Трудовые стандарты Организации американских государств (ОАГ) закреплены в специальном Протоколе 1988 г. к Американской конвенции по правам человека от 22 ноября 1969 г. Протокол обязывает государства принять необходимые меры с учетом их реальных возможностей и уровня экономического развития для постепенной реализации следующих социальных и трудовых прав: права на труд; права на справедливые и удовлетворительные условия труда; профсоюзных прав; прав на забастовку; прав и интересов пожилых работников и инвалидов.
Государства, подписавшие указанный Протокол, должны представлять периодически доклады в органы ОАГ (Межамериканский экономический социальный совет, Межамериканскую комиссию по правам человека) о мерах по осуществлению перечисленных в Протоколе прав. Жалобы на нарушение трудовых прав рассматриваются в Межамериканской комиссии по правам человека, которая вправе давать государствам рекомендации об исправлении нарушений и передавать доклады о соблюдении прав человека, в том числе трудовых прав в конкретных странах, на регулярно проводимые конференции американских государств.
Трудовые стандарты Организации африканского единства.Организация африканского единства (ОАЕ) приняла в 1981 г. Африканскую хартию прав и свобод человека и народов. В ней закреплены право на объединение, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную плату за равный труд; запрещен принудительный юнионизм.
Создана комиссия по реализации Хартии, которая рассматривает жалобы на ее нарушения, в том числе индивидуальные.
Трудовые стандарты Арабской организации труда.Арабская организация труда (АОТ) существует с 1965 г. как специализированное учреждение Лиги арабских стран и объединяет 13 государств1.
АОТ приняла Арабскую хартию труда (1965 г.), Арабскую конвенцию по трудовым стандартам 1966 г. (пересмотрена в 1976 г.)
1 АОТ имеет структуру, аналогичную МОТ, и ставит в числе прочего задачи унификации трудовых стандартов и условий труда в арабских странах, защиты профсоюзных прав и свобод..
и 16 конвенций по отдельным вопросам труда, в числе которых конвенции "О миграции рабочей силы" 1967 г., "О труде женщин" 1976 г., "О технике безопасности и производственной санитарии" 1977 г., "Об охране производственной среды" 1981 г., "О труде сельскохозяйственных рабочих" 1980 г., "Об охране заработной платы" 1989 г., "О социальных услугах для рабочих" 1989 г.
В актах АОТ воспроизведены в основном положения конвенций и рекомендаций МОТ.
§ 5. ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объединяет 29 наиболее развитых в промышленном отношении государств различных континентов1.
Согласно договору об образовании ОЭСР от 14 декабря 1960 г., главной задачей этой Организации является объединение усилий различных государств для достижения наивысшего по возможности уровня экономического роста и занятости, обеспечения повышения жизненного уровня населения государств — участников ОЭСР при сохранении финансовой стабильности и содействия таким образом развитию мировой экономики.
Главным и наиболее известным нормативным актом ОЭСР, имеющим отношение к труду и трудовым отношениям, являются Руководящие принципы, касающиеся международных инвестиций и многонациональных предприятий, одобренные резолюцией Совета ОЭСР 21 июня 1976 г.
Руководящие принципы обращены к многонациональным предприятиям (транснациональным корпорациям), функционирующим в странах — членах ОЭСР, и к соответствующим правительствам. Вместе с тем указанный акт уже сейчас имеет практическое значение для нашей страны, учитывая всевозрастающее число иностранных предприятий — филиалов ТНК, действующих на территории РФ.
В специальной главе "Занятость и промышленные отношения" установлены правила, относящиеся к труду и трудовым отношениям. Согласно этим правилам, транснациональные корпорации (ТНК) обязаны выполнять следующие обязательства в рамках закона, правил и преобладающей практики в области
1 В настоящее время ведутся переговоры о вступлении в ОЭСР России. Согласие на ее прием дали все страны—члены этой Организации.
занятости и трудовых отношений в каждой из стран, в которой они действуют.
1.Уважать право работников быть представленными профсо юзами и другими организациями и вступать в конструктивные переговоры с предпринимателями или их ассоциациями с це лью достижения соглашений об условиях труда, которые долж ны содержать положения относительно порядка разрешения споров по толкованию таких соглашений и обеспечения соблю дения взаимных прав и обязанностей сторон.
2.Предоставлять представителям работников возможности для содействия развитию эффективного коллективно-договорного регулирования труда и, в частности, информацию, необходи мую для переговоров об условиях труда.
3.Предоставлять представителям работников в соответствии с местными законами и практикой информацию о работе пред приятия.
4.Устанавливать и соблюдать условия труда не менее благо приятные, чем те, которые установлены на предприятиях стра ны базирования транснациональной корпорации.
5.В максимальной степени использовать и обучать местную рабочую силу в сотрудничестве с представителями работников, а где это необходимо — с правительственными властями.
6.При планировании изменений производственных операций, которые могли бы оказать воздействие на жизненный уровень работников, особенно в случае закрытия предприятия, ведуще го к массовым увольнениям, заблаговременно предупреждать об этих увольнениях работников, а там, где это необходимо, — компетентные правительственные органы, с тем чтобы макси мально смягчить отрицательные последствия этих изменений.
7.Осуществлять активную политику занятости. Не угрожать во время переговоров с представителями работников переброской производственных организаций в другую страну для оказания дав ления или воспрепятствования праву работников на организацию.
Руководящие принципы носят рекомендательный характер, как и другие акты ОЭСР, такие, как Рекомендация о политике занятости как средстве обеспечения экономического роста 1964 г.; Рекомендация об общих принципах политики занятости и использования трудовых ресурсов 1976 г.; Декларация о социальных аспектах технологического развития 1986 г.; Руководящие принципы защиты прав человека при международных перемещениях механизированных данных о личности 1980 г.
38 Киселев и. я. 585
Литература
МБТ. Демократизация и МОТ: Доклад Генерального директора 79-й сессии МКТ. Ч. I. Женева, 1992.
Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990.
МБТ. Меняющийся мир труда: главные проблемы будущего. Доклад Генерального директора 72-й сессии МКТ. Женева, 1986.
МБТ. Нормотворческая деятельность МОТ в эпоху глобализации. Доклад Генерального директора 85-й сессии МОТ. Женева, 1997.
Основное содержание конвенций МОТ, действующих в Российской Федерации: Документы и материалы МОТ // Труд за рубежом. 1998. № 3. С. 37—134.
Международная организация труда: Справочное пособие. М., 1983.
Кодекс практики МБТ по защите личных данных о работниках (трудящихся) // МБТ. Международный обзор труда. 1998. № 5—6. М., 1998.
Конвенции и рекомендации МОТ: В 2 т. Женева, 1991.
Права и свободы личности: Международные документы и комментарии. М., 1998.
Права человека: Сб. международных документов. М., 1990.
Резюме международных трудовых норм. Женева, 1994.
МБТ. Свобода объединений. М., 1997.
МБТ. Свобода объединения и коллективные переговоры. М., 1995.
Социальные права человека: Документы и материалы Совета Европы. Ч. I и II. М., 1996.
Из России и в Россию: Законодательные и нормативные документы. Соглашения, положения, разъяснения. М., 1996
Аметистов Э.М. Международное трудовое право и рабочий класс. М., 1970.
Аметистов Э.М. Международное право и труд. М., 1982.
Бордадын А.Ф. МОТ и Россия. М., 1999.
Гусов К.Н., Курилин М.Н. Международно-правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях МОТ). М., 1992.
Жарков Б.Н. Профсоюзные права и их международно-правовая защита. М., 1990.
Иванов С.А. Проблемы международного регулирования труда. М., 1964.
Костин Л.А. Международная организация труда tMOT) — мировой центр социально-трудового законодательства и трипартизма. М., 1994.
Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. М., 1995.
Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.
Устав Международной организации труда и Регламент Международной конференции труда. Женева, 1996.
Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. М., 1997.
МБТ. Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся. Доклад Генерального директора 81-й сессии МКТ. М., 1994.
Богатыренко 3. С. Международные трудовые нормы — составная часть правовой системы Российской Федерации // Трудовое право. 1999. № 1.
Гренендейк К. Применение права Европейского Сообщества в странах — членах ЕС: на примере допуска к государственной службе // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1996. № 2.
Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период: некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 8—9.
Иванов С.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы // Государство и право. 1997. № 7.
Игитов И. В. Механизм реализации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Государство и право. 1997. № 1.
Ли. Э. Глобализация и нормы в области труда: обзор проблем // Международный обзор труда. 1997. № 1—2. М., 1997.
Международные социальные стандарты и российское законодательство // Государство и право. 1994. №11.
Российское законодательство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Государство и право. 1997. № 5.
Шестаков Л.Н. Протокол № 11 к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод: эволюция или революция? // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1996. № 5.
Шкунаев В.Г. Международная организация труда вчера и сегодня. М., 1968.
Betten L. International Labour Law. Deventer, 1993.
Daubler W. et al. Internationale Arbeits- und Sozialordnung. Koln, 1994.
ILO. The ILO in the Service of Social Progress. A Workers' Educational manual. Geneva, 1995.
Interational Labour Standards. A Worker's Education Manual. Geneva, 1998.
Lyon-Caen G., Lyon-Caen A. Droit social international et europeen. Paris, 1980.
Philip Ch. Droit social europeen. Paris, 1985.
Servais J.-M. Droit en synergie sur le travail. Elements de droit international et compare du travail. Bruxelles, 1997.
Swepston L. Supervision of ILO Standards // The International Journal of Comparative Labour Law and Industrial Relations. 1997. Issue 4.
ILO.Tripartite Declaration of Principles Concerning Multinational Enterprises and Social Policy. Geneva, 1991.
Valticos N., Potobsky G. International Labour Law // International Encyclopaedia for Labour Law and Industrial Relations. Deventer, 1994. Vol. 1.
Valticos N., Samson K. International Labour Law // Comparative Labour Law and Industrial Relations in Industrialized Market Economies. Deventer, 1998.
Valticos N. The ILO: a Retrospective and Future View // International Labour Review. 1996. № 3-4.
Valticos N. International Labour Standards and Human Rights: Approaching the Year 2000 // International Labour Review. 1998. № 2.
■
Заключение
■
■ ■
п.
[фактическое значение сравнительного и международного трудового права заключается в том, что оно дает возможность познать и в максимальной степени использовать богатейший мировой опыт в области правового регулирования труда для совершенствования отечественного законодательства. Для этих целей необходимо, во-первых, сопоставить российское законодательство с международными стандартами по труду и, во-вторых, выделить те аспекты опыта зарубежных стран, которые могут и должны быть учтены в процессе правотворчества и правоприменения.
Не подлежит сомнению, что международные стандарты труда оказали в прошлом и оказывают в настоящее время значительное влияние на развитие нашего трудового права. В самом общем плане можно выделить три главных направления этого влияния:
—прямое применение международных норм в случае рати фикации РФ актов ООН, МОТ и региональных межгосу дарственных организаций;
—включение международных стандартов в текст российских законов и подзаконных актов;
—косвенная реализация требований международных стан дартов путем издания соответствующих актов внутреннего законодательства.
В последние годы воздействие международных стандартов на российское трудовое законодательство возросло. Это особенно относится к заимствованию в наше внутреннее законодательство норм и положений конвенций и рекомендаций МОТ. Достаточно сослаться на текст ч. 2 ст. 17 КЗоТа РФ в редакции Федерального закона РФ от 25 сентября 1992 г. Наш законодатель по существу воспроизвел ст. 3 (подпункт 2а) Рекомендации МОТ № 166 о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя.
В ч. 3 ст. 16 КЗоТа РФ в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г. использована формулировка п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий.
Федеральные законы о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, о коллективных договорах и соглашениях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров воспроизводят во многих статьях дух и букву конвенций МОТ № 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию", № 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров", № 154 "О коллективных переговорах", рекомендаций № 91 "О коллективных договорах", № 92 "О добровольном примирении и арбитраже".
В тексте ч. 1 ст. 2 КЗоТа РФ в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г. (формулировка права на труд) использованы положения ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Ряд норм из Рекомендации о труде учителей включен в Закон РФ "Об образовании", а многие нормы из морских конвенций и рекомендаций МОТ — в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. В п. 1 ст. 5 Закона о занятости населения в Российской Федерации воспроизведено положение Конвенции МОТ № 122 о необходимости проведения государствами политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Отдельные положения Федерального закона "Основы законодательства РФ об охране труда", многие статьи КЗоТа РФ, касающиеся рабочего времени, времени отдыха, охраны труда, труда женщин и молодежи (например, ст. 42, 154, 160, 161, 169, 173, 176), воспроизводят содержание, а иногда и формулировки соответствующих конвенций и рекомендаций МОТ.
В связи с ратификацией РФ Конвенции МОТ № 156 о трудящихся с семейными обязанностями 30 апреля 1999 г. был принят Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации.
Большое значение имеет наметившийся в последние годы поворот судебной практики в сторону прямого применения международных трудовых стандартов.
"Приобретение конвенциями МОТ характера источника трудового права означает прежде всего, что при рассмотрении трудового спора в суде работники, как, впрочем, и работодатели (администрация предприятий), вправе ссылаться на них для защиты своего права, а суд обязан принять их во внимание. В свою очередь судья вправе ссылаться на конвенцию, если закон либо
другой нормативный акт ей не соответствует или если содержащаяся в конвенции норма более точна и определенна, чем в законодательстве "'.
Впервые ссылки на международные акты и, в частности, на международные стандарты труда для обоснования своих решений стал практиковать Конституционный Суд.
"Есть надежда, — писал в 1995 г. член Конституционного Суда РФ Э.М. Аметистов, — что под воздействием Конституционного Суда общие суды также постепенно начнут руководствоваться нормами международного права"2.
И эта надежда, похоже, начинает сбываться.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 указало, что суды при рассмотрении дел не вправе применять нормы закона, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора. Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно.
С недавнего времени международные стандарты труда стали применяться судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел3.
При всех успехах приобщения России к международному прогрессивному опыту правового регулирования труда, все большего использования международных трудовых стандартов в правотворчестве и в правоприменительной деятельности следует констатировать, что по ряду вопросов наше трудовое законодательство не в полной мере соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права.
Под общепризнанными принципами и нормами международного права понимают "обычные нормы, складывающиеся в практике государств и признаваемые ими в качестве юридически обязательных. Под практикой государств понимается их фактическое поведение, а также различного рода официальные акты, законы, дипломатические документы, заявления и выступления государственных деятелей, решения международных и национальных судов. Важной формой практики являются международные договоры; подтверждение ими определенной нормы
1 Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период: некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 8—9. С. 73.
2 Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 4. С. 31.
3 См., напр.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 10. С. 20—21.
служит свидетельством ее признания... Общее, т.е. обязательное для всех государств, международное право является правом обычным. Его нормы принимаются и изменяются международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств"1.
Какие конкретно нормы и положения международного трудового права, международные стандарты труда относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, не совсем ясно, и по этому вопросу нет единства мнений. Но все же можно, по нашему мнению, утверждать, что к общепризнанным принципам и нормам международно-правового регулирования труда относятся, по крайней мере, положения Всеобщей декларации прав человека, международных пактов ООН о правах человека и семи конвенций МОТ, ратификация которых объявлена первоочередной в Декларации основополагающих принципов и прав в сфере труда (1998 г.)2.
Российская Федерация ратифицировала пакты ООН о правах человека, Европейскую конвенцию о правах человека и 49 нормативных актов МОТ (48 конвенций и Протокол 1995 г. к Конвенции № 81 об инспекции труда)3.
Важно отметить то, что в числе ратифицированных нашей страной конвенций МОТ все семь основополагающих конвенций, выделенных в указанной Декларации МОТ. Это значит, что Россия выполнила минимальные требования в отношении ратификации конвенций, которые руководство МОТ предъявляет ко всем государствам — членам этой Организации.
Вместе с тем следует учитывать, что Россия, будучи членом МОТ, обязана не только осуществлять имплементацию (применение) ратифицированных конвенций, но не может игнорировать конвенции, которые она не ратифицировала, а также рекомендации МОТ.
Анализ российского законодательства показывает, что по ряду вопросов оно не полностью соответствует международным нормам труда. Имеются в нем и немало пробелов, нетерпимых с точки зрения требований международного трудового права.
Выделим наиболее существенные, по нашему мнению, моменты, относящиеся к таким несоответствиям и пробелам.
1 Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996. С. 8, 9.
2 См. с. 464 настоящей книги.
3 См. Приложение к настоящей книге.
1.Среди основных трудовых прав работников, закрепленных в ст. 2 КЗоТа РФ, отсутствует право каждого трудящегося на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи вающее достойное человека существование для него и его семьи. А между тем это право провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (п. 3 ст. 23) и в Международном пакте об эконо мических, социальных и культурных правах (ст. 7).
2.В трудовом законодательстве РФ нет общего запрета диск риминации в сфере труда и занятости. Это по сути дела наруше ние Конвенции №111 МОТ и соответствующей рекомендации.
3.В Пакте об экономических, социальных и культурных пра вах право на отдых включает вознаграждаемые праздничные дни. Европейская социальная хартия также рекомендует устанавли вать государственные оплачиваемые праздники. Это положение не реализовано в действующем российском законодательстве.
4.В КЗоТе РФ (ст. 2) провозглашается право на равное воз награждение за равный труд. Такая формулировка противоречит Конвенции МОТ № 100, которая требует установления равного вознаграждения за труд равной ценности. Последняя формули ровка в большей мере отвечает потребности борьбы с дискри минацией при оценке и оплате женского труда и обязательна для РФ, ратифицировавшей указанную Конвенцию.
5.В российском законодательстве не реализовано положение Рекомендации МОТ № 162, запретившее дискриминацию по жилых трудящихся. Такое основание дискриминации, запрещен ное законом, в РФ отсутствует.
6.В российском законодательстве не реализовано положение ст. 25 ратифицированной нашей страной Конвенции № 29 о том, что незаконное привлечение к принудительному труду пресле дуется в уголовном порядке. Такого состава преступления в дей ствующем УК РФ, как известно, нет.
7.В действующем законодательстве РФ отсутствует положе ние об обязательстве государства включать положения об усло виях труда в договоры государственного заказа, не допускаю щие ухудшение условий труда работников, занятых на предпри ятиях государственных подрядчиков, по сравнению с остальными работниками. В нашем законодательстве, таким образом, не ре ализованы важные с точки зрения защиты интересов трудящих ся положения Конвенции МОТ № 94.
8.Действующее российское законодательство о расторжении трудового договора по инициативе работодателя не в полной мере соответствует положениям Конвенции МОТ № 158 и Ре комендации МОТ № 166.
а) В законодательстве РФ отсутствует положение о том, что любой работник должен быть заблаговременно предупрежден об увольнении.
б) В российском законодательстве не реализовано положе ние ст. 5 Конвенции № 158 о запрете увольнения трудящегося за подачу жалобы на нанимателя.
в) В российском законодательстве отсутствует положение Рекомендации № 166 об обязательном освобождении трудяще гося в течение срока предупреждения об увольнении от работы на определенное время в целях поиска другой работы.
г) В российском законодательстве отсутствует предусмотрен ное Рекомендацией № 166 положение о том, что трудящимся, с которыми трудовые отношения были прекращены по причинам экономического характера, должны предоставляться преимуще ства первоочередного приема на работу.
д) В российском законодательстве отсутствует запрет на уволь нение в связи с семейными обязанностями и семейным поло жением работников. Между тем такой запрет предусмотрен Кон венциями № 156 и 158.
Отсутствие такого запрета нарушает также Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин, которая требует от ратифицировавших ее государств запрещения под угрозой применения санкций дискриминации женщин ввиду их семейного положения (п. 2 ст. 11).
е) Конвенция № 158 предусматривает, что размер выходных пособий должен зависеть от трудового стажа. Эта норма не реа лизована в российском законодательстве.
9. В российском законодательстве не реализована норма ст. 6 Рекомендации МОТ № 143, согласно которой выборные пред ставители трудящихся должны иметь преимущества при уволь нении по сокращению штатов.
10.В РФ не реализовано положение Рекомендации № 143 о предоставлении защиты лицам, которые выдвинуты кандидата ми для выборов или назначения в качестве представителей тру дящихся.
11.Согласно Рекомендации МОТ № 103, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха для несовершеннолетних работников в торговле и в учреждениях должна составлять не менее 48 часов. Между тем ст. 59 КЗоТа РФ предусматривает продолжительность еженедельного непрерывного отдыха для всех категорий работников, в том числе молодежи, не менее 42 часов.
12.Конвенция № 161 МОТ и Рекомендация № 171 МОТ пре дусматривают обязательное создание на предприятиях служб гигиены труда, в то время как российское законодательство предусматривает создание таких служб только в случае необхо димости (ст. 8 Основ законодательства РФ об охране труда).
13.Статья 13 Положения о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы, согласно которой в случае пре кращения работодателем хозяйственной деятельности или со кращения работников разрешение на привлечение иностранной рабочей силы теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано, вступает в противоречие с п. 1 ст. 8 Кон венции МОТ № 143, которая обязывает государства не лишать работников-мигрантов разрешения на жительство лишь вслед ствие прекращения их трудовой деятельности до истечения сро ка действия разрешения на работу. Таким образом, с точки зре ния требований международных стандартов потеря занятости работником-мигрантом сама по себе не должна вести к отмене вида на жительство или разрешения на право работы.
14.В российском законодательстве отсутствуют специальные меры ответственности за использование детского труда или за применение труда несовершеннолетних в областях, вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни или могу щих повредить их нормальному развитию. А между тем установ ление такой ответственности обязательно для государств, рати фицировавших Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (п. 3>ст. 10).Еще одна актуаль ная для нашей страны проблема — невыполнение на практике некоторых ратифицированных РФ конвенций МОТ. Наиболее вопиющий пример — нарушение Конвенции МОТ № 95 об ох ране заработной платы. Начиная с 1993 г. этот вопрос по жало бам российских профсоюзов является предметом неоднократ ных разбирательств в МОТ.
Интеграция России в мировое сообщество, в европейское демократическое пространство, изменение соотношения внутреннего и международного права в пользу международного, происшедшее после принятия Конституции 1993 г., необходимость формирования в России системы права, соответствующей требованиям XXI в., — все это делает чрезвычайно важными учет и соблюдение в деятельности законодательных и правоприменительных органов международных стандартов труда, особенно тех, которые обязательны для нашей страны с точки зрения требований международного права.
Между тем для российских судов и других правоприменительных органов, для работодателей и работников, их представителей проблема применения международных актов в качестве полноправных и даже приоритетных источников трудового права является абсолютно новой. Зачастую они вообще не знают даже о существовании таких актов либо не располагают их текстами. В этой связи было бы целесообразно подготовить официальное приложение к разрабатываемому новому кодификационному акту — Трудовому кодексу РФ, в котором привести тексты ратифицированных Россией международных актов, содержащих трудовые стандарты. Необходимо специальное разъяснение Пленума Верховного суда РФ о порядке применения в Российской Федерации норм международных актов о труде1.
Второй вопрос, требующий рассмотрения, касается уроков, которые могут быть извлечены нашей страной из зарубежного опыта в области правого регулирования труда.
Материалы настоящей книги наглядно свидетельствуют об общемировой тенденции к сближению национальных систем трудового права, к единству и единообразию в регулировании важнейших компонентов трудовых отношений во всемирном масштабе. В области трудового права в полной мере действует закономерность, констатируемая в литературе по теории сравнительного правоведения. "Одни и те же юридические проблемы одинаково или в значительной мере сходно решаются во всех развитых правовых системах мира"2.
Вместе с тем проведенное исследование показало своеобразие и неповторимость трудового права различных стран. Каждая национальная система трудового права — продукт исторического развития конкретной страны и отражает особенности ее истории, экономики, политической системы, структуры народного хозяйства, рабочего и профсоюзного движения, культурные и бытовые традиции, климатические и природные условия, стереотипы массового сознания. Все это в ряде случаев создает серьезные препятствия трансплантации норм и институтов трудового права одной страны в другую. Таким образом, при изучении и использовании зарубежного опыта необходимо в полной мере учитывать возможности и пределы заимствования иностранных норм и правовых институтов, непродуктивность механического копирования чужеземных моделей.
1 См.: Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право, 1996. № 1.
2 Цвайгерт К., Кёгпц X. Указ. соч. С. 59.
Важно осмыслить место, которое занимает российская национальная система трудового права в совокупности других национальных правовых систем, существующих в современном мире. Отечественное трудовое право исторически сложилось как разновидность европейской континентальной семьи и во многих отношениях близко трудовому праву Западной и особенно Восточной Европы. В некоторых отношениях трудовое право России схоже с трудовым правом стран Латинской Америки (наличие трудовых кодексов и роль трудового законодательства, высокая степень вмешательства государства в трудовые отношения).
Вместе с тем следует признать существенные отличия трудового права РФ от трудового права англосаксонского типа (значительно меньшая, чем в англосаксонских странах, роль коллективно-договорного регулирования труда, отсутствие прецедентного права и т.п.).
Мировой опыт в области правового регулирования труда — кладезь премудрости, из которого любая страна может черпать для себя много полезного и поучительного.
Проведенное в настоящей книге сравнительно-правовое исследование трудового права многих стран мира позволяет выделить некоторые наиболее ценные элементы зарубежного опыта. К ним, по мнению автора, относятся прежде всего опыт разработки и практика использования ряда юридических конструкций, норм и законодательных актов, которые либо вообще отсутствуют в отечественном трудовом праве, либо не получили должного развития. Назову важнейшие из них.
• Признание приоритета трудового права в случае конфликта законов, принадлежащих к различным правовым отрас лям.
• Законодательные акты, имеющие целью предотвратить уни жения работников в ходе процедуры найма, защитить лич ное достоинство кандидата на должность при сборе нани мателем информации о нанимающемся, обеспечить неприкосновенность личной жизни устраивающегося на работу, неразглашение его личных и семейных тайн.
• Специальная регламентация всех видов нетипичных тру довых договоров, в том числе тех, которые заключают "за емные работники".
• Дифференциация трудового права в зависимости от чис ленности работников организации, или, иными словами, адаптация трудового законодательства к условиям малых и средних предприятий.
• Теоретическая и практическая разработка конструкций приостановки, аннулирования и признания недействитель ности трудового договора.
• Регламентация "добровольного" увольнения работника, спровоцированного работодателем, с возложением на пос леднего ответственности за такое увольнение.
• Регламентация деятельности специализированных судов по трудовым делам и специальной процедуры рассмотрения трудовых споров.
• Разработка коллизионных норм для разрешения конфлик тов законов в сфере регулирования трудовых отношений.
В XXI в. ни одна страна не сможет нормально развиваться в изоляции от окружающего мира, игнорируя общемировые тенденции: глобализацию экономики и права, формирование международного рынка труда, конвергенцию различных социальных и политических систем.
В грядущее тысячелетие Россия должна войти с трудовым законодательством, учитывающим реалии и требования наступающего века. Это делает особенно необходимыми дальнейшие исследования в области сравнительного и международного трудового права и особенно приобщение к этим исследованиям молодого поколения юристов, решение вопроса о включении сравнительного и международного трудового права в качестве обязательного предмета в учебные программы юридических вузов нашей страны.
Приложение
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
—
■
Часть первая
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТРУД И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
.
АКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ1
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
(Извлечение)
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
1 См.: Международная зашита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Статья 20
Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
Статья 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Статья 23
1.Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор рабо ты, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2.Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную плату за равный труд.
3.Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетво рительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека су ществование для него самого и его семьи и дополняемое, при необхо димости, другими средствами социального обеспечения.
4.Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ
О ГРАЖДАНСКИХ
И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ1
(Извлечение)
Статья 2
1. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и
1 Международный пакт принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., ратифицирован СССР 18 сентября 1973 г.
под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
2.Если это уже не предусмотрено существующими законодательны ми или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте го сударство обязуется принять необходимые меры в соответствии со сво ими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, 'которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.
3.Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется:
a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признава емые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действо вавшими в официальном качестве;
b)обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебны ми, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;
c) обеспечить применение компетентными властями средств пра вовой защиты, когда они предоставляются.
Статья 3
Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.
Статья 8
1.Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
2.Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.
3.а) Никто не должен принуждаться к принудительному или обяза тельному труду;
b)в тех странах, где в виде наказания за преступление может на значаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, пункт 3(а) не считается препятствием для выполнения каторжных ра бот по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание;
c) термином "принудительный или обязательный труд" в настоя щем пункте не охватываются:
I) какая бы то ни было не упоминаемая в подпункте "Ь" работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;
II) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех стра нах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной служ бы по таким мотивам;
III) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвы чайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополу чию населения;
IV) какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обык новенные гражданские обязанности.
Статья 22
1.Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
2.Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в де мократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственно сти населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.
3.Ничто в настоящей статье не дает право государствам, участвую щим в Конвенции Международной организации труда 1948 года отно сительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию, при нимать законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в указанной Конвенции, или применять закон таким образом, чтобы наносился ущерб этим гарантиям.