Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разве музыка не стоит вне морали?



Один известный христианский композитор в прошлом году прочитал лекцию в престижном христианском коллед­же в Огайо. Он сыграл одну-единственную ноту на фор­тепиано и спросил у студентов, хорошая или плохая эта нота. Затем он сыграл мелодию из одного популярного телевизионного сериала для малышей под названием «Со­седи мистера Роджерса» и наиграл мотив песни «Лунная река». Потом он спросил, сыграл он христианскую или не­христианскую музыку. Исходя из этих простых примеров, он сделал вывод, к вящей радости большинства студентов, что музыка сама по себе стоит вне морали. Убеждение в том, что музыка не имеет никакого отношения к морали, это очень популярный довод новаторов и основа фи­лософии современной музыки.

Это убеждение даже было сформулировано в Симво­ле веры христиан-рок-музыкантов: «Мы исповедуем оче­видные истины о том, что любая музыка создана равной: ни один инструмент или музыкальный стиль не являет­ся сам по себе злом, что разнообразные формы музыкаль­ного выражения, которые доступны человеку, – это только одно из проявлений безграничных творческих способнос­тей нашего Небесного Отца».

Парадоксально, но в то же время это один из самых слабых аргументов в пользу использования любой музы­ки во время богослужения. В Библии ничего не сказано о том, может ли музыка быть нравственной или безнрав­ственной. Однако если вы считаете, что поскольку Библия ничего не говорит по этому поводу, значит, музыка стоит вне морали, я хочу предупредить вас: не рассуждай­те подобным образом, так как вы непременно придете к ошибочному мнению относительно других спорных вопро­сов, которые непосредственно не обсуждаются в Писании. К тому же, судя по всему, никто никогда в истории не придерживался такой точки зрения. Идея о том, что му­зыка находится вне морали, возникла тогда же, когда стала популярной современная христианская музыка, – в 80-х годах двадцатого века.

Несмотря на то, что этот довод не имеет под собой практически никаких оснований, многие христиане верят, что это абсолютная истина. Возможно, они хотят получить простые ответы на сложные вопросы. Этот довод в спо­рах о музыке повторяется вновь и вновь, как будто он что-то доказывает. Каждый, кто принимает такую точку зрения, автоматически снимает с себя все ограничения в выборе музыки. Стоит просто заявить, без библейского на то основания, что музыка не имеет отношения к морали и что нравственны или безнравственны могут быть только слова песни, и ни один традиционалист не сможет подвер­гнуть критике современную христианскую музыку. Пас­тор Уоррен показывает, как это происходит.

Я отвергаю саму мысль о том, что музыкальному стилю можно вынести нравственную оценку, что бывает «хорошая» или «плохая» музыка. Кто может сказать, что эта музыка хорошая, а та плохая? Мы любим ту музыку, к которой мы привыкли с детства, которую слу­шают в нашем окружении.

Музыка – это не более чем совокупность нот и рит­мов, духовной музыку делают слова. Не существует христианской музыки – существуют только христиан­ские слова. Если я просто сыграю вам мелодию без слов, вы не сможете определить, христианская эта песня или нет.

Принимая эту точку зрения, новаторы считают, что обсуждать музыку в этом ключе больше не имеет смысла. Как только человек утверждается в мнении, что музыка не несет на себе нравственной нагрузки, все споры он за­канчивает, даже не начав. Он меняет тему дискуссии, начинает говорить о стихах, затрачивая уйму времени и сил на то, чтобы доказать очевидное: слова в песнях должны соответствовать библейской истине.

Однако давайте рассмотрим, что же все-таки значит понятие «вне моральности»? Из Уэбстерского словаря «New World College» мы узнаем, что «вне моральный» зна­чит «не подлежащий критериям моральности; не являю­щийся моральным или аморальным; не несущий в себе мо­рального смысла или принципов, вне разграничения поня­тий о добре и зле». А что такое моральность? Это мо­ральные качества, понятия о добре и зле в соответствии с установленными принципами или стандартами хорошего поведения.

Этот довод подразумевает, что о музыке нельзя сказать, нравственна она или безнравственна, потому что в самой музыке нет морали, она не может быть плохой или хоро­шей. Другими словами, музыка нравственно нейтральна. Я согласен с тем, что в сущности своей музыка нравственно нейтральна. Ноты и аккорды сами по себе не могут принести вреда. Бог создал мелодию, гармонию и ритм, и как понятия они безвредны. Более того, они заду­маны для того, чтобы доставлять нам удовольствие.

Тот христианский композитор, о котором мы говорили в начале этой главы, все упростил – в действительности мы имеем дело с более сложным явлением. Когда новаторы ут­верждают, что музыка сама по себе стоит вне морали, они имеют в виду не просто ноты, аккорды, мелодию, гармонию и ритм как понятия. Они ведут речь об определенном му­зыкальном стиле, в котором написана их любимая песня. Ни новаторы, ни традиционалисты на богослужении не поют одни ноты. Все они поют кем-то написанные песни. И по­скольку песню пишет человек, она неизбежно несет на себе отпечаток индивидуальности своего создателя. Верите ли вы в то, что человек способен испортить музыку? Убеж­ден, все вы согласитесь, что это так.

Теперь вы понимаете, в чем лживость довода о том, что музыка нравственно нейтральна? Все же многие продолжа­ют верить отъявленной лжи о том, что любая музыка при­емлема для прославления и поклонения. Никто на служе­нии не исполняет абстрактную музыку. Каждая песня на­писана в определенном стиле. Уже по одной этой причи­не я утверждаю, что концепция о нравственной нейтраль­ности музыки ошибочна. Вместо того чтобы спорить, нрав­ственна музыка или нет, мы должны спросить себя, ассоци­ируется ли у меня та или иная музыка с тем или иным по­ведением? Да, ассоциируется, и это легко доказать.

Ассоциируется ли рок-музыка с определенным поведе­нием? У меня она ассоциируется с безнравственностью, половой распущенностью, проституцией, наркотиками и бунтом против законной власти. Но, Дэн, можете спросить вы, ты, наверное, имеешь в виду безбожные светские тек­сты песен, а не саму музыку? Нет, я имею в виду саму му­зыку. За несколько десятилетий существования рок-му­зыки в нашей культуре возникла прочная связь между ней и безнравственным поведением. Изменение слов в пес­нях и исполнителей не может разорвать эту связь.

По этой причине многие христиане не приемлют испол­нения рок-музыки во всех ее видах в стенах церкви. Этот музыкальный стиль напоминает им о безнравственном поведении. У людей эта музыка ассоциируется с чув­ственностью, распущенностью и бунтарством. Музыку портят ассоциации. Некоторые апологеты современной христианской музыки призывают применять к ней прин­цип презумпции невиновности (то есть считать эту музы­ку приемлемой, пока не доказана ее безнравственность). Но я считаю, что церковную музыку нельзя мерить светскими мерками. Она должна соответствовать высшим Божьим стандартам.

Как, по-вашему, почему у новаторов возникает такая большая проблема, когда христиане, которых оскорбляет исполнение современной музыки на богослужениях, осме­ливаются возражать им? Причина тому очевидна. Для того чтобы внедрить свой противоречивый музыкальный стиль в церкви, им приходилось подменять истину ложью и убеждать всех, что музыка находится вне морали. Этот принцип они вынуждены отстаивать до последнего, однако если им это не удастся, им придется признать, что неко­торые музыкальные стили – плохие и неприемлемые.

Этот довод в защиту рок-музыки должен был быть изобретен родоначальниками движения за современную христианскую музыку. Если одно и то же абсурдное ут­верждение повторять из года в год, в конце концов, оно на­чинает звучать довольно убедительно. Но мы должны доказать его лживость. Музыка как явление может быть нравственно нейтральной, однако музыкальные стили не­пременно имеют отношение к морали, поскольку каждый из них ассоциируется с тем или иным поведением. Каж­дый из нас должен спросить себя: с каким поведением ас­социируется та музыка, которую люблю я?

 

Глава 10




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.