Совет Европы (СЕ) — региональная организация европейских государств, созданная в 1949 г. Согласно Уставу, его членами могут быть страны, являющиеся парламентскими демократиями и соблюдающие принципы плюрализма и основные права и свободы человека.
Приоритетные цели Совета Европы — защита демократических ценностей, прав человека, верховенства закона; приведение к общему стандарту социальной политической и юридической практики в странах Европы; поощрение культурной и национальной самоидентификации европейских народов.
Сегодня Совет Европы — самая представительная организация на континенте. В нее входят 41 государство, в том числе Россия (с 1996 г.).
Руководящими органами СЕ являются Парламентская ассамблея (ПАСЕ), в которую входят члены парламентов государств — членов СЕ по определенной квоте, и Комитет министров СЕ, состоящий из министров иностранных дел стран — участниц СЕ. Текущую работу в СЕ осуществляет Секретариат. Совет Европы принял свыше 150 конвенций в области культуры, науки, образования, труда, социального обеспечения, по иным вопросам, связанным с правами человека. Конвенции СЕ — это разновидность многосторонних международных договоров регионального характера с ограниченным числом участников1.
Региональные европейские стандарты труда закреплены главным образом в двух актах: Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и в Европейской социальной хартии (1961 г., в ред. 1996 г.).
Рассмотрим эти два нормативных акта подробнее.
Стандарты труда в Европейской конвенции прав человека.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ратифицирована в настоящее время почти всеми государствами — членами СЕ, в том числе РФ.
В указанной Конвенции трудовым правам посвящены две статьи. Статья 4 запрещает принудительный или обязательный труд. Однако из понятия принудительного труда исключается:
—какая бы то ни было работа, которая обычно должна вы полняться в период лишения свободы в соответствии с законом или в период условного освобождения от такого заключения;
—какая бы то ни было служба военного характера, а в стра нах, в которых признается отказ лиц от несения такой службы по политическим и религиозно-этическим моти вам, служба, выполнение которой требуется вместо обя зательной военной службы;
—какая бы то ни было служба, обязательная в случаях чрез вычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;
Подробнее см.: Международное право. М., 1994. С. 142—146.
— какая бы то ни было работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.
Статья 11 закрепляет свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов1.
Указанная статья допускает введение законных ограничений на осуществление профсоюзных прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления. Допускаются также ограничения, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц.
Обеспечивать соблюдение Европейской конвенции о защите прав человека призван Европейский суд по правам человека (г. Страсбург), которому подведомственны дела, связанные с выполнением и толкованием Конвенции. Судьи избираются Парламентской ассамблеей на 6 лет.
Европейский суд по правам человека рассматривает как межгосударственные споры, так и жалобы юридических и физических лиц (граждан) о нарушении прав и свобод, закрепленных в Конвенции, государством—участником СЕ, ратифицировавшим Европейскую конвенцию о защите прав человека.
Рассмотрение дел в Суде публичное. Решение Суд выносит большинством голосов. Оно обязательно для затронутых государств, их судебных и иных органов. Исполнение решений Суда контролируется Комитетом министров СЕ. Он может приостановить участие государства, виновного в серьезных нарушениях прав человека, в Совете Европы или даже исключить такое государство из СЕ.
Европейская социальная хартия — кодекс основных социальных и трудовых прав работников.Основная часть европейских норм,
1 Во время дискуссий, предшествовавших принятию Европейской конвенции прав человека, было решено не включать в этот акт право "не принадлежать к профсоюзу". Однако в решении Европейского суда по правам человека по конкретному делу "негативное право на коалицию" поддержано. Суть этого дела такова. В 1981 г. три бывших работника британских железных дорог обратились в суд с жалобой о нарушении их прав в связи с увольнением за отказ вступить в профсоюз, с которым администрация заключила соглашение "о закрытом цехе". Суд удовлетворил жалобу на том основании, что требование администрации о вступлении работников в профсоюз представляет собой, по мнению суда, неприемлемое покушение на свободу ассоциаций. Согласно решению Суда, Европейская конвенция о защите прав человека включает право индивидуума не присоединяться к какой-либо ассоциации без его желания.
относящихся к труду и трудовым отношениям, содержится в Европейской социальной хартии, принятой в 1961 г. и пересмотренной в мае 1996 г.
При вступлении в Совет Европы Россия обязалась изучить в целях ратификации Европейскую социальную хартию и с момента вступления в СЕ проводить национальную политику в соответствии с принципами, закрепленными в Европейской социальной хартии.
Новая редакция Социальной хартии состоит из преамбулы, шести частей и приложения1. Часть I является декларацией целей, к достижению которых должны стремиться государства, ратифицировавшие Хартию; части II—VI устанавливают конкретные обязательства для государств и порядок контроля за соблюдением Хартии; Приложение уточняет и толкует отдельные статьи Хартии и рассматривается как ее составная часть.
Обращают на себя внимание своеобразные и не совсем обычные для международных актов правила, касающиеся порядка ратификации Хартии. Ратификация обусловлена принятием государством по крайней мере шести из девяти определенных статей части II Хартии (ст. 1, 5, 6, 7, 12, 13, 16, 19, 20) и дополнительно статей и параграфов части II Хартии, которые ратифицирующее Хартию государство изберет при условии, что общее число статей и параграфов, которыми государство считает себя связанным, не может быть меньше соответственно 16 и 63.
Европейская социальная хартия (в первоначальной редакции) ратифицирована 28 государствами—членами СЕ.
Государства, ратифицировавшие Социальную хартию, обязаны 1 раз в два года направлять Генеральному секретарю СЕ доклад о применении Хартии в национальном законодательстве. Эти доклады изучаются Комитетом независимых экспертов, избираемых Парламентской ассамблеей на 6 лет. В работе этого Комитета участвуют представители МВТ с правом совещательного голоса.
Затем доклады с заключением экспертов представляются на рассмотрение еще одного Комитета, состоящего из правительственных чиновников государств, входящих в СЕ. На заключительном этапе доклады обоих Комитетов передаются Комитету министров СЕ и в Парламентскую ассамблею. Комитет министров СЕ с учетом мнения Парламентской ассамблеи большинством в 2/3 голосов может принять соответствующую рекомендацию и направить ее государству—члену СЕ для исполнения.
1 Текст Европейской социальной хартии приведен в Приложении к настоящей книге.
35 Киселев и. я. 537
Комитет министров СЕ должен обеспечить исполнение своих рекомендаций.
С жалобами на неудовлетворительное соблюдение Хартии ратифицировавшим ее государством могут обращаться национальные и международные организации профсоюзов и предпринимателей и другие международные неправительственные организации, которые имеют консультативный статус в СЕ и включены в особый список. Жалоба рассматривается Комитетом независимых экспертов. Он составляет по итогам жалобы доклад и заключение. Эти документы направляются Комитету министров СЕ и Парламентской ассамблее. На основании этого доклада Комитет министров СЕ большинством в 2/3 голосов принимает рекомендацию соответствующему государству. Информация о мерах по проведению в жизнь этой рекомендации включается в доклад о соблюдении положений Хартии, регулярно представляемый данным государством.
Процедура индивидуальных жалоб на несоблюдение Хартии не предусмотрена.
Рассмотрим подробнее нормативное содержание Европейской социальной хартии.
Европейская социальная хартия включает наиболее широкий в настоящее время в международных актах набор основных социальных, прежде всего трудовых, прав и устанавливает обязательства государств по их осуществлению. В Хартии сведены воедино трудовые права, закрепленные в актах ООН, в конвенциях и рекомендациях МОТ. Хартия вносит в них некоторые изменения с учетом региональной специфики, а также дополняет их с учетом новейших тенденций в развитии трудового права стран Европы и в целом трудового права в мировом масштабе. Таким образом, Хартию можно рассматривать как важный документ международного права, осуществивший синтез основных трудовых прав для европейских государств и установивший определенную планку в отношении уровня защитных функций трудового права, ниже которой не может опускаться ни одна цивилизованная европейская страна, признающая демократию и социальные ценности и идеалы.
Хартия воплощает своего рода европейский эталон уровня условий труда, охраны трудовых прав работников, — эталон, которому должны соответствовать национальные системы трудового права стран—участниц Совета Европы.
Основные трудовые права, провозглашенные в Хартии и конкретно сформулированные в ней, можно сгруппировать по содержанию в следующие основные группы.
/. Право на труд и обеспечение занятости. Хартия вносит дополнительные нюансы в характеристику права на труд, провозглашенного впервые в актах ООН. Хартия обязывает государства—члены Совета Европы обеспечить на деле право на труд. С этой целью предлагается принять в качестве основной задачи достижение и поддержание настолько высокого и стабильного уровня занятости, насколько это возможно, имея в виду достижение полной занятости; эффективно защищать право работников зарабатывать себе на жизнь, работая по свободно избранной профессии; создавать бесплатные биржи труда; обеспечить необходимую профессиональную ориентацию, обучение и профессиональную реабилитацию работников.
На первый план, таким образом, выдвигается обязанность государств проводить политику полной занятости как средства эффективного осуществления права на труд.
Право на труд включает в качестве неотъемлемой части право работников на защиту при увольнениях1: должно быть признано право всех работников на разумный период предупреждения об увольнении с работы2; ни один работник не может быть уволенным без уважительных причин3, связанных со способностями или поведением работника или объективными производственными нуждами предприятия; работникам, уволенным без
1 Приложение к новой редакции Европейской социальной хартии допуска ет в национальном законодательстве полное лишение или частичное ограни чение защиты от увольнений: работников, имеющих трудовой договор на оп ределенный срок или на время выполнения определенной работы; работников, проходящих испытание при условии, что испытательный срок определен за ранее и имеет разумную продолжительность; работников, нанятых на случай ную работу на короткий период.
2 В Приложении к новой редакции Европейской социальной хартии указы вается, что данное положение должно толковаться таким образом, что оно не запрещает немедленного увольнения за серьезное дисциплинарное наруше ние.
3 В Приложении к новой редакции Европейской социальной хартии указа но, что не могут быть уважительными причинами увольнения работников:
—профсоюзное членство или участие в профсоюзной работе во внерабочее время или с согласия администрации предприятия в рабочее время;
—выполнение, в том числе в прошлом, функций представителя работни ков, выдвижение своей кандидатуры на выборах представителей работ ников;
—жалоба на предпринимателя за нарушение им законов или регламентов;
—раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, религия, политические убеждения, национальное или социальное происхождение;
—отпуск по беременности и родам или уходу за ребенком;
—временное отсутствие на работе из-за болезни или производственной травмы.
уважительных причин, должна быть обеспечена адекватная компенсация и иная необходимая помощь; работник, который считает свое увольнение необоснованным, должен иметь право апеллировать в независимый и беспристрастный орган; претензии работников обанкротившихся предприятий, вытекающие из трудовых отношений, должны быть обеспечены гарантийными институтами либо иными действенными формами защиты.
Приложение к новой редакции Европейской социальной хартии уточняет характер требований работников в случае банкротства предприятия. Эти требования могут включать по крайней мере:
—претензии работников относительно заработной платы за период не менее трех месяцев при системе привилегий и восьми недель при наличии гарантийных фондов до банк ротства предприятия или прекращения трудовых отноше ний;
—претензии работников на оплату отпуска, приходящегося на год банкротства предприятия или прекращения трудо вых отношений;
—претензии работников в отношении оплаты других видов отсутствия на работе продолжительностью не менее трех месяцев при системе привилегий и восьми недель при на личии гарантийных фондов до банкротства или прекраще ния трудовых отношений.
Национальные законы или регламенты могут ограничить претензии работников в связи с банкротством предприятия определенной суммой, уровень которой должен быть социально приемлемым.
Особое внимание должно быть уделено обеспечению интересов работников при коллективных увольнениях. Предприниматели обязаны заблаговременно информировать персонал о предстоящих коллективных увольнениях, консультироваться с представителями работников с целью ограничения или смягчения таких увольнений, например, с помощью мер, направленных на трудоустройство или переобучение увольняемых работников. Работники и их представители имеют право участвовать в консультациях по поводу предлагаемых предпринимателями решений, которые могут существенно повлиять на ситуацию с занятостью.
2. Право на справедливые условия труда. Для реализации этого права предлагается установить разумную предельную продолжительность рабочего дня и рабочей недели и последовательно
их сокращать по мере создания экономических и других необходимых условий; предоставлять еженедельные выходные дни, минимальный четырехнедельный оплачиваемый ежегодный отпуск и дополнительные отпуска для работников, занятых на опасных ивредных работах, льготы для работников, занятых в ночные смены; обеспечить информирование работников в письменной форме как можно быстрее, но во всяком случае не позднее двух месяцев после начала работы, о существенных аспектах трудового договора или трудовых отношений. В Приложении к новой редакции Европейской социальной хартии отмечается, что национальное законодательство может предусмотреть, что эта обязанность информирования не будет применяться к работникам, имеющим трудовой договор или вступившим в трудовые отношения на срок не более одного месяца и/или рабочая неделя которых не превышает 8 часов, а также к работникам, имеющим трудовой договор (трудовые отношения) случайного и/или специфического характера при условии, что неприменение данного положения оправдано объективными обстоятельствами.
3. Право на безопасные и здоровые условия труда предполага ет разработку и проведение государством внутренне согласован ной политики по вопросам безопасности и гигиены труда, на правленной на минимизацию производственных рисков, издание правил по технике безопасности и производственной санита рии и обеспечению их соблюдения, формирование служб про мышленной гигиены с консультативными и предупредительны ми функциями.
4. Право на справедливое вознаграждение должно обеспечить работникам и их семьям достойный жизненный уровень, при знать право мужчин и женщин на равную плату за труд равной ценности; должны быть предусмотрены ограничения удержаний из заработной платы.
5. Право на объединение предполагает свободу работников и предпринимателей создавать местные, национальные и между народные организации для защиты экономических и социальных интересов и присоединяться к этим организациям; национальные законы не должны ограничивать эту свободу. Принцип и степень применения профсоюзных гарантий к вооруженным силам оп ределяется национальным законодательством.
В отношении универсальности права на объединение Европейская социальная хартия идет дальше Конвенции МОТ № 87 и не допускает ограничения этого права в отношении полицейских.
Что же касается "принудительного юнионизма", то этот вопрос решен в Хартии так же, как и контрольно-надзорными организациями МОТ (см. 478—479 настоящей книги). В Приложении к Хартии указывается, что ее положения нельзя толковать как запрещающие или разрешающие "принудительный юнионизм".
6. Право представителей работников на предприятии пред полагает предоставление им возможностей быстро и действенно выполнять свои функции с учетом системы промышленных от ношений в каждой стране и размера, возможностей и потреб ностей каждого предприятия. Эти права должны включать эф фективную защиту от действий, направленных против них со стороны администрации, включая увольнение за общественную деятельность.
7. Право на коллективные переговоры предполагает поощре ние консультаций работников и предпринимателей, создание механизма ведения коллективных переговоров с целью регули рования труда посредством коллективных договоров, поощре ние примирения и добровольного арбитража для разрешения трудовых споров.
8. Право работников и предпринимателей на коллективные действия. В случае конфликта интересов должно быть признано право работников и предпринимателей на коллективные дей ствия, включая право на забастовку, если только это право не ограничено обязательством социального мира, включенным в коллективный договор. Таким образом, Хартия наряду с правом на забастовку (для работников)1 легитимирует право на локаут (для предпринимателей).
9. Охрана труда молодежи предполагает включение в нацио нальное законодательство положений о минимальном возрасте приема на работу в 15 лет, за исключением детей, занятых на конкретно поименованных в национальных законах легких ра ботах, которые не могут нанести ущерб их здоровью, нравствен ности или образованию. Согласно Приложению к новой редак ции Европейской социальной хартии, допустимо предусмотреть в национальном законодательстве, что молодые люди, не дос тигшие минимального возраста приема на работу, могут тру диться в той мере, в какой это абсолютно необходимо для их
1 В Приложении к новой редакции Европейской социальной хартии указано, что национальное законодательство регулирует реализацию права на забастовку, которое может быть объектом ограничений, предусмотренных в законе и необходимых в демократическом обществе для защиты прав и свобод других лиц, общественных интересов, национальной безопасности, общественного здоровья или морали.
профессионального обучения, при условии, что такая работа осуществляется в соответствии сусловиями, предусмотренными компетентными органами, и приняты меры по охране здоровья и безопасности этих молодых людей.
Минимальный возраст приема на опасные и вредные работы — 18 лет; для несовершеннолетних работников должны быть предусмотрены сокращенная продолжительность рабочего времени, запрет ночного труда (за исключением некоторых видов работ в соответствии с национальным законодательством), регулярные медицинские осмотры, специальная защита от физических и моральных опасностей, проистекающих из трудовой деятельности.
10. Права беременных женщин и женщин-матерей включают предоставление работающим женщинам отпуска по беременности и родам за счет средств социального страхования или из государственных средств продолжительностью по крайней мере в 14 недель, запрет привлечения к опасным, вредным, тяжелым работам, регулирование работы в ночное время, запрет увольнений беременных женщин и женщин-матерей до конца отпуска в связи с материнством1; дополнительные перерывы для женщин, имеющих детей грудного возраста, для их кормления.
//. Право на профессиональную ориентацию предполагает создание бесплатной государственной службы, призванной помочь молодежи и взрослым решить проблемы профессионального выбора и профессиональной карьеры.
12.Право на профессиональное обучение предполагает форми рование государством системы технического и профессиональ ного образования, поощрение и поддержку производственного ученичества и других способов обучения юношей и девушек, создание специальных образовательных учреждений для пере обучения работников, необходимого в связи с технологическим развитием или новыми тенденциями в сфере занятости; поддер жку производственного ученичества и других способов система тического обучения юношей и девушек; включение в нормаль ное рабочее время времени дополнительного обучения работника по инициативе предпринимателя.
13.Права инвалидов предполагают обязанность государства активно способствовать обеспечению занятости инвалидов пу-
1 Согласно Приложению к новой редакции Европейской социальной хартии, данное положение не должно толковаться таким образом, что оно устанавливает абсолютный запрет увольнений беременных женщин и женщин-матерей. Исключения могут быть сделаны, например, в следующих случаях: если работающая женщина совершила поступок, который оправдывает расторжение трудового договора; если срок трудового договора истек.
тем поощрения их найма на работу, использования в обычной производственной среде, приспособления условий труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создания специальных рабочих мест и производственных участков для инвалидов. В некоторых случаях такие меры могут потребовать обращения к специализированным службам занятости и поддержки инвалидов.
14.Право работников-мигрантов на помощь и защиту пред полагает, в частности, установление для них заработной платы и других условий труда не менее благоприятных, чем для мест ных работников; предоставление работникам-мигрантам права вступать в профсоюзы и пользоваться благами коллективно-до говорного регулирования труда наравне с местными работника ми; разрешать в определенных законом пределах перевод на ро дину определенной части заработной платы и иных доходов работников-мигрантов; не допускать высылки работников-миг рантов, законно находящихся в стране приема, если они не уг рожают национальной безопасности, публичным интересам или общественной морали.
15.Право работников на информацию и консультации предпо лагает право работников и их представителей быть регулярно и исчерпывающим образом информированными об экономическом и финансовом положении предприятия, участвовать в консуль тациях по поводу предлагаемых администрацией решений, кото рые могут существенно затронуть интересы работников.
16.Право работников участвовать в определении и улучшении условий труда и производственной среды предполагает участие работников и их представителей в определении и улучшении условий и организации труда, в обеспечении безопасности и гигиены труда, в организации социально-бытового обслужива ния работников.
В отношении права работников на информацию и консультации и на участие в определении и в улучшении условий труда и производственной среды Приложение к новой редакции Европейской социальной хартии допускает следующие изъятия:
—религиозные сообщества и их институты;
—учреждения, проводящие деятельность идеологического характера;
—предприятия, нанимающие меньшее, чем это установле но национальным законодательством, число работников.
17. Право работников на защиту своего достоинства во время работы. Это новое в мировой практике право работников пред-
полагает обязанность государства содействовать прекращению сексуальных приставаний, а также издевательских, оскорбительных, агрессивных действий против отдельных работников на рабочих местах или в связи с работой и принять необходимые меры для защиты работников от таких действий.
18. Право работников с семейными обязанностями предполагает запрет дискриминации таких работников и обязанность государства предоставлять им возможность поступать на работу и оставаться занятыми, а также возобновлять работу после перерыва, вызванного необходимостью выполнения семейных обязанностей; учитывать специфические нужды этих работников при определении условий труда; предусмотреть, что семейные обязанности как таковые не могут рассматриваться как уважительная причина увольнения.
В Приложении к новой редакции Европейской социальной хартии указывается, что данное право применяется к работникам, мужчинам и женщинам, имеющим семейные обязанности по отношению к находящимся на их иждивении детям, а также к другим ближайшим членам семьи, которые явно нуждаются в их помощи и попечении, когда эти обязанности ограничивают возможности их участия и преуспевания в экономической и производственной деятельности.
Европейская социальная хартия провозглашает, что предусмотренные в ней права будут осуществляться без дискриминации по мотивам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, здоровья, принадлежности к национальному меньшинству, рождению или иным обстоятельствам личного характера. При этом специально выделен запрет дискриминации женщин. В числе основных трудовых прав фигурирует право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола. Это право должно соблюдаться при приеме на работу, увольнениях, профессиональной ориентации, профессиональном обучении и переподготовке, при установлении условий труда, включая заработную плату, при создании условий для профессиональной карьеры.
Хартия устанавливает, что закрепленные в ней права работников не могут быть объектом ограничений, не предусмотренных в самой Хартии, за исключением тех, которые предусмотрены в национальном законодательстве и необходимы в демократическом обществе для защиты прав и свобод других лиц и для защиты общественных интересов, национальной безопасности, общественного здоровья или морали.
Положения Хартии не должны ухудшать нормы национальных законов или договоров, которые предоставляют работникам более благоприятные для них права.