- торможение с целью быстрой остановки или предотвращения ДТП – экстренное или аварийное j3 ≈ 8…9 м/с2 и более;
- торможение плавное (служебное) j3 = 2,5…3 м/с2 при Vк = 0 – полное, при Vк ≠ 0 – частичное.
При экстренном торможении Rx – max – торможение с полным использованием сил сцепления.
Допустим,
Rx – max одинаковы на всех колесах
φх (коэффициент сцепления) – одинаков на всех колесах.
При этом процесс торможения по времени включает следующие фазы:
1) tp – время реакции водителя от конструкции и состояния тормозов не зависит, фактически tp = 0,2…1,5 с при расчетах tp ≈ 0,8 с.
2) tс – время срабатывания тормозов – от начала воздействия на педаль до начала контакта тормозных колодок с барабаном или диском.
Рис.3.2 Графики торможения автомобиля
Включает: время на выбор зазоров в главном тормозном цилиндре или в тормозном кране; время на подъем давления в системе; время на выбор зазоров между колодками и барабаном (диском) и т.д.
Считают, что за время tс замедление автомобиля отсутствует.
3) Время нарастания замедления tн –– от начала контакта тормозных колодок с барабаном или диском до момента развития колодками максимального заданного усилия. Зависит от:
- типа автомобиля;
- дорожной ситуации;
- состояния тормозной системы;
- квалификации водителя;
- массы автомобиля и т.д.
Время нарастания замедления tн ≈ 0,05…2 с. Возрастает с увеличением Ga и φх :
- легковые автомобили tн ≈ 0,05…0,2 с;
- грузовые с гидроприводом tн ≈ 0,05…0,4 с;
- грузовые с пневмоприводом tн ≈ 0,15…1,5 с;
- автобусы tн ≈ 0,2…1,3 с.
Время полного срабатывания тормозов tср = tс + tн через этот промежуток времени колодки тормозов создают полное усилие на барабане или диске и автомобиль начинает эффективно тормозить.
Представленные на графике зависимости не совсем точно отражают процесс в действительности:
- усилие на тормозную педаль не постоянно;
- изменяется коэффициент φх, V, скольжение и температура шины;
- изменяется коэффициент трения накладок о диски (барабан).
4) Время установившегося замедления tз – условно зависит от перечисленных выше факторов.
5) время растормаживания tр – (развод колодок) при частичном растормаживании.
при полном торможении jз снижается от jуст. до 0, (jз = 0).
За время tн замедление jз принято считать нарастающим пропорционально времени, т.е.
,
где tн – текущее значение времени.
Тормозной путь автомобиля (без учета реакции водителя) определяют как
Sт = Sтс+ Sн + Sт уст.,
где Sтс – путь, проходимый за время срабатывания тормозов;
Sн – путь, проходимый за время нарастания замедления;
Sт уст – путь, проходимый за время установившегося замедления.
Составляющие тормозного пути
Sтс = Vо ∙ tс,
где tс – время срабатывания тормозов
Sтн = Vо ∙ tн – ,
где tн – время нарастания замедления
где Vо уст – начальная скорость установившегося режима торможения.