Один известный христианский композитор в прошлом году прочитал лекцию в престижном христианском колледже в Огайо. Он сыграл одну-единственную ноту на фортепиано и спросил у студентов, хорошая или плохая эта нота. Затем он сыграл мелодию из одного популярного телевизионного сериала для малышей под названием «Соседи мистера Роджерса» и наиграл мотив песни «Лунная река». Потом он спросил, сыграл он христианскую или нехристианскую музыку. Исходя из этих простых примеров, он сделал вывод, к вящей радости большинства студентов, что музыка сама по себе стоит вне морали. Убеждение в том, что музыка не имеет никакого отношения к морали, это очень популярный довод новаторов и основа философии современной музыки.
Это убеждение даже было сформулировано в Символе веры христиан-рок-музыкантов: «Мы исповедуем очевидные истины о том, что любая музыка создана равной: ни один инструмент или музыкальный стиль не является сам по себе злом, что разнообразные формы музыкального выражения, которые доступны человеку, – это только одно из проявлений безграничных творческих способностей нашего Небесного Отца».
Парадоксально, но в то же время это один из самых слабых аргументов в пользу использования любой музыки во время богослужения. В Библии ничего не сказано о том, может ли музыка быть нравственной или безнравственной. Однако если вы считаете, что поскольку Библия ничего не говорит по этому поводу, значит, музыка стоит вне морали, я хочу предупредить вас: не рассуждайте подобным образом, так как вы непременно придете к ошибочному мнению относительно других спорных вопросов, которые непосредственно не обсуждаются в Писании. К тому же, судя по всему, никто никогда в истории не придерживался такой точки зрения. Идея о том, что музыка находится вне морали, возникла тогда же, когда стала популярной современная христианская музыка, – в 80-х годах двадцатого века.
Несмотря на то, что этот довод не имеет под собой практически никаких оснований, многие христиане верят, что это абсолютная истина. Возможно, они хотят получить простые ответы на сложные вопросы. Этот довод в спорах о музыке повторяется вновь и вновь, как будто он что-то доказывает. Каждый, кто принимает такую точку зрения, автоматически снимает с себя все ограничения в выборе музыки. Стоит просто заявить, без библейского на то основания, что музыка не имеет отношения к морали и что нравственны или безнравственны могут быть только слова песни, и ни один традиционалист не сможет подвергнуть критике современную христианскую музыку. Пастор Уоррен показывает, как это происходит.
Я отвергаю саму мысль о том, что музыкальному стилю можно вынести нравственную оценку, что бывает «хорошая» или «плохая» музыка. Кто может сказать, что эта музыка хорошая, а та плохая? Мы любим ту музыку, к которой мы привыкли с детства, которую слушают в нашем окружении.
Музыка – это не более чем совокупность нот и ритмов, духовной музыку делают слова. Не существует христианской музыки – существуют только христианские слова. Если я просто сыграю вам мелодию без слов, вы не сможете определить, христианская эта песня или нет.
Принимая эту точку зрения, новаторы считают, что обсуждать музыку в этом ключе больше не имеет смысла. Как только человек утверждается в мнении, что музыка не несет на себе нравственной нагрузки, все споры он заканчивает, даже не начав. Он меняет тему дискуссии, начинает говорить о стихах, затрачивая уйму времени и сил на то, чтобы доказать очевидное: слова в песнях должны соответствовать библейской истине.
Однако давайте рассмотрим, что же все-таки значит понятие «вне моральности»? Из Уэбстерского словаря «New World College» мы узнаем, что «вне моральный» значит «не подлежащий критериям моральности; не являющийся моральным или аморальным; не несущий в себе морального смысла или принципов, вне разграничения понятий о добре и зле». А что такое моральность? Это моральные качества, понятия о добре и зле в соответствии с установленными принципами или стандартами хорошего поведения.
Этот довод подразумевает, что о музыке нельзя сказать, нравственна она или безнравственна, потому что в самой музыке нет морали, она не может быть плохой или хорошей. Другими словами, музыка нравственно нейтральна. Я согласен с тем, что в сущности своей музыка нравственно нейтральна. Ноты и аккорды сами по себе не могут принести вреда. Бог создал мелодию, гармонию и ритм, и как понятия они безвредны. Более того, они задуманы для того, чтобы доставлять нам удовольствие.
Тот христианский композитор, о котором мы говорили в начале этой главы, все упростил – в действительности мы имеем дело с более сложным явлением. Когда новаторы утверждают, что музыка сама по себе стоит вне морали, они имеют в виду не просто ноты, аккорды, мелодию, гармонию и ритм как понятия. Они ведут речь об определенном музыкальном стиле, в котором написана их любимая песня. Ни новаторы, ни традиционалисты на богослужении не поют одни ноты. Все они поют кем-то написанные песни. И поскольку песню пишет человек, она неизбежно несет на себе отпечаток индивидуальности своего создателя. Верите ли вы в то, что человек способен испортить музыку? Убежден, все вы согласитесь, что это так.
Теперь вы понимаете, в чем лживость довода о том, что музыка нравственно нейтральна? Все же многие продолжают верить отъявленной лжи о том, что любая музыка приемлема для прославления и поклонения. Никто на служении не исполняет абстрактную музыку. Каждая песня написана в определенном стиле. Уже по одной этой причине я утверждаю, что концепция о нравственной нейтральности музыки ошибочна. Вместо того чтобы спорить, нравственна музыка или нет, мы должны спросить себя, ассоциируется ли у меня та или иная музыка с тем или иным поведением? Да, ассоциируется, и это легко доказать.
Ассоциируется ли рок-музыка с определенным поведением? У меня она ассоциируется с безнравственностью, половой распущенностью, проституцией, наркотиками и бунтом против законной власти. Но, Дэн, можете спросить вы, ты, наверное, имеешь в виду безбожные светские тексты песен, а не саму музыку? Нет, я имею в виду саму музыку. За несколько десятилетий существования рок-музыки в нашей культуре возникла прочная связь между ней и безнравственным поведением. Изменение слов в песнях и исполнителей не может разорвать эту связь.
По этой причине многие христиане не приемлют исполнения рок-музыки во всех ее видах в стенах церкви. Этот музыкальный стиль напоминает им о безнравственном поведении. У людей эта музыка ассоциируется с чувственностью, распущенностью и бунтарством. Музыку портят ассоциации. Некоторые апологеты современной христианской музыки призывают применять к ней принцип презумпции невиновности (то есть считать эту музыку приемлемой, пока не доказана ее безнравственность). Но я считаю, что церковную музыку нельзя мерить светскими мерками. Она должна соответствовать высшим Божьим стандартам.
Как, по-вашему, почему у новаторов возникает такая большая проблема, когда христиане, которых оскорбляет исполнение современной музыки на богослужениях, осмеливаются возражать им? Причина тому очевидна. Для того чтобы внедрить свой противоречивый музыкальный стиль в церкви, им приходилось подменять истину ложью и убеждать всех, что музыка находится вне морали. Этот принцип они вынуждены отстаивать до последнего, однако если им это не удастся, им придется признать, что некоторые музыкальные стили – плохие и неприемлемые.
Этот довод в защиту рок-музыки должен был быть изобретен родоначальниками движения за современную христианскую музыку. Если одно и то же абсурдное утверждение повторять из года в год, в конце концов, оно начинает звучать довольно убедительно. Но мы должны доказать его лживость. Музыка как явление может быть нравственно нейтральной, однако музыкальные стили непременно имеют отношение к морали, поскольку каждый из них ассоциируется с тем или иным поведением. Каждый из нас должен спросить себя: с каким поведением ассоциируется та музыка, которую люблю я?