По желанию пожилых трудящихся их следует переводить на более легкую работу, где они смогли бы применить свои способности и опыт, по возможности без потери в заработке.
В случае сокращения численности работников рекомендуется принимать особые меры, чтобы учесть конкретные потребности пожилых трудящихся, например, способствовать их переквалификации для работы в других отраслях промышленности или народного хозяйства. Предлагается оказывать им помощь, обеспечивая новой работой или гарантируя защиту доходов или денежную компенсацию при потере в заработке.
Понятие "пожилые трудящиеся" должно расшифровываться в национальном законодательстве, т.е. каждая страна сама определяет пределы пожилого возраста.
Труд моряков.Труду моряков посвящен особенно большой массив норм МОТ (более 50 конвенций и рекомендаций)2.
1 При сокращении продолжительности рабочего времени пожилые трудя щиеся должны получать от государства специальное пособие, которое частич но или полностью компенсировало бы их потери в заработке.
2 Конвенции, посвященные труду моряков, принимаются на специально созываемых международных конференциях труда. Таких "морских" сессий МОТ за всю историю Организации было 11. (См.: ILO. Maritime labour conventions and recommendaitions. Geneva, 1994.)
Они регулируют занятость и трудовой договор, профессиональное обучение, условия труда, социально-бытовое и медицинское обслуживание, охрану и инспекцию труда.
Труд рыбаков.Труду рыбаков посвящено 5 конвенций и 2 рекомендации. Они регулируют трудовой договор, минимальный возраст приема на работу, рабочее время, медицинское освидетельствование, профессиональное обучение.
Труд докеров.Труду докеров посвящено 4 конвенции и 2 рекомендации. Они касаются техники безопасности и гигиены труда на портовых погрузочно-разгрузочных работах, защиты от несчастных случаев.
Труд надомников.Этой категории работников посвящены Конвенция № 177 и Рекомендация № 184, одобренные на 83-й сессии МКТ в 1996 г.
Конвенция № 177 обязывает ратифицировавшие ее государства разработать и осуществлять политику, направленную на улучшение положения работников-надомников. Эта политика должна обеспечивать, насколько это возможно, равенство надомников и других работников с учетом особенностей надомной работы, условий труда на аналогичных работах на предприятиях. Равенство надомников и других работников включает право надомников создавать свои организации и участвовать в их деятельности; защиту от дискриминации; обеспечение безопасности и гигиены труда; равенство в отношении заработной платы; законодательно установленное социальное обеспечение; доступ к профессиональному обучению; минимальный возраст поступления на работу; охрану материнства.
Национальное законодательство по технике безопасности и производственной санитарии, относящееся к надомникам, должно учитывать специфику их работы и запрещать определенные виды труда на дому, применение определенных веществ в надомной работе. Должна быть предусмотрена особая ответственность предпринимателей и посредников (если их деятельность допускается) за нарушение законодательства о надомном труде.
Конвенция содержит оговорку: работники не приобретают статус надомников, если они лишь время от времени работают дома, вне своего обычного рабочего места на предприятии.
Рекомендация МОТ № 184 содержит следующие основные положения.
Надомник должен быть информирован об условиях труда в письменном виде. Такая информация должна, в частности, включать наименование и адрес предпринимателя и посредника, размеры заработной платы и способы ее исчисления, описание
выполняемой работы. Государственные власти на национальном или местном уровне должны регистрировать предпринимателей, нанимающих надомных работников, и нанятых ими работников. Предприниматели должны информировать компетентные государственные органы, когда они впервые прибегают к использованию надомного труда. Предприниматели обязаны составлять список используемых ими работников-надомников с обязательной разбивкой по полу, а также фиксировать характер работы (служебных заданий), поручаемой каждому работнику-надомнику, с указанием нормы времени, размеров вознаграждения, компенсационных выплат (за использование, например, электроэнергии, своего автотранспорта и т.п.), производимых вычетов из заработной платы и размеров чистой заработной платы (после вычетов налогов), выплачиваемой надомнику. Должна также отмечаться дата выплаты заработной платы.
В той мере, в какой это не затрагивает неприкосновенность домашнего очага, инспектор труда или другие официальные лица должны иметь право посещать помещения, в которых трудятся надомники.
В случае серьезного или систематического нарушения предпринимателем или надомником юридических норм, касающихся надомного труда, должны приниматься необходимые меры, вплоть до запрета такого труда.
Большое внимание в Рекомендации уделено определению условий труда и защите трудовых прав работников-надомников, включая минимальный возраст приема на работу, защиту от увольнения, право на организацию и коллективные переговоры, заработную плату, безопасность и гигиену труда, рабочее время и время отдыха, охрану материнства, социальное обеспечение, создание механизма рассмотрения споров между надомником и предпринимателем (или посредником), доступ к информации о правах и льготах для надомников. Предлагается распространить на надомников в полной мере трудовое законодательство, действующее для всех остальных наемных работников, установив в необходимых случаях особый порядок применения этого законодательства и особые нормы, учитывающие специфику надомного труда.
Рекомендация считает необходимой разработку национальной программы поддержки и защиты надомного труда, которая должна включать обязанность государства информировать надомников об их правах и об оказываемой им государством помощи; делать достоянием организаций работников и предпринимателей, неправительственных организаций, общественности
сведения, касающиеся надомного труда; облегчать создание надомниками своих организаций, в том числе кооперативов; организовывать повышение квалификации трудящихся, занимающихся надомным трудом, включая нетрадиционные профессии; совершенствовать безопасность и гигиену труда надомников, облегчая им доступ к оборудованию, сырью и иным материалам, безопасным и высокого качества; содействовать созданию центров надомной работы для снабжения надомников информационными услугами; содействовать предоставлению надомникам кредитов, улучшению их жилищных условий и оказывать им помощь в воспитании детей; способствовать признанию надомного труда важным и полезным для общества видом деятельности.
Как Конвенция, так и Рекомендация содержат оговорку о том, что установленные в национальном законодательстве положения, касающиеся надомников, не относятся к лицам, степень автономии и экономическая независимость которых такова, что они рассматриваются как независимые работники.
Труд работников сельского хозяйства.Международные стандарты, относящиеся к работникам сельского хозяйства, либо распространяют на сельскохозяйственных рабочих нормы, действующие в промышленности (например, Конвенция № 11 о праве на объединения в сельском хозяйстве), либо устанавливают нормы, учитывающие специфику сельского хозяйства (например, Конвенция № 101 об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве, Конвенция № 10 о минимальном возрасте в сельском хозяйстве).
Специальные нормы установлены для двух категорий сельскохозяйственных рабочих: рабочих плантаций (Конвенция № ПО) и рабочих—арендаторов и издольщиков (Рекомендация № 132).
Труд медицинских сестер.Этой категории работников посвящены Конвенция № 149 и Рекомендация № 157.
Конвенция № 149 обязывает государства обеспечить медицинским сестрам условия занятости и труда, которые могли бы привлечь к этой профессии и удержать в ней. В частности, предлагается устанавливать для медицинских сестер условия труда, по крайней мере эквивалентные условиям труда других работников, стремиться приспосабливать действующее трудовое законодательство к особому характеру труда медицинских сестер. Предлагаются и некоторые конкретные меры, например ограничение рабочего дня, включая сверхурочные работы, 12 часами.
Труд работников гостиниц и ресторанов.Конвенция № 172 и Рекомендация № 179 содержат нормы, отражающие специфику труда этой категории работников. В частности, предусмотрено, что получение денежных сумм, добровольно предоставляемых клиентами за обслуживание сверх официально установленных расценок, не освобождает работодателей от обязанности регулярно выплачивать работнику базисную заработную плату. В указанных актах закреплены и некоторые конкретные нормы, касающиеся условий труда. Например, ежедневный перерыв для отдыха установлен не менее 10 часов, а период еженедельного отдыха — не менее 36 часов. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен составлять не менее 4 календарных недель.
Труд учителей.Положения, касающиеся труда учителей, содержатся в Рекомендации, принятой в 1966 г. межправительственной конференцией, созванной по инициативе ЮНЕСКО с участием МОТ. Рекомендация носит достаточно общий характер и лишь по некоторым вопросам устанавливает нормативные правила. Это относится, например, к дисциплинарной ответственности учителей. Такая ответственность должна быть четко определена. Дисциплинарные расследования и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только по просьбе заинтересованного учителя, за исключением тех случаев, когда они влекут за собой запрещение заниматься педагогической деятельностью или если это диктуется соображениями, касающимися защиты или благополучия учащихся. При выработке дисциплинарных мер и порядка их применения необходимо консультироваться с учительскими организациями. На каждой стадии рассмотрения дисциплинарного вопроса учителю должны быть обеспечены следующие гарантии:
—право быть информированным в письменном виде о предъявляемых претензиях;
—право на ознакомление со всеми материалами дисципли нарного дела;
—право на защиту лично или через представителя с предос тавлением достаточного времени для подготовки защиты;
—право быть информированным в письменном виде о ре шении по дисциплинарному делу и о его мотивах;
—право обжалования дисциплинарного решения в четко определенные инстанции.
Желательно, чтобы дисциплинарные дела учителей разбирались с участием их коллег по профессии.
Специальная процедура установлена для рассмотрения жалоб родителей на школу или учителя. Вначале она должна быть об-
суждена с директором школы и учителем. Жалоба, адресованная в высшие инстанции, должна быть представлена в письменном виде, и ее копия должна быть направлена учителю. Расследование жалоб должно проводиться таким образом, чтобы учителю была предоставлена возможность защищаться в условиях справедливости и чтобы ход разбирательства не предавался огласке.
Рекомендация предлагает работодателям оградить учителей от исков о возмещении вреда в случае увечья учащихся в школе или при проведении школьных мероприятий вне помещения или территории школы.
Время от времени учителям должны предоставляться длительные отпуска для повышения квалификации с полным или частичным сохранением содержания. Время, отводимое на эти отпуска, должно засчитываться в стаж и учитываться при установлении пенсии. Отпуска, предоставляемые в рамках двусторонних и многосторонних международных обменов, должны засчитываться в трудовой стаж.
В Рекомендации содержится ряд норм, относящихся к заработной плате учителей. Содержание этих норм вкратце сводится к следующему.
• Заработная плата учителей должна рассчитываться на го довой основе.
• Срок продвижения от минимального к максимальному уровню шкалы основной заработной платы не должен пре вышать 10—15 лет.
• Учителя должны получать специальные надбавки к зара ботной плате при приеме их на временную работу.
Труд работников-мигрантов.Основная часть международных норм, регулирующих труд работников-мигрантов, заключена в Конвенциях № 97 и 143. В них закреплены следующие правила.
• Государствам предоставлено право ограничивать доступ мигрантам к определенным видам работ, когда это необ ходимо в государственных интересах.
• Государственным властям предписано требовать, чтобы один экземпляр трудового договора доставлялся мигранту до его отъезда или выдавался ему в приемном пункте в момент прибытия на территорию страны приема и чтобы мигрант извещался в письменной форме до своего отъезда об общих условиях жизни и работы, ожидающих его в стра не миграции.
• Свободный выбор занятости в государстве работы по най му предоставляется мигранту при условии, что он закон-
но проживал на территории этого государства в течение предписанного периода, не превышающего двух лет.
• В странах, где наем трудящихся-мигрантов сопряжен с ог раничениями, эти последние должны по возможности пе рестать применяться к трудящимся-мигрантам, прожив шим в стране миграции определенный срок, как правило, более 5 лет.
• Потеря работы трудящимся-мигрантом, законно прожи вающим в стране миграции, не влечет отмены вида на жительство или разрешения на право работы. Такой миг рант имеет равные права с местными работниками, в ча стности, в отношении гарантий обеспечения занятости, предоставления другой работы, а также временной рабо ты в случае безработицы и переподготовки.
• Трудящийся-мигрант не должен высылаться в страну про исхождения на том основании, что он не в состоянии про должать выполнять работу по болезни или увечью, полу ченным после его приезда. Компетентный орган государ ственной власти может решить, что данное правило применяется к мигрантам только по истечении известного периода, который не должен превышать 5 лет со дня выда чи разрешения на постоянное жительство.
Рекомендация № 86 призывает государства дополнить положения, установленные в актах МОТ, посвященных трудовой миграции, двусторонними государственными договорами, определяющими методы применения соответствующих международных норм. В таких договорах следует предусмотреть, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов должны основываться на типовом договоре. В Рекомендации № 86 содержатся предложения о содержании трудовых контрактов работников-мигрантов.