Я обозначил несколько серьезных проблем, которые принесло в наши церкви движение за современную христианскую музыку. Я молюсь, чтобы каждый человек, ответственный за музыку в церкви, который поддерживает это движение, всерьез задумался, нужна ли его общине музыкальная реформа.
Мы должны исключить из церковных служений всю мирскую современную христианскую музыку и освободиться от ее влияния. Этот смелый шаг позволит нам:
1. сократить количество разногласий в церкви;
2. уменьшить количество искушений совершить безнравственный поступок;
3. уменьшить напряжение во взаимоотношениях между членами церкви;
4. в значительной степени избавиться от бессердечности по отношению к другим;
5. реже идти на компромисс со своими принципами.
6. Бог будет доволен, если все это произойдет в нашей жизни.
Мы должны вернуться к традиционной музыке, а также исполнять на своих богослужениях новую музыку, не вызывающую разногласий. Музыка в наших церквах должна быть красивой и нести мир. В Послании к филиппийцам 4:8 написано, к чему мы должны стремиться: «... братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Как мы могли когда-то думать, что можно играть современную музыку, которая ассоциируется с аморальностью и плотскими похотями и при этом оставаться чистыми? В современной христианской рок-музыке, тесно связанной с миром, нет ни истины, ни честности, ни добродетели, ни чистоты, ни достославия. А так как Бог требует от нас святости во всем (1 Пет. 1:15), давайте будем проявлять святость и тогда, когда решаем для себя, какая музыка должна звучать в церкви.
Когда вопрос касается музыки, нужно проявлять не бескомпромиссность, а осторожность. Мы должны понять, что святые люди – это такие люди, которые были освящены, или отделены, от мира ради славы Христовой. Поэтому в выборе музыки нам следует отстраняться от всего мирского настолько, насколько это возможно.
Это нелегко сделать. Современная музыка прочно обосновалась в нашем сердце, она не сдает своих позиций без боя. Она, так или иначе, влияет на каждого, кто соприкасается с ней. Если вы попытаетесь отказаться от нее, то почувствуете, что потеряли что-то важное и дорогое. Но Бог верен и праведен, Он простит нас, если мы раскаемся и исповедуем свои грехи (1 Ин. 1:9).
Я хочу обнадежить тех новаторов, которые все же решатся поставить под сомнение необходимость музыкальной реформы. Бог обитает среди славословия Своего на рода, возносящегося ввысь без новых песен. Я знаю, что это так, потому что в данный момент посещаю богослужения, где нет современной музыки.
Задача церкви, в которую я хожу, – прославлять Бога всеми своими делами (1 Кор. 10:31). Ее члены хотят угодить Богу во всем на своем богослужении. А в тех церквах, которые нацелены на привлечение неверующих, все в богослужении направлено на то, чтобы угодить людям. Каждая составная часть служения моей нынешней церкви отражает главную задачу церкви, это касается и музыки, которая используется и на собраниях, и в остальной церковной жизни. Пастор категорически возражает против использования современной христианской музыки. Музыкальный руководитель церкви с уважением относится к его позиции и в соответствии с этим определяет содержание музыкального служения.
На обычном служении в этой церкви вы увидите или услышите:
• классические гимны веры, которые поются по нотам из сборников под руководством хормейстера;
• единодушное участие верующих в прославлении;
• новые песни (написанные в манере, отличной от той, в которой пишется современная христианская музыка);
• фортепиано и орган;
• струнно-духовой оркестр;
• хороший хор;
• вокалистов, исполняющих песни не под фонограмму, а в живом сопровождении;
• ансамбли, которые исполняют песни в многоголосье;
• только прилично одетых исполнителей.
На обычном собрании в этой церкви вы не увидите или не услышите:
• современной музыки, исполняемой в таких стилях, как легкий рок, тяжелый рок, джаз, рэп, кантри и вестерн;
• групп прославления с электрогитарами и барабанами;
• музыкантов, которые имитируют мирских исполнителей;
• использование проектора вместо нотных сборников;
• гаснущее освещение во время прославления;
• вокалистов, одетых и поющих, как в миру;
• фонограмм.
Истинное поклонение
Поскольку я в прошлом сам был музыкальным руководителем в церкви, все эти внешние детали богослужения имеют для меня большое значение, но я понимаю, что Богу намного важнее то, какое у нас внутреннее отношение к поклонению в церкви. Как я уже упоминал ранее, когда мы поклоняемся, мы должны научиться смиряться перед великим Богом. Мы должны подчиняться Его Слову, если хотим, чтобы Он принял нашу жертву хвалы. Нам нужно уделять особое внимание своей святости. Да, мы далеки от совершенства, но, по крайней мере, члены церкви ставят перед собой такую цель. Я часто замечал, как они, охваченные ощущением Божьей славы и величия, во время молитвы, пения или проповеди готовы были скорее опуститься на колени, чем поднять руки вверх.
Правы ли новаторы, когда говорят, что традиционные церковные служения полны ритуалов, что они безжизненны и несовременны? Признаюсь честно, я думаю, что эти жалобы не безосновательны. Вы уже знаете, что я начал свою музыкальную «карьеру» в церкви с рок-н-ролла, когда Пыл еще неспасенным, потом я покаялся и стал фундаменталистом-традиционалистом, затем начал ратовать за современную христианскую музыку, а сейчас вновь возвратился к традиционной церковной музыке. Такой разнообразный опыт дал мне уникальную возможность изнутри рассмотреть и одну, и другую точки зрения. Более того, я слышал, как сами традиционалисты признавали, что иногда их служения лишены жизни. Что же в таком случае могут сделать традиционалисты, чтобы изменить ситуацию?
Каждый христианин хочет, и совершенно оправданно, прославлять Господа в едином духе с другими верующими. Иногда традиционалисты чрезмерно сильно держатся за старое, говоря, что они, мол, делали так всегда. Но мы должны меняться к лучшему. Это не означает, что нужно поступаться Божьими принципами и повелениями! Все, что от нас требуется, – это как можно больше стараться прославить Его в музыке. С другой стороны, мы не должны искать перемен ради самих перемен и не имеем права пользоваться методами, которые, помимо воли людей, приводят их в «состояние поклонения». И будь то метод новаторов, которые предпочитают вслед за сторонниками Нью-Эйдж гасить свет или играть рок, или метод традиционалистов, когда властный ведущий пение становится похожим на спортивного комментатора, – я против подобных манипуляций. Этими методами можно достичь только лицемерного поклонения.
Предостережение для всех
И в заключение я хотел бы предостеречь тех новаторов, которые убеждены в необходимости изменений, и тех традиционалистов, которые решили, во что бы то ни стало защитить церковь от современной музыки. Когда вы решите вступить в бой с современной музыкой в церкви, будьте готовы услышать в свой адрес подобные несправедливые обвинения:
• вы фарисей;
• вы законник;
• вы цените традиции больше Христа;
• вы игнорируете потребности неверующих;
• вы осуждаете, а кто вы такой, чтобы судить?
• вы лицемер;
• вы живете прошлым;
• вы хотите повернуть время вспять;
• вы ретроград, противостоите всему новому.
Новаторы будут бросать в ваш адрес эти обидные обвинения, чтобы высмеять вас и обезвредить. Иначе что же будет с ними, если и другие члены церкви прислушаются к вашему мнению и начнут подвергать сомнению необходимость современной музыки в церкви? В этом случае они могут утратить свое влияние и право выбора музыки для служений. Они знают, что может случится худшее: мы можете показать всем членам церкви, что интересы человека для них важнее всего.
Будьте осторожны: не говорите и не делайте ничего такого, что бы оправдало повешенные на вас ярлыки. Основывайте свои возражения на Писании, а не на человеческих доводах. Отрывки из Писания рассматривайте в контексте. Обличайте с любовью. Попросите у новаторов, чтобы они исследовали для себя, что ими движет, не нападайте на них. Дайте им понять, что вы выступаете не против новой музыки вообще, а против такой музыки, которая ассоциируется с безнравственностью. Не защищайте свою точку зрения доводом о том, что раньше всегда поступали так, как говорите вы.
Знайте, что не все станут вам возражать. Некоторые новаторы в глубине души согласятся с вами. Многие из них сомневаются в музыкальной политике церкви, но вынуждены соглашаться с руководством. Я испытал это на собственном опыте, когда обсуждал эту книгу с участниками своей бывшей группы прославления. «Да, – говорили некоторые из них, когда никто этого не слышал. – Я согласен, что в чем-то мы зашли слишком далеко, я ощущаю неловкость оттого, что шоу стало главным в богослужении». Смогут ли они сказать об этом открыто? Может быть. Но некоторое время вам все же придется идти по этому пути в одиночестве. По этой дороге идет мало людей, тогда как по шоссе современной музыки шагают толпы людей.
Остаться или уйти?
А если в вашей церкви богослужение уже проводится по-современному и у вас мало надежд что-то изменить? Нужно ли вам остаться в церкви или лучше уйти и найти церковь с традиционным укладом? Я понимаю, что советовать легко. Во многих частях мира большинство церквей с библейским богословием уже или перешли к современной форме богослужения, или проводят комбинированные служения, поэтому выбор у вас невелик. Многие члены нашей церкви говорили, что, когда им пришлось переезжать на другое место из-за работы, им было очень сложно отыскать церковь с библейским богословием, где богослужение было бы традиционным.
Скорее всего, вам придется остаться в своей церкви и терпеть. В своих комментариях на Евангелие от Луки 4:16 Альберт Варне, рассматривая вопрос посещения несовершенной церкви, вспоминает, что Господь Иисус постоянно ходил в синагогу, несмотря на то, что там проповедовались неверные учения и оправлялись неверные обряды. На этом основании он приходит к двум важным выводам относительно нашей обязанности посещать церковные служения (курсив мой).
«И, по обыкновению Своему, вошел [Иисус] в синагогу».Эти слова означают, что Спаситель постоянно посещал служения в синагоге. На этих служениях читали Ветхий Завет, молились и изъясняли Слово Божье. Конечно, в то время доктрины и ритуалы были сильно искажены, однако Христос все равно посещал богослужения. Из этого следует, что
1. мы обязаны регулярно посещать богослужения;
2. лучше посещать несовершенные богослужения, на которых проповедуются не те учения, которые нам хотелось бы услышать, чем не посещать церковь вообще. Богослужения должны проходить – это очень важно. На нас лежит обязанность всячески способствовать этому, показывать собственным примером, как мы дорожим ими, чтобы и другие стали ими дорожить. См. Евр. 10:25.
Я не хочу сказать, что мы должны посещать богослужения, на которых люди поклоняются неистинному богу или исполняют языческие обряды и читают языческие молитвы.
Оставаться или уходить из церкви должна решать вся семья после длительной молитвы. Каким бы ни было ваше решение, не думайте, что достойных богослужений не бывает вовсе, не забывайте, что христиане обязаны поклоняться Богу вместе с другими святыми.