Пакт об экономических, социальных и культурных правах расшифровывает понятие "право на справедливые и благоприятные условия труда", включая в это понятие справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности; вознаграждение, обеспечивающее удовлетворительное существование для трудящихся и их семей; условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; одинаковую для всех возможность продвижения в работе; отдых и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.
Всеобщая декларация прав человека провозглашает свободу ассоциаций и подчеркивает, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Как отдельное право провозглашено также право каждого человека создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов.
В Пакте о гражданских и политических правах содержится положение о праве каждого человека на свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Это право может быть законодательно ограничено лишь для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах выделено право на объединение в профсоюзы, которое получило в данном документе более детальную расшифровку. Там отмечено три аспекта этого права:
—право каждого человека для защиты своих экономических и социальных интересов создавать профессиональные со юзы и вступать в них по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организа ции. Пользование указанным правом не подлежит ника- ким ограничениям, кроме тех, которые предусматрива ются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и сво бод других;
—право профсоюзов образовывать национальные федерации и конфедерации и право этих последних основывать меж дународные профессиональные организации или присо единяться к таковым;
—право профсоюзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмат риваются законом.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах провозглашает право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны; не препятствует введению законных ограничений пользования профсоюзными правами, правом на забастовку для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства.
Равенство в отношении осуществления прав и свобод человека, равенство всех перед законом и право каждого на равную защиту закона провозглашены как в Декларации, так и в пактах. Это относится и к правам в сфере труда.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах кроме провозглашения равенства всех перед законом и запрещения дискриминации специально подчеркивается равенство в отношении заработной платы (равное вознаграждение за труд равной ценности). В право на справедливые и благоприятные условия труда включают одинаковую для всех возможность продвижения по работе на более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.
В Пакте об экономических, социальных и культурных правах содержатся важные положения, касающиеся труда несовершеннолетних и женщин-матерей. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в областях, вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни или могущих повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.
Охрана труда женщин-матерей включает предоставление им оплачиваемого отпуска по беременности и родам в течение разумного периода.
§ 2. ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ РАБОТНИКОВ
ПО МОТИВАМ ПОЛА И РАСЫ,
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ-МИГРАНТОВ,
ЗАЩИТА ИХ СОЦИАЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ПРАВ
Рассмотренные выше акты являются главным, но не единственным вкладом ООН в создание международных социально-трудовых стандартов.
Важные нормы принципиального характера содержатся в конвенциях ООН о ликвидации расовой дискриминации, дискриминации женщин и о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., ратифицированная СССР 19 декабря 1980 г.1, возлагает на ратифицировавшие ее государства особые обязательства в отношении ликвидации дискриминации женщин в области занятости и обеспечения трудящимся женщинам равных прав с мужчинами.
Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации принята ООН 7 марта 1966 г. и ратифицирована СССР 22 января 1969 г.2
Она обязывает ратифицировавшие ее государства запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в частности, при реализации трудовых прав.
1 Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII. М, 1983. С. 26—36.
2 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключен ных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI. М., 1973. С. 109—118.
В свете указанной Конвенции следует считать незаконными требования работодателей при приеме на работу или впоследствии сведений о национальном или этническом происхождении работника.
Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей одобрена 45-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 г. (Конвенция не ратифицирована РФ). Она содержит следующие основные положения.
• Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право быть полностью информированными государством происхож дения или государством работы по найму еще до своего отъезда или самое позднее в момент их въезда в государ ство работы по найму о всех условиях их допуска и, в час тности, об условиях их пребывания и оплачиваемой дея тельности, которой они могут заниматься, а также отно сительно требований, которые они должны соблюдать в государстве работы по найму, и относительно органа, в который они должны обращаться с целью какого-либо изменения этих условий.
• Запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и тру довых отношений; установлено, что они пользуются не менее благоприятным обращением, чем то, которое при меняется к гражданам государства работы по найму. Это относится как к индивидуальным, так и к коллективным трудовым правам. Трудящиеся-мигранты и члены их семей пользуются правом свободного передвижения по террито рии государства работы по найму и свободой выбора мес тожительства в нем.
• Трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в государстве работы по найму.
• В странах, где прием на работы трудящихся-мигрантов со пряжен с ограничениями, эти последние должны пере стать применяться к трудящимся-мигрантам, прожившим в стране трудоустройства более пяти лет. Трудящийся-мигрант не должен лишаться права на про живание или получение работы или высылаться из госу дарства приема только на основании невыполнения обя зательств, вытекающих из трудового договора, если только выполнение такого обязательства не представляло собой одно из условий получения разрешения на работу.
По окончании пребывания в стране работы по найму работник-мигрант и члены его семьи имеют право перевести все свои заработки и сбережения на родину и вывезти
свое личное имущество и вещи. Высылка из страны не лишает работника-мигранта причитающейся ему заработной планы и иных выплат.
• Государства работы по найму должны в случае необходи мости выдавать работникам-мигрантам разрешения на вре менное отсутствие в стране приема, учитывая их особые потребности и обязанности в отношении государства про исхождения. Это не должно влиять на разрешение пребы вания и на работу в стране приема.
• В случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения брака государство работы по найму должно положительно решить вопрос о предоставлении членам семьи этого миг ранта разрешения на жительство.
• Работник-мигрант и члены его семьи имеют право в лю бой момент въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.
• В отношении трудящихся-мигрантов, которые получили ограниченное по срокам разрешение на работу, государ ство работы по найму может:
—предоставлять право свободного выбора деятельности при условии, что трудящийся-мигрант законно проживал на территории государства работы по найму в течение пре дусмотренного в его национальном законодательстве пе риода, который не должен превышать двух лет;
—ограничивать доступ трудящегося-мигранта к трудовой деятельности ввиду предоставления приоритета местным гражданам. Однако любое такое ограничение неприме нимо к трудящемуся-мигранту, законно проживающему на территории страны приема в течение предусмотрен ного в национальном законодательстве периода, кото рый не должен превышать пяти лет.
Конвенция ООН следующим образом решает вопрос о пребывании работника-мигранта в стране приема, если его трудовая деятельность по тем или иным причинам прекращается до истечения срока разрешения на пребывание в стране.
Здесь предусмотрены два варианта.
Работники-мигранты, которым разрешено свободно выбирать вид трудовой деятельности, не считаются утратившими постоянный статус или выданное им разрешение на жительство, если прекращают работу. Разрешение на жительство не аннулируется по крайней мере на протяжении срока, в течение которого они могут иметь право на получение пособия по безработице.
Работники-мигранты, которым не разрешено выбирать трудовую деятельность, не теряют разрешения на жительство в случае прекращения этой деятельности до истечения срока разрешения на работу, за исключением случаев, когда в разрешении на жительство специально оговаривается конкретная трудовая деятельность, для занятия которой они были допущены. Такие работники имеют право на поиски другой работы по найму, на участие в общественных работах, на переподготовку в течение оставшегося периода действия их разрешения на работу.
Конвенция предусматривает образование международного Комитета по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны регулярно предоставлять в этот Комитет доклады о выполнении своих обязательств. Комитет вправе рассматривать жалобы, в том числе индивидуальные, на нарушения государствами положений Конвенции.
Глава 2 СТАНДАРТЫ МОТ
§ 1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОТ
И ЕЕНОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наибольшее число нормативных положений, относящихся к труду, содержат устав и акты МОТ — организации, специально созданной для решения задач, связанных с трудом, главного центра международной нормативной деятельности по вопросам труда.
МОТ имеет статус специализированного учреждения ООН, связанного с ней особым соглашением. Это соглашение признало за МОТ основную ответственность за деятельность в области международных трудовых и социальных проблем.
Поскольку формирование международных трудовых стандартов — это прежде всего и главным образом результат деятельности МОТ, рассмотрим в самых общих чертах вопрос о структуре и об особенностях функционирования этой организации, о порядке принятия МОТ трудовых норм, механизме надзора и контроля за их соблюдением.
МОТ была создана в 1919 г. как специализированное учреждение Лиги Наций — международной организации, образованной после окончания первой мировой войны. В настоящее время в МОТ входят 174 государства. СССР входил в МОТ с 1934 по 1940 г. и с 1954г.
Киселев и. я. 457
Структура МОТ включает: Международную конференцию труда (Генеральную конференцию МОТ), Административный совет и Международное бюро труда (МБТ).
Международная конференция труда собирается на сессии ежегодно. Это главный орган МОТ, включающий представителей всех государств—членов этой организации. Каждая делегация на Международную конференцию труда состоит из четырех человек: двух правительственных делегатов; одного делегата от работников, назначаемого по согласованию с наиболее представительными профсоюзами; одного делегата от предпринимателей, назначаемого по согласованию с наиболее представительными организациями предпринимателей. Каждый делегат голосует в индивидуальном порядке.
С 1919 по 2000 г. состоялось 87 сессий Международной конференции труда (МКТ).
Административный совет, избираемый на Международной конференции труда, состоит из 56 человек: 28 человек представляют правительства; 14 — предпринимателей и 14 — трудящихся.
МБТ — постоянный секретариат МОТ во главе с Генеральным директором, назначаемым Административным советом. Персонал МБТ формируется Генеральным директором согласно правилам, утвержденным Административным советом.
Характерная особенность структуры МОТ — трипартизм, т.е. формирование почти всех органов МОТ на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников по формуле 2+1 + 1 или 1+1 + 1.
Идея трипартизма считается важным вкладом МОТ в социальную организацию и в социальную теорию. С помощью трипартизма правительство координирует и объединяет две силы, за которыми стоят два главных фактора производства: труд и капитал.
Трипартизм препятствует принятию решений технократического характера и обеспечивает демократический контроль за деятельностью МОТ.
Нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций. Число их к 1999 г. достигло 370 (181 конвенция и 189 рекомендаций).
Конвенции и рекомендации МОТ принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных сессиях МКТ. МБТ готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика различных стран. Каждая конвенция (рекомендация) обсужда-
ется специальным комитетом, сформированным Конференцией, и должна быть одобрена большинством в 2/3 присутствующих делегатов.
Хотя процедура обсуждения и принятия конвенций и рекомендаций одинакова, их юридическая сила и порядок применения различны.
Конвенция после ее ратификации обычно двумя государствами — членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие ее государства.
В случае ратификации конвенции государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в МОТ один раз в 2—5 лет в зависимости от важности конвенции доклады относительно принятых мер для эффективного применения ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязанность информировать по запросам Административного совета о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы.
Конвенции МОТ содержат правила о порядке их денонсации.
Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Она представляет собой обращенное к государствам пожелание, предложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендация содержит материал для ориентации в мировом опыте, необходимый для совершенствования национального законодательства. Иными словами, рекомендация — источник информации и возможная модель для совершенствования национального законодательства. Рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенций, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании тех или иных международных норм.
Рекомендация (как и конвенция) должна быть представлена правительством государства—члена МОТ на рассмотрение компетентных властей для придания рекомендации силы путем принятия закона или иным путем, при этом МОТ должна быть информирована о результатах такого рассмотрения. В дальнейшем государства должны предоставлять в МОТ такую же информацию относительно реализации рекомендаций и нератифициро-ванных конвенций. В настоящее время в МОТ обсуждается воп-
рос о повышении роли рекомендаций как одного из важнейших источников международно-правового регулирования труда1.
Согласно Уставу, принятие государством конвенции или рекомендации МОТ не может ухудшать во вред работникам действовавшее в данной стране законодательство.
Устав МОТ устанавливает порядок пересмотра устаревших международных актов. В настоящее время примерно 50 конвенций МОТ пересмотрены последующими конвенциями. При принятии пересмотренной конвенции Международная конференция труда каждый раз решает, закрыта ли прежняя конвенция для ратификации и означает ли ратификация пересмотренной конвенции денонсацию прежней.
В качестве альтернативы принятию новой, т.е. пересмотренной, конвенции (особенно когда изменение текста конвенции незначительно) используется такая форма международного акта, как протокол.
Принятие протокола упрощает во многих отношениях процедуру изменения конвенции, в частности отпадает предусмотренная во многих случаях необходимость одновременного существования двух текстов конвенции, старого и переработанного. Конвенция и протокол к ней как бы составляют единое целое. Протокол, как и любая конвенция, должен быть одобрен 2/3 голосов делегатов Международной конференции труда и подлежит ратификации государствами—членами МОТ.
Устав МОТ устанавливает порядок международного контроля за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций. Механизм контроля включает прежде всего деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых Административным советом в личном качестве, и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.
Доклады правительств о применении конвенций и рекомендаций первоначально рассматриваются Комитетом экспертов. Он либо формулирует в своем ежегодном докладе замечания, относящиеся к тем или иным правительствам, либо направляет им запросы. Комитет публикует также периодические обзоры о применении в различных странах отдельных конвенций или их групп.
1 Нормотворческая деятельность МОТ в эпоху глобализации: Доклад Генерального директора МБТ 85-й сессии МКТ. Женева, 1997. С. 54—64.
Ежегодные доклады Комитета экспертов передаются в Комитет по применению конвенций и рекомендаций, который формируется на каждой сессии МКТ. Этот последний Комитет обсуждает доклад Комитета экспертов, в случаях необходимости требует объяснений от соответствующих правительств, посылает представителей МОТ (с согласия правительств) в те государства, где допускаются нарушения международных трудовых стандартов, для рассмотрения на месте положения дел.
Механизм контроля включает также рассмотрение жалоб на нарушения государствами обязательств по соблюдению международных трудовых стандартов. Установлено четыре способа рассмотрения таких жалоб.
Профсоюз либо организация предпринимателей государств-членов МОТ может направить представление на любое государство, входящее в МОТ. Такое представление — это по сути жалоба на государство в связи с невыполнением им обязательств по ратифицированной конвенции. Представление рассматривается в трехстороннем комитете, сформированном Административным советом. Заключение и рекомендация этого комитета могут быть опубликованы.
Существует еще один канал рассмотрения жалоб. Любое государство—член МОТ может направить жалобу против другого государства—члена МОТ, которое, по мнению государства-жалобщика, не обеспечивает соблюдения ратифицированной обоими этими государствами конвенции. Жалоба передается на рассмотрение образуемой Административным советом Комиссии по расследованию, состоящей из независимых, беспристрастных лиц, пользующихся высокой международной репутацией. Комиссия оценивает письменные показания, заслушивает свидетелей, посещает соответствующую страну для ознакомления с ситуацией на месте. Заключение и рекомендации Комиссии публикуются в Официальном бюллетене МОТ. Выводы Комиссии могут быть обжалованы в Международный суд, чье решение окончательно.
Если государство — член МОТ отказывается выполнять рекомендации Комиссии или решение Международного суда, Административный совет может рекомендовать Международной конференции труда принять решение об оказании давления на это государство. Какое конкретно давление? Об этом Устав умалчивает. Теоретически возможны любые санкции, в том числе исключение из МОТ или приостановка членства. Однако на практике "МОТ не стремится к использованию мер принуждения. Она обращается к сознательности правительств, надеется на силу
общественного мнения, влияние других правительств и социальных партнеров в деле обеспечения применения норм. Единственная санкция, допускаемая МОТ, — это санкция моральная, санкция общественного мнения"1.
Устав МОТ устанавливает особую процедуру рассмотрения жалоб на нарушение государствами — членами МОТ свободы объединения. Эта жалоба разбирается в Комитете по свободе объединений — постоянном трехстороннем органе, существующем при Административном совете. Он состоит из 9 человек— членов Административного совета во главе с независимым председателем.
Административный совет может в любом случае передать направленную ему жалобу на рассмотрение специально созданной Комиссии по расследованию и примирению. Она состоит из независимых лиц по назначению Административного совета.
В процессе рассмотрения жалоб и другой деятельности контрольно-надзорных органов МОТ многие конвенции и рекомендации получили толкование, представляющее важное дополнение к тексту этих актов.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что применение (имплементация) актов МОТ в национальное право осуществляется следующими способами.
• Прямое применение международных норм в случае рати фикации государством конвенции МОТ. Это предусмотре но в РФ, Франции, Нидерландах, Швейцарии, Бельгии, Люксембурге, Мексике.
• Изменение в законодательстве в связи с желанием рати фицировать международный договор (конвенцию) и при вести заранее (еще до ратификации) внутреннее законо дательство в соответствие с положением договора.
• Учет замечаний надзорных органов МОТ в связи с пред ставлением правительствами периодических докладов о со блюдении ратифицированных и нератифицированных ре комендаций МОТ.
• Включение в текст национальных законов положений ра тифицированных и нератифицированных договоров (кон венций и рекомендаций МОТ).
• Использование положений международных актов по тру ду в процессе коллективных переговоров и в текстах кол лективных договоров.
1Иванов С.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы // Государство и право. 1997. № 7. С. 22.
§ 2. НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНВЕНЦИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ, ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МОТ
В Уставе МОТ содержатся программные положения, определяющие основные направления создания международных трудовых стандартов.
Цели нормативной деятельности МОТ, согласно преамбуле к ее Уставу, состоят в улучшении условий труда путем использования следующих методов: регулирования часов работы, включая установление максимальных пределов рабочего дня и недели; регулирования рынка труда; предотвращения безработицы; обеспечения достойного уровня заработной платы; защиты трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве; охраны труда детей, подростков и женщин; обеспечения пожилых трудящихся и инвалидов; защиты работников-мигрантов; признания принципа равной заработной платы за равный труд; признания свободы ассоциаций; организации профессионального и технического обучения.
Важно отметить, что этот перечень не является исчерпывающим и не исключает применения других методов.
В Филадельфийской декларации от 10 мая 1944 г., включенной в Устав МОТ в качестве его дополнения, провозглашается, что МОТ берет на себя обязательство способствовать принятию странами мира программ, направленных на достижение полной занятости и повышение уровня жизни; предоставление трудящимся возможности применять свои силы в тех профессиях, где они могут достигнуть наиболее полного развития своих способностей и внести наибольший вклад в общее благосостояние; обеспечение в качестве средства достижения этой цели возможностей профессионального обучения и передвижения работников, включая миграцию; проведение политики в области заработной платы и других условий труда, направленной на то, чтобы обеспечить получение всеми справедливой доли плодов прогресса и установить прожиточный минимум всем, кто в этом нуждается; признание права на коллективные переговоры и участие трудящихся в разработке и применении социальных и экономических мероприятий; расширение и улучшение социального обеспечения и медицинской помощи; защиту жизни и здоровья трудящихся всех профессий; обеспечение благосостояния детей и защиту материнства; обеспечение необходимого питания, жилья и условий для отдыха и культурного развития; обеспечение равного доступа к образованию. В качестве основопо-
лагающего принципа провозглашается, что все люди независимо от расы, веры или пола имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.
Фундаментальные принципы социальной политики, закрепленные в Уставе МОТ, связывают государства — члены МОТ независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции. Содержание этих принципов уточнено в принятой на 86-й сессии МКТ (июнь 1998 г.) Декларации основополагающих принципов и прав в сфере труда. Декларация сформулировала четыре принципа, соблюдение которых является обязательным для всех государств — членов МОТ. Это свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Указанные принципы получили нормативное выражение в семи конвенциях, ратификация которых для всех государств — членов МОТ признана первоочередной: № 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию"; № 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров"; № 29 "О принудительном труде"; № 105 "Об упразднении принудительного труда"; № 100 "О равном вознаграждении за труд равной ценности"; № 111 "О дискриминации в области труда и занятости"; № 138 "О минимальном возрасте приема на работу".
Рассмотренные программные положения определяют рамки и направления нормотворческой деятельности МОТ и тем самым очерчивают содержание конвенций и рекомендаций.
Это содержание характеризуется определенным внутренним единством и составляет внушительный массив разнообразных норм, охватывающих широкий круг вопросов и распространяющихся на огромное большинство трудящегося населения. Следует отметить, что нормативные акты МОТ выходят за рамки проблематики трудового права, предмета его регулирования. Они затрагивают широкий круг проблем социальной политики и включают положения, относящиеся к праву социального обеспечения, свободному времени трудящихся, строительству жилья для работников, их бытовому обслуживанию, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации деятельности государственных органов по управлению трудом.
Многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наемным) работникам, но и к независимым, предпринимателям, а в ряде случаев ко всему населению.
В ходе дальнейшего изложения мы рассмотрим нормативное содержание основных конвенций и рекомендаций МОТ, уделяя особое внимание конвенциям МОТ, ратифицированным РФ1.
Запрет принудительного труда. Вактах МОТ принудительному труду уделено значительное внимание. Этому вопросу посвящены две конвенции (№ 29 и 105) и две рекомендации (№ 35 и 36).