Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРУДА



 

§ 1. ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Совет Европы (СЕ) — региональная организация европейс­ких государств, созданная в 1949 г. Согласно Уставу, его члена­ми могут быть страны, являющиеся парламентскими демокра­тиями и соблюдающие принципы плюрализма и основные права и свободы человека.


Приоритетные цели Совета Европы — защита демократичес­ких ценностей, прав человека, верховенства закона; приведе­ние к общему стандарту социальной политической и юридичес­кой практики в странах Европы; поощрение культурной и национальной самоидентификации европейских народов.

Сегодня Совет Европы — самая представительная организа­ция на континенте. В нее входят 41 государство, в том числе Россия (с 1996 г.).

Руководящими органами СЕ являются Парламентская ассам­блея (ПАСЕ), в которую входят члены парламентов государств — членов СЕ по определенной квоте, и Комитет министров СЕ, состоящий из министров иностранных дел стран — участниц СЕ. Текущую работу в СЕ осуществляет Секретариат. Совет Ев­ропы принял свыше 150 конвенций в области культуры, науки, образования, труда, социального обеспечения, по иным вопро­сам, связанным с правами человека. Конвенции СЕ — это раз­новидность многосторонних международных договоров регио­нального характера с ограниченным числом участников1.

Региональные европейские стандарты труда закреплены глав­ным образом в двух актах: Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и в Европейской социальной хартии (1961 г., в ред. 1996 г.).

Рассмотрим эти два нормативных акта подробнее.

Стандарты труда в Европейской конвенции прав человека.Ев­ропейская конвенция о защите прав человека и основных сво­бод ратифицирована в настоящее время почти всеми государ­ствами — членами СЕ, в том числе РФ.

В указанной Конвенции трудовым правам посвящены две ста­тьи. Статья 4 запрещает принудительный или обязательный труд. Однако из понятия принудительного труда исключается:

—какая бы то ни было работа, которая обычно должна вы­
полняться в период лишения свободы в соответствии с
законом или в период условного освобождения от такого
заключения;

—какая бы то ни было служба военного характера, а в стра­
нах, в которых признается отказ лиц от несения такой
службы по политическим и религиозно-этическим моти­
вам, служба, выполнение которой требуется вместо обя­
зательной военной службы;

—какая бы то ни было служба, обязательная в случаях чрез­
вычайного положения или бедствия, угрожающих жизни
или благополучию населения;

Подробнее см.: Международное право. М., 1994. С. 142—146.


— какая бы то ни было работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.

Статья 11 закрепляет свободу ассоциаций, включая право со­здавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов1.

Указанная статья допускает введение законных ограничений на осуществление профсоюзных прав лицами, входящими в со­став вооруженных сил, полиции и государственного управления. Допускаются также ограничения, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц.

Обеспечивать соблюдение Европейской конвенции о защите прав человека призван Европейский суд по правам человека (г. Страсбург), которому подведомственны дела, связанные с вы­полнением и толкованием Конвенции. Судьи избираются Пар­ламентской ассамблеей на 6 лет.

Европейский суд по правам человека рассматривает как меж­государственные споры, так и жалобы юридических и физичес­ких лиц (граждан) о нарушении прав и свобод, закрепленных в Конвенции, государством—участником СЕ, ратифицировавшим Европейскую конвенцию о защите прав человека.

Рассмотрение дел в Суде публичное. Решение Суд выносит большинством голосов. Оно обязательно для затронутых госу­дарств, их судебных и иных органов. Исполнение решений Суда контролируется Комитетом министров СЕ. Он может приоста­новить участие государства, виновного в серьезных нарушениях прав человека, в Совете Европы или даже исключить такое го­сударство из СЕ.

Европейская социальная хартия — кодекс основных социальных и трудовых прав работников.Основная часть европейских норм,

1 Во время дискуссий, предшествовавших принятию Европейской конвен­ции прав человека, было решено не включать в этот акт право "не принадле­жать к профсоюзу". Однако в решении Европейского суда по правам человека по конкретному делу "негативное право на коалицию" поддержано. Суть этого дела такова. В 1981 г. три бывших работника британских железных дорог обрати­лись в суд с жалобой о нарушении их прав в связи с увольнением за отказ вступить в профсоюз, с которым администрация заключила соглашение "о закрытом цехе". Суд удовлетворил жалобу на том основании, что требование администрации о вступлении работников в профсоюз представляет собой, по мнению суда, неприемлемое покушение на свободу ассоциаций. Согласно ре­шению Суда, Европейская конвенция о защите прав человека включает право индивидуума не присоединяться к какой-либо ассоциации без его желания.


относящихся к труду и трудовым отношениям, содержится в Европейской социальной хартии, принятой в 1961 г. и пере­смотренной в мае 1996 г.

При вступлении в Совет Европы Россия обязалась изучить в целях ратификации Европейскую социальную хартию и с мо­мента вступления в СЕ проводить национальную политику в соответствии с принципами, закрепленными в Европейской социальной хартии.

Новая редакция Социальной хартии состоит из преамбулы, шести частей и приложения1. Часть I является декларацией це­лей, к достижению которых должны стремиться государства, ратифицировавшие Хартию; части II—VI устанавливают конк­ретные обязательства для государств и порядок контроля за со­блюдением Хартии; Приложение уточняет и толкует отдельные статьи Хартии и рассматривается как ее составная часть.

Обращают на себя внимание своеобразные и не совсем обыч­ные для международных актов правила, касающиеся порядка ра­тификации Хартии. Ратификация обусловлена принятием госу­дарством по крайней мере шести из девяти определенных статей части II Хартии (ст. 1, 5, 6, 7, 12, 13, 16, 19, 20) и дополнитель­но статей и параграфов части II Хартии, которые ратифицирую­щее Хартию государство изберет при условии, что общее число статей и параграфов, которыми государство считает себя связан­ным, не может быть меньше соответственно 16 и 63.

Европейская социальная хартия (в первоначальной редакции) ратифицирована 28 государствами—членами СЕ.

Государства, ратифицировавшие Социальную хартию, обя­заны 1 раз в два года направлять Генеральному секретарю СЕ доклад о применении Хартии в национальном законодательстве. Эти доклады изучаются Комитетом независимых экспертов, из­бираемых Парламентской ассамблеей на 6 лет. В работе этого Комитета участвуют представители МВТ с правом совещатель­ного голоса.

Затем доклады с заключением экспертов представляются на рассмотрение еще одного Комитета, состоящего из правитель­ственных чиновников государств, входящих в СЕ. На заключи­тельном этапе доклады обоих Комитетов передаются Комитету министров СЕ и в Парламентскую ассамблею. Комитет мини­стров СЕ с учетом мнения Парламентской ассамблеи большин­ством в 2/3 голосов может принять соответствующую рекоменда­цию и направить ее государству—члену СЕ для исполнения.

1 Текст Европейской социальной хартии приведен в Приложении к насто­ящей книге.

35 Киселев и. я. 537


Комитет министров СЕ должен обеспечить исполнение своих рекомендаций.

С жалобами на неудовлетворительное соблюдение Хартии ратифицировавшим ее государством могут обращаться нацио­нальные и международные организации профсоюзов и предпри­нимателей и другие международные неправительственные орга­низации, которые имеют консультативный статус в СЕ и включены в особый список. Жалоба рассматривается Комитетом независимых экспертов. Он составляет по итогам жалобы доклад и заключение. Эти документы направляются Комитету мини­стров СЕ и Парламентской ассамблее. На основании этого док­лада Комитет министров СЕ большинством в 2/3 голосов прини­мает рекомендацию соответствующему государству. Информация о мерах по проведению в жизнь этой рекомендации включается в доклад о соблюдении положений Хартии, регулярно представ­ляемый данным государством.

Процедура индивидуальных жалоб на несоблюдение Хартии не предусмотрена.

Рассмотрим подробнее нормативное содержание Европей­ской социальной хартии.

Европейская социальная хартия включает наиболее широкий в настоящее время в международных актах набор основных со­циальных, прежде всего трудовых, прав и устанавливает обяза­тельства государств по их осуществлению. В Хартии сведены во­едино трудовые права, закрепленные в актах ООН, в конвенци­ях и рекомендациях МОТ. Хартия вносит в них некоторые изменения с учетом региональной специфики, а также допол­няет их с учетом новейших тенденций в развитии трудового права стран Европы и в целом трудового права в мировом масштабе. Таким образом, Хартию можно рассматривать как важный до­кумент международного права, осуществивший синтез основ­ных трудовых прав для европейских государств и установивший определенную планку в отношении уровня защитных функций трудового права, ниже которой не может опускаться ни одна цивилизованная европейская страна, признающая демократию и социальные ценности и идеалы.

Хартия воплощает своего рода европейский эталон уровня условий труда, охраны трудовых прав работников, — эталон, которому должны соответствовать национальные системы тру­дового права стран—участниц Совета Европы.

Основные трудовые права, провозглашенные в Хартии и кон­кретно сформулированные в ней, можно сгруппировать по со­держанию в следующие основные группы.


/. Право на труд и обеспечение занятости. Хартия вносит дополнительные нюансы в характеристику права на труд, про­возглашенного впервые в актах ООН. Хартия обязывает государ­ства—члены Совета Европы обеспечить на деле право на труд. С этой целью предлагается принять в качестве основной задачи достижение и поддержание настолько высокого и стабильного уровня занятости, насколько это возможно, имея в виду дости­жение полной занятости; эффективно защищать право работни­ков зарабатывать себе на жизнь, работая по свободно избранной профессии; создавать бесплатные биржи труда; обеспечить не­обходимую профессиональную ориентацию, обучение и профес­сиональную реабилитацию работников.

На первый план, таким образом, выдвигается обязанность государств проводить политику полной занятости как средства эффективного осуществления права на труд.

Право на труд включает в качестве неотъемлемой части пра­во работников на защиту при увольнениях1: должно быть при­знано право всех работников на разумный период предупрежде­ния об увольнении с работы2; ни один работник не может быть уволенным без уважительных причин3, связанных со способно­стями или поведением работника или объективными производ­ственными нуждами предприятия; работникам, уволенным без

1 Приложение к новой редакции Европейской социальной хартии допуска­
ет в национальном законодательстве полное лишение или частичное ограни­
чение защиты от увольнений: работников, имеющих трудовой договор на оп­
ределенный срок или на время выполнения определенной работы; работников,
проходящих испытание при условии, что испытательный срок определен за­
ранее и имеет разумную продолжительность; работников, нанятых на случай­
ную работу на короткий период.

2 В Приложении к новой редакции Европейской социальной хартии указы­
вается, что данное положение должно толковаться таким образом, что оно не
запрещает немедленного увольнения за серьезное дисциплинарное наруше­
ние.

3 В Приложении к новой редакции Европейской социальной хартии указа­
но, что не могут быть уважительными причинами увольнения работников:

—профсоюзное членство или участие в профсоюзной работе во внерабочее
время или с согласия администрации предприятия в рабочее время;

—выполнение, в том числе в прошлом, функций представителя работни­
ков, выдвижение своей кандидатуры на выборах представителей работ­
ников;

—жалоба на предпринимателя за нарушение им законов или регламентов;

—раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности,
беременность, религия, политические убеждения, национальное или
социальное происхождение;

—отпуск по беременности и родам или уходу за ребенком;

—временное отсутствие на работе из-за болезни или производственной
травмы.


уважительных причин, должна быть обеспечена адекватная ком­пенсация и иная необходимая помощь; работник, который счи­тает свое увольнение необоснованным, должен иметь право апел­лировать в независимый и беспристрастный орган; претензии работников обанкротившихся предприятий, вытекающие из тру­довых отношений, должны быть обеспечены гарантийными ин­ститутами либо иными действенными формами защиты.

Приложение к новой редакции Европейской социальной хар­тии уточняет характер требований работников в случае банкрот­ства предприятия. Эти требования могут включать по крайней мере:

—претензии работников относительно заработной платы за
период не менее трех месяцев при системе привилегий и
восьми недель при наличии гарантийных фондов до банк­
ротства предприятия или прекращения трудовых отноше­
ний;

—претензии работников на оплату отпуска, приходящегося
на год банкротства предприятия или прекращения трудо­
вых отношений;

—претензии работников в отношении оплаты других видов
отсутствия на работе продолжительностью не менее трех
месяцев при системе привилегий и восьми недель при на­
личии гарантийных фондов до банкротства или прекраще­
ния трудовых отношений.

Национальные законы или регламенты могут ограничить пре­тензии работников в связи с банкротством предприятия опре­деленной суммой, уровень которой должен быть социально при­емлемым.

Особое внимание должно быть уделено обеспечению интере­сов работников при коллективных увольнениях. Предпринима­тели обязаны заблаговременно информировать персонал о пред­стоящих коллективных увольнениях, консультироваться с представителями работников с целью ограничения или смягче­ния таких увольнений, например, с помощью мер, направлен­ных на трудоустройство или переобучение увольняемых работ­ников. Работники и их представители имеют право участвовать в консультациях по поводу предлагаемых предпринимателями ре­шений, которые могут существенно повлиять на ситуацию с за­нятостью.

2. Право на справедливые условия труда. Для реализации это­го права предлагается установить разумную предельную продол­жительность рабочего дня и рабочей недели и последовательно


их сокращать по мере создания экономических и других необхо­димых условий; предоставлять еженедельные выходные дни, минимальный четырехнедельный оплачиваемый ежегодный от­пуск и дополнительные отпуска для работников, занятых на опасных ивредных работах, льготы для работников, занятых в ночные смены; обеспечить информирование работников в пись­менной форме как можно быстрее, но во всяком случае не по­зднее двух месяцев после начала работы, о существенных аспек­тах трудового договора или трудовых отношений. В Приложении к новой редакции Европейской социальной хартии отмечается, что национальное законодательство может предусмотреть, что эта обязанность информирования не будет применяться к ра­ботникам, имеющим трудовой договор или вступившим в тру­довые отношения на срок не более одного месяца и/или рабо­чая неделя которых не превышает 8 часов, а также к работникам, имеющим трудовой договор (трудовые отношения) случайного и/или специфического характера при условии, что непримене­ние данного положения оправдано объективными обстоятель­ствами.

3. Право на безопасные и здоровые условия труда предполага­
ет разработку и проведение государством внутренне согласован­
ной политики по вопросам безопасности и гигиены труда, на­
правленной на минимизацию производственных рисков, издание
правил по технике безопасности и производственной санита­
рии и обеспечению их соблюдения, формирование служб про­
мышленной гигиены с консультативными и предупредительны­
ми функциями.

4. Право на справедливое вознаграждение должно обеспечить
работникам и их семьям достойный жизненный уровень, при­
знать право мужчин и женщин на равную плату за труд равной
ценности; должны быть предусмотрены ограничения удержаний
из заработной платы.

5. Право на объединение предполагает свободу работников и
предпринимателей создавать местные, национальные и между­
народные организации для защиты экономических и социальных
интересов и присоединяться к этим организациям; национальные
законы не должны ограничивать эту свободу. Принцип и степень
применения профсоюзных гарантий к вооруженным силам оп­
ределяется национальным законодательством.

В отношении универсальности права на объединение Евро­пейская социальная хартия идет дальше Конвенции МОТ № 87 и не допускает ограничения этого права в отношении полицей­ских.


Что же касается "принудительного юнионизма", то этот воп­рос решен в Хартии так же, как и контрольно-надзорными орга­низациями МОТ (см. 478—479 настоящей книги). В Приложении к Хартии указывается, что ее положения нельзя толковать как зап­рещающие или разрешающие "принудительный юнионизм".

6. Право представителей работников на предприятии пред­
полагает предоставление им возможностей быстро и действенно
выполнять свои функции с учетом системы промышленных от­
ношений в каждой стране и размера, возможностей и потреб­
ностей каждого предприятия. Эти права должны включать эф­
фективную защиту от действий, направленных против них со
стороны администрации, включая увольнение за общественную
деятельность.

7. Право на коллективные переговоры предполагает поощре­
ние консультаций работников и предпринимателей, создание
механизма ведения коллективных переговоров с целью регули­
рования труда посредством коллективных договоров, поощре­
ние примирения и добровольного арбитража для разрешения
трудовых споров.

8. Право работников и предпринимателей на коллективные
действия.
В случае конфликта интересов должно быть признано
право работников и предпринимателей на коллективные дей­
ствия, включая право на забастовку, если только это право не
ограничено обязательством социального мира, включенным в
коллективный договор. Таким образом, Хартия наряду с правом
на забастовку (для работников)1 легитимирует право на локаут
(для предпринимателей).

9. Охрана труда молодежи предполагает включение в нацио­
нальное законодательство положений о минимальном возрасте
приема на работу в 15 лет, за исключением детей, занятых на
конкретно поименованных в национальных законах легких ра­
ботах, которые не могут нанести ущерб их здоровью, нравствен­
ности или образованию. Согласно Приложению к новой редак­
ции Европейской социальной хартии, допустимо предусмотреть
в национальном законодательстве, что молодые люди, не дос­
тигшие минимального возраста приема на работу, могут тру­
диться в той мере, в какой это абсолютно необходимо для их

1 В Приложении к новой редакции Европейской социальной хартии указа­но, что национальное законодательство регулирует реализацию права на заба­стовку, которое может быть объектом ограничений, предусмотренных в зако­не и необходимых в демократическом обществе для защиты прав и свобод других лиц, общественных интересов, национальной безопасности, обществен­ного здоровья или морали.


профессионального обучения, при условии, что такая работа осуществляется в соответствии сусловиями, предусмотренны­ми компетентными органами, и приняты меры по охране здо­ровья и безопасности этих молодых людей.

Минимальный возраст приема на опасные и вредные работы — 18 лет; для несовершеннолетних работников должны быть предус­мотрены сокращенная продолжительность рабочего времени, зап­рет ночного труда (за исключением некоторых видов работ в соот­ветствии с национальным законодательством), регулярные медицинские осмотры, специальная защита от физических и мо­ральных опасностей, проистекающих из трудовой деятельности.

10. Права беременных женщин и женщин-матерей включают предоставление работающим женщинам отпуска по беременно­сти и родам за счет средств социального страхования или из государственных средств продолжительностью по крайней мере в 14 недель, запрет привлечения к опасным, вредным, тяжелым работам, регулирование работы в ночное время, запрет уволь­нений беременных женщин и женщин-матерей до конца отпус­ка в связи с материнством1; дополнительные перерывы для жен­щин, имеющих детей грудного возраста, для их кормления.

//. Право на профессиональную ориентацию предполагает со­здание бесплатной государственной службы, призванной помочь молодежи и взрослым решить проблемы профессионального выбора и профессиональной карьеры.

12.Право на профессиональное обучение предполагает форми­
рование государством системы технического и профессиональ­
ного образования, поощрение и поддержку производственного
ученичества и других способов обучения юношей и девушек,
создание специальных образовательных учреждений для пере­
обучения работников, необходимого в связи с технологическим
развитием или новыми тенденциями в сфере занятости; поддер­
жку производственного ученичества и других способов система­
тического обучения юношей и девушек; включение в нормаль­
ное рабочее время времени дополнительного обучения работника
по инициативе предпринимателя.

13.Права инвалидов предполагают обязанность государства
активно способствовать обеспечению занятости инвалидов пу-

1 Согласно Приложению к новой редакции Европейской социальной хар­тии, данное положение не должно толковаться таким образом, что оно уста­навливает абсолютный запрет увольнений беременных женщин и женщин-матерей. Исключения могут быть сделаны, например, в следующих случаях: если работающая женщина совершила поступок, который оправдывает рас­торжение трудового договора; если срок трудового договора истек.


тем поощрения их найма на работу, использования в обычной производственной среде, приспособления условий труда к нуж­дам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создания специальных рабочих мест и производственных участков для инвалидов. В некоторых случаях такие меры могут потребовать обращения к специализированным службам занятости и под­держки инвалидов.

14.Право работников-мигрантов на помощь и защиту пред­
полагает, в частности, установление для них заработной платы
и других условий труда не менее благоприятных, чем для мест­
ных работников; предоставление работникам-мигрантам права
вступать в профсоюзы и пользоваться благами коллективно-до­
говорного регулирования труда наравне с местными работника­
ми; разрешать в определенных законом пределах перевод на ро­
дину определенной части заработной платы и иных доходов
работников-мигрантов; не допускать высылки работников-миг­
рантов, законно находящихся в стране приема, если они не уг­
рожают национальной безопасности, публичным интересам или
общественной морали.

15.Право работников на информацию и консультации предпо­
лагает право работников и их представителей быть регулярно и
исчерпывающим образом информированными об экономическом
и финансовом положении предприятия, участвовать в консуль­
тациях по поводу предлагаемых администрацией решений, кото­
рые могут существенно затронуть интересы работников.

16.Право работников участвовать в определении и улучшении
условий труда и производственной среды
предполагает участие
работников и их представителей в определении и улучшении
условий и организации труда, в обеспечении безопасности и
гигиены труда, в организации социально-бытового обслужива­
ния работников.

В отношении права работников на информацию и консульта­ции и на участие в определении и в улучшении условий труда и производственной среды Приложение к новой редакции Евро­пейской социальной хартии допускает следующие изъятия:

—религиозные сообщества и их институты;

—учреждения, проводящие деятельность идеологического
характера;

—предприятия, нанимающие меньшее, чем это установле­
но национальным законодательством, число работников.

17. Право работников на защиту своего достоинства во время
работы.
Это новое в мировой практике право работников пред-


полагает обязанность государства содействовать прекращению сексуальных приставаний, а также издевательских, оскорбитель­ных, агрессивных действий против отдельных работников на рабочих местах или в связи с работой и принять необходимые меры для защиты работников от таких действий.

18. Право работников с семейными обязанностями предпола­гает запрет дискриминации таких работников и обязанность го­сударства предоставлять им возможность поступать на работу и оставаться занятыми, а также возобновлять работу после пере­рыва, вызванного необходимостью выполнения семейных обя­занностей; учитывать специфические нужды этих работников при определении условий труда; предусмотреть, что семейные обя­занности как таковые не могут рассматриваться как уважитель­ная причина увольнения.

В Приложении к новой редакции Европейской социальной хартии указывается, что данное право применяется к работни­кам, мужчинам и женщинам, имеющим семейные обязанности по отношению к находящимся на их иждивении детям, а также к другим ближайшим членам семьи, которые явно нуждаются в их помощи и попечении, когда эти обязанности ограничивают воз­можности их участия и преуспевания в экономической и произ­водственной деятельности.

Европейская социальная хартия провозглашает, что предус­мотренные в ней права будут осуществляться без дискримина­ции по мотивам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, по­литических и иных убеждений, национального или социального происхождения, здоровья, принадлежности к национальному меньшинству, рождению или иным обстоятельствам личного характера. При этом специально выделен запрет дискримина­ции женщин. В числе основных трудовых прав фигурирует право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола. Это право должно со­блюдаться при приеме на работу, увольнениях, профессиональ­ной ориентации, профессиональном обучении и переподготов­ке, при установлении условий труда, включая заработную плату, при создании условий для профессиональной карьеры.

Хартия устанавливает, что закрепленные в ней права работ­ников не могут быть объектом ограничений, не предусмотренных в самой Хартии, за исключением тех, которые предусмотрены в национальном законодательстве и необходимы в демократичес­ком обществе для защиты прав и свобод других лиц и для защиты общественных интересов, национальной безопасности, обще­ственного здоровья или морали.


Положения Хартии не должны ухудшать нормы национальных законов или договоров, которые предоставляют работникам бо­лее благоприятные для них права.

§ 2. ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.