Основными показателями топливной экономичности являются:
ge г/(кВт∙ч) - удельный расход топлива двигателем;
Gт (кг/ч) - часовой расход топлива двигателем;
Qs (л/100 км) - путевой расход топлива автомобилем;
Qw (л/100т-км) - расход топлива автомобилем на единицу транспортной работы (в литрах на 100 тонно-километров). Для пассажирских перевозок Qп расход топлива на 100 пассажиро-километров.
Российским стандартом предусмотрено определение следующих показателейи характеристик топливной экономичности автомобиля:
1) контрольный расход топлива;
2) расход топлива в магистральном цикле на дороге;
6) топливная характеристика на магистрально-холмистой дороге. Контрольный расход топливаQsк(л/100 км) определяют при установившемся движении на высшей передаче на горизонтальном мерном участке с асфальтовым покрытием длиной 1км, при скорости ветра не более 1м/с в сухую погоду. Выполняют не менее трех заездов в двух направлениях, полученные результаты усредняются. Испытания проводят при нормальных тепловых режимах двигателя и механизмов трансмиссии. Прогревают автомобиль пробегом на расстояние не менее 50км при скорости не ниже 2/3Vmax.
Испытания проводят со скоростью:
- для легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей полной массой до 3,5т – 90 и 120км/ч;
- для грузовых автомобилей, автобусов специального назначения, междугородных идальнего следования, автопоездов полной массой свыше 3,5т – 60 и 80км/ч;
- для городских автобусов и полноприводных автомобилей полной массой свыше 3,5т - 40 и 60км/ч.
Контрольный расход топлива оценивает техническое состояние автомобиля, поэтому испытания по его определению широко распространены в эксплуатационной практике.
Путевой расход топлива при циклическом движенииоценивает показатели 2…4. Стандартом регламентированы три вида ездовых циклов: магистральный, городской и стендовый. Ездовые циклы дифференцированы в зависимости от типа автомобиля и его полной массы. При испытаниях автомобиля полной массой до 3,5т нагрузка на него должна составлять половину номинальной грузоподъемности, но не менее 180 кг. Автомобили полной массой свыше 3,5 т испытывают с полной нагрузкой. Ездовые циклы представляют собой соответствующие программы движения автомобиля на участке дороги длиной 4000м, предусматривающие этапы разгона, равномерного движения, торможения и остановок.
В городском режиме испытания автомобилей на топливную экономичность и токсичность выхлопных газов при движении проводят по так называемому Европейскому дорожному циклу, рекомендованному правилом №15 ЕЭК ООН, принятому в РФ и других странах. Дорожный цикл состоит из четырех одинаковых ездовых циклов представленных на рис. 4.1. Расстояние, проходимое за время испытаний – 4,052км.
Время на операцию (с)
Рис. 4.1 Дорожный цикл испытаний автомобилей в соответствии
с правилами №15 ЕЭК ООН: К – выключение сцепления; 1 – I передача; 2 – II передача; 3 – III передача; Н – нейтраль.
Топливная характеристика установившегося движенияпредставляет собой график зависимости путевого расхода топлива от скорости в заданных дорожных условиях. Испытания проводят при полной нагрузке, без груза и с прицепом. Заезды совершают при нескольких постоянных значениях скоростей. Условия испытаний те же, что и при определении контрольного расхода.
Топливная характеристика на магистралъно-холмистой дороге - это зависимость путевого расхода топлива от допустимой на маршруте скорости движения. Строят также характеристики зависимости расхода топлива от средней скорости движения. Они позволяют судить о топливной экономичности автомобиля при переменных режимах движения в условиях, когда скорости ограничены.