Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРУДОВОЕ ПРАВО ИРАНА: ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА 14 страница



По желанию пожилых трудящихся их следует переводить на более легкую работу, где они смогли бы применить свои спо­собности и опыт, по возможности без потери в заработке.

В случае сокращения численности работников рекомендуется принимать особые меры, чтобы учесть конкретные потребности пожилых трудящихся, например, способствовать их переквали­фикации для работы в других отраслях промышленности или народного хозяйства. Предлагается оказывать им помощь, обес­печивая новой работой или гарантируя защиту доходов или де­нежную компенсацию при потере в заработке.

Понятие "пожилые трудящиеся" должно расшифровываться в национальном законодательстве, т.е. каждая страна сама опре­деляет пределы пожилого возраста.

Труд моряков.Труду моряков посвящен особенно большой массив норм МОТ (более 50 конвенций и рекомендаций)2.

1 При сокращении продолжительности рабочего времени пожилые трудя­
щиеся должны получать от государства специальное пособие, которое частич­
но или полностью компенсировало бы их потери в заработке.

2 Конвенции, посвященные труду моряков, принимаются на специально
созываемых международных конференциях труда. Таких "морских" сессий МОТ
за всю историю Организации было 11. (См.: ILO. Maritime labour conventions
and recommendaitions. Geneva, 1994.)


Они регулируют занятость и трудовой договор, профессио­нальное обучение, условия труда, социально-бытовое и меди­цинское обслуживание, охрану и инспекцию труда.

Труд рыбаков.Труду рыбаков посвящено 5 конвенций и 2 ре­комендации. Они регулируют трудовой договор, минимальный возраст приема на работу, рабочее время, медицинское освиде­тельствование, профессиональное обучение.

Труд докеров.Труду докеров посвящено 4 конвенции и 2 ре­комендации. Они касаются техники безопасности и гигиены труда на портовых погрузочно-разгрузочных работах, защиты от не­счастных случаев.

Труд надомников.Этой категории работников посвящены Конвенция № 177 и Рекомендация № 184, одобренные на 83-й сессии МКТ в 1996 г.

Конвенция № 177 обязывает ратифицировавшие ее государ­ства разработать и осуществлять политику, направленную на улучшение положения работников-надомников. Эта политика должна обеспечивать, насколько это возможно, равенство на­домников и других работников с учетом особенностей надом­ной работы, условий труда на аналогичных работах на предпри­ятиях. Равенство надомников и других работников включает право надомников создавать свои организации и участвовать в их дея­тельности; защиту от дискриминации; обеспечение безопаснос­ти и гигиены труда; равенство в отношении заработной платы; законодательно установленное социальное обеспечение; доступ к профессиональному обучению; минимальный возраст поступ­ления на работу; охрану материнства.

Национальное законодательство по технике безопасности и производственной санитарии, относящееся к надомникам, дол­жно учитывать специфику их работы и запрещать определенные виды труда на дому, применение определенных веществ в на­домной работе. Должна быть предусмотрена особая ответствен­ность предпринимателей и посредников (если их деятельность допускается) за нарушение законодательства о надомном труде.

Конвенция содержит оговорку: работники не приобретают статус надомников, если они лишь время от времени работают дома, вне своего обычного рабочего места на предприятии.

Рекомендация МОТ № 184 содержит следующие основные положения.

Надомник должен быть информирован об условиях труда в письменном виде. Такая информация должна, в частности, вклю­чать наименование и адрес предпринимателя и посредника, раз­меры заработной платы и способы ее исчисления, описание


выполняемой работы. Государственные власти на национальном или местном уровне должны регистрировать предпринимателей, нанимающих надомных работников, и нанятых ими работников. Предприниматели должны информировать компетентные госу­дарственные органы, когда они впервые прибегают к использо­ванию надомного труда. Предприниматели обязаны составлять список используемых ими работников-надомников с обязатель­ной разбивкой по полу, а также фиксировать характер работы (служебных заданий), поручаемой каждому работнику-надом­нику, с указанием нормы времени, размеров вознаграждения, компенсационных выплат (за использование, например, элект­роэнергии, своего автотранспорта и т.п.), производимых выче­тов из заработной платы и размеров чистой заработной платы (после вычетов налогов), выплачиваемой надомнику. Должна также отмечаться дата выплаты заработной платы.

В той мере, в какой это не затрагивает неприкосновенность домашнего очага, инспектор труда или другие официальные лица должны иметь право посещать помещения, в которых трудятся надомники.

В случае серьезного или систематического нарушения пред­принимателем или надомником юридических норм, касающих­ся надомного труда, должны приниматься необходимые меры, вплоть до запрета такого труда.

Большое внимание в Рекомендации уделено определению условий труда и защите трудовых прав работников-надомников, включая минимальный возраст приема на работу, защиту от увольнения, право на организацию и коллективные перегово­ры, заработную плату, безопасность и гигиену труда, рабочее время и время отдыха, охрану материнства, социальное обеспе­чение, создание механизма рассмотрения споров между надом­ником и предпринимателем (или посредником), доступ к ин­формации о правах и льготах для надомников. Предлагается распространить на надомников в полной мере трудовое законо­дательство, действующее для всех остальных наемных работни­ков, установив в необходимых случаях особый порядок приме­нения этого законодательства и особые нормы, учитывающие специфику надомного труда.

Рекомендация считает необходимой разработку националь­ной программы поддержки и защиты надомного труда, которая должна включать обязанность государства информировать на­домников об их правах и об оказываемой им государством помо­щи; делать достоянием организаций работников и предприни­мателей, неправительственных организаций, общественности


сведения, касающиеся надомного труда; облегчать создание на­домниками своих организаций, в том числе кооперативов; орга­низовывать повышение квалификации трудящихся, занимаю­щихся надомным трудом, включая нетрадиционные профессии; совершенствовать безопасность и гигиену труда надомников, облегчая им доступ к оборудованию, сырью и иным материа­лам, безопасным и высокого качества; содействовать созданию центров надомной работы для снабжения надомников инфор­мационными услугами; содействовать предоставлению надом­никам кредитов, улучшению их жилищных условий и оказывать им помощь в воспитании детей; способствовать признанию на­домного труда важным и полезным для общества видом дея­тельности.

Как Конвенция, так и Рекомендация содержат оговорку о том, что установленные в национальном законодательстве по­ложения, касающиеся надомников, не относятся к лицам, сте­пень автономии и экономическая независимость которых тако­ва, что они рассматриваются как независимые работники.

Труд работников сельского хозяйства.Международные стан­дарты, относящиеся к работникам сельского хозяйства, либо распространяют на сельскохозяйственных рабочих нормы, дей­ствующие в промышленности (например, Конвенция № 11 о праве на объединения в сельском хозяйстве), либо устанавлива­ют нормы, учитывающие специфику сельского хозяйства (на­пример, Конвенция № 101 об оплачиваемых отпусках в сель­ском хозяйстве, Конвенция № 10 о минимальном возрасте в сельском хозяйстве).

Специальные нормы установлены для двух категорий сель­скохозяйственных рабочих: рабочих плантаций (Конвенция № ПО) и рабочих—арендаторов и издольщиков (Рекоменда­ция № 132).

Труд медицинских сестер.Этой категории работников посвя­щены Конвенция № 149 и Рекомендация № 157.

Конвенция № 149 обязывает государства обеспечить медицин­ским сестрам условия занятости и труда, которые могли бы при­влечь к этой профессии и удержать в ней. В частности, предлагает­ся устанавливать для медицинских сестер условия труда, по крайней мере эквивалентные условиям труда других работников, стремиться приспосабливать действующее трудовое законодатель­ство к особому характеру труда медицинских сестер. Предлагают­ся и некоторые конкретные меры, например ограничение рабо­чего дня, включая сверхурочные работы, 12 часами.


Труд работников гостиниц и ресторанов.Конвенция № 172 и Рекомендация № 179 содержат нормы, отражающие специфику труда этой категории работников. В частности, предусмотрено, что получение денежных сумм, добровольно предоставляемых клиентами за обслуживание сверх официально установленных расценок, не освобождает работодателей от обязанности регу­лярно выплачивать работнику базисную заработную плату. В ука­занных актах закреплены и некоторые конкретные нормы, ка­сающиеся условий труда. Например, ежедневный перерыв для отдыха установлен не менее 10 часов, а период еженедельного отдыха — не менее 36 часов. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен составлять не менее 4 календарных недель.

Труд учителей.Положения, касающиеся труда учителей, со­держатся в Рекомендации, принятой в 1966 г. межправитель­ственной конференцией, созванной по инициативе ЮНЕСКО с участием МОТ. Рекомендация носит достаточно общий харак­тер и лишь по некоторым вопросам устанавливает нормативные правила. Это относится, например, к дисциплинарной ответ­ственности учителей. Такая ответственность должна быть четко определена. Дисциплинарные расследования и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только по просьбе заинтересованного учителя, за исключением тех случа­ев, когда они влекут за собой запрещение заниматься педагоги­ческой деятельностью или если это диктуется соображениями, касающимися защиты или благополучия учащихся. При выра­ботке дисциплинарных мер и порядка их применения необходи­мо консультироваться с учительскими организациями. На каж­дой стадии рассмотрения дисциплинарного вопроса учителю должны быть обеспечены следующие гарантии:

—право быть информированным в письменном виде о
предъявляемых претензиях;

—право на ознакомление со всеми материалами дисципли­
нарного дела;

—право на защиту лично или через представителя с предос­
тавлением достаточного времени для подготовки защиты;

—право быть информированным в письменном виде о ре­
шении по дисциплинарному делу и о его мотивах;

—право обжалования дисциплинарного решения в четко
определенные инстанции.

Желательно, чтобы дисциплинарные дела учителей разбира­лись с участием их коллег по профессии.

Специальная процедура установлена для рассмотрения жалоб родителей на школу или учителя. Вначале она должна быть об-


суждена с директором школы и учителем. Жалоба, адресованная в высшие инстанции, должна быть представлена в письменном виде, и ее копия должна быть направлена учителю. Расследование жалоб должно проводиться таким образом, чтобы учителю была предоставлена возможность защищаться в условиях справедливо­сти и чтобы ход разбирательства не предавался огласке.

Рекомендация предлагает работодателям оградить учителей от исков о возмещении вреда в случае увечья учащихся в школе или при проведении школьных мероприятий вне помещения или территории школы.

Время от времени учителям должны предоставляться длитель­ные отпуска для повышения квалификации с полным или час­тичным сохранением содержания. Время, отводимое на эти от­пуска, должно засчитываться в стаж и учитываться при установ­лении пенсии. Отпуска, предоставляемые в рамках двусторонних и многосторонних международных обменов, должны засчитываться в трудовой стаж.

В Рекомендации содержится ряд норм, относящихся к зара­ботной плате учителей. Содержание этих норм вкратце сводится к следующему.

• Заработная плата учителей должна рассчитываться на го­
довой основе.

• Срок продвижения от минимального к максимальному
уровню шкалы основной заработной платы не должен пре­
вышать 10—15 лет.

• Учителя должны получать специальные надбавки к зара­
ботной плате при приеме их на временную работу.

Труд работников-мигрантов.Основная часть международных норм, регулирующих труд работников-мигрантов, заключена в Конвенциях № 97 и 143. В них закреплены следующие правила.

• Государствам предоставлено право ограничивать доступ
мигрантам к определенным видам работ, когда это необ­
ходимо в государственных интересах.

• Государственным властям предписано требовать, чтобы
один экземпляр трудового договора доставлялся мигранту
до его отъезда или выдавался ему в приемном пункте в
момент прибытия на территорию страны приема и чтобы
мигрант извещался в письменной форме до своего отъезда
об общих условиях жизни и работы, ожидающих его в стра­
не миграции.

• Свободный выбор занятости в государстве работы по най­
му предоставляется мигранту при условии, что он закон-


но проживал на территории этого государства в течение предписанного периода, не превышающего двух лет.

• В странах, где наем трудящихся-мигрантов сопряжен с ог­
раничениями, эти последние должны по возможности пе­
рестать применяться к трудящимся-мигрантам, прожив­
шим в стране миграции определенный срок, как правило,
более 5 лет.

• Потеря работы трудящимся-мигрантом, законно прожи­
вающим в стране миграции, не влечет отмены вида на
жительство или разрешения на право работы. Такой миг­
рант имеет равные права с местными работниками, в ча­
стности, в отношении гарантий обеспечения занятости,
предоставления другой работы, а также временной рабо­
ты в случае безработицы и переподготовки.

• Трудящийся-мигрант не должен высылаться в страну про­
исхождения на том основании, что он не в состоянии про­
должать выполнять работу по болезни или увечью, полу­
ченным после его приезда. Компетентный орган государ­
ственной власти может решить, что данное правило
применяется к мигрантам только по истечении известного
периода, который не должен превышать 5 лет со дня выда­
чи разрешения на постоянное жительство.

Рекомендация № 86 призывает государства дополнить поло­жения, установленные в актах МОТ, посвященных трудовой миг­рации, двусторонними государственными договорами, опреде­ляющими методы применения соответствующих международных норм. В таких договорах следует предусмотреть, что индивидуаль­ные трудовые контракты мигрантов должны основываться на ти­повом договоре. В Рекомендации № 86 содержатся предложения о содержании трудовых контрактов работников-мигрантов.

Глава 3




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.