Принципиальные положения, касающиеся трудовой миграции закреплены в учредительных документах ЕС, и прежде всего в Римском договоре 1957 г., который уделяет этому вопросу большое внимание (ст. 3, 48—51). Ликвидация препятствий свободному движению рабочей силы наряду с товарами, услугами и капиталом рассматривается как одна из главных целей Общего рынка.
Как первейший принцип европейской интеграции провозглашается полная свобода передвижения работников в пределах Сообщества, которая предполагает ликвидацию дискриминации, основанной на национальности (гражданстве), между гражданами государств—членов ЕС в отношении занятости, заработной платы и других условий труда.
В содержание права на трудовую миграцию включены: реальная возможность принятия фактически сделанного предложения поступить на работу в любое государство—член ЕС, свободно передвигаться по его территории и трудиться там на основе тех же юридических норм, которые действуют для местных работников, а также оставаться на территории государства—члена ЕС после завершения работы в соответствии с правилами, установленными ЕС.
Право на трудовую миграцию не распространяется на работу в государственном аппарате и может быть ограничено соображениями общественной безопасности и общественного здоровья.
Римский договор наметил программу поэтапных мер, призванных облегчить трудовую миграцию. Эта программа в значительной мере уже выполнена.
Провозглашенные в учредительных документах ЕС общие положения о трудовой миграции, трудовых и прочих правах работников-мигрантов конкретизированы и развиты в многочисленных актах (регламентах, директивах, рекомендациях), которые в совокупности составляют значительную нормативную массу, регулирующую широкий круг вопросов трудовой миграции, выходящих за рамки проблематики трудового права. Центральное место среди актов "вторичного права" ЕС, регулирующих трудовую миграцию, занимают Регламент № 1612/68 от 15 октября 1968 г. о свободе передвижения работников в ЕС и Регламент № 1251/70 от 29 июня 1970 г. о праве работников-мигрантов оставаться на территории государства — члена ЕС после завершения там работы.
Наряду с этими двумя основополагающими актами различные аспекты трудовой миграции, положения работников-мигрантов регламентируют несколько десятков директив, рекомендаций и иных актов.
Комплексный анализ этих актов позволяет выделить и сформулировать главные принципы, установления и правила, регулирующие трудовую миграцию внутри Европейского союза, и в частности трудовые права работников-мигрантов.
Право свободного передвижения работников в масштабах ЕС, как уже отмечалось, включает правомочия граждан государств — членов ЕС трудоустраиваться, т.е. заключать трудовой договор в любом государстве — члене ЕС, свободно переезжать в это государство с семьей, находиться на территории этого государства столько, сколько это необходимо, подчиняясь требованиям законодательства, в том числе трудового, распространяющегося на местных работников. Работники-мигранты из стран — членов ЕС должны получать такую же помощь от служб занятости принимающего государства, как и местные работники, ищущие работу. При этом национальное законодательство может предусматривать особый порядок трудоустройства работников-мигрантов, их регистрации на биржах труда, обеспечение информацией об имеющихся вакансиях.
Свобода передвижения работников в масштабах ЕС обеспечивается соответствующим режимом выезда и въезда, действующим на всей территории Европейского союза. Визы для передвижения граждан ЕС не требуется1. Для выезда и въезда нужен
1 Въездная виза необходима только для тех членов семьи мигрантов, которые не являются гражданами стран — членов ЕС.
всего лишь один документ — паспорт (удостоверение личности), причем срок его действия не может быть менее 5 лет. Административные власти принимающей страны выдают работнику-мигранту идентичный по содержанию для всех государств — членов ЕС документ — вид на жительство1. Он автоматически выдается работнику-мигранту на основе его паспорта и документа, подтверждающего наем на работу2; а члену семьи — паспорта и документа, выданного властями страны происхождения, подтверждающего родственные связи.
Установлены определенные правила, касающиеся порядка выдачи вида на жительство. Отказ в его выдаче допускается при наличии у обращающегося определенных болезней, психических расстройств, пороков. К ним относятся туберкулез в активной форме, сифилис, наркомания, серьезные психические заболевания, явные проявления психоза, других реактивных состояний, сопровождаемые чрезмерным возбуждением, бредом, галлюцинациями.
Выдача вида на жительство должна быть осуществлена в течение 6 месяцев. Во время оформления этого документа работник-мигрант может находиться в стране приема и приступить к работе, не дожидаясь получения вида на жительство.
Вид на жительство должен действовать на всей территории принимающей страны не менее 5 лет и далее автоматически продлеваться каждое пятилетие. Отсутствие работника в стране приема в течение не более 6 месяцев не прекращает и не приостанавливает действия вида на жительство. Это же относится к периоду прохождения работником-мигрантом военной службы в стране происхождения.
Вид на жительство не может быть аннулирован, если работник приостановил свою работу из-за болезни, несчастного случая или оказался безработным, однако при первом продлении вида на жительство срок пребывания в стране может быть ограничен, если работник находился без работы более 1 года непосредственно перед продлением вида на жительство. Отказ в продлении вида на жительство и депортация из страны допускаются лишь в том случае, если поведение работника-мигранта "угрожает общественной безопасности и национальной публичной политике".
1 Вид на жительноство должен выдаваться работникам-мигрантам бесплат но или за ту сумму, которая выплачивается местными работниками за получе ние удостоверения личности.
2 Для заключения трудового договора с работником-мигрантов из страны- члена ЕС работодателю не требуется разрешения какого-либо административ ного органа.
37 Киселев И, Я. 569
Если работник-мигрант занят в стране приема свыше 3 месяцев, но не более 1 года, ему выдается не вид на жительство, а временное разрешение на пребывание в стране, срок действия которого определяется продолжительностью работы.
Если работник занят менее 3 месяцев или на сезонной работе, или в качестве приграничного ("маятникового") рабочего, он может работать без оформления вида на жительство или временного разрешения, хотя и должен информировать административные власти о своем пребывании в стране.
Важным условием реальности свободы передвижения и трудовой миграции в ЕС является решение семейных проблем работника-мигранта, обеспечение интересов его домочадцев, возможности воссоединения семей.
Работник-мигрант имеет право выехать для работы в принимающую страну вместе с ближайшими родственниками. К ним относятся супруга и дети до 21 года или дети (независимо от возраста), находящиеся на иждивении у работника-мигранта, а также родители мигранта и его супруги, находящиеся на его иждивении.
Но для того чтобы работнику-мигранту было разрешено перевезти с собой семью, он должен обеспечить ей жилищные условия, которые считаются нормальными по местным критериям и стандартам.
Супруга (супруг) работника-мигранта и его дети вправе поступать на работу по найму в стране приема, а его дети могут поступать на учебу в любое учебное заведение на тех же основаниях, что и дети местных работников.
Акты ЕС предусматривают важное льготное правомочие для работников-мигрантов. Они и их семьи получили право в определенных случаях остаться в стране приема на постоянной основе. Такое право имеют:
—работники, которые к моменту прекращения трудовой де ятельности достигли пенсионного возраста (по законам принимающей страны), при условии, что они жили не прерывно в этой стране в течение 3 лет и перед достиже нием пенсионного возраста работали не менее 1 года;
—работники, которые жили в стране приема непрерывно более 2 лет и прекратили работу в результате утраты тру доспособности. Если эта утрата — результат несчастного случая на производстве или профессионального заболева ния, то срок пребывания в стране не имеет значения и такой работник автоматически приобретает право остать ся в стране на постоянной основе.
Члены семьи работника-мигранта, которые живут с ним в стране приема, приобретают право оставаться в стране постоянно, если такое право приобретает глава семьи, причем они сохраняют право находиться в этой стране и после смерти работника.
Если работник-мигрант умирает в период его трудовой деятельности до достижения им права оставаться в стране приема постоянно, члены его семьи приобретают все же право оставаться в этой стране на постоянной основе при условии, что работник к моменту смерти проживал в стране приема по крайней мере 2 года или его кончина является результатом несчастного случая или профессионального заболевания.
Принцип равенства работников-мигрантов из ЕС с местными работниками (с указанными выше ограничениями) последовательно проводится в актах ЕС.
С точки зрения регламентации их прав работники-мигранты должны рассматриваться как местные работники. К ним, в частности, неприменимы максимальные квоты иностранной рабочей силы, установленные в странах ЕС в отношении государств, не входящих в Евросоюз; для работников-мигрантов из ЕС запрещено устанавливать особые условия при приеме на работу (за исключением требования хорошего знания языка принимающей стороны для определенных видов работ); к ним должны применяться такие же критерии профподбора, которые существуют для местных работников; ни в коем случае не должны выдвигаться образовательные или иные требования дискриминационного характера. Работники-мигранты пользуются наравне с местными работниками профсоюзными правами, в частности правом быть избранными в руководящий орган профсоюза, в орган представительства трудового коллектива. Вместе с тем они не вправе участвовать в управлении учреждениями, регулируемыми публичным правом.
Договоры о труде, устанавливающие дискриминационные условия для работников-мигрантов, признаются недействительными.
Работники-мигранты имеют равные права с местными работниками в отношении аренды (покупки) жилья.
Характерно, что в решениях Европейского суда дается ограничительное толкование ст. 48 Римского договора, который ис-
1 Запрет дискриминации по национальному признаку закреплен в ст. 7 в отношении всех граждан и специально в отношении работников-мигрантов в ст. 48 Римского договора.
ключает из принципа равенства в области занятости работников-мигрантов и местных работников в отношении занятия государственных должностей. По мнению Суда, запрет допуска на государственную службу работников-мигрантов на равных основаниях с местными работниками допустим, однако только в отношении некоторых должностей (армия, полиция, дипломатический персонал, суд).
Акты ЕС в значительной мере решили вопрос о гармонизации многих положений действующего в государствах ЕС законодательства о социальном обеспечении. Для работников-мигрантов это имеет первостепенное значение. Без удовлетворяющих работников-мигрантов норм в этой области свободное движение рабочей силы между отдельными государствами немыслимо. В регламентах и директивах ЕС содержатся следующие основные положения, касающиеся социального обеспечения работников-мигрантов:
—установлен принцип, согласно которому работники-миг ранты из страны—члена ЕС, как правило, входят в сферу действия законодательства по социальному обеспечению принимающей страны и пользуются всеми правами в этой области наравне с местными работниками; это относится и к помощи, которая предоставляется органами социаль ного вспомоществования;
—допущено суммирование трудового стажа в различных стра нах ЕС при установлении права на пенсии и определении их размеров: если работник последовательно работал по найму в нескольких государствах—членах ЕС, эта работа входит в его пенсионный стаж; это же относится к стажу, необходимому для получения пособия по безработице и иных пособий;
—работники, оказавшиеся без работы в стране происхожде ния и мигрировавшие в другое государство ЕС в поисках работы, сохраняют в течение 3 месяцев право на пособие по безработице, которое должно им выплачиваться стра ной приема по ее законам; расходы на выплату такого пособия возмещаются страной происхождения безработ ного; работники-мигранты, чьи семьи остались на роди не, должны получать семейные пособия, предусмотрен ные законодательством принимающей страны.
Большое значение имеют рекомендации о гармонизации законодательства, регулирующего пенсии по инвалидности от профессиональных заболеваний. Это, в частности, относится к
разработке европейского списка профессиональных заболеваний, которые должны давать право на пенсию во всех странах ЕС.
Акты ЕС предусматривают создание системы органов как на уровне ЕС, так и в государствах — членах ЕС, призванных осуществлять информационную, аналитическую, прогностическую, образовательную и организационную деятельность в области трудовой миграции, тесно координируя свои усилия.
Предусмотрена необходимость образования в каждом государстве специализированного административного органа по вопросам трудовой миграции в страны ЕС. Эти национальные органы должны сотрудничать друг с другом и с координирующими органами ЕС по трудовой миграции: Европейской службой трудовой миграции при Комиссии ЕС, Консультативным комитетом, Техническим комитетом. В эти органы входят представители стран-членов ЕС, причем Европейская служба трудовой миграции формируется на трехсторонней основе: представители правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.
Согласованная деятельность всех этих учреждений (как национальных, так и межгосударственных) призвана дать ясную и исчерпывающую картину положения на европейском рынке труда, миграционных потоков, потребностей в труде мигрантов в каждой отдельной стране и наличия там лиц, желающих мигрировать для работы в другую страну, наладить регулярную и опе-Іративную информацию, необходимую для государственных органов и самих мигрантов, проводить исследовательскую работу в области трудовой миграции, собирать и обрабатывать статистические данные.
Все это имеет важное значение для формирования единого рынка труда стран ЕС и воздействия на него в интересах как трудящихся-мигрантов, так и развития экономики, предотвращения межнациональных и социальных конфликтов и, наконец, для развития национального законодательства, регулирующего труд работников-мигрантов и трудовые отношения с их участием.
Европейский производственный совет(Директива № 94/95 от 22 сентября 1994 г.). Директива предусматривает образование на крупных предприятиях, имеющих филиалы (дочерние предприятия) в нескольких странах—членах ЕС, европейских производственных советов—органов, представляющих всех работников мультинациональных компаний.
Европейский производственный совет наделяется правом получать информацию от штаб-квартиры компании. Ее руководство обязано консультироваться с Европейским производствен-
ным советом, что предполагает обмен мнениями, партнерский диалог между сторонами. Информация должна прежде всего касаться транснациональных вопросов, затрагивающих интересы работников различных стран.
Инициатива создания Европейского производственного совета принадлежит центральному руководству компании или ее работникам при наличии письменного заявления более 100 работников или их представителей как минимум в двух предприятиях двух различных стран.
Директива устанавливает довольно сложную процедуру формирования Европейского производственного совета.
На первом этапе создается по определенным правилам орган, представляющий интересы работников различных предприятий европейской транснациональной компании. Этот орган вступает в переговоры с руководством компании и заключает с ним соглашение о формировании, составе, функциях, порядке работы, сроке полномочий Европейского производственного совета.
Европейский производственный совет назначается представителями работников различных предприятий или избирается путем прямого голосования работниками компании. Его численный состав — от трех до тридцати человек. Назначение или выборы Европейского производственного совета осуществляются в соответствии с национальным законодательством и/или практикой. Члены Европейского производственного совета пользуются защитой и гарантиями наравне с представителями работников в соответствии с национальным законодательством и/или практикой государства — места работы члена Европейского производственного совета.
Один раз в год центральное руководство компании и Европейский производственный совет обязаны встречаться и обсуждать доклад руководства о работе компании. В первоочередном порядке дочжны обсуждаться структура, экономическое и финансовое положение компании, возможное дальнейшее развитие производства и продаж, уровень занятости и его возможные изменения, инвестиции, существенные изменения в области организации производства, внедрение новых методов организации труда, слияние, разделение, присоединение, преобразование предприятий, коллективные увольнения.
Руководство компании должно информировать Европейский производственный совет о таких обстоятельствах, затрагивающих интересы работников, как реорганизация, ликвидация предприятия, коллективные увольнения. В этих случаях Европейский производственный совет имеет право требовать срочной встре-
чи с руководством и обсуждения мер, смягчающих положение работников. Однако это обсуждение не затрагиваетпрерогатив руководства.
Европейский производственный совет может в случае необходимости прибегать к помощи экспертов.
Все расходы, связанные с деятельностью Европейского производственного совета, берет на себя центральное руководство компании.
§ 3. ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональное объединение 12 стран Европы и Азии — бывших республик СССР только начинает формировать базу региональных нормативных актов, отражающих происходящие в различных областях общественной жизни интеграционные процессы и направленных на гармонизацию законодательства в рамках Содружества. В Уставе СНГ (ст. 2) отмечено, что к сферам совместной деятельности государств Содружества относятся в числе прочего обеспечение прав и основных свобод человека, вопросы социальной и миграционной политики.
В последние годы в СНГ сделаны начальные шаги по пути формирования и регулирования регионального рынка труда. С этой целью приняты акты, посвященные региональной миграции и правам работников-мигрантов, охране труда и пенсионному обеспечению.
Акты, регулирующие трудовую миграцию.В 1995 г. Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ1 одобрила региональную конвенцию, так называемый модельный рекомендательный акт "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ". Этот документ содержит базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов СНГ. Провозглашенные цели этого акта: обеспечить права трудящихся мигрантов независимо от того, на чьей территории они находятся; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ, заключению межгосударственных соглашений в данной области.
1 Межпарламентская ассамблея СНГ, состоящая из представителей парламентов государств СНГ, призвана способствовать гармонизации законодательства стран—участниц этого объединения государств. Акты Межпарламентской ассамблеи имеют рекомендательный характер.
Региональный акт СНГ по трудовой миграции воспроизводит содержание конвенций о международной миграции, правах работников-мигрантов, принятых ООН и МОТ.
В числе прочего в этом акте регламентированы следующие вопросы:
—органы, занимающиеся направлением и привлечением рабочей силы;
—порядок выезда и въезда трудящихся-мигрантов;
—групповое перемещение трудящихся-мигрантов;
—участие организаций предпринимателей и профсоюзов в регулировании трудовой миграции;
—недопустимость ограничений на выезд и въезд трудящих ся-мигрантов;
—принцип равенства мигрантов и местных работников;
—порядок заключения трудового договора;
—взаимное признание документов об образовании, о про фессиональной квалификации и трудовом стаже;
—право на вступление в профессиональный союз;
—доступ к образованию;
—социальное обеспечение.
Еще один многосторонний акт по вопросам миграции, принятый в рамках СНГ, — это межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г.
Соглашение регулирует основные направления сотрудничества государств — участников СНГ в области трудовой деятельности и социальной защиты работников-мигрантов и членов их семей. Работниками-мигрантами считаются лица, которые постоянно проживают на территории одного из государств—стороны Соглашения и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятии, в учреждении, организации всех форм собственности на территории другого государства — участника Соглашения в соответствии с его законодательством.
Соглашение не применяется к беженцам и вынужденным переселенцам; к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам; к лицам, приезжающим специально с целью получения образования.
Рассмотрим основные положения, закрепленные в Соглашении.
1. Порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются страной трудоустройства исходя из действующего на ее территории за-
конодательства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений.
2. Въезд работников на территорию страны трудоустройства, пребывание и выезд осуществляются в соответствии с действу ющими на ее территории законодательством и соглашениями, заключенными между странами выезда и трудоустройства.
3. Стороны могут потребовать досрочного прекращения тру довых отношений и возвращения мигранта в страну выезда в случаях нарушения им законов страны трудоустройства и пра вил пребывания иностранных граждан.
4. Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на го сударственном языке страны трудоустройства и русском языке в соответствии с трудовым законодательством страны трудоуст ройства. В трудовом договоре (контракте), который вручается работнику до его выезда, должны содержаться основные рекви зиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, об условиях труда и его оплаты, о продолжительности рабочего дня и времени от дыха, об условиях проживания, а также о сроке действия трудо вого договора, об условиях его расторжения, о порядке покры тия транспортных расходов. Работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодатель ством страны трудоустройства.
Если трудовой договор (контракт) расторгнут в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия (учреждения, организации), сокращением численности или штата работников, на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации согласно законодательству страны трудоустройства для высвобожденных по указанным основаниям работников. В этом случае трудящийся-мигрант подлежит возвращению в страну выезда за счет средств работодателя (нанимателя).
Трудовой договор не может передаваться от одного работодателя (нанимателя) другому.
5. Налогообложение трудовых доходов работников страны выезда осуществляется в порядке и размерах, установленных законодательством страны трудоустройства. Стороны не допус кают двойного налогообложения заработанных работниками средств.
6. Трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхова нием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соот ветствии с законодательством страны трудоустройства, если иное
не предусмотрено специальным соглашением. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) страны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами.
7.Порядок возмещения вреда, причиненного увечьем, про фессиональным заболеванием либо иным повреждением здоро вья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, ре гулируется законодательством страны трудоустройства, если иное не предусмотрено отдельным соглашением.
8.Работники могут осуществлять перевод заработанных средств на территорию страны выезда в соответствии с законодательством страны трудоустройства и с учетом двусторонних соглашений.
9. Каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходи мые для осуществления трудовой деятельности документы и за веренный в установленном на территории страны выезда поря дке перевода документов на государственный язык страны трудоустройства или русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно призна ется сторонами. При окончательном выезде трудящегося-миг ранта из страны трудоустройства работодатель выдает работни ку справку или иной документ, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.
Акты, регулирующие охрану труда. Врамках СНГ действуют международные соглашения о сотрудничестве в области охраны труда, о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, и о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей1.
Государства — участники СНГ договорились о проведении скоординированной политики по вопросу охраны труда с учетом общепринятых международных норм и правил.
Согласованная политика в области охраны труда предполагает признание Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), единых норм и правил по охране труда в качестве межгосударственных по согласованному перечню, который должен по мере необходимости пересматриваться с учетом требований нацио-
1 Тексты указанных соглашений приведены в Приложении к данной книге. 578
нального Законодательства и результатов совместной работы; утверждение согласованных или совместно разработанных норм и требований по охране труда к взаимно поставляемым машинам, механизмам, оборудованию, материалам, технологиям, средствам (охраны труда; применение согласованных терминов и определений в области охраны труда; создание совместной информационной системы с банком данных.
Определены основные направления согласованной деятельности в области охраны труда, в том числе установление требований охраны труда к машинам, новым веществам, материалам, технологиям и проектируемым объектам, создание более эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, организация подготовки и повышения квалификации кадров.
Важное^ практическое значение имеет согласованный государствами — участниками СНГ порядок расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания.
Установлено, что рассследование каждого несчастного случая проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими нормативными актами государства—места пребывания пострадавшего на момент несчастного случая. Расследование тяжелых, групповых, а также со смертельным исходом несчастных случаев проводится обязательно с участием работодателя, в том числе если работодатель находится вне территории той страны, в которой Произошел несчастный случай, однако работодатель может поручить участие в расследовании доверенному лицу от государства, на территории которого пребывает пострадавший.
Согласована форма акта о несчастном случае на производстве1.
Акт оформляется на государственном языке страны, на территории которой произошел несчастный случай, и на русском языке.
В случф: смерти работника предприятие информирует об этом дипломатическое или консульское представительство государства постоянного проживания работника с предоставлением материалов по факту смерти и совместно с местными органами исполнительной власти оказывает содействие представителям работодателя и родственникам пострадавшего в перевозке тела и личного имущества умершего. Связанные с этим затраты несет предприятие государства, на территории которого произошел несчастный случай.
1 Форма кабря 1994 г
акта приводится в качестве Приложения к Соглашению от 9 де-
Возмещение вреда, причиненного работнику вследствие тру дового увечья, иного повреждения здоровья, смерті^, произво дится работодателем страны, законодательство котор|ой распро странялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти. Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит возмещение в соответствии со своим национальным законодательством. \
Специальные правила установлены в отношении) возмеще ния вреда, вызванного профессиональным заболеванием. Такое возмещение производится работодателем страны, законодатель ство которой распространялось на работника во вре;\)ія его тру довой деятельности, вызвавшей это заболевание. В тех случаях, когда работник, получивший профессиональное заболевание, работал на территории нескольких стран в условиях /и областях деятельности, которые могли вызвать профессиональное забо левание, возмещение вреда осуществляется работодателем стра ны, на территории которой в последний раз выполнялась ука занная работа. /
Пересмотр степени тяжести трудового увечья и п|рофессио-нального заболевания работника осуществляется в соответствии с законодательством страны, на территории которой он проживает.
Документы, выданные в связи с возмещением вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, на территории [одного из государств по установленной форме, или их заверенные копии принимаются другими государствами без легализации.
Решение медицинской экспертной комиссии о степени утраты профессиональной трудоспособности и необходиг. ости в дополнительных видах помощи имеет юридическую си|лу на территории любого государства—участника СНГ.
Государства—участники СНГ обеспечивают в приоритетном порядке свободный перевод и выплату денежных средств по возмещению вреда работникам (а в случае их смерти I — лицам, имеющим право на возмещение вреда), постоянно или временно пребывающим на их территории, через банки и/ііли учреждения почтовой связи. Перевод этих средств осуществляется в порядке, устанавливаемом межправительственным соглашением о переводе денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам, за счет работодателя.
Дела о возмещении вреда, причиненного здоровью работника в связи с трудовой деятельностью, компетентен рассматривать суд государства, на территории которого происходило дей-
ствие, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, или иуд государства, на территории которого проживает лицо, имеющее право на возмещение вреда, по выбору потерпевшего.
Акты по вопросам пенсионного обеспечения.Вопросы пенсионного обеспечения в масштабах СНГ отрегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.1
В этом соглашении государства — участники Содружества признают свои! обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории ил ill на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют его на территории государств—участников Соглашения.
Пенсионное обеспечение граждан государств СНГ и членов семей этих граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а назначение пенсий производится по месту их жительства.
Для установления прав на пенсию учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого государства—участника СНГ, а также на территории бывшего СССР. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчи]гываются в трудовой стаж. Если в государствах-участниках CJHF введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств СНГ и государств, входивших в состав ССрСР, принимаются на территории государств Со-
дружества без лі
гализации. При переселении пенсионера в пре-
делах государств СНГ выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством по новому месту жительства пенсионера. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения в рамках СНГ, несет государство, предоставившее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Государства—участники СНГ обязались проводить политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.
Бюллетень международных договоров. 1993. № 4.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах — участниках СНГ, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между этими органами.
Реализация Соглашения от 13 марта 1992 г. создала правовую основу для пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР. В связи с возникающими вопросами о порядке пенсионного обеспечения этих граждан Министерство социальной защиты населения РФ разъяснило, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим в Россию из государств—(участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 jr.1
При переселении в РФ гражданина, получавшего пенсию в од ном из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 г., пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекра щения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту житель ства на территории России в установленном порядке или при знания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. I
При определении сроков назначения пенсий указанным гражданам необходимо истребование сведений о сроках прекращения выплаты пенсий по прежнему месту Жительства. Этот порядок распространяется на граждан, постоянно j проживающих (зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке) на территории России или признанных Ц установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами.
Документы, выданные на иностранных языках, принимаются для назначения пенсии при условии, что верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
1 Российские вести.
1994.
1 марта.
§ 4. ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ, ОРГАНИЗАЦИИ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА И АРАБСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА