционную, консервативную музыку. Под консервативной музыкой я имею в виду ту музыку, которая не вызывает споров и противоречий, общепринятую. Сюда относятся гимны, традиционные песни и те современные композиции, которые не написаны в стиле рока или других музыкальных стилях, в которых особенно подчеркивается чувственность. Термин «традиционалист» в кругах новаторов используется в негативном смысле, однако в этой книге мы надеемся вернуть ему положительное значение.
Я молюсь о том, чтобы все написанное в этой книге послужило славе Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, а также стало поводом к диалогу в церкви Христовой. Мои замечания предназначены не для того, чтобы обидеть тех христиан, которые пропагандируют современную христианскую музыку или принимают непосредственное участие в современном музыкальном служении. Мои друзья расскажут вам, что я не люблю конфронтаций, пытаюсь примирить всех и сам жить в мире. Однако я осознаю, что моя история и мои выводы буду т весьма неприятны для некоторых христиан. Если вы хотите разделить церковь, просто поднимите вопрос о церковной музыке.
Я также понимаю, что некоторые мои друзья-христиане, которые когда-то вместе со мной несли музыкальное служение, будут очень удивлены и даже шокированы тем, насколько изменилось мое отношение к современной христианской музыке. Они видели, как я играл ее в церкви и как изо всех сил боролся за то, чтобы эта музыка получила признание. Мы искренне были увлечены нашим служением, и у меня осталось немало хороших воспоминаний о времени, проведенном вместе. Поэтому я буду молиться о том, чтобы они приняли во внимание все сказанное мною на страницах этой книги и еще раз задумались о том, стоит ли им пропагандировать современную христианскую музыку.
Нападение на защищенную крепость
Я понимаю, что моя книга – это своеобразное нападение на хорошо защищенную крепость. Современная христианская музыка сегодня очень популярна в церквах, она любима как в евангельских, так и в фундаменталистских церквах. Она прочно укоренилась в жизни многих верующих. Некоторым читать эту книгу будет очень непросто, потому что она бросает вызов привычным для них устоям. Некоторые пастора не согласятся с моим мнением, потому что принимают на ура современную музыку. Но я считаю, что ее использование в прославлении и поклонении является исключительно делом «рук человеческих», и об этом нужно заявить во всеуслышание. Я утверждаю так, потому что, во-первых, этому движению не хватает прочного библейского основания и, во-вторых, оно игнорирует Божьи предписания относительно поклонения, угодного Господу. Использование современной музыки в прославлении приводит к вражде и разногласиям между членами церкви, провоцирует их на плотский образ жизни, что в равной мере препятствует единению и успешному служению. Я также считаю, что настоящий мотив использования современной христианской музыки на богослужении заключается не в желании привлечь неверующих, как об этом часто говорится, а в желании слушать и играть ту музыку, которая нам нравится. В итоге мы приходим к тому, что лишаем понятие поклонения библейского значения. Поэтому я больше не буду молчать.
Из того, что я уже сказал, читатель может заключить, что я принадлежу к той категории людей, которые считают, что все связанное с современной музыкой – заведомо плохо. В этой книге я рассказываю о том, как я пришел к выводу, что увлечение современной музыкой очень опасно и что ее философия не имеет под собой библейского основания. Я знаю, что многие искренние христиане поддерживают это движение. Они убеждены в том, что исполняют волю Божью, и искренне стремятся принести Ему славу. Я также считаю, что и среди современных песен есть много хороших, с доктринально выверенными словами и красивыми мелодиями. Если не исполнять их в роковом стиле, они вполне могут подойти для церковного богослужения.
Я не осуждаю вас, если вы исполняете современную христианскую музыку в своей церкви! Следуя повелению Иисуса, записанному в Евангелии от Матфея 7:1-5 и Евангелии от Луки 6:42. я изо всех сил стремлюсь не осуждать других! Иисус сказал, что нам прежде следует вынуть бревно из своего глаза и только потом мы сможем отчетливо видеть! Я попытался сначала вынуть телеграфный столб из своего глаза, прежде чем призывать к ответу других.
В этой книге я высказываю свои убеждения и даю советы, но это не означает, что я хочу сделать их правилом жизни для каждого верующего. Если я буду создавать новые правила, я стану законником, поэтому (следуя примеру апостола Павла) я не испытываю ни малейшего желания обременять своих читателей предписаниями, которые «имеют только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2:23).
Это война внутри семьи, война, которую ведут между собой братья и сестры во Христе. Я настоятельно советую всем им не принимать участия в движении, которое вызывает столько разделений и не приносит духовных плодов. Я призываю всех новаторов пересмотреть свои позиции и при помощи этой книги увидеть, что существуют лучшие возможности для служения. И прежде чем вы сформируете свое суждение относительно данной книги, я хотел бы, чтобы вы внимательно и без предубеждения прочли ее до конца.
Глава 2
Моя история
Христос спас меня, когда мне было 23 года. До этого поворотного момента я был целиком и полностью погружен в мир рок- и поп-музыки и вел безнравственную жизнь. Но так было не всегда. Мои родители принадлежали к объединенной методистской церкви и были ее активными членами. Меня крестили в младенчестве, и в двенадцатилетнем возрасте я прошел конфирмацию и стал посещать воскресную школу, однако я не был спасен, если рассматривать понятие спасения в его истинном библейском смысле. Я часто бунтовал против церковных учений, и каждый раз, когда мне представлялась возможность сыграть что-нибудь, я выбирал какую-нибудь современную песню типа псевдорелигиозной песни Джорджа Харрисона «Мой дорогой Господь» или нейтральной «Абрахам Мартин и Джон». С тринадцатилетнего возраста я начал играть в музыкальных группах на синтезаторе, солировать и участвовать в подпевках. Я сочинял песни, ежедневно часами слушал рок-музыку. Моими любимыми исполнителями были Билли Джоэл, Элтон Джон, группы «Deep Purple» и «Chicago». Я поступил в колледж на музыкальный факультет и на протяжении года занимался теорией музыки и композицией, а потом решил заняться изучением журналистики. В колледже я принимал участие в организации концертов таких рок-групп, как «Fleetwood Мае», «America», «Emerson Lake & Palmer», а также Стивена Стилса.
До того как Христос спас меня, о Евангелии мне рассказывали несколько человек. В результате я решил почитать Слово Божье, а когда стал это делать, то осознал, что веду порочный образ жизни. Одной Библии мне было достаточно, чтобы прийти к этой мысли. Мне не нужна была рок-музыка, чтобы заинтересоваться Евангелием! Тогда я еще был неверующим, но уже понимал, что та музыка, которой я увлекался, не имеет ничего общего с Богом. Как-то моя девушка Джуди, которая после стала моей женой, пригласила меня посмотреть фильм «Далекий гром», в котором рассказывалось о великой скорби в конце времен. Посмотрев этот фильм, я понял, что я погибающий грешник и что мне предстоит провести вечность в аду. Теперь я очень сожалел о своем непослушании Богу, раскаялся в своем прежнем образе жизни и попросил у Бога прощение. Я уверовал в воскресшего Господа и Спасителя Иисуса Христа, который даровал мне силу стать дитем Божьим (Ин. 1:12).Я был рожден свыше, и моя жизнь сразу же стала меняться.
Обличение Святого Духа
Дух Святой обличил меня, и я решил покончить со своей безнравственной жизнью. Благодаря силе Христа, молитвам, изучению Библии и общению с другими христианами я смог побороть свое пристрастие к рок-музыке, наркотикам, сигаретам, алкоголю и неупорядоченной половой жизни. Я присоединился к церкви, которую посещала Джуди. Эта церковь была настроена категорически против рок-музыки. Бог в точности знал, что именно это было мне необходимо, чтобы бороться со своей грешной природой, которую оживляла во мне рок-музыка.
Вскоре после моего обращения я получил возможность в первый раз проявить себя на музыкальном поприще как возрожденный человек. Наша церковь вместе с несколькими другими церквами участвовала в одной евангелизационной кампании, подобные которой проводились во время ежегодных ярмарок в нашем округе. Каждую церковь попросили прислать по несколько хористов, чтобы скомплектовать большой хор, который будет петь каждый вечер. Джуди и ее мама (руководитель нашего церковного хора) предложили мне поучаствовать в этом мероприятии, так как полагали, что для меня это будет прекрасной возможностью проявить свой талант и в то же время узнать много нового о хорошей христианской музыке. Я с энтузиазмом принял их предложение, и Джуди даже была моим аккомпаниатором на первой репетиции, где я пел басовую партию громко и в унисон с другими. В хоре пели сотни людей, и я был в восторге от их пения! Регент сказал, что ему понадобится бас и баритон для соло – я был готов к прослушиванию! Я искренне радовался тому, что принимаю участие в музыкальной программе, которая является частью Божьего дела.
Постригитесь!
После окончания репетиции регент попросил меня и мужчину, который стоя рядом со мной, подойти к нему. Мой сосед, как я слышал, тоже неплохо пел, поэтому я решил, что регент выбрал нас двоих для прослушивания на солирование. Но не тут-то было!
Руководитель сказал нам, что длина наших волос не соответствует той, которая принята в хоре, и пока мы не пострижемся, он не допустит нас к дальнейшим репетициям. Я был сражен наповал и даже хотел спросить его, что он имеет в виду, так как не имел ни малейшего понятия, какая именно длина волос принята у них в хоре. Все это было для меня в диковинку. Я спустился вниз с подмостков с ощущением того, что Бог отверг меня. Джуди спросила, что случилось, и я рассказал ей, не удержавшись при этом от саркастического замечания о том, что, скорее всего, регент из зависти велел нам подстричься, ведь сам- то он был почти лысый.
Однако вскоре я открыл для себя одно из самых больших благословений рождения свыше – это Святой Дух. Хвала Господу! Его присутствие помогло мне исправиться и не обижаться. Я подчинился (что было весьма ново для меня), – сделал стрижку именно такой длины, какой было нужно. К следующему вечеру я снова был на репетиции. В тот день мы больше не обсуждали с регентом данную тему, но эта история впоследствии получила совершенно неожиданную развязку. Недавно я с музыкальным руководителем своей церкви отправился на конференцию, посвященную церковной музыке, которая проходила в Южной Каролине. Там я рассказал ему эту историю. Когда я сказал, как звали того регента, он ответил мне, что этот человек тоже присутствует на этой конференции, и даже показал мне на него. Я подошел к нему и напомнил о том, что когда-то произошло между нами. Он сразу же принес мне свои извинения, если его замечание каким-то образом обидело меня, и, думаю, был весьма рад услышать, как Бог использовал произошедшее тогда мне во благо. Беседуя с ним, я больше узнал о его музыкальном служении и понял, на какие большие жертвы ему и его жене пришлось пойти, чтобы участвовать в той евангелизационной кампании, где я впервые встретил его. Они действительно были преданными рабами Господа, однако я в своем невежестве причислил этого мужа Божьего к разряду законников. Это был для меня хороший урок!
Какое-то время после моего обращения мне было сложно полностью отказаться от рок-музыки и образа жизни, с ней связанного, поскольку на протяжении многих лет она формировала мое мировоззрение и самооценку. Моя плоть так сильно привязалась к рок-музыке, что рвать приходилось по живому. Некоторые христиане говорят, что рок-музыка не оказывает на них никакого воздействия, но со мной все было иначе. Я думаю, это происходило потому, что рок-музыка была тесно связана в моем сознании со всеми моими позорными грехами, и стоило мне только услышать ее, как сразу же у меня в голове всплывали воспоминания об этих грехах. Но Иисус Христос обещал заботиться обо мне, и поэтому я попросил Его заменить старую музыку новой – той, которая была бы угодна Ему. Мои мучения длились долго, но, благодарение Господу, через год я начал замечать, как Бог отвечает на мою молитву.
Новая песнь
Что за чудо! Мне стали нравиться величественные гимны и простые песни, которые мы от всего сердца пели в церкви. Искренность и чистота этой музыки поражали меня (Моя любимая классическая рок-музыка теперь казалась мне в сравнении с ними очень громкой и неприятной). Я стал петь в хоре. Господь даже даровал мне вдохновение, и я написал несколько новых песен, которые посвятил Ему. До того как Он вошел в мою жизнь, я написал более пятидесяти песен. Раньше мне очень нравилось сочинять песни, и теперь я хотел это делать для Христа. Я чувствовал, что Он на самом деле вложил в мое сердце новую песнь.
Однако вскоре я понял, что мне постоянно нужно бороться с влиянием музыкального прошлого. Какую бы песню я ни написал, она всегда получалась в поп- или рок-стиле. Я сделал блюзовую аранжировку классической песни Ральфа Кармайкла «Он все для меня», записал ее в размере 6/8 и дополнил характерными для блюза рифами (короткими, часто повторяющимися музыкальными фразами) на фортепиано. У меня вышла отличная ресторанная песня – так я раньше пел в барах. Мне показалось довольно странным, что никто в церкви не высказал мне своего сомнения относительно моего творения. Я, конечно, благодарен этим людям за их терпимость, но подойди ко мне кто-то из них тогда и объясни мне все опасности подобной аранжировки, кто знает, как бы все обернулось в дальнейшем.
Итак, возрастая в Господе, я проявлял все больше и больше преданности Ему, и мне доверили почетное право вести служение. Я унаследовал это служение от своего тестя, настоящего мужа Божьего, который проявлял искреннее послушание воле Божьей и был примером для меня. Возможность вести в поклонении и прославлении народ Божий представилась мне впервые. Я дал себе обещание быть сдержанным за кафедрой и уважительно относиться к традиционной музыке. Я старался выбирать консервативные музыкальные произведения и исполнять их в той же консервативной манере, при этом я использовал в прославлении сборники гимнов, орган, фортепиано и хор. Наше служение проходило в обычном для американских протестантов порядке: музыкальное вступление, гимн, молитва, объявления, хор, причастие, гимн, сольная песня или музыкальное инструментальное произведение, проповедь, призывный гимн и заключительное слово. Время от времени на воскресных вечерних служениях мы всей церковью пели какую-нибудь современную песню, однако я внимательно следил за тем, чтобы в ней не было даже намека на рок. Мы стремились сделать ударение на вознесении хвалы Богу, а не на манере исполнения или исполнителе. Некоторые солисты (в том числе и я) иногда пели под фонограмму, поступая при этом не совсем последовательно, поскольку некоторые фонограммы были написаны с элементами рока или записаны неспасенными музыкантами.
Вскоре мы с моей семьей переехали в соседний городок и стали там ходить в церковь. Богослужения там проходили почти так же, как и в нашей прежней церкви, – в консервативной манере. Но нам показалось, что в поклонении не достает жизни: казалось, что люди поют просто по привычке, а не из любви к Господу. Мы с Джуди тогда очень хотели, чтобы прославление было искренним и живым, чтобы в пении выражалась близость наших отношений со Христом. Мы обнаружили, что некоторые члены церкви чувствуют то же самое, что и они хотят оживить собрания новой музыкой и новым порядком богослужения. Оказалось, что каждый из нас слышал и слушал современную музыку для поклонения: одни – на вечерах молитвы, другие – на концертах современной христианской музыки.
Желание поклоняться
Я считаю, что многие христиане из консервативных церквей переходят в современные потому, что хотят по- настоящему поклоняться Богу. Каждый из нас жаждет более насыщенных и глубоких отношений с нашим Господом и Спасителем, которые проявлялись бы в «истинном» поклонении (в противовес «фальшивке» – так мы иногда называли традиционные богослужения). И в тот период своей жизни мы считали, что музыка помогает нам приближаться к Богу. Сейчас я хорошо понимаю, что мы заблуждались: если мы желаем иметь близкие отношения с Господом, значит, мы должны ежедневно пребывать в Нем. А если ежедневное хождение с Господом мы хотим заменить одним вдохновляющим воскресным богослужением, то, что можно сказать о нашем ученичестве? Не играем ли мы тогда в христианство?
В нашей церкви поменялся пастор. Он был молод, моего возраста, родился во время демографического взрыва (который имел место с 1946 года по 1960 год). В своей прежней церкви пастор дал согласие на то, чтобы во время воскресного служения играла группа прославления и поклонения. Это нововведение не принесло церкви пользы, а только вызвало разделения. Но, несмотря на это, он одобрил наше предложение изменить богослужение, поскольку считал, что разделений в церкви можно будет избежать, если осуществлять эти перемены постепенно.
С добрыми намерениями и с огромным энтузиазмом мы провели членское собрание, чтобы обсудить предполагаемые изменения в музыкальном служении. И здесь я впервые столкнулся с сопротивлением традиционалистов, старейших членов церкви и семей, которые посещали церковь дольше всего. Но на каждое возражение у нас, молодых энтузиастов, был готов ответ. Нет, мы не собираемся ставить в церкви барабаны. Да, мы по-прежнему будем главным образом петь гимны. Мы оставим пианиста и органиста, которые несут служение сейчас. Все будет прилично и чинно. Мы не убедили традиционалистов, но и они не смогли переубедить нас. Честно говоря, я чувствовал, что они, по большому счету, просто держатся за традиции и не имеют каких-либо библейских оснований для своих возражений (Я не обращал внимания на тот факт, что мы этих оснований тоже не имели). А с другой стороны, у нас было множество веских доводов, и мы не собирались от них отказываться. Мы ощущали, что «судьба» на нашей стороне, что перемены в музыкальном служении неизбежны и даже жизненно необходимы для дальнейшего существования самой церкви.
Кстати, вы когда-нибудь обращали внимание на то, кто обычно начинает кампанию по внедрению современной музыки в церковь? Музыканты, ориентированные на современную музыку! Такие музыканты, как никто другой, заинтересованы в этом. Почему? Потому что в традиционалистских церквах они, по большей части, не могут найти себе применения. Многие из них очень хотели бы послужить Богу своими талантами. Однако когда церковь принимает современную музыку, ситуация меняется в корне. Те, кто раньше возглавлял традиционное музыкальное служение, не принимают перемен и уходят, и тогда музыканты-новаторы берут музыкальное служение в свои руки. Настает черед музыкантов-традиционалистов чувствовать себя невостребованными.
В то время как я был полон энтузиазма по поводу использования современной музыки в церковном служении, Джуди начала сомневаться в целесообразности перемен. Изучая Библию, она прочитала, как израильтяне стали поклоняться Богу при помощи языческих обрядов, вместо того чтобы использовать установленные Богом ритуалы. За это Бог сурово осудил Израиль. В то время Джуди считала, что современную музыку можно слушать для себя, если она нравится, но поскольку она тесно связана с мирскими идолами – сексом и имиджем, – во время поклонения в церкви ее играть нельзя. Тогда мне следовало бы к ней прислушаться, но к тому времени я уже попался на крючок.
Влияние мира
Джуди также обратила внимание на тот факт, что некоторые люди, которые были ответственны за современное поклонение и сценки в церкви, находили вдохновение в миру. Они были полностью открыты для мира. Разве в будущем это не могло стать источником опасности для народа Божьего? Но эти люди были настолько любящи и терпимы к другим! Как она могла усомниться в их мотивах? Джуди не могла разобраться в этом противоречии, сомнения терзали ее. Она пыталась предостеречь меня, но я ее не слушал.
Итак, наша церковь решила осуществить переход от традиционного к комбинированному музыкальному служению. Сделать это попросили меня. Однако через три месяца мне предложили новую работу, и нам пришлось переехать в Денвер, в штате Колорадо, поэтому я так и не смог завершить начатое. Церковь продолжила преобразования после нашего отъезда и в процессе этих преобразований лишилась нескольких преданных членов.
В Денвере мы искали церковь, которая бы, с одной стороны, была консервативной в вопросах веры, но в то же время не осудила бы меня за приверженность к современной музыке. К тому времени у нас уже было три ребенка: первому из них было тринадцать, второму – десять, а третьему – восемь лет. Сначала мы сходили в большую межденоминационную церковь, которую посоветовал нам посетить один мой хороший друг из Огайо. В этой церкви основное внимание уделялось привлечению неверующих, поэтому группа прославления в ней была профессиональной и играла на высшем уровне. Все связанное с музыкой там было первоклассным, особенно музыкальная аппаратура, освещение и ход самого служения. Этот факт расположил меня к этой церкви, но Джуди с детьми очень не понравилось то, что богослужение было больше похоже на представление. Когда мой отец приехал к нам из Пенсильвании погостить и мы пригласили его в эту церковь, он тоже остался не доволен этой новой волной в поклонении. Но я предпочел проигнорировать и это предостережение. Однако при этом я понимал, что церковь должна устраивать всех членов семьи, и мы продолжили поиски.
Следующая церковь, в которую мы отправились, тоже была межденоминационной. В ней было около ста членов. Пастор был моего возраста. Прежде он был баптистом, но теперь он не называл свою общину баптистской, полагая, что так ему легче будет привлечь ищущих. Он все свои силы прилагал к тому, чтобы привлечь людей, которые, столкнувшись с лицемерием в фундаменталистских церквах, перестали посещать церковь вообще, – так называемых невоцерковленных людей. Нам очень нравилось, что он учил любить всех людей без всяких условий, что он на самом деле любил Бога, а не проявлял показную религиозность.
Прославление уже имело современную форму, так как пастор не хотел вызывать у посетителей никаких ассоциаций с традиционным баптистским служением. Сначала я просто играл на синтезаторе в группе поклонения и прославления, а впоследствии стал руководителем этой группы. Пастор стремился к тому, чтобы у нас была «рок-церковь», и на самом деле некоторые наши служения проводились только под рок-музыку. Однажды в воскресенье утром мы сыграли совершенно хулиганский хит группы «Grand Funk Railroad» под названием «Что-то чудесненькое», но при этом пели слова «спасительной» переработки Марка Фарнера, который изменил текст так, что Иисус становился объектом любви поющего (Менять слова и оставлять мелодию – обычная практика в движении за современную христианскую музыку). Мне этот стиль импонировал, он перекликался с той музыкой, которую я слушал в прошлом и которая мне когда-то нравилась. Однако Джуди была возмущена и вышла из церкви прямо во время нашего неблагочестивого выступления.
Хвала Господу за ее духовную чуткость! Она почувствовала в церкви дух бунтарства и безнравственности. Пытаясь создать в церкви атмосферу радушия, пастор учил, что Бог принимает человека таким, какой он есть, что было главным доводом в пользу современной христианской музыки. Этот пастор однажды распространял билеты на концерт группы «Doobie Brothers», уверяя, что, если бы Иисус жил в наши дни, Он пошел бы на этот концерт, потому что проводил время с грешниками. Подобное учение привлекало в церковь людей, которые хотели присутствия Божьего в своей жизни, но не хотели меняться. Джуди видела в этом лицемерие и чувствовала опасность как для наших детей, так и для нашего брака. В конце концов, ей удалось убедить меня, и мы оставили эту церковь.
Подходящая церковь?
И вот наконец мы решили, что Господь привел нас в нужную церковь. Казалось, что и в служении (в том числе и в музыкальном), и в жизни церкви все было сбалансировано. Учение было здравым, и установления проводились должным образом. Пастор снова был моим ровесником, но более консервативным, нежели предыдущие три. Проповеди Слова Божьего были замечательными. В музыкальном оформлении собрания сочетались и старые великие гимны, и новые песни в стиле «Маранафа мьюзик». Там была группа прославления, но барабан и гитары играли тихо и не заглушали звучания остальных инструментов. Пел не один человек, а группа мужчин и женщин. Мне показалось, что пели они с настоящим благоговением. «Ну наконец, – думал я, – мне всегда хотелось, чтобы в музыкальном служении был баланс нового и старого».
Руководителю группы нужен был клавишник. Я снова начал играть, а когда руководителю пришлось переехать, меня попросили занять его место. Итак, я стал отвечать за подбор репертуара и организацию утреннего воскресного служения для паствы, насчитывающей более 500 членов. Я писал специальные музыкальные аранжировки, проводил еженедельные репетиции, подбирал вокал, пел и играл на синтезаторе. Наша группа состояла из пяти-семи певцов и приблизительно десяти музыкантов.
Обычно прославление на богослужении занимало двадцать пять минут и состояло из песен поклонения и прославления, которые перемежались небольшими молитвами. Я всегда старался включать в репертуар хотя бы один гимн. «Блок» поклонения (по-светски выражаясь) был составлен таким образом, чтобы одна песня сменялась другой без всяких пауз. Это было важно для создания соответствующего настроя. Мы также использовали огромный настенный экран и проектор для текстов песен. Бог благословил нас отличным компьютером и замечательной аппаратурой. Мы добились успеха в поклонении и прославлении. Когда руководитель нашей деноминации посетил нашу церковь, он сказал, что наше поклонение – «лучшее в Колорадо».
В то время на мою жизнь сильное влияние оказали «Promise Keepers» – известное мужское движение, штаб- квартира которого находилась в Колорадо. «Promise Keepers» в основном играли рок, в частности, классический рок 70-х годов. Я был на их огромных евангелизационных концертах, где играла группа «Men's Band» звукозаписывающей компании «Маранафа».
Здесь я хочу сделать еще одно признание. Был еще один мотив, почему я стремился использовать как можно больше современной музыки в поклонении и прославлении. Внезапно все церкви начали исполнять рок на своих служениях, однако делали это весьма посредственно. «Неужели они не понимают, – думал я, – что неверующие просто засмеют их неуклюжие попытки и перестанут посещать церковь?». Я считал, что если уж играть в церкви рок, то играть его на высшем уровне. И я знал, как этого добиться. Все мое прошлое было связано с роком, поэтому я точно знал, как исполнять подобную музыку. «Кроме того, что я знаю, как играть рок, я еще знаю, как нужно петь старые гимны», – подумал я и прочно утвердился в мысли, что Бог «призывает» меня стать мостом между традиционной и современной музыкой в церкви.
Под моим началом музыкальное служение в церкви постепенно превратилось из смешанного, когда исполнялось несколько гимнов и несколько современных песен, в чисто современное служение. Свой выбор музыкальных произведений я основывал на том, что предлагали звукозаписывающие компании «Интегрити Хосанна мьюзик» и «Маранафа мьюзик». Мне особенно нравилась музыка для поклонения и прославления «Интегрити», потому что в ней красивая мелодия сочеталась с хорошими словами, прославляющими Бога и Иисуса Христа, и подходила для исполнения на богослужении.
В нашей группе всегда были музыканты, которые очень любили экспериментировать с музыкальными стилями и часто балансировали на грани дозволенного. Они тяготели к «пограничной» музыке, которая еще не выходит за рамки общепринятой, но уже немного «режет» слух «среднестатистическому слушателю». Некоторые певцы хотели использовать в прославлении и поклонении новую музыку компании «Вайн-ярд», в которой было много повторов и боя. Тексты песен были явно харизматическими и не должны были звучать в баптистской церкви. Наш обычно спокойный барабанщик играл на электрической ударной установке, благодаря чему мы могли регулировать громкость, но он и теперь пытался играть свою партию как можно громче. Наш гитарист обожал классический рок и использовал любой шанс, чтобы сыграть сольную партию и вставить гитарный рифф, в чем обычно не было никакой необходимости. Наши еженедельные репетиции часто превращались в рок-н-ролльные «джем-сейшены». Я был руководителем группы и мог бы поумерить пыл своих ребят, но вместо этого я просто удовлетворял свой голод по рок-музыке. Откровенно говоря, мне это просто нравилось! Но сейчас, когда я оглядываюсь назад, я вижу, как тяжело было держать в узде этого хищного зверя рок-музыку.
Итоги
В данный момент своего повествования мне бы хотелось остановиться, сделать глубокий вдох и подытожить, какими соображениями я руководствовался, присоединяясь к движению за современную христианскую музыку в служении поклонения и прославления. Во-первых, я не только хорошо разбирался в этой музыке – она мне нравилась. Из-за отсутствия серьезного образования я всегда чувствовал себя ущербным рядом со «священными» музыкантами. А использование современной христианской музыки дало мне возможность стать самым профессиональным музыкантом в церкви и использовать свой талант для Бога. Во-вторых, теперь я должен признать, что сама должность музыкального руководителя чрезвычайно льстила моему самолюбию. Уважение и признание, оказываемые мне, подсознательно напоминали мне то признание, которое я имел до обращения, когда был рок-звездой, но я не отдавал себе в этом отчета, потому что новое признание было «христианским».
В-третьих, пастора церквей, в которых я был, очень хотели, чтобы эта музыка звучала в их церкви. Я поддался их влиянию. Я рос в семье военных, и мне с малых лет внушали, что власть имущих нужно уважать. Я считаю, что церковное руководство несет немалую долю ответственности за принятие и широкое использование современной христианской музыки в церкви. Конечно же, за свой выбор я сам несу ответственность и не пытаюсь переложить свою вину на других. Однако в церквах очень многие люди, подобно мне, следуют за пастором в том направлении, в котором он ведет (ведь пастор – это пастырь, пастух). Если пастор хочет изменить музыкальное оформление собрания, кто станет спорить с ним? Я не стану.
Церковь, ориентированная на неверующих
Через некоторое время наш пастор переехал на восточное побережье в другую церковь. Деноминационное руководство помогло нам выбрать нового пастора, который до этого пробовал создавать общину в Аризоне по модели, изложенной в книге Рика Уоррена «Целеустремленная церковь». Прежний пастор дал мне прочесть эту книгу, так что на то время я был уже знаком с философией служения пастора Уоррена. Он считал, что церковь должна быть ориентирована на привлечение неверующих – вся община и все ее служения должны быть нацелены на то, чтобы «удовлетворить нужды» ищущих Бога.
Что это за нужды и какая музыка лучше всего подходит для их удовлетворения? Пастор Уоррен в своей книге отвечает на этот вопрос так.
В церкви мы исполняем музыку, похожую на ту, которая звучит по радио. Людям нравится яркая, счастливая, ритмичная, веселящая музыка. Они привыкли к бас-гитаре и барабану.
Впервые в истории возник универсальный музыкальный стиль, который можно услышать в любой стране мира. Этот стиль называется современный поп/рок.
Наш новый кандидат в пастора был пламенным приверженцем этой философии, как, впрочем, и я. Когда его спросили, какую музыку он предпочел бы на воскресном служении в церкви, он ответил, что музыка на служениях не должна отличаться от той, которую люди на протяжении всей недели слушают по радио в машине. Затем он добавил, что сейчас никто уже не слушает орган или гимны по радио, так зачем же нам исполнять эту музыку в церкви? Вам может показаться странным, но именно в тот момент, когда этот служитель Евангелия Христова излагал свои музыкальные идеалы, во мне что-то произошло. Мне показалось, как будто я впервые глянул в зеркало, и мне не понравилось то, что я там увидел! Я начал понимать, что это не Божье учение, а человеческая философия. Тогда я еще не понимал, к каким далеко идущим последствиям приведут слова этого пастора, но Святой Дух в это время уже подвел меня к поворотному этапу в моей жизни.
Это было началом конца моего увлечения современной христианской музыкой.
Этого пастора приняли на служение в нашу церковь. Он восхитился нашим служением поклонения и сказал, что хотел бы в дальнейшем работать с нашей группой. Но вскоре после его прихода я отказался от должности руководителя. В то время я еще целиком не осознавал, что именно побудило меня так поступить, однако твердо знал, что не могу целиком и полностью поддерживать его музыку и философию поклонения. У меня возникло предчувствие, что он сделает поклонение настолько мирским, что мне даже страшно себе вообразить. Так оно в дальнейшем и вышло. Вскоре наша семья покинула эту церковь, и Бог начал открывать мне через Свое Слово, почему то служение, которое мне так нравилось раньше, отталкивало меня теперь.
Почему мне пришлось уйти
Теперь мне бы хотелось поговорить о причинах, которые побудили меня оставить это движение. Во-первых, я больше не мог принимать посылки философии современной христианской музыки. Другими словами, основание моей идеологии сгнило и разрушилось. Нашей основной посылкой было то, что музыка нравственно нейтральна, что Бог принимает все музыкальные стили, что никто не должен осуждать предпочтения другого. Пытаясь найти библейское обоснование этим утверждениям, я обнаружил, что эти доводы построены по принципу «человек превыше всего», они нелогичны и искажают основные библейские принципы. В следующих главах мы поговорим об этом подробнее.
Во-вторых, когда я открыл для себя то, что Библия говорит об истинном поклонении, и понял, что значит быть в присутствии Божьем, мне стало не по себе от одной мысли о том, что наше поколение прославляет святого Бога низкопробной, вульгарной музыкой да еще в неподобающей одежде, причем никто из нас этого не замечает. В-третьих, чтобы сохранить свой брак и быть верным Богу вовсем, мне пришлось бежать от тех соблазнов, которые постоянно присутствовали там, где звучала современная музыка: искушение превозносить себя, влечение, возникающее к особам женского пола в группе поклонения.
В-четвертых, я заметил, что у нас есть все шансы стать такими же лицемерами, какими, как мы считали, были традиционалисты. Например, мы обвиняли традиционалистов в том, что в консервативных церквах в служении нет непосредственности, они скучны и предсказуемы. Но почему-то мы не замечали, что наши современные служения с каждой неделей все больше и больше омертвевали. В евангельской церкви, прежде называвшей себя баптистской, все богослужения, нацеленные на неверующих, становились похожими одно на другое. Музыкальные группы становились клонами «Интегрити Хосанна» или «Маранафа Прэйз». Мы создали особую христианскую музыку для поклонения и прославления, и теперь тысячи церквей копировали ее. Это по-прежнему был рок, но уже не в обычном тяжелом стиле. Эта музыка расслабляла, чем-то напоминая «Иглз». Постепенно поклонение приобретало привычную (скучную?) форму. И если у консерваторов существовали определенные рамки, чтобы упорядочить порядок служения, то у современного движения правил не было, поэтому, когда служение становилось, по их мнению, слишком привычным, они привносили остроту ощущений с помощью «пограничных» песен: более громких, джазовых и вызывающих разногласия. Это проклятие для современной христианской музыки: она медленно, но верно скатывается по наклонной – чтобы избежать привыкания, руководители прославления вынуждены принимать любой музыкальный стиль, даже самый позорный. Я просто должен был уйти.
Сейчас мы являемся членами церкви, в которой пастора и все остальные служители выступают категорически против использования на богослужениях любой современной музыки, написанной в стиле рок. Я вернулся на круги своя, вернулся в церковь, музыкальная политика которой похожа на ту, которая была в церкви, где произошло мое обращение. Чтобы закончить мою историю на веселой ноте, я должен был бы сказать, что я опять несу музыкальное служение, но это не так.
Последствия
Годы увлечения современной христианской музыкой наложили на меня свой отпечаток. Поначалу, когда мы только начали ходить в новую церковь, я очень критично относился к поклонению в ней и к руководителям этого поклонения. Но свое недовольство я держал при себе или иногда делился с Джуди, но, тем не менее, эта неудовлетворенность меня изматывала. На примере этой церкви Господь показывал мне, что можно искренне и ревностно прославлять Его даже на традиционном богослужении, но я так долго отстаивал противоположные взгляды, что никак не мог смириться с фактами. Эта внутренняя борьба порождала во мне еще более критичное отношение к прославлению.
Я боялся снова браться за музыкальное служение и никому не рассказывал, что я музыкант, я избегал музыкального руководителя церкви. Мое прошлое и мои наклонности не позволяли мне участвовать в прославлении в традиционалистской церкви, потому что я считал, что снова все испорчу.
Инстинктивно я превращал всю музыку, которую играл, в свой излюбленный поп-рок. Когда я начинал петь, то пел как рок-певец. Прошлое и здесь давало о себе знать – когда-то я долго трудился над тем, чтобы научиться так петь.
Через двадцать лет после обращения ко Христу я снова попросил Господа дать мне новую песнь, чтобы прославлять Его, но теперь я также прошу Его о том, чтобы эта песня не имела ничего общего с рок-музыкой.
Глава 3
Отъявленная ложь
«В поклонении и прославлении можно использовать любую музыку – Бог примет ее». Этой одной фразой сформулирована вся философия современного движения поклонения и прославления. Сторонники этого движения называют законничеством любые установления, ограничивающие их музыкальные пристрастия, руководствуясь при этом лишь собственной философией. Раньше я разделял это убеждение, но сейчас с полной уверенностью могу сказать, что эта философия – отъявленная ложь. Следует она из очень популярного в современных церквах учения, которое гласит, что Бог принимает людей такими, какие они есть.
Чтобы правильно понять все сказанное в этой книге, читателю просто необходимо осознать, какой огромный вес это учение имеет в спорах о музыке в церкви. В результате его влияния Библия перестала быть средством различения истины и лжи, оно подменило собой библейское водительство. И что еще более важно, мы просто обязаны исследовать этот фундаментальный принцип с точки зрения Писания, так как практически все аргументы, выдвигаемые защитниками современной христианской музыки, основаны на нем.
Недавно мне вручили листовку, в которой приглашали посетить одну из близлежащих церквей. Там было написано: «Когда мы говорим «приходи к нам таким, какой ты есть», это не значит, что мы приглашаем тебя прийти в своей повседневной одежде. Это значит, что мы примем тебя без осуждения, без нажима. Это значит, что мы поможем тебе найти Бога и не будем создавать религиозных барьеров на пути к Нему». Девизом этой церкви было: «Для Бога и для нас в первую очередь важен ТЫ!». В такой церкви вы найдете приятную атмосферу, получите ответы на волнующие вас вопросы и, конечно же, услышите современную музыку.
А разве вам не приходили такие приглашения? Я получил подобное приглашение от преобразованной баптистской церкви, которая проводила программу «Авана» (еженедельный детский библейский клуб в консервативных и фундаменталистских баптистских церквах в Америке), а это в свою очередь означало, что эта церковь была фундаменталистской баптистской церковью. Если это так. то рано или поздно посетители к своему разочарованию должны будут обнаружить, что Библия осуждает их образ жизни, что у Христа есть конкретный план для их жизни, который не подразумевает, что она будет легкой и приятной. Быть учеником не значит постепенно изменять свою самооценку; взросление всегда вызывает перемены, а перемены болезненны. Человеку, следующему за Христом, не удастся сохранить свои старые привычки и пристрастия. И как знать, не расценит ли посетитель крещение, являющееся обязательным условием членства, очередным «религиозным барьером»?
Призыв «приходи таким, какой ты есть, Бог примет тебя в любом виде» тесно связан с движением терпимости, которое сегодня набирает популярность в светском обществе.
На приведенном мной выше примере вы видите, что эта философия приводит к серьезным разочарованиям в вере. Определить же, истинное ли то или иное учение, мы можем не по последствиям, к которым оно рано или поздно приведет, а по тому, имеет ли оно библейское основание. Выдержит ли это учение проверку Словом Божьим?
Основано ли на Библии приглашение «приходи таким, какой ты есть»? Несомненно, оно отражает библейский принцип, по которому для Бога «вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Мы не можем заработать спасение, не можем очистить себя так, чтобы Бог принял нас. Но значит ли это, что мы можем такими и оставаться?
Джон Макуджина, ученый, скрупулезно исследовавший движение за современную христианскую музыку, отметил следующее:
В отличие от большинства консервативных проповедников. которые призывают очистить себя перед принятием Христа, у движения за Иисуса (с которого и началось движение за современную христианскую музыку) более библейский подход: Приходите такими, какие вы есть!». Проблема, однако, состоит в том, что обычно это означает не только прийти таким, как ты есть, но и остаться таким, как ты есть – не изменять своих музыкальных пристрастий, манеры говорить и одеваться, поведения в обществе.
Я слышал только одно библейское подтверждение этому учению. Это история из восьмой главы Евангелия от Иоанна, где говорится о женщине, пойманной в прелюбодеянии. Однако не стоит забывать, что после того, как фарисеи разошлись, Иисус сказал женщине: «Я не осуждаю тебя; иди и больше не греши». Иисус не принял ее такой, какой она была – Он повелел ей измениться. Иисус не принимает и нас такими, какие мы есть. Когда мы становимся Его учениками, Он повелевает нам измениться и больше не грешить, обратиться от идолов к Нему, отречься от похотей мира сего и возлюбить Его.
В Библии нет никакого подтверждения тому, что существует Бог, который принимает человека «таким, какой он есть». Богу не угодна наша самооценка, наша запачканная одежда. Поразмышляйте, и вы убедитесь в этом сами. Мы знаем, что Бог – свят, что Он ненавидит грех (десять заповедей в Исходе 20:1-17; Прит. 6:16; Зах. 8:17; Мал. 2:16). Мы знаем, что Бог милостив к раскаявшимся грешникам (2 Пар. 7:14; Иез. 18:21-22; Иер. 18:8; 2 Пет. 3:9). Он принимает нас только тогда, когда мы приходим к Нему через Иисуса Христа (Ин. 14:6), а Иисус не примет грех грешника. Он утверждал, что покаяние в грехах нужно всем, а не только фарисеям.
В Послании к римлянам 8:29 сказано, что мы не остаемся такими, какими мы были. Бог начинает уподоблять нас Христу. Мы отдаляемся от всего мирского и приближаемся к святости. Из Первого послания к коринфянам 6:9-10 и из всего Первого послания Иоанна со всей очевидностью следует, что мы не можем продолжать жить во грехе и при этом надеяться, что Бог примет нас. А в Первом послании Петра 2:11 даже содержится призыв «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу».
Новый Завет учит, что настоящее обращение приводит к измененной – и изменяющейся – жизни. Преобразование начинается изнутри, с «нового сердца» и «нового духа»(Иез. 36:26), и, по мере того как мы питаем себя Словом Божьим, отдаем всю свою жизнь Богу, а не миру, наш разум обновляется, и мы становимся «подобными образу Сына», образу Христа (Рим. 8:29; 2 Кор. 3:18). «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего», – сказано в Послании к Римлянам 12:2. Первая часть этого повеления дословно значит: «Не уподобляйтесь миру».
Любой честный человек, изучающий Библию, согласится, что учение о безусловном Божьем принятии, по меньшей мере, является заблуждением. Мы не можем явиться перед Богом такими, какие мы есть, не исповедуя свои грехи или даже не замечая их, и ожидать при этом, что Бог примет нас. Если мы тащим с собой в церковь свою любимую мирскую музыку, манеру общаться и одеваться, разве можем мы ожидать благословения?! Писание не дает нам повода так думать. Нам не хотелось бы, чтобы люди, ищущие Бога, но еще не присоединившиеся к церкви, думали, что Бог примет их, даже если они будут продолжать грешить. Но именно эта мысль раздается во многих церквах, слетает с уст многих молодежных пасторов. Служители, для которых главное – привлечь в церковь еще не обратившихся, обращают особое внимание на Божью милость, на Его желание принимать грешников и, чтобы не обидеть неверующих, никогда не говорят о том, что Бог осуждает.
Это учение настолько популярно в некоторых общинах, что одни христиане не могут подвергнуть сомнению правильность поведения или личные предпочтения других христиан. Если вы попытаетесь в любви обличить брата или сестру, вас обвинят в том, что вы осуждаете их. А если вы осмелитесь при этом процитировать Писание, вас назовут фарисеем. И если в церкви критикуют то, что кому-то нравится, то такую церковь считают законнической.
Если Бог принимает меня таким, какой я есть, значит, Он принимает и мои предпочтения в поклонении. И если мое сердце праведно перед Богом, кто имеет право требовать от меня, чтобы я каждое воскресенье являлся на служение? Бог знает, что я не совершенен, но Он все же любит меня, поэтому кто, кроме Него, может требовать у меня отчет за мои поступки? Сегодня в мире очень популярно быть терпимым, подобные рассуждения – дань мирской моде. Считается, что терпимый человек – это такой человек, который призывает к равноправию и уважает свободу выбора каждого, не осуждает образ жизни другого, так как каждый может жить так, как ему хочется, и руководствоваться своими предпочтениями. Я хочу, чтобы вы поняли меня правильно: я не превозношу закон над благодатью, а внешнее проявление – над внутренним содержанием. Я только хочу сказать, что, избегая законничества – крайности, в которую церковь впала в семидесятых годах двадцатого века, – в начале нового тысячелетия мы попали в другую крайность.
В этой новой Церкви Вседозволенности гораздо важнее проявлять терпимость к мирским пристрастиям и образу жизни, нежели говорить о библейских принципах. В ней нельзя подвергать сомнению пристрастия людей, а если вы все же рискнули это сделать, то незамедлительно должны обосновать свою критику на конкретном отрывке Писания. (Позже мы увидим, что сами приверженцы современной музыки в поклонении, отстаивая свои убеждения, не всегда придерживаются этого принципа.) Понятно, что из-за лицеприятия, царящего в церкви, традиционалисты боятся поднимать вопрос о музыке. С другой стороны, атмосфера вседозволенности объясняет, почему многие так легко, не рассуждая о последствиях, принимают современную христианскую музыку.
«Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мтф. 7:21) – это истина. «Бог примет тебя таким, какой ты есть» – это отъявленная ложь.
Я твердо уверен, что современная христианская музыка столь широко распространилась в церквах только потому, что мы не можем заметить действие этого принципа терпимости и опровергнуть его. Вполне возможно, что мы изо всех сил стараемся не дать повода назвать себя законниками. Мы променяли непреложность библейских принципов на терпимость ко всему мирскому, почему же нас теперь удивляет, что вместе с музыкой в церковь проникает столько негативного? Благодаря большой лжи о том, что Бог принимает нас такими, какие мы есть, и порожденным ею маленьким обманом, который мы рассмотрим ниже, современная музыка прочно утвердилась на наших богослужениях. Эта ложь позволила безнравственности и разделению проникнуть в наши церкви.
Безнравственность
Сатана, пытаясь лишить христиан их доброй репутации, очень часто старается внушить им. что им нужно отказаться от ложной скромности и быть раскрепощенными в вопросах сексуальности. С большим успехом он использует этот метод по отношению к неверующим, удерживая их в плену у безнравственности. Желаемого результата он достигает при помощи обворожительной музыки, обворожительных исполнителей, сексуальных образов, алкоголя и наркотиков. Может ли сатана на эту удочку поймать и христианина? И может, и ловит.
Когда мы позволили рок-музыке (во всех ее разновидностях) присутствовать на богослужении, мы открыли двери безнравственности, с которой неизбежно ассоциируется эта музыка. На первый взгляд это не очевидно. Мы не играем на собраниях хард-рок – вместо него мы используем более приемлемые, мягкие разновидности этого стиля: легкий рок, поп-рок, кантри-рок, легкий джаз. Эта музыка призвана создавать романтическое настроение, чувство влюбленности в Бога – именно этого ощущения мы добиваемся при поклонении. Все эти жанры рока более- менее мелодичны, но все же они содержат в себе частицу рока, которая воздействует на нашу плоть и напоминает нам о пристрастиях в мирской музыке.
Несмотря на все наши попытки обуздать этого музыкального монстра, святые Божьи обольщаются современной христианской музыкой. Эта музыка в состоянии подорвать моральные устои любого христианина, как бы прочно, с его точки зрения, он ни стоял на ногах. Какие же существуют признаки проникновения безнравственности в церкви? Об этом мы поговорим в 6-й