Конвенция № 87 обязывает государства принять меры с целью гарантировать трудящимся и предпринимателям свободное осуществление права на организацию. Это обеспечивается дополнительными гарантиями, имеющимися в Конвенции № 98.
Во-первых, там установлена защита трудящихся от любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения, особенно от действий, целью которых является: а) подчинить прием трудящегося на работу или сохранение им работы условию, согласно которому он не должен вступать в профсоюз или должен выйти из профсоюза; б) увольнять или наносить какой-либо другой ущерб трудящемуся на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности.
Во-вторых, организации трудящихся и предпринимателей должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга, в частности, не допускать создания "компанейских", "домашних" профсоюзов, т.е. организаций работников, находящихся под контролем предпринимателей. Запрет руководящим работникам предприятий (менеджерам) состоять в одном профсоюзе с рядовыми работниками с точки зрения контрольно-надзорных органов МОТ не противоречит конвенциям МОТ о свободе объединений при условии, что менеджеры имеют право создавать свои собственные профсоюзы и категория "менеджеры" не определяется чересчур широко.
Специально следует рассмотреть вопрос о "принудительном юнионизме", т.е. принудительном (прямом или косвенном) навязывании профсоюзного членства. По официальному толкованию, принятому в МОТ, Конвенция № 98, как и другие конвенции и рекомендации МОТ, не затрагивает этого вопроса, т.е. не выступает ни "за", ни "против" принудительного юнионизма. Каждое государство должно решать на национальном уровне, устанавливать или не устанавливать соответствующие нормы. Вместе с тем Комитет экспертов МОТ считает противоречащим свободе объединений ситуацию, когда положения о "принудительном юнионизме" не являются результатом свободного соглашения профсоюзов и предпринимателей, а навязываются работникам законом. Это имеет место, когда закон
обязывает работника присоединиться к профсоюзу или устанавливает, что один определенный профсоюз пользуется льготами, или когда законодательством установлены обязательные взносы в пользу профсоюза. Все это по своим результатам равнозначно установлению профсоюзной монополии и противоречит праву работников создавать профсоюзы и присоединяться к ним по своему выбору.
Рассмотренные нами положения о праве на ассоциацию носят универсальный характер, т.е. относятся, за рядом исключений (армия, полиция), ко всем трудящимся.
Наряду с этим МОТ приняла специализированные акты о праве на объединение в сельском хозяйстве, в государственной службе.
Праву на объединение в сельском хозяйстве посвящены Конвенции № 11 и 141 и Рекомендация № 149.
Конвенция № 11 обязывает государства распространить на сельское хозяйство те же права на организацию и на объединение, какие имеют трудящиеся в промышленности, и отменить любые акты, направленные на ограничение этих прав по отношению к трудящимся, занятым в сельском хозяйстве.
Конвенция № 141 устанавливает ряд норм об организации сельских трудящихся и их роли в экономическом и социальном развитии. Всем категориям сельских тружеников, как наемным работникам, так и фермерам и иным независимым работникам, предоставляется право создавать свои собственные организации, а также вступать в организации по своему собственному выбору только в соответствии с правилами данной организации, без предварительного разрешения и на основе соблюдения принципа свободы объединения.
Рекомендация № 149 детализирует и дополняет положения Конвенции № 141, определяя роль организаций сельских тружеников и меры по содействию их развитию (законодательные и административные меры, массовая информация, образование, финансовая и материальная поддержка).
Конвенция № 151 содержит комплекс положений, защищающих право на организацию государственных служащих.
На государственных служащих распространяется свобода объединений (ассоциаций), и они защищаются от дискриминации, направленной на ущемление этой свободы, в частности, запрещается установление в качестве условия приема на государственную службу невступление в профсоюз или выход из него; не допускается увольнение государственного служащего или нанесение ему иного вреда за то, что он является членом организа-
ции государственных служащих или принимает участие в нормальной деятельности такой организации.
• Организации государственных служащих пользуются полной независимостью от государственных органов власти и защи той против вмешательства государственных органов в их со здание, деятельность, управление; одним из проявлений та кого вмешательства является создание "компанейских" или "домашних" профсоюзов государственных служащих.
• Представителям признанных организаций государственных служащих должны предоставляться такие возможности, ко торые позволяли бы им быстро и эффективно выполнять свои обязанности (как в нерабочее, так и в рабочее вре мя) без нанесения ущерба соответствующему государствен ному ведомству.
• Государственные служащие пользуются гражданскими и политическими правами, которые необходимы для нор мального осуществления свободы объединения, при един ственном условии соблюдения обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых функций.
В Конвенции № 151 под термином "государственные служащие" понимаются все лица, нанятые государственными органами, однако национальное законодательство может дополнительно определить, в какой мере установленные гарантии применяются к некоторым категориям государственных служащих (служащие, занимающие посты на высоком уровне, чьи функции относятся к определению политики; служащие, обязанности которых носят строго конфиденциальный характер), а также к вооруженным силам и полиции.
Права представителей трудящихся на предприятиях защищают Конвенция МОТ № 135 и Рекомендация № 143.
Согласно Конвенции № 135, представители трудящихся на предприятиях должны пользоваться эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение в связи с законной деятельностью как представителей трудящихся. Им должны предоставляться возможности быстро и эффективно выполнять свои функции с учетом особенности системы трудовых отношений данной страны и потребностей, размеров и возможностей соответствующего предприятия, причем наличие таких прав у представителей трудящихся не должно снижать эффективность работы предприятия.
Когда на одном и том же предприятии существуют как представители профсоюза, так и выборные представители трудового коллектива, должны быть приняты меры, чтобы наличие вы-
борных представителей не использовалось для подрыва позиций профсоюзов, а также меры, направленные к тому, чтобы поощрять сотрудничество между выборными представителями трудовых коллективов и профсоюзами.
Функции представительства трудового коллектива не должны включать деятельность, которая признана исключительной прерогативой профсоюзов.
Рекомендация № 143 расширяет и детализирует общие положения Конвенции № 135 и содержит большое число конкретных норм о правах на предприятиях как профсоюзов, так и выборных органов трудовых коллективов.
Предлагаются следующие меры для обеспечения защиты представителей трудящихся:
—подробное и точное определение оснований их увольнений;
—консультации с независимым органом, государственным или частным, или получение его мнения или согласия, прежде чем решение об увольнении представителя трудя щихся станет окончательным;
—специальная процедура обжалования для представителей трудящихся, которые считают, что уволены незаконно, или что их условия работы ухудшены, или что по отноше нию к ним применены несправедливые меры;
—установление порядка исправления несправедливого пре кращения трудовых отношений представителей трудящих ся, включающего, если это не противоречит основным правовым принципам соответствующей страны, восстанов ление таких представителей на прежней работе с выпла той потерянной заработной платы и с сохранением при обретенных прав;
—возложение на предпринимателя бремени доказывания обоснованности его действий в случае жалобы на дискри минационное увольнение или ухудшение условий работы представителя трудящихся;
—признание приоритета представителей трудящихся на со хранение работы в случае сокращения штатов.
Рекомендация № 143 предлагает предоставлять защиту не только представителям трудящихся, но и тем лицам, которые выдвинуты кандидатами для выборов, а также в течение определенного времени после истечения их полномочий. Период, в течение которого указанные лица пользуются такой защитой, определяется национальными правилами.
Лицам, которые выполняли в качестве освобожденных работников функции представителей трудящихся на предприятии, на котором они работали, предоставляется прежняя работа после окончания их полномочий по выборной должности.
Национальные правила могут распространить это на представителей трудящихся, которые осуществляют общественные функции не на своем предприятии.
Рекомендация № 143 предлагает предоставлять представителям трудящихся оплачиваемое рабочее время для выполнения их функций, а также для участия в общественных мероприятиях (конгрессах, конференциях, учебных курсах). Им должен быть обеспечен доступ к рабочим местам на предприятии и к его администрации.
Если отсутствует иной порядок сбора профсоюзных взносов, должно быть разрешено регулярно производить сбор таких взносов в помещениях и на территории предприятия.
Представители трудящихся, действующие от имени профсоюза, а также иные выборные представители должны иметь право вывешивать в помещениях и на территории предприятия объявления в месте или в местах, согласованных с администрацией и легкодоступных для трудящихся. Администрация обязана разрешать распространять среди трудящихся предприятия информационные материалы, брошюры и иные публикации. Объявления и документы профсоюза должны касаться его деятельности и отражать законные функции, а их вывешивание и распространение не могут нарушать чистоту на предприятии и мешать нормальной работе. Представителям профсоюза, которые не работают на предприятии, где заняты члены этого профсоюза, должен быть разрешен доступ на предприятие; условия такого доступа определяются в соответствии с национальными правилами.
Право на коллективные переговоры и договоры.Акты ООН не предусматривают право на коллективные договоры или переговоры. Зато этому вопросу уделяет большое внимание МОТ. Филадельфийская декларация провозглашает одной из задач МОТ способствование действительному признанию права на коллективные переговоры.
Конвенция МОТ № 98 вынесла право на коллективные переговоры в название конвенции и посвятила этому вопросу ст. 4, которая гласит: "Там, где это необходимо, принимаются меры, соответствующие условиям страны, в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предприни-
мателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров".
Основной массив конкретных норм, относящихся к коллективному договорному регулированию труда, содержится в Конвенции МОТ № 154 о содействии коллективным переговорам, в одноименной Рекомендации № 163, а также в Рекомендации № 91 о коллективных договорах.
Конвенция № 154 охватывает все области экономической деятельности. Она не распространяется лишь на армию и полицию; кроме того, национальное законодательство может установить особые способы применения Конвенции в отношении государственной службы.
Под коллективными переговорами Конвенция понимает переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и отдельной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях определения условий труда и занятости.
Конвенция в числе прочего регулирует вопрос о таких коллективных переговорах, субъектом которых являются не профсоюзы, а другие выборные организации работников. Решение этого вопроса передано на усмотрение национального законодательства или практики; именно национальные правила призваны определять, в какой степени термин "коллективные переговоры" распространяется на переговоры с этими представителями. Причем в случае необходимости должны приниматься меры для обеспечения того, чтобы присутствие таких представителей не могло ослабить позиций других заинтересованных организаций трудящихся, т.е. прежде всего профсоюзов.
Конвенция № 154 содержит специальные положения относительно содействия коллективным переговорам. Предполагается, что для этого должны приниматься меры, соответствующие национальным условиям. Они направлены на то, чтобы коллективные переговоры были возможны для всех предпринимателей и категорий трудящихся в отраслях деятельности, предусмотренных Конвенцией, и постепенно распространялись бы на все вопросы, входящие, согласно Конвенции, в сферу коллективно-договорного регулирования.
Конвенция устанавливает требования к осуществляемым государственными органами мерам поощрения и содействия развитию коллективных переговоров:
—они должны быть предметом предварительных консульта ций и, когда это возможно, соглашений между государ ственными органами и организациями предпринимателей и трудящихся;
—они должны разрабатываться или применяться таким об разом, чтобы не ограничивать свободу коллективных пе реговоров.
Специально предусмотрено, что положения Конвенции № 154 не препятствуют функционированию систем трудовых отношений, где коллективные переговоры проходят в рамках примирительного и/или арбитражного механизма или органов, в которых стороны, ведущие коллективные переговоры, добровольно принимают участие. Рекомендация № 163 дополняет Конвенцию № 154 в отношении субъектов коллективных переговоров и условий их проведения. При необходимости предлагается принимать меры в целях содействия созданию и развитию на добровольной основе свободных, независимых и представительных организаций предпринимателей и трудящихся. Должны быть заранее определены критерии представительности этих организаций.
Если это необходимо, следует содействовать тому, чтобы коллективные переговоры могли проходить на любом уровне, в частности предприятия, отрасли или всей промышленности либо на региональном или национальном уровнях, причем должна быть обеспечена координация между этими уровнями.
Стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять их участников полномочиями. Следует принимать меры, обеспечивающие доступ сторон к информации, требуемой для компетентного ведения переговоров. Для этой цели:
—предприниматели должны по просьбе организаций трудя щихся предоставлять необходимую для переговоров ин формацию о социально-экономическом положении про изводственной единицы, в рамках которой ведутся переговоры; если разглашение этой информации может нанести ущерб предприятию, она может считаться кон фиденциальной; предоставление информации может оп ределяться соглашением между сторонами;
—государственные органы обязаны давать информацию об общем социально-экономическом положении страны в со ответствующей отрасли в той мере, в какой ее разглашение не наносит ущерба национальным интересам. При необхо димости должны приниматься меры к тому, чтобы проце-
дуры урегулирования трудовых конфликтов помогали сторонам коллективных переговоров самостоятельно разрешать возникающие между ними споры.
Положения и нормы, относящиеся к коллективным договорам, содержатся в Рекомендации № 91. Она определяет такие договоры, как письменные соглашения относительно условий труда и найма, заключаемые, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или при отсутствии таких организаций — представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными в соответствии с законодательством страны.
Всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. Предприниматели и трудящиеся не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора. Условия трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и заменяться автоматически соответствующими положениями коллективного договора; вместе с тем условия трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, не считаются противоречащими коллективному договору.
Положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в самом договоре не предусмотрено иное.
В случае необходимости и с учетом действующей в каждой стране системы коллективных договоров в национальном законодательстве должны предусматриваться меры по распространению всех или некоторых положений коллективного договора на всех предпринимателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора. Распространение действия коллективного договора может быть обусловлено выполнением следующих требований:
—чтобы коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа вла сти, число соответствующих предпринимателей и трудя щихся;
—чтобы требование о распространении действия коллектив ного договора по общему правилу исходило от одной или
нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся и предпринимателей;
— чтобы предпринимателям и трудящимся, на которых пред стоит распространить коллективный договор, была предо ставлена возможность высказать предварительно свои за мечания.
Рекомендация № 91 считает целесообразным предусмотреть в национальном законодательстве:
—обязанность предпринимателей, связанных коллективны ми договорами, принимать необходимые меры для сооб щения заинтересованным трудящимся текста коллектив ного договора;
—регистрацию или сдачу на хранение коллективных догово ров и текстов всех вносимых в них изменений;
—установление минимального срока, в течение которого коллективные договоры должны считаться действительны ми, если они не предусматривают иного и не будут до истечения срока их действия изменены или отменены уча ствующими сторонами.
Контроль за соблюдением коллективных договоров Рекомендация считает необходимым возложить на участвующие в них организации предпринимателей и трудящихся, или органы инспекции, или органы, специально создаваемые для этой цели.
Теперь рассмотрим толкование контрольно-надзорными органами МОТ некоторых положений актов МОТ, посвященных коллективным переговорам и договорам.
Комитет экспертов МОТ отмечает желательность признания профсоюза как представителя работников в ходе коллективных переговоров, но, по мнению экспертов МОТ, нельзя обязать предпринимателей признать профсоюз, к которому принадлежат его работники. Статья 4 Конвенции МОТ № 98 не устанавливает обязанность государств навязывать насильственным путем коллективные переговоры предпринимателя с каким-либо конкретным контрагентом. Это лишает коллективно-договорное регулирование добровольного характера и не соответствует духу и букве рассмотренных конвенций и рекомендаций МОТ.
Комитет экспертов МОТ считает, что, хотя подчинение коллективных договоров правительственной политике противоречит свободе объединений, в некоторых случаях правительства могут законно влиять на коллективно-договорный процесс. В частности, соответствует стандартам МОТ национальное за-
конодательство, предусматривающее, что коллективный договор вступает в силу через определенное время после того, как он поступает на регистрацию в государственный орган.
Если государственный орган придет к выводу, что условия коллективного договора противоречат целям государственной политики, отвечающей общим интересам, коллективный договор должен быть направлен в консультативный орган с участием представителей предпринимателей и работников. Но в конечном счете сами стороны должны решать, вступит ли данный договор в силу.
Комитет экспертов МОТ неоднократно отмечал, что только настоятельные экономические интересы могут оправдать государственное вмешательство в коллективно-договорный процесс. Должна в максимально возможной мере обеспечиваться коллективно-договорная (тарифная) автономия.
Регулирование забастовок.В актах МОТ отсутствует право на забастовку, но косвенно, как полагают контрольно-надзорные органы МОТ, это право признано МОТ, ибо оно вытекает из Конвенции № 87. Невозможно эффективно пользоваться свободой ассоциации при запрете права на стачку; таким образом, забастовка — вполне законное средство защиты профессиональных интересов работников. Из приведенных рассуждений делается вывод, что прямой запрет забастовок, а равно универсально применяемый принудительный арбитраж представляют собой ограничение возможностей профсоюзов по осуществлению деятельности, направленной на отстаивание прав и интересов работников.
С точки зрения МОТ ограничения права на забастовку допустимы лишь в строго определенных случаях: в государственной службе (для государственных чиновников), в существенных услугах1, при чрезвычайных обстоятельствах, либо на период переговоров или третейского разбирательства, либо до исчерпания определенных процедур.
Во всех этих случаях должны быть предусмотрены адекватные гарантии обеспечения интересов работников. Это может быть быстрая и беспристрастная процедура примирения и арбитража, решения которого должны полностью и безотлагательно выполняться сторонами.
Двустороннее и трехстороннее сотрудничество.Исходной основой деятельности МОТ с самого начала ее существования были
1 Существенные услуги, или жизненно важные службы, — виды деятельности, остановка которых ведет к потенциальному разрушению национальной экономики (например, электро-, газо-, водоснабжение, пожарная охрана, АЭС).
идеи социального сотрудничества в сфере труда и трудовых отношений.
В Филадельфийской декларации МОТ указывалось на необходимость постоянных и согласованных международных усилий, "в которых представители трудящихся и предпринимателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, объединяются с ними для свободного обсуждения и принятия демократических решений в целях содействия общему благосостоянию".
Двустороннее и трехстороннее сотрудничество участников коллективных трудовых отношений — правительств, профсоюзов, организаций предпринимателей — получило название би-партизма и трипартизма.
Бипартизм — это добровольное, основанное на независимости и равноправии сторон взаимодействие (диалог, консультации, переговоры) организаций трудящихся и предпринимателей в ходе создания и применения трудовых норм, как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров. Если такое сотрудничество осуществляется с участием трех сторон: организации трудящихся, предпринимателей и государственных властей, то оно именуется трипартиз-мом.
Бипартизм и трипартизм — это не только идеологическая концепция, но и закрепленная в международных правовых стандартах модель поведения участников коллективных трудовых отношений. Она включает нормы о сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия (Рекомендации № 94 и 129), нормы о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабах (Рекомендация № 113), нормы о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенция № 144, Рекомендация № 152), а также нормы об осуществлении двустороннего и трехстороннего сотрудничества в процессе государственного управления трудом (Конвенция № 150).
Конвенция № 150 объявляет, что каждое государство, ратифицирующее эту Конвенцию, может рассматривать отдельные области своей национальной трудовой политики как вопросы, которые регулируются путем использования прямых переговоров между организациями предпринимателей и трудящихся. Более того, допускается даже передача государственно-административного регулирования труда в определенных сферах непра-
вительственным организациям, в частности профсоюзам и объединениям предпринимателей.
Рекомендация № 94 считает целесообразным принятие государствами надлежащих мер с целью содействовать консультациям и сотрудничеству между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия по вопросам, представляющим взаимный интерес и не охватываемым процедурой коллективных переговоров или иной процедурой, обычно применяемой при определении условий найма.
Рекомендация № 129 предлагает организациям трудящихся и работодателей создавать на предприятиях систему коммуникаций (социальных связей) между администрацией и персоналом, которая содействовала бы формированию атмосферы взаимопонимания и доверия, что благотворно как для эффективной деятельности предприятий, так и для удовлетворения чаяний и потребностей трудящихся. Созданию такой атмосферы должны содействовать распространение возможно более полной и объективной информации по различным аспектам жизни предприятия и обмен такой информацией. В частности, администрация до принятия решения по важным вопросам должна предоставлять работникам соответствующие сведения и между заинтересованными сторонами должны происходить консультации. Средствами налаживания двусторонних коммуникаций могут быть: производственные совещания для обмена мнениями и информацией; сообщения, предназначенные для определенных групп трудящихся; журналы и газеты предприятия; каналы, дающие трудящимся возможность представлять предложения и высказывать свое мнение по вопросам, касающимся деятельности предприятия. Система коммуникаций не должна подрывать свободу объединений, наносить ущерб профсоюзам и иным представительным органам трудящихся.
В Рекомендации № 129 определен объем информации, которую следует регулярно доводить до сведения персонала для поддержания атмосферы доверия на производстве, благоприятного психологического климата.
Рекомендация № 113 предлагает государствам принимать соответствующие национальным условиям меры в отраслевом и национальном масштабах для налаживания трехстороннего сотрудничества между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между этими организациями. Такие консультации и сотрудничество должны обеспечиваться законодательством, организационными мерами со стороны государства, добровольными действиями организаций предпринимателей и трудящихся.
Киселев и. я. 489
Целью трехстороннего сотрудничества является содействие взаимопониманию и хорошим отношениям между государственными органами власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между этими организациями с целью развития экономики в целом и ее отдельных отраслей, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня населения.
Трехстороннее сотрудничество может быть, в частности, направлено на совместное изучение вопросов, представляющих взаимный интерес, на обеспечение того, чтобы компетентные органы власти запрашивали мнение организаций предпринимателей и трудящихся, обращались к ^им за советом и помощью при подготовке и применении законодательства, затрагивающего их интересы, при разработке и осуществлении планов экономического и социального развития, при создании и формировании общегосударственных органов, ведающих вопросами труда.
Конвенция № 144 и Рекомендация № 152 устанавливают процедуры трехстороннего сотрудничества для содействия применению международных трудовых норм.
Представители предпринимателей и трудящихся, призываемые участвовать в этих процедурах, избираются соответствующими органами и должны быть представлены на паритетных началах в органах, ведающих применением международных трудовых норм. В этих органах проводятся консультации в связи с разработкой повестки дня международных конференций труда, подготовкой и принятием конвенций и рекомендаций, их применением, обсуждением предложений о денонсации ратифицированных конвенций. Такие консультации должны проводиться через промежутки времени, устанавливаемые по взаимному согласию сторон, но не реже одного раза в год.