Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРУДОВОЕ ПРАВО ИРАНА: ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА 8 страница



Пакт об экономических, социальных и культурных правах расшифровывает понятие "право на справедливые и благопри­ятные условия труда", включая в это понятие справедливую за­работную плату и равное вознаграждение за труд равной ценно­сти; вознаграждение, обеспечивающее удовлетворительное существование для трудящихся и их семей; условия труда, отве­чающие требованиям безопасности и гигиены; одинаковую для всех возможность продвижения в работе; отдых и разумное огра­ничение рабочего времени и оплачиваемый периодический от­пуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает свободу ассоциаций и подчеркивает, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Как отдельное право провоз­глашено также право каждого человека создавать профессиональ­ные союзы и вступать в них для защиты своих интересов.

В Пакте о гражданских и политических правах содержится положение о праве каждого человека на свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защи­ты своих интересов. Это право может быть законодательно огра­ничено лишь для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.


В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах выделено право на объединение в профсою­зы, которое получило в данном документе более детальную рас­шифровку. Там отмечено три аспекта этого права:

—право каждого человека для защиты своих экономических
и социальных интересов создавать профессиональные со­
юзы и вступать в них по своему выбору при единственном
условии соблюдения правил соответствующей организа­
ции. Пользование указанным правом не подлежит ника-
ким ограничениям, кроме тех, которые предусматрива­
ются законом и которые необходимы в демократическом
обществе в интересах государственной безопасности или
общественного порядка или для ограждения прав и сво­
бод других;

—право профсоюзов образовывать национальные федерации
и конфедерации и право этих последних основывать меж­
дународные профессиональные организации или присо­
единяться к таковым;

—право профсоюзов функционировать беспрепятственно без
каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмат­
риваются законом.

Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах провозглашает право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны; не препятствует введению законных ограничений пользования профсоюзными правами, правом на забастовку для лиц, входя­щих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства.

Равенство в отношении осуществления прав и свобод чело­века, равенство всех перед законом и право каждого на равную защиту закона провозглашены как в Декларации, так и в пактах. Это относится и к правам в сфере труда.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах кроме провозглашения равенства всех перед законом и запрещения дискриминации специально подчерки­вается равенство в отношении заработной платы (равное воз­награждение за труд равной ценности). В право на справедли­вые и благоприятные условия труда включают одинаковую для всех возможность продвижения по работе на более высокие сту­пени исключительно на основании трудового стажа и квали­фикации.


В Пакте об экономических, социальных и культурных правах содержатся важные положения, касающиеся труда несовершенно­летних и женщин-матерей. Дети и подростки должны быть защи­щены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в областях, вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни или могущих повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование плат­ным детским трудом запрещается и карается законом.

Охрана труда женщин-матерей включает предоставление им оплачиваемого отпуска по беременности и родам в течение ра­зумного периода.

§ 2. ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ РАБОТНИКОВ

ПО МОТИВАМ ПОЛА И РАСЫ,

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ-МИГРАНТОВ,

ЗАЩИТА ИХ СОЦИАЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ПРАВ

Рассмотренные выше акты являются главным, но не един­ственным вкладом ООН в создание международных социально-трудовых стандартов.

Важные нормы принципиального характера содержатся в конвенциях ООН о ликвидации расовой дискриминации, диск­риминации женщин и о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отно­шении женщин от 18 декабря 1979 г., ратифицированная СССР 19 декабря 1980 г.1, возлагает на ратифицировавшие ее государ­ства особые обязательства в отношении ликвидации дискрими­нации женщин в области занятости и обеспечения трудящимся женщинам равных прав с мужчинами.

Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации принята ООН 7 марта 1966 г. и ратифицирована СССР 22 января 1969 г.2

Она обязывает ратифицировавшие ее государства запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в частности, при реализации трудовых прав.

1 Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII. М, 1983. С. 26—36.

2 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключен­
ных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI. М., 1973. С. 109—118.


В свете указанной Конвенции следует считать незаконными требования работодателей при приеме на работу или впослед­ствии сведений о национальном или этническом происхожде­нии работника.

Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и чле­нов их семей одобрена 45-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 г. (Конвенция не ратифицирована РФ). Она содержит сле­дующие основные положения.

   
   
   
   
   
   
   
   

• Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право быть
полностью информированными государством происхож­
дения или государством работы по найму еще до своего
отъезда или самое позднее в момент их въезда в государ­
ство работы по найму о всех условиях их допуска и, в час­
тности, об условиях их пребывания и оплачиваемой дея­
тельности, которой они могут заниматься, а также отно­
сительно требований, которые они должны соблюдать в
государстве работы по найму, и относительно органа, в
который они должны обращаться с целью какого-либо
изменения этих условий.

• Запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и тру­
довых отношений; установлено, что они пользуются не
менее благоприятным обращением, чем то, которое при­
меняется к гражданам государства работы по найму. Это
относится как к индивидуальным, так и к коллективным
трудовым правам. Трудящиеся-мигранты и члены их семей
пользуются правом свободного передвижения по террито­
рии государства работы по найму и свободой выбора мес­
тожительства в нем.

• Трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы
в государстве работы по найму.

• В странах, где прием на работы трудящихся-мигрантов со­
пряжен с ограничениями, эти последние должны пере­
стать применяться к трудящимся-мигрантам, прожившим
в стране трудоустройства более пяти лет.
Трудящийся-мигрант не должен лишаться права на про­
живание или получение работы или высылаться из госу­
дарства приема только на основании невыполнения обя­
зательств, вытекающих из трудового договора, если только
выполнение такого обязательства не представляло собой
одно из условий получения разрешения на работу.

По окончании пребывания в стране работы по найму ра­ботник-мигрант и члены его семьи имеют право перевес­ти все свои заработки и сбережения на родину и вывезти


свое личное имущество и вещи. Высылка из страны не лишает работника-мигранта причитающейся ему заработ­ной планы и иных выплат.

• Государства работы по найму должны в случае необходи­
мости выдавать работникам-мигрантам разрешения на вре­
менное отсутствие в стране приема, учитывая их особые
потребности и обязанности в отношении государства про­
исхождения. Это не должно влиять на разрешение пребы­
вания и на работу в стране приема.

• В случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения
брака государство работы по найму должно положительно
решить вопрос о предоставлении членам семьи этого миг­
ранта разрешения на жительство.

• Работник-мигрант и члены его семьи имеют право в лю­
бой момент въехать в государство своего происхождения и
остаться в нем.

• В отношении трудящихся-мигрантов, которые получили
ограниченное по срокам разрешение на работу, государ­
ство работы по найму может:

 

—предоставлять право свободного выбора деятельности при
условии, что трудящийся-мигрант законно проживал на
территории государства работы по найму в течение пре­
дусмотренного в его национальном законодательстве пе­
риода, который не должен превышать двух лет;

—ограничивать доступ трудящегося-мигранта к трудовой
деятельности ввиду предоставления приоритета местным
гражданам. Однако любое такое ограничение неприме­
нимо к трудящемуся-мигранту, законно проживающему
на территории страны приема в течение предусмотрен­
ного в национальном законодательстве периода, кото­
рый не должен превышать пяти лет.

Конвенция ООН следующим образом решает вопрос о пре­бывании работника-мигранта в стране приема, если его трудо­вая деятельность по тем или иным причинам прекращается до истечения срока разрешения на пребывание в стране.

Здесь предусмотрены два варианта.

Работники-мигранты, которым разрешено свободно выби­рать вид трудовой деятельности, не считаются утратившими по­стоянный статус или выданное им разрешение на жительство, если прекращают работу. Разрешение на жительство не аннули­руется по крайней мере на протяжении срока, в течение кото­рого они могут иметь право на получение пособия по безрабо­тице.


Работники-мигранты, которым не разрешено выбирать тру­довую деятельность, не теряют разрешения на жительство в слу­чае прекращения этой деятельности до истечения срока разре­шения на работу, за исключением случаев, когда в разрешении на жительство специально оговаривается конкретная трудовая деятельность, для занятия которой они были допущены. Такие работники имеют право на поиски другой работы по найму, на участие в общественных работах, на переподготовку в течение оставшегося периода действия их разрешения на работу.

Конвенция предусматривает образование международного Комитета по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны регулярно предоставлять в этот Комитет доклады о выполнении своих обязательств. Комитет вправе рассматривать жалобы, в том числе индивидуальные, на нарушения государствами положе­ний Конвенции.

Глава 2 СТАНДАРТЫ МОТ

§ 1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОТ

И ЕЕНОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наибольшее число нормативных положений, относящихся к труду, содержат устав и акты МОТ — организации, специально созданной для решения задач, связанных с трудом, главного цен­тра международной нормативной деятельности по вопросам труда.

МОТ имеет статус специализированного учреждения ООН, связанного с ней особым соглашением. Это соглашение призна­ло за МОТ основную ответственность за деятельность в области международных трудовых и социальных проблем.

Поскольку формирование международных трудовых стандар­тов — это прежде всего и главным образом результат деятельно­сти МОТ, рассмотрим в самых общих чертах вопрос о структуре и об особенностях функционирования этой организации, о по­рядке принятия МОТ трудовых норм, механизме надзора и кон­троля за их соблюдением.

МОТ была создана в 1919 г. как специализированное учреж­дение Лиги Наций — международной организации, образован­ной после окончания первой мировой войны. В настоящее время в МОТ входят 174 государства. СССР входил в МОТ с 1934 по 1940 г. и с 1954г.

Киселев и. я. 457


Структура МОТ включает: Международную конференцию труда (Генеральную конференцию МОТ), Административный совет и Международное бюро труда (МБТ).

Международная конференция труда собирается на сессии ежегодно. Это главный орган МОТ, включающий представите­лей всех государств—членов этой организации. Каждая делега­ция на Международную конференцию труда состоит из четырех человек: двух правительственных делегатов; одного делегата от работников, назначаемого по согласованию с наиболее пред­ставительными профсоюзами; одного делегата от предпринима­телей, назначаемого по согласованию с наиболее представитель­ными организациями предпринимателей. Каждый делегат голосует в индивидуальном порядке.

С 1919 по 2000 г. состоялось 87 сессий Международной кон­ференции труда (МКТ).

Административный совет, избираемый на Международной конференции труда, состоит из 56 человек: 28 человек представ­ляют правительства; 14 — предпринимателей и 14 — трудящихся.

МБТ — постоянный секретариат МОТ во главе с Генераль­ным директором, назначаемым Административным советом. Пер­сонал МБТ формируется Генеральным директором согласно пра­вилам, утвержденным Административным советом.

Характерная особенность структуры МОТ — трипартизм, т.е. формирование почти всех органов МОТ на основе трехсторон­него представительства: правительств, предпринимателей и ра­ботников по формуле 2+1 + 1 или 1+1 + 1.

Идея трипартизма считается важным вкладом МОТ в соци­альную организацию и в социальную теорию. С помощью три­партизма правительство координирует и объединяет две силы, за которыми стоят два главных фактора производства: труд и капитал.

Трипартизм препятствует принятию решений технократичес­кого характера и обеспечивает демократический контроль за де­ятельностью МОТ.

Нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций. Число их к 1999 г. достигло 370 (181 конвенция и 189 рекомендаций).

Конвенции и рекомендации МОТ принимаются Междуна­родной конференцией труда с использованием одинаковой про­цедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух после­довательных сессиях МКТ. МБТ готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика различных стран. Каждая конвенция (рекомендация) обсужда-


ется специальным комитетом, сформированным Конференци­ей, и должна быть одобрена большинством в 2/3 присутствую­щих делегатов.

Хотя процедура обсуждения и принятия конвенций и реко­мендаций одинакова, их юридическая сила и порядок примене­ния различны.

Конвенция после ее ратификации обычно двумя государствами — членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировав­шие, так и на не ратифицировавшие ее государства.

В случае ратификации конвенции государство обязано при­нять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в МОТ один раз в 2—5 лет в зависимо­сти от важности конвенции доклады относительно принятых мер для эффективного применения ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязанность информировать по запросам Административного совета о состоянии национального законодательства и практи­ки в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы.

Конвенции МОТ содержат правила о порядке их денонса­ции.

Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Она представляет собой обращенное к го­сударствам пожелание, предложение (совет) ввести соответству­ющие нормы в национальное законодательство. Рекомендация содержит материал для ориентации в мировом опыте, необхо­димый для совершенствования национального законодательства. Иными словами, рекомендация — источник информации и воз­можная модель для совершенствования национального законо­дательства. Рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенций, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для госу­дарств при решении вопроса о заимствовании тех или иных меж­дународных норм.

Рекомендация (как и конвенция) должна быть представлена правительством государства—члена МОТ на рассмотрение ком­петентных властей для придания рекомендации силы путем при­нятия закона или иным путем, при этом МОТ должна быть ин­формирована о результатах такого рассмотрения. В дальнейшем государства должны предоставлять в МОТ такую же информа­цию относительно реализации рекомендаций и нератифициро-ванных конвенций. В настоящее время в МОТ обсуждается воп-


рос о повышении роли рекомендаций как одного из важнейших источников международно-правового регулирования труда1.

Согласно Уставу, принятие государством конвенции или ре­комендации МОТ не может ухудшать во вред работникам дей­ствовавшее в данной стране законодательство.

Устав МОТ устанавливает порядок пересмотра устаревших международных актов. В настоящее время примерно 50 конвен­ций МОТ пересмотрены последующими конвенциями. При при­нятии пересмотренной конвенции Международная конферен­ция труда каждый раз решает, закрыта ли прежняя конвенция для ратификации и означает ли ратификация пересмотренной конвенции денонсацию прежней.

В качестве альтернативы принятию новой, т.е. пересмотрен­ной, конвенции (особенно когда изменение текста конвенции незначительно) используется такая форма международного акта, как протокол.

Принятие протокола упрощает во многих отношениях про­цедуру изменения конвенции, в частности отпадает предусмот­ренная во многих случаях необходимость одновременного суще­ствования двух текстов конвенции, старого и переработанного. Конвенция и протокол к ней как бы составляют единое целое. Протокол, как и любая конвенция, должен быть одобрен 2/3 голосов делегатов Международной конференции труда и подле­жит ратификации государствами—членами МОТ.

Устав МОТ устанавливает порядок международного контро­ля за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций. Механизм контроля включает прежде всего деятельность Коми­тета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назна­чаемых Административным советом в личном качестве, и Ко­митета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.

Доклады правительств о применении конвенций и рекомен­даций первоначально рассматриваются Комитетом экспертов. Он либо формулирует в своем ежегодном докладе замечания, отно­сящиеся к тем или иным правительствам, либо направляет им запросы. Комитет публикует также периодические обзоры о при­менении в различных странах отдельных конвенций или их групп.

1 Нормотворческая деятельность МОТ в эпоху глобализации: Доклад Гене­рального директора МБТ 85-й сессии МКТ. Женева, 1997. С. 54—64.


Ежегодные доклады Комитета экспертов передаются в Ко­митет по применению конвенций и рекомендаций, который формируется на каждой сессии МКТ. Этот последний Комитет обсуждает доклад Комитета экспертов, в случаях необходимос­ти требует объяснений от соответствующих правительств, посы­лает представителей МОТ (с согласия правительств) в те госу­дарства, где допускаются нарушения международных трудовых стандартов, для рассмотрения на месте положения дел.

Механизм контроля включает также рассмотрение жалоб на нарушения государствами обязательств по соблюдению между­народных трудовых стандартов. Установлено четыре способа рас­смотрения таких жалоб.

Профсоюз либо организация предпринимателей государств-членов МОТ может направить представление на любое государ­ство, входящее в МОТ. Такое представление — это по сути жа­лоба на государство в связи с невыполнением им обязательств по ратифицированной конвенции. Представление рассматрива­ется в трехстороннем комитете, сформированном Администра­тивным советом. Заключение и рекомендация этого комитета могут быть опубликованы.

Существует еще один канал рассмотрения жалоб. Любое го­сударство—член МОТ может направить жалобу против другого государства—члена МОТ, которое, по мнению государства-жа­лобщика, не обеспечивает соблюдения ратифицированной обо­ими этими государствами конвенции. Жалоба передается на рас­смотрение образуемой Административным советом Комиссии по расследованию, состоящей из независимых, беспристраст­ных лиц, пользующихся высокой международной репутацией. Комиссия оценивает письменные показания, заслушивает сви­детелей, посещает соответствующую страну для ознакомления с ситуацией на месте. Заключение и рекомендации Комиссии публикуются в Официальном бюллетене МОТ. Выводы Комис­сии могут быть обжалованы в Международный суд, чье реше­ние окончательно.

Если государство — член МОТ отказывается выполнять ре­комендации Комиссии или решение Международного суда, Ад­министративный совет может рекомендовать Международной конференции труда принять решение об оказании давления на это государство. Какое конкретно давление? Об этом Устав умал­чивает. Теоретически возможны любые санкции, в том числе исключение из МОТ или приостановка членства. Однако на прак­тике "МОТ не стремится к использованию мер принуждения. Она обращается к сознательности правительств, надеется на силу


общественного мнения, влияние других правительств и соци­альных партнеров в деле обеспечения применения норм. Един­ственная санкция, допускаемая МОТ, — это санкция мораль­ная, санкция общественного мнения"1.

Устав МОТ устанавливает особую процедуру рассмотрения жалоб на нарушение государствами — членами МОТ свободы объе­динения. Эта жалоба разбирается в Комитете по свободе объеди­нений — постоянном трехстороннем органе, существующем при Административном совете. Он состоит из 9 человек— членов Ад­министративного совета во главе с независимым председателем.

Административный совет может в любом случае передать на­правленную ему жалобу на рассмотрение специально созданной Комиссии по расследованию и примирению. Она состоит из не­зависимых лиц по назначению Административного совета.

В процессе рассмотрения жалоб и другой деятельности конт­рольно-надзорных органов МОТ многие конвенции и рекомен­дации получили толкование, представляющее важное дополне­ние к тексту этих актов.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что приме­нение (имплементация) актов МОТ в национальное право осу­ществляется следующими способами.

• Прямое применение международных норм в случае рати­
фикации государством конвенции МОТ. Это предусмотре­
но в РФ, Франции, Нидерландах, Швейцарии, Бельгии,
Люксембурге, Мексике.

• Изменение в законодательстве в связи с желанием рати­
фицировать международный договор (конвенцию) и при­
вести заранее (еще до ратификации) внутреннее законо­
дательство в соответствие с положением договора.

• Учет замечаний надзорных органов МОТ в связи с пред­
ставлением правительствами периодических докладов о со­
блюдении ратифицированных и нератифицированных ре­
комендаций МОТ.

• Включение в текст национальных законов положений ра­
тифицированных и нератифицированных договоров (кон­
венций и рекомендаций МОТ).

• Использование положений международных актов по тру­
ду в процессе коллективных переговоров и в текстах кол­
лективных договоров.

1 Иванов С.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы // Государство и право. 1997. № 7. С. 22.


§ 2. НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНВЕНЦИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ, ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МОТ

В Уставе МОТ содержатся программные положения, опреде­ляющие основные направления создания международных тру­довых стандартов.

Цели нормативной деятельности МОТ, согласно преамбуле к ее Уставу, состоят в улучшении условий труда путем исполь­зования следующих методов: регулирования часов работы, вклю­чая установление максимальных пределов рабочего дня и неде­ли; регулирования рынка труда; предотвращения безработицы; обеспечения достойного уровня заработной платы; защиты тру­дящихся от профессиональных заболеваний и несчастных слу­чаев на производстве; охраны труда детей, подростков и жен­щин; обеспечения пожилых трудящихся и инвалидов; защиты работников-мигрантов; признания принципа равной заработной платы за равный труд; признания свободы ассоциаций; органи­зации профессионального и технического обучения.

Важно отметить, что этот перечень не является исчерпываю­щим и не исключает применения других методов.

В Филадельфийской декларации от 10 мая 1944 г., включен­ной в Устав МОТ в качестве его дополнения, провозглашается, что МОТ берет на себя обязательство способствовать принятию странами мира программ, направленных на достижение полной занятости и повышение уровня жизни; предоставление трудя­щимся возможности применять свои силы в тех профессиях, где они могут достигнуть наиболее полного развития своих способ­ностей и внести наибольший вклад в общее благосостояние; обеспечение в качестве средства достижения этой цели возмож­ностей профессионального обучения и передвижения работни­ков, включая миграцию; проведение политики в области зара­ботной платы и других условий труда, направленной на то, что­бы обеспечить получение всеми справедливой доли плодов прогресса и установить прожиточный минимум всем, кто в этом нуждается; признание права на коллективные переговоры и уча­стие трудящихся в разработке и применении социальных и эко­номических мероприятий; расширение и улучшение социаль­ного обеспечения и медицинской помощи; защиту жизни и здо­ровья трудящихся всех профессий; обеспечение благосостояния детей и защиту материнства; обеспечение необходимого пита­ния, жилья и условий для отдыха и культурного развития; обес­печение равного доступа к образованию. В качестве основопо-


лагающего принципа провозглашается, что все люди независи­мо от расы, веры или пола имеют право на осуществление сво­его материального благосостояния и духовного развития в усло­виях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Фундаментальные принципы социальной политики, закреп­ленные в Уставе МОТ, связывают государства — члены МОТ не­зависимо от того, ратифицировали ли они соответствующие кон­венции. Содержание этих принципов уточнено в принятой на 86-й сессии МКТ (июнь 1998 г.) Декларации основополагающих прин­ципов и прав в сфере труда. Декларация сформулировала четыре принципа, соблюдение которых является обязательным для всех государств — членов МОТ. Это свобода объединения и действен­ное признание права на ведение коллективных переговоров; уп­разднение всех форм принудительного труда; действенное запре­щение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Указанные принципы получили нормативное выражение в семи конвенциях, ратификация которых для всех государств — членов МОТ признана первоочередной: № 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию"; № 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров"; № 29 "О принудитель­ном труде"; № 105 "Об упразднении принудительного труда"; № 100 "О равном вознаграждении за труд равной ценности"; № 111 "О дискриминации в области труда и занятости"; № 138 "О минимальном возрасте приема на работу".

Рассмотренные программные положения определяют рамки и направления нормотворческой деятельности МОТ и тем са­мым очерчивают содержание конвенций и рекомендаций.

Это содержание характеризуется определенным внутренним единством и составляет внушительный массив разнообразных норм, охватывающих широкий круг вопросов и распространяю­щихся на огромное большинство трудящегося населения. Следу­ет отметить, что нормативные акты МОТ выходят за рамки про­блематики трудового права, предмета его регулирования. Они затрагивают широкий круг проблем социальной политики и включают положения, относящиеся к праву социального обес­печения, свободному времени трудящихся, строительству жи­лья для работников, их бытовому обслуживанию, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профес­сиональной ориентации, организации деятельности государ­ственных органов по управлению трудом.


Многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наем­ным) работникам, но и к независимым, предпринимателям, а в ряде случаев ко всему населению.

В ходе дальнейшего изложения мы рассмотрим нормативное содержание основных конвенций и рекомендаций МОТ, уде­ляя особое внимание конвенциям МОТ, ратифицированным РФ1.

Запрет принудительного труда. Вактах МОТ принудительному труду уделено значительное внимание. Этому вопросу посвящены две конвенции (№ 29 и 105) и две рекомендации (№ 35 и 36).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.