Конвенция № 29 (1930 г.) обязывает государства упразднить применение принудительного труда во всех его формах в возможно кратчайший срок. Незаконное применение принудительного труда должно подлежать наказанию как уголовное преступление.
Конвенция определяет принудительный труд как "всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой наказания, если только данное лицо не предложило добровольно свои услуги".
Приведенное определение принудительного труда не является, однако, всеобъемлющим. Согласно Конвенции, в ряде случаев принуждение к труду законно. Пять видов деятельности, которые включают элементы принуждения, исключаются из определения принудительного труда и, следовательно, считаются законными, допустимыми, но при определенных условиях и ограничениях. Эти виды деятельности таковы:
—работа, требуемая в силу законов об обязательной воен ной службе и применяемая для работ чисто военного ха рактера;
—работа, являющаяся частью обычных гражданских обязан ностей;
—работа, требуемая в силу судебного приговора при усло вии, что эта работа будет производиться под надзором и контролем государственных властей и указанное лицо не будет передано в распоряжение частных лиц или хозяй ственных товариществ;
—работа, необходимость которой вызвана чрезвычайными (непреодолимыми) обстоятельствами;
1 В Российской Федерации в настоящее время действует 48 конвенций МОТ и Протокол к Конвенции № 81. Перечень ратифицированных РФ конвенций МОТ и их тексты приведены в Приложении к настоящей книге.
— мелкие работы для пользы коллектива, если его предста вители могут высказать свое мнение относительно целесо образности таких работ.
Допуская в ряде случаев обязательный труд, Конвенция № 29 сопровождает такое разрешение определенными условиями и ограничениями. Так, орган власти, имеющий право привлекать к принудительному труду, обязан предварительно убедиться в том, что:
—предполагаемая работа, основанная на принудительном труде, представляет прямой и важный интерес для кол лектива, который должен ее выполнять;
—работа является необходимой в настоящее или ближайшее время;
—невозможно привлечь добровольно рабочую силу для вы полнения такой работы;
—следствием этой работы не будет слишком тяжелое бремя для населения.
К обязательному труду могут быть привлечены, как правило, трудоспособные лица мужского пола 18—45 лет при уважении семейных и супружеских связей. Таким образом, привлечение к принудительному труду женщин, молодежи, пожилых людей, инвалидов во всех случаях не должно допускаться. Это также относится к ученикам и учителям средних школ, к административному персоналу. Доля населения, которую разрешено одновременно направить на принудительные работы, не может превысить 25%. Максимальный срок трудовой повинности для каждого отдельного лица — 60 дней в году. Условия труда лиц, привлеченных к обязательному труду (заработная плата, рабочее время, время отдыха и т.п.), должны быть такими же, как и для лиц, работающих по вольному найму. Принудительный труд не применяется для выполнения подземных работ. Запрещен принудительный труд как средство коллективного наказания. Любой трудящийся, который по истечении срока принудительного труда пожелает остаться на том же месте в качестве свободного работника, имеет право это сделать.
Конвенция № 105 (1957 г.) ужесточает запреты принудительного труда по сравнению с Конвенцией № 29 и расширяет круг обязательств государств по устранению принудительного труда. Она требует немедленной и полной отмены любых форм принудительного труда по перечисленным в Конвенции основаниям. Запрет принудительного труда рассматривается в контексте за-
щиты прав человека, его свободы, в частности, от экономического и социального давления.
Специально перечислены виды труда, которые квалифицируются как принудительный труд:
—в качестве средства политического воздействия или вос питания или в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политиче ской, социальной или экономической системе;
—в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития страны;
—в качестве средства для поддержания трудовой дисципли ны;
—в качестве средства наказания за участие в забастовке;
—в качестве меры дискриминации по признакам расовой, национальной, социальной принадлежности, вероиспове дания и религиозной принадлежности.
Рекомендация № 35 призывает государства в дополнение к обязательствам, установленным в Конвенции № 29, избегать какого-либо косвенного принуждения к труду, т.е. мер, искусственно усиливающих давление на население с целью заставить искать работу по найму. Это, в частности, обложение населения такими налогами, которые привели бы к тому, что население было бы вынуждено искать работу по найму на частных предприятиях; введение таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли; злонамеренное расширение общепринятого понятия "бродяжничество". Особо предлагается избегать каких-либо ограничений добровольного перемещения рабочей силы из одного вида занятости в другой или из одного района в другой, что могло бы иметь косвенным результатом принуждение трудящихся поступать на работу в определенные отрасли хозяйства или районы.
Рекомендация № 36 предлагает принимать все возможные меры к тому, чтобы трудящиеся, занятые обязательным трудом, не подвергались соблазнам в отношении алкоголя.
Нормы, касающиеся запрета принудительного труда, имеются в Рекомендации МОТ № 136 о специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития. Участие в таких программах должно быть добровольным. Исключения могут быть допущены только посредством законо-
дательных мер и в тех случаях, когда имеется полное соответствие с положениями международных конвенций о принудительном труде и о политике в области занятости.
Рекомендация допускает нарушение принципа добровольности в отношении:
—программ общего образования и профессионального обу чения, предусматривающих привлечение в обязательном порядке безработной молодежи к обучению в течение оп ределенного периода после достижения возраста оконча ния школьного образования;
—программ для молодежи, которая приняла на себя обяза тельство работать в течение определенного периода в ка честве предварительного условия для получения образова ния или технической квалификации.
Контрольно-надзорные органы МОТ выделяют несколько наиболее распространенных на практике видов принудительного труда, нарушающих конвенции МОТ, к которым относятся:
1) принудительный труд за долги (пеонаж); 2) работа заключенных; 3) принудительный труд в качестве инструмента обеспечения установленной в законодательстве обязанности трудиться; 4) принудительный труд как разновидность наказания.
Комитет экспертов МОТ указывал на ряд стран, которые использовали принудительный труд как средство укрепления трудовой дисциплины. В числе нарушителей фигурировал и СССР. До 1992 г. в ст. 135 КЗоТа РСФСР в числе мер дисциплинарного взыскания был перевод на нижеоплачиваемую работу до 3 месяцев или смещение на нижеоплачиваемую работу на тот же срок, причем в период применения наказания запрещено увольнение по собственному желанию. Это было расценено как нарушение Конвенции № 105. Законом РФ от 25 сентября 1992 г. этот вид взыскания за нарушение трудовой дисциплины отменен.
Вместе с тем, по мнению Комитета экспертов МОТ, Конвенция № 105 не защищает лиц, нарушающих трудовую дисциплину, которые дезорганизуют работы, относящиеся к существенным услугам, или создают угрозу жизни и здоровью других людей. Но в этом случае должна существовать реальная угроза, а не мелкие нарушения, причем работник должен иметь право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом в разумные сроки.
Комитет экспертов МОТ расценил как осуществление принудительного труда принятые в ряде стран законы о борьбе с тунеядцами. Однако Комитет указал, что законодательные по-
ложения относительно бродяжничества и аналогичных нарушений, имеющие целью защитить общество от нарушителей общественного порядка и спокойствия со стороны лиц, которые отказываются трудиться, не противоречат конвенциям МОТ.
Комитет экспертов МОТуказал на то, что законы отдельных стран не определяют с достаточной степенью ясности критерии тунеядства, кроме самого факта отказа от работы. И здесь возможны злоупотребления. Оценка в качестве тунеядцев и репрессии в отношении лиц, которые живут за счет наследства, супруга, родителей и т.п., представляют собой, с точки зрения экспертов МОТ, нарушение конвенций о запрете принудительного труда.
Равенство работников и запрет дискриминации.Международные стандарты, касающиеся равенства в труде, относятся к числу первостепенных. Дискриминация работников обесценивает в значительной мере запрет принудительного труда, поскольку лишает жертв дискриминации свободы выбора. Дискриминация унижает человеческое достоинство работников, развращает их сознание, создает напряженность в сфере трудовых отношений, питает враждебность одних групп работников в отношении других и, наконец, несовместима с социальным миром и даже создает в ряде случаев опасность международных столкновений, т.е. таит угрозу миру во всем мире.
Неудивительно, что в актах МОТ имеется большое число норм и положений, направленных против дискриминации в сфере труда. Этому посвящены Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Конвенция № 156 о трудящихся с семейными обязанностями, Конвенция № 100 о равном вознаграждении, Рекомендации № 165 о трудящихся с семейными обязанностями, Рекомендация № 90 о равном вознаграждении, Рекомендация № 162 о пожилых трудящихся.
Наиболее общим по содержанию документом является Конвенция № 111. Она обязывает государства определить и проводить национальную политику, направленную на поощрение равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации.
Дискриминация подразумевает:
а) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, приводящие к уничтожению или нару-
шению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;
б) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящие к тем же результатам.
Отметим, что, по общепринятому толкованию, Конвенция № 111 запрещает не только прямую дискриминацию (когда устанавливаются откровенно дискриминационные положения), но и косвенную (когда дискриминация возникает как объективное последствие мер, которые вводятся и применяются для всех категорий трудящихся без каких бы то ни было различий).
Конвенция № 111 запрещает дискриминацию по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения. Конвенция № 168 дополнительно запретила осуществлять дискриминацию по возрасту и в связи с утратой трудоспособности. И наконец, Рекомендация № 162 призывает государства принять меры по недопущению дискриминации пожилых трудящихся.
Разумеется, государства могут расширить перечень мотивов, по которым не допускается дискриминация. Так, некоторые государства дополнительно запрещают дискриминацию сексуальных меньшинств, больных СПИДом.
С точки зрения МОТ (Конвенция № 117) целью социальной политики является ликвидация дискриминации работников применительно ко всем аспектам труда и трудовых отношений, а именно:
—допуска на государственную или частную службу;
—условий найма и продвижения по службе;
—возможностей для профессионального обучения;
—условий труда;
—мероприятий по здравоохранению, охране труда и обес печению благосостояния трудящихся;
—дисциплины;
—участия в переговорах о заключении коллективных дого воров;
—ставок заработной платы, которые определяются в соот ветствии с принципом равной платы за труд равной цен ности на одинаковых операциях и предприятиях.
Конвенция № 111 исключает из понятия дискриминации:
— любое различие, недопущение или предпочтение, осно ванное на специфических требованиях работы;
— любые меры, направленные против лица, в отношении которого имеются обоснованные подозрения или доказано, что оно занимается деятельностью, подрывающей безопасность государства, при условии, что заинтересованное лицо имеет право обращения в компетентный орган, созданный в соответствии с национальной практикой. Данное положение толкуется таким образом, что, во-первых, должны существовать серьезные подозрения о конкретной деятельности конкретного лица, а не сам факт его принадлежности к определенной расе, национальности, партии или иной группе и, во-вторых, компетентный орган, созданный для рассмотрения жалобы данного лица, должен быть независимым от административных властей, находиться в иерархической структуре выше того органа, чье решение обжалуется, обеспечивать гарантии независимости и беспристрастности, обосновывать свое решение серьезными аргументами и давать возможность жалобщику изложить свою позицию.
Не рассматриваются как дискриминация меры социальной защиты, направленные на удовлетворение особых нужд лиц, которые по соображениям пола, возраста, физической неполноценности, семейных обстоятельств или социального или культурного уровня признаются нуждающимися в особой защите или помощи.
В отношении инвалидов это специально отмечено в Конвенции МОТ № 159, согласно которой позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для инвалидов и других трудящихся, не считаются дискриминацией последних (ст. 4).
В этой связи возникает вопрос о законности так называемой дискриминации наоборот, когда определенное число рабочих мест выделяется группам, подвергшимся ранее дискриминации, для того, чтобы улучшить перспективы получения ими работы и социального продвижения.
С позиции международного трудового права меры такого рода не должны рассматриваться как дискриминация, если они направлены на то, чтобы обеспечить равновесие между различными группами и защиту меньшинств или компенсировать дискриминацию в отношении более отсталых экономических групп населения. Совместимость таких мер с конвенциями МОТ в значительной мере зависит от фактической ситуации, которая оправдывала бы их применение на практике1.
1 См.: Valticos N. International Labour Law. Deventer, 1979. P. 108—109.
Конвенция МОТ № 100 обязывает государства использовать национальные методы установления ставок вознаграждения с целью обеспечивать применение принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Иными словами, ставки вознаграждения должны определяться без дискриминации по признаку пола.
Отметим, что данная конвенция использует понятие "труд равной ценности", которое имеет более широкое значение, чем "равный труд", и направлено на то, чтобы предотвратить косвенные ограничения принципа равенства вознаграждения, возможного при применении понятия "равное вознаграждение за равный труд". При применении последнего понятия возможна дискриминация женщин в отношении размера заработной платы под тем предлогом, что специфически женский труд не равен мужскому (меньше физические нагрузки и т.п.).
В международных документах встречаются и то и другое понятия. Понятие "труд равной ценности" применяется в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Во Всеобщей декларации прав человека используется понятие "равный труд".
Применение понятия "труд равной ценности" предполагает сравнение различных типов работ, при котором пол работника не должен приниматься во внимание. Различие в ставках вознаграждения, которое соответствует разнице, вытекающей из объективной оценки исполняемой работы, не рассматривается при этом как противоречащее принципу равного вознаграждения мужчин и женщин.
Понятие вознаграждения применительно к Конвенции № 100 включает основную или минимальную заработную плату и всякое другое вознаграждение, предоставляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре.
Наряду с универсальными актами МОТ о равенстве в сфере труда действует немало конвенций и рекомендаций, которые относятся к определенным категориям трудящихся: работникам-мигрантам, лицам с семейными обязанностями, морякам, сельскохозяйственным рабочим, представителям коренного населения. Так, Конвенция № 156 имеет целью обеспечить равное обращение и равные возможности для трудящихся (как мужчин, так и женщин) с семейными обязанностями. К ним относятся работники, имеющие семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей или других ближайших родственников — членов семьи, которые нуждаются в уходе или помощи, когда такие обязанности ограничивают возможности
профессиональной подготовки, участия или продвижения в трудовой деятельности.
Конвенция обязывает государства принять меры к тому, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнить оплачиваемую работу, могли делать это, не подвергаясь дискриминации, и, насколько это возможно, гармонично сочетать профессиональные и семейные обязанности.
Должны быть приняты меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, с тем чтобы трудящиеся с семейными обязанностями могли осуществлять право на свободный выбор работы и чтобы принимались во внимание их потребности в сфере занятости. Должны также применяться меры, в том числе в области профессиональной ориентации и подготовки, которые позволили бы трудящимся с семейными обязанностями нормально трудиться, а также возобновлять трудовую деятельность после отсутствия на работе в связи с выполнением своих обязанностей. Наличие семейных обязанностей не может служить основанием для увольнения.
Рекомендация № 165 призывает не допускать прямой или косвенной дискриминации, основанной на признаках семейного положения. В частности, семейное положение или семейные обязанности не должны служить сами по себе основанием для отказа в предоставлении работы или для прекращения трудовых отношений. В указанной Рекомендации предусмотрен комплекс мер — своего рода государственная программа оказания помощи трудящимся с семейными обязанностями в области профессиональной подготовки, условий труда, социального обеспечения и обслуживания; предусмотрена организация соответствующих государственных и общественных учреждений и служб. В числе прочего предлагается постепенное сокращение продолжительности рабочего времени, сверхурочной работы, более гибкое регулирование графиков работы, отпусков. Трудящийся (мужчина или женщина), на иждивении которого находится ребенок, должен в случае болезни последнего иметь возможность получения отпуска. Трудящийся с семейными обязанностями должен также иметь возможность получения отпуска в случае болезни ближайшего родственника — члена его семьи, который нуждается в его уходе или помощи.
Конвенция № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, требует от соответствующих правительств в рамках национального законодательства принятия специальных мер в отношении найма и условий занятости трудящихся из коренных народов, если они не получают эффективной
Киселев И. Я. 473
защиты по законам, распространяющимся на всех трудящихся. Правительства должны делать все возможное для недопущения дискриминации трудящихся, принадлежащих к соответствующим народам, в частности, в отношении доступа к занятости, включая квалифицированный труд, а также мер по профессиональному росту, равного вознаграждения за труд равной ценности, безопасности и гигиены труда, права на объединение и на свободное участие в любой законной профсоюзной деятельности, а также права заключать коллективные договоры.
Правительственная политика должна обеспечить достижение следующих главных целей:
—чтобы трудящиеся, принадлежащие к соответствующим народам, пользовались защитой, предоставляемой нацио нальным законодательством другим трудящимся, и чтобы они получали полную информацию об имеющихся у них правах по трудовому законодательству, а также о средствах защиты этих прав;
—чтобы трудящиеся, принадлежащие к соответствующим народам, не ставились в условия, представляющие опас ность для их здоровья, в частности, в связи с воздействи ем пестицидов и других токсических веществ; чтобы тру дящиеся, принадлежащие к соответствующим народам, не были объектом систем принудительного найма, включая кабальный труд и другие формы долговой зависимости. Привлечение лиц, принадлежащих к соответствующим народам, к принудительному выполнению каких-либо личных услуг в любой форме, оплачиваемых и неоплачи ваемых, запрещается и подлежит наказанию.
Среди всех групп национального сообщества и особенно среди групп населения, имеющих непосредственные контакты с соответствующими народами, должны осуществляться меры просветительского характера с целью искоренения предубеждений, которые они могут питать по отношению к этим народам. При применении к соответствующим народам национальных законов, в том числе трудовых, должны учитываться их обычаи или обычное право.
Главные антидискриминационные конвенции МОТ (№ 111, 100) дополняются антидискриминационными рекомендациями (№ 111 и 90).
В Рекомендации № 111 установлено, что все лица должны без дискриминации пользоваться равенством возможностей и обращения в отношении доступа к учреждениям, ведающим
профессиональной ориентацией и трудоустройством, доступа по собственному выбору к обучению и работе на основании личных склонностей.
Профсоюзы и организации предпринимателей не должны допускать дискриминацию в отношении принятия в состав своих членов, сохранения членства или участия в своей деятельности.
Рекомендация № 90 содержит дополнительные предложения относительно применения принципа равенства вознафаждения. В частности, детализируются меры, которые должны быть приняты правительством в тех областях, где оно осуществляет прямой или косвенный контроль (трудоустройство, профессиональная ориентация, социальные услуги, научные исследования и т. д.).
В заключение рассмотрим положения Рекомендации № 162, которая предлагает государствам специально запретить дискриминацию пожилых трудящихся. Возрастные категории, относящиеся к пожилым, определяет каждая страна в соответствии с национальным законодательством, практикой и местными условиями.
Выход на пенсию по возможности осуществляется на добровольной основе. Пожилые трудящиеся должны пользоваться равенством возможностей и обращения во всех сферах труда и занятости. Это относится к доступу к работе по их выбору, хотя в исключительных случаях могут устанавливаться возрастные ограничения для некоторых видов работ.
Запрет дискриминации не должен неблагоприятно отражаться на признанных необходимыми специальных мерах защиты или помощи пожилым трудящимся, т.е. в данном случае, согласно общепринятому толкованию, допустима "позитивная дискриминация".
С точки зрения МОТ обеспечение равенства в сфере труда должно включать принятие мер по предотвращению сексуальных приставаний. Позиция МОТ по данному вопросу нашла отражение в Резолюции, одобренной 71-й сессией МОТ в 1985 г. В этой Резолюции сексуальные приставания определяются как нежелательное сексуальное внимание, которое проявляется в оскорбительных замечаниях, пошлых шутках, неуместных комментариях по поводу одежды, внешнего вида какого-либо лица, его семейного положения, снисходительное или патерналистское отношение, унижающее человеческое достоинство, похотливые взгляды, соответствующие жесты. Все эти действия могут рассматриваться как сексуальные приставания, если они дают понять объекту приставаний, что от его соответствующего поведения зависят условия найма и сам наем на работу, разного рода льготы и блага.
В настоящее время обсуждается вопрос о необходимости принятия МОТ нормативного акта, который должен отразить новеллы в законодательстве многих стран, поставивших сексуальные приставания вне закона и установивших ответственность за них.
Право на объединение. Защита прав профсоюзов, представителей работников на предприятиях.В актах МОТ содержится основной массив норм и положений, касающихся права на объединение, защиты профсоюзных прав. В этой области действуют две главные конвенции универсального значения: Конвенция № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию и Конвенция № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров.
В Конвенции № 87 свобода ассоциаций понимается как право трудящихся и предпринимателей образовывать организации (союзы, ассоциации) по своему выбору и без предварительного разрешения, а также право вступать в такие организации при единственном условии — подчинении уставам этих организаций. Указанные организации:
—имеют право вырабатывать уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и фор мулировать программу действий. При этом государствен ные власти должны воздерживаться от вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению;
—не подлежат роспуску или временному запрещению в ад министративном порядке;
—могут создавать федерации и конфедерации, а также при соединяться к ним, и каждая такая организация имеет право вступать в международные организации трудящихся и предпринимателей.
Возникает вопрос о том, как соотносится положение Конвенции № 87 о независимости профсоюзов с существующим во многих странах законодательством, устанавливающим обязательное содержание профсоюзных уставов, обязательства профсоюзов отчитываться перед государственными органами о своих внут-рипрофсоюзных делах, особенно о финансовой деятельности.
По общепринятому толкованию, определение в законодательстве содержания профсоюзных уставов совместимо с международными трудовыми стандартами, если это имеет целью защиту индивидуальных членов профсоюза, не противоречит свободе
ассоциации и если одобрение уставов профсоюзов не является прерогативой государственных властей. Что касается профсоюзной отчетности, то она не противоречит свободе ассоциации, если лицо, которому профсоюзы представляют отчеты, имеет определенную самостоятельность и подлежит судебному контролю. Приобретение прав юридического лица организациями трудящихся и предпринимателей, их федерациями и конфедерациями не может быть подчинено ограничительным условиям, способным воспрепятствовать осуществлению ими прав.
Трудящиеся, предприниматели и их организации (так же как и другие лица и организованные коллективы) должны соблюдать законность. В свою очередь национальное законодательство не может затрагивать гарантий, предусмотренных конвенцией; оно определяет, в какой мере эти гарантии применяются к вооруженным силам и полиции. Только в отношении этих двух категорий государства могут решать, применять ли к ним Конвенцию № 87. Все остальные трудящиеся как частного, так и государственного секторов (вне зависимости от сферы деятельности, пола, цвета кожи, взглядов, национальности и политических убеждений) попадают в полной мере в сферу действия данной Конвенции.
Конвенция № 87 допускает профсоюзный плюрализм, но не делает его обязательным. В соответствии с принятым толкованием профсоюзная монополия, противоречащая Конвенции МОТ № 87, возникает лишь тогда, когда единственная профсоюзная организация конституируется и поддерживается законодательством, но не тогда, когда единый профсоюз существует на практике, поскольку работники добровольно объединяются в единую профсоюзную организацию. Не противоречит положениям Конвенции № 87 и тот факт, что за наиболее представительными профсоюзами признаются специальные права (прежде всего в отношении коллективных договоров) при условии, что процедура определения наиболее представительных профсоюзов носит объективный характер, периодически пересматривается и не препятствует нормальному функционированию всех других профсоюзов.
В отношении процедуры определения наиболее представительных профсоюзов имеется норма Рекомендации № 159, относящаяся к профсоюзам государственных служащих. Согласно этой Рекомендации, определение наиболее представительного профсоюза должно основываться на объективных и заранее определенных критериях и не способствовать росту одних организаций за счет других.
Надзорные инстанции МОТ считают, что общий запрет в национальном законодательстве политической активности профсоюзов противоречит Конвенции № 87, так как на практике трудно различить экономические и политические аспекты в деятельности профсоюзов.