В тех случаях, когда в районе, где осуществляется работа, условия труда не регулируются каким-либо из вышеуказанных способов, статьи, включаемые в хозяйственные договоры, должны гарантировать работникам заработную плату не менее благоприятную, чем та, которая установлена предпринимателями, находящимися в аналогичных условиях и принадлежащими к той же профессии или отрасли промышленности. В случае несоблюдения подрядчиками и субподрядчиками трудовых статей, включаемых в такие договоры, должны применяться санкции, в частности, в виде отказа от заключения договора государственного заказа.
Продолжительность рабочего времени.Конвенция № 1 устанавливает, что продолжительность рабочего времени лиц, занятых на промышленных предприятиях (за исключением семейных), не может превышать 8 часов в день и 48 часов в неделю. Такая же продолжительность рабочего времени определена Конвенцией № 30 для предприятий торговли и государственных учреждений. Указанные конвенции не применяются к руководящему составу предприятий. От каждого предпринимателя требуется, чтобы он извещал о времени начала и окончания работы объявлением, помещенным на видном месте на предприятии, а в тех случаях, когда работа ведется посменно, — о времени начала и окончания каждой смены.
Конвенция № 47 обязывает государства заявить о своем одобрении принципа 40-часовой рабочей недели, применяемого такого образом, чтобы не повлечь понижения уровня жизни трудящихся. На 40-часовую рабочую неделю ориентируется и Рекомендация № 116.
Ряд актов МОТ устанавливает сокращенное рабочее время (т.е. менее 48 часов) в отдельных отраслях промышленности и
народного хозяйства: на стеклодувных предприятиях, в текстильной промышленности, в угольных шахтах, на общественных работах.
Рекомендация № 116 предлагает государствам разработать и последовательно осуществлять политику постепенного сокращения продолжительности рабочего времени и определяет содержание такой политики, методы ее осуществления.
Рекомендованные выше нормы относятся к нормальному и к сокращенному рабочему времени. Часы, проработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени, акты МОТ рассматривают как сверхурочные, которые допускаются лишь в определенных случаях и пределах и которые подлежат дополнительной оплате (не менее чем на 25% выше, чем за работу нормальной продолжительности).
За исключением случаев непреодолимой силы, компетентные государственные органы в каждой стране должны устанавливать предельное число сверхурочных работ, которое может быть проработано в течение определенного периода.
Неполное рабочее время.С недавнего времени объектом международно-правового регулирования стало неполное рабочее время.
Согласно Конвенции № 175, государства обязаны установить равную защиту и равную охрану труда лиц, занятых неполное и полное рабочее время. Это относится к праву на организацию, на коллективные договоры, а также к безопасности и гигиене труда, к запрету дискриминации, к охране материнства, к порядку увольнений, к ежегодным оплачиваемым отпускам и оплачиваемым праздничным дням, к оплате болезни. Национальное законодательство должно исключить снижение базисной заработной платы (тарифных ставок) работников только из-за того, что они заняты неполное рабочее время. Денежное вознаграждение не полностью занятых должно определяться пропорционально рабочему времени или выработке.
Не полностью занятые, чье рабочее время ниже определенного порога, могут быть исключены национальным законодательством из действия положений Конвенции в отношении охраны материнства, увольнений, оплачиваемых ежегодных отпусков, праздничных дней, оплаты болезни. Государства обязаны обеспечить добровольность перехода с полного рабочего времени на неполное и наоборот.
Конвенция применяется ко всем частично занятым, однако ратифицировавшим ее государствам предоставляется право исключить из сферы ее действия определенные категории работ-
ников или определенные предприятия, если применение к ним положений Конвенции создает существенные проблемы экономического или иного характера.
Рекомендация № 182 содержит нормы, дополняющие положения Конвенции № 175. Согласно этой Рекомендации, трудовой стаж, необходимый для применения норм по охране труда к не полностью занятым, не должен быть продолжительнее, чем для полностью занятых работников; отказ работника перейти с полного рабочего времени на неполное рабочее время и наоборот не должен служить основанием его увольнения. Однако такого работника можно уволить в соответствии с национальным законодательством по другим основаниям, связанным, например, с производственными потребностями предприятия.
Рекомендация № 182 предлагает письменно информировать частично занятых об их специфических условиях труда.
Ночное время.Наиболее общие нормы, касающиеся ночного труда, содержатся в Конвенции № 171. В ней термин "ночной труд" означает любую работу, которая осуществляется в течение установленного периода продолжительностью не менее 7 часов подряд, включая промежуток между полуночью и 5 часами утра, а термин "трудящийся, работающий в ночное время" означает лицо, работающее по найму, работа которого требует осуществления трудовой функции в ночное время в течение значительного количества часов сверх установленного государственным органом предела.
Конвенция № 171 допускает в принципе применение ночного труда для всех категорий работников, за теми исключениями или ограничениями, которые установлены в актах МОТ об охране труда женщин и молодежи (об этих актах см. далее). При этом на государства возложена обязанность принимать конкретные меры, требуемые в силу особенностей ночного труда, в отношении трудящихся, работающих в ночное время, с целью охраны их здоровья, содействия в выполнении семейных и общественных обязанностей, предоставления им возможностей для профессионального роста и обеспечения выплаты соответствующей компенсации. Эти меры включают также гарантии безопасности труда и охрану материнства.
Продолжительность еженедельного отдыха.Международные стандарты продолжительности еженедельного отдыха, общие для всех отраслей народного хозяйства, отсутствуют. В промышленности персонал предприятия должен пользоваться, как правило, в течение каждых 7 дней периодом отдыха, включающим не менее 24 последовательных часов. По возможности этот отдых
предоставляется всему персоналу одновременно и должен совпадать с днями, уже установленными обычаями, традициями страны и региона (Конвенция № 14). На предприятиях торговли и в государственных учреждениях непрерывный еженедельный отдых установлен продолжительностью соответственно не менее суток (Конвенция № 106) и не менее 36 часов, для подростков до 18 лет — не менее двух суток (Рекомендация № lt>3).
Ежегодные оплачиваемые отпуска.В настоящее время действуют две Конвенции МОТ (№ 52 и № 132), касающиеся ежегодных оплачиваемых отпусков. Первая Конвенция частично устарела, и большинство развитых стран сочло необходимым ратифицировать более позднюю по времени Конвенцию № 132, учитывающую развитие мирового законодательства после второй мировой войны.
Согласно Конвенции № 52, каждое лицо, к которому применяется эта конвенция, имеет право после непрерывной работы продолжительностью один год на ежегодный оплачиваемый отпуск, равный по крайней мере 6 дням. Лица моложе 16 лет, включая учеников, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, равный по крайней мере 12 рабочим дням. В отпуск не включаются праздничные дни и перерывы в работе в результате болезни. Национальное законодательство может разрешить деление ежегодного оплачиваемого отпуска, но лишь в той части, которая превышает минимальную продолжительность, установленную Конвенцией. Продолжительность отпуска увеличивается пропорционально продолжительности стажа работы на основе правил, установленных в национальном законодательстве.
Каждое лицо, уходящее в отпуск, получает отпускные, равные обычному вознаграждению. Порядок их исчисления определяется национальным законодательством или коллективными договорами. Любое соглашение, которое исключает право на ежегодный оплачиваемый отпуск или аннулирует права на такой отпуск, должно быть признано недействительным. Национальное законодательство может предусмотреть, что лицо, которое будет занято на оплачиваемой работе в течение своего ежегодного оплачиваемого отпуска, лишается оплаты за период отпуска. Лицо, уволенное по вине предпринимателя, имеет право на компенсацию за неиспользованный отпуск. Каждый наниматель должен вести записи, регистрирующие дату поступления на работу работника, продолжительность положенного ему отпуска, дату ухода его в отпуск, размеры отпускных.
Конвенция № 132 устанавливает, что каждое лицо, к которому она применяется, имеет право на минимальный 3-недель-
ный оплачиваемый отпуск за каждый год работы. Минимальный период работы, необходимый для приобретения права на отпуск, не должен превышать 6 месяцев. Воскресенье и праздничные дни, а также время болезни в отпуск не включаются. За время отпуска должны выплачиваться отпускные, равные по крайней мере средней заработной плате. Деление отпуска на части разрешается, но при этом продолжительность каждой части не может быть менее 2 недель. Отсутствие на работе по таким причинам, как болезнь, несчастный случай на производстве или отпуск по беременности и родам, засчитывается в стаж работы.
Работник, проработавший минимальное время, требуемое для предоставления отпуска, и увольняющийся с работы, вправе получить после прекращения работы оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности его работы, или вместо этого ему выплачивается компенсация. Соглашение об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или о неиспользовании такого отпуска с заменой денежной компенсацией признается недействительным или запрещается. Национальное законодательство может устанавливать специальные правила в отношении тех случаев, когда работающее по найму лицо занимается в период отпуска оплачиваемой деятельностью, противоречащей цели отпуска, т.е. отдыху, восстановлению сил.
Рассмотренные выше акты МОТ о ежегодных оплачиваемых отпусках распространяются на основную часть лиц, работающих по найму. В сельском хозяйстве и в морском транспорте действуют специальные конвенции МОТ, устанавливающие особые правила об отпусках.
Наконец, Конвенция № 140 и Рекомендация № 148 содержат положения об оплачиваемых учебных отпусках. Государствам предлагается разрабатывать и осуществлять политику, направленную на содействие предоставлению оплачиваемых учебных отпусков для профессиональной подготовки на любом уровне; общего, социального или гражданского образования; профсоюзной учебы.
Безопасность и гигиена труда.Основной массив конкретных международных стандартов, детально регламентирующих безопасность и гигиену труда, содержится в конвенциях и рекомендациях МОТ.
Многочисленные акты МОТ, принятые по данному вопросу, можно сгруппировать следующим образом.
• Принципы национальной государственной политики в области безопасности и гигиены труда (Конвенция № 155 и Рекомендация № 164).
• Создание на предприятиях служб гигиены труда (Конвен ция № 161 и Рекомендация № 171).
• Общие и отраслевые правила по технике безопасности и специальные технические правила оснащения станков и машин защитными приспособлениями (Конвенция № 119 и Рекомендация № 118).
• Правила по гигиене труда (воздух, шум, вибрация), обес печение гигиены труда при использовании на производ стве химических веществ (Конвенции № 148, 177, Реко мендации № 156, 177); отраслевые правила по гигиене труда в промышленности, в торговле, в учреждениях, на морс ком транспорте (Конвенция № 120, Рекомендация № 120); санитарно-гигиенические правила, защищающие работни ков от производственных вредностей в виде опасных ток сических веществ: бензола, асбеста, белого фосфора, кан церогенных веществ, свинцовых белил, радиации, спор сибирской язвы. По этим вопросам принято более 10 кон венций).
• Меры по предотвращению несчастных случаев на произ водстве (Конвенция № 174 и Рекомендация № 181).
• Международные стандарты по переноске и передвижению тяжестей (Конвенция № 127 и Рекомендация № 128).
• Медицинский осмотр трудящихся, занятых на особо вред ных работах (Рекомендация № 97).
• Инспекция труда в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, в строительстве, на транспорте, в горнодобы вающей промышленности (Конвенция № 81, Протокол 1995 г. к Конвенции № 81, Конвенция № 129, Рекоменда ции № 81, 82, 133).
Рассмотрим более подробно стандарты МОТ, относящиеся к инспекции труда.
Конвенция № 81 обязывает ратифицировавшие ее государства создать систему инспекции труда и наделяет инспекторов следующими полномочиями: беспрепятственный проход без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; осмотр в дневное время всех зданий, подпадающих под контроль инспекции; осуществление любых проверок, контроля и расследований, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются.
Инспекторы вправе наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия; требовать ознакомления с любыми документами, ведение
Киселев И. Я. 521
которых предписано трудовым законодательством, с целью проверки их соответствия законам и снятия с них копий или выписки отдельных положений; изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с указанной целью.
Инспектор труда имеет право не уведомлять предпринимателя или его представителя об инспекционном посещении, если сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
За исключениями, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством, инспекторам труда запрещается:
—участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, на ходящихся под их контролем;
—разглашать, даже после ухода с должности, производствен ные или коммерческие тайны, с которыми они могли оз накомиться при осуществлении своих функций;
—разглашать источник жалоб на нарушение законодатель ных предписаний.
Рекомендация № 81 отмечает необходимость для лиц, которые намереваются открыть промышленное или торговое предприятие, предупреждать об этом инспекцию труда, представлять ей на заключение планы новых предприятий и процессов производства. Рекомендуется поощрять меры, направленные на сотрудничество между предпринимателями и трудящимися с целью улучшения условий, влияющих на здоровье и безопасность трудящихся. В числе таких мер — создание комитетов по технике безопасности, включающих представителей предпринимателей и трудящихся.
Протокол к Конвенции № 81, принятый на 82-й сессии МОТ в 1995 г., предусмотрел распространение положений Конвенции № 81 на все категории работников. Однако каждому государству, ратифицировавшему Протокол 1995 г., предоставляется возможность исключить из действия Конвенции № 81 военнослужащих, полицейских, работников спецслужб, тюрем, некоторые другие категории государственных чиновников, если применение к этим категориям лиц Конвенции № 81 создаст определенные проблемы. Допускается и другая возможность. Государства не исключают указанные категории лиц из сферы действия Конвенция № 81, но допускают инспектирование с определенными ограничениями и условиями.
Ограничение трудаженщин в ночное время и на подземных работах.Ограничению труда женщин в ночное время в промышленности посвящены Конвенция № 89 и дополняющий ее Протокол 1990 г.
Согласно указанным актам, женщины независимо от возраста не привлекаются к работам в ночное время, за исключением семейных предприятий и случаев форс-мажора (непреодолимой силы) или угрозы потери находящихся в процессе обработки скоропортящихся материалов.
Термин "ночь" означает период продолжительностью по крайней мере 11 последовательных часов, охватывающий промежуток времени продолжительностью по крайней мере 7 последовательных часов между 22 часами вечера и 7 часами утра. В указанных рамках компетентный орган власти может устанавливать различные промежутки времени в качестве ночного времени для различных районов, отраслей промышленности, предприятий.
Рассматриваемая Конвенция не распространяется на женщин, занимающих ответственные посты административного характера, а также работающих в системе здравоохранения и социального обеспечения, которые обычно не занимаются физическим трудом. Запрещение ночного труда для женщин может быть временно отменено правительством, если в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств этого требуют национальные интересы.
Следует заметить, что многие страны, особенно члены ЕС, в последние годы денонсировали Конвенцию № 89, считая, что она устарела и противоречит принципу равенства мужчин и женщин, в частности, толкованию этого принципа Директивой ЕС № 76/207 от 9 февраля 1976 г.1 и, кроме того, служит препятствием к расширению женской занятости. Эти страны выразили намерение ратифицировать в будущем Конвенцию № 171 о ночном труде, считая ее более гибкой и более соответствующей современным условиям.
Некоторые другие страны сочли достаточным присоединиться к Протоколу 1990 г., дополняющему Конвенцию № 89, который упрощает порядок принятия исключений из Конвенции № 89.
Протокол 1990 г. допускает в определенных условиях и с определенными ограничениями изменение установленной в Конвенции № 89 продолжительности ночного времени и изъятия из
1 См. с. 556—557 настоящей книги.
запрета на работу женщин в ночное время. Указанные изменения и изъятия не разрешаются, однако, в отношении беременных женщин и в течение установленного времени после рождения ребенка.
Рекомендация № 13 предлагает государствам принять меры регламентации ночного труда женщин, работающих по найму в сельском хозяйстве, с тем чтобы обеспечить предоставление им периода отдыха, соответствующего физическим потребностям и составляющего не менее 9 часов, причем этот период должен быть по мере возможности непрерывным.
Конвенция № 45 запрещает применение труда женщин любого возраста на подземных работах в шахтах, но допускает путем издания акта национального законодательства исключение из этого запрета женщин, занимающих руководящие посты и не выполняющих физической работы; женщин, занятых санитарным исоциальным обслуживанием; женщин, проходящих курс обучения и допущенных к стажировке в подземных частях шахты в целях профессиональной подготовки; других женщин, которые должны спускаться время от времени в подземные части шахты для выполнения работы нефизического характера.
Труд женщин с семейными обязанностями.Рекомендация № 123 призывает государства не допускать дискриминации женщин с семейными обязанностями, способствовать формированию социальных служб, предназначенных для предоставления женщинам возможности гармонично сочетать выполнение своих обязанностей дома и на работе. Намечены основные направления деятельности, призванной облегчить положение женщин с семейными обязанностями: это информационная и просветительская работа среди общественности; создание детских учреждений; обеспечение занятости, в том числе принятие мер, которые позволяли бы женщинам с семейными обязанностями включаться или оставаться включенными в рабочую силу, так же как и вновь войти в состав рабочей силы (после взросления детей, выздоровления больных членов семьи и т.п.).
Охрана труда женщин-матерей.По вопросам охраны материнства действует всеобъемлющая Конвенция № 103, охватывающая все сферы занятости: промышленные предприятия, непромышленные работы, сельское хозяйство, надомный труд.
Согласно указанной Конвенции, по представлении медицинского свидетельства, удостоверяющего предполагаемый срок родов, женщина имеет право на отпуск по материнству, продолжительность которого должна составлять по меньшей мере 12 недель и включать период обязательного послеродового от-
пуска. Его продолжительность устанавливается национальным законодательством, но не может быть менее 6 недель. Если роды происходят после предполагаемой даты, отпуск продлевается во всяком случае до фактической даты родов, причем продолжительность обязательного послеродового отпуска вследствие этого не сокращается. В случае болезни в связи с родами женщина имеет право на продление послеродового отпуска, максимальная продолжительность которого может определяться компетентным органом власти. В период отпусков по беременности и родам женщина имеет право на получение денежного пособия и медицинской помощи. Если женщина кормит своего ребенка грудью, она имеет право на перерывы, продолжительность которых устанавливается национальным законодательством. Перерывы в работе для кормления ребенка считаются рабочими часами и оплачиваются. Увольнение женщины в период отпуска по беременности и родам не допускается.
Государства, ратифицировавшие указанную Конвенцию, могут изъять установленные в ней запретительные и ограничительные нормы в отношении некоторых категорий непромышленных, сельскохозяйственных работ, надомного труда, транспортных учреждений.
Рекомендация № 95 призывает государства устанавливать более высокий уровень правовых гарантий, чем это предусмотрено в Конвенции № 103. В частности, когда это необходимо для здоровья женщины, отпуск по беременности и родам предлагается продлить до 14 недель; размер пособия по беременности и родам по возможности повысить до 100% предыдущего заработка. Перерывы в работе для кормления грудных детей рекомендуется устанавливать продолжительностью в общей сложности не менее полутора часов, причем при представлении врачебного свидетельства частота и продолжительность перерывов для кормления грудных детей должны увеличиваться.
Предусматриваемые национальным законодательством основания для увольнения женщины с работы в период отпуска по беременности и родам могут включать ликвидацию предприятия, истечение срока трудового договора. Там, где существуют профсоюзные комитеты, желательно консультироваться с ними. Беременные и кормящие грудных детей женщины не допускаются на ночную и сверхурочную работы.
Во время беременности и по меньшей мере в течение 3 месяцев после родов (а в случае кормления детей грудью и в течение более продолжительного периода) женщина не должна привлекаться к тяжелым и вредным работам, в том числе связанным с
поднятием, переноской, передвижением тяжестей, с излишним или непрерывным физическим напряжением, включая длительное стояние на ногах.
Женщина, обычно занятая на работе, признаваемой компетентными государственными властями вредной для здоровья, имеет право на перевод на другую работу без уменьшения заработной платы. В отдельных случаях это право должно предоставляться каждой беременной женщине по предъявлении медицинской справки, удостоверяющей, что перемена работы необходима в интересах здоровья женщины или ее будущего ребенка.
Конвенция № 171 запрещает ночной труд беременных женщин и женщин-матерей в течение периода продолжительностью по крайней мере 16 недель, из которых не менее 8 недель должны предшествовать предполагаемой дате рождения ребенка. В ряде случаев этот период может увеличиваться, например в связи с плохим состоянием здоровья женщины или ее ребенка.
Минимальный возраст приема на работу.Минимальный возраст приема на работу в наиболее общем виде регулируется в Конвенции № 138, согласно которой этот возраст должен быть, как правило, не ниже возраста окончания обязательного школьного образования и во всяком случае не ниже 15 лет1.
Минимальный возраст приема на работу, которая может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть, как правило, ниже 18 лет.
Указанная Конвенция не применяется к работам, выполняемым детьми и подростками в учебных заведениях, или к работам, выполняемым на предприятиях подростками старше 14 лет, если такие работы являются неотъемлемой частью курса обучения или профессиональной ориентации.
Национальным законодательством может допускаться прием на работу детей от 13 до 15 лет для легкой работы, не вредной для их здоровья или развития и не наносящей ущерба школьному обучению.
Установленные в Конвенции № 138 возрастные ограничения приема на работу могут не соблюдаться по разрешению компетентного государственного органа в отношении таких видов деятельности, как участие в художественных выступлениях. Выдаваемые разрешения ограничивают продолжительность рабочего времени детей и подростков и устанавливают иные условия их допуска к таким работам.
1 Рекомендация № 146 призывает государства поставить перед собой цель последовательного повышения до 16 лет минимального возраста для приема на работу по найму.
Запрет ночного труда молодежи.Запретительные и ограничительные нормы, относящиеся к ночному труду подростков, установлены раздельно для промышленности и для непромышленных работ1.
В промышленности ночной труд подростков запрещен до достижения ими 18 лет, на непромышленных работах — до 18, а в ряде случаев — до 14 лет.
Понятие "ночное время" определено по-разному для промышленных и непромышленных работ, а также для подростков до 16 лет и от 16 до 18 лет. Для промышленности, например, понятие "ночное время" — это период продолжительностью по крайней мере 12 последовательных часов, включающих время между 22 и 6 часами (для подростков до 16 лет).
Запрещение ночного труда подростков как в промышленности, так и на непромышленных работах может быть временно отменено в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, когда этого требуют общественные интересы. Что же касается ночного труда детей и подростков в сельском хозяйстве, то международная регламентация ограничена здесь весьма короткой Рекомендацией № 14, которая призывает государства применять меры с целью регламентации ночного труда детей моложе 14 лет, чтобы обеспечить им время отдыха, соответствующее не менее 10 часам непрерывно.
Медицинское освидетельствование.Международные нормы предусматривают обязательное бесплатное медицинское освидетельствование детей и подростков до 18 лет с целью выяснения их пригодности к труду2.
Они должны находиться под медицинским наблюдением до достижения 18 лет. При длительном использовании на работе ребенка или подростка до 18 лет медицинское освидетельствование проводится периодически, не менее одного раза в год. В профессиях, связанных с большим риском для здоровья, освидетельствование и переосвидетельствование с целью выяснения пригодности к работе проводятся по крайней мере до достижения возраста 21 года.
1 См.: Конвенция № 90 о ночном труде подростков в промышленности, Конвенция № 79 и Рекомендация № 80 о ночном труде подростков на непро мышленных работах.
2 См.: Конвенция № 77 о медицинском освидетельствовании подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности; Конвенция № 78 о медицинском освидетельствовании подростков с целью выяснения их пригод ности к труду на непромышленных работах; Рекомендация № 79 о медицинс ком освидетельствовании подростков с целью выяснения их пригодности к тру- ДУ-
Конвенция № 124 устанавливает специальные правила омедицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках. Предусмотрено, что пригодность к таким работам до достижения 21 года определяется при помощи первоначального медицинского освидетельствования и периодических последующих медицинских осмотров не реже одного раза в год. Все указанные медицинские осмотры проводятся бесплатно.
Охрана труда пожилых трудящихся.Рекомендация № 162 содержит широкий набор норм, имеющих целью облегчить положение пожилых работников на производстве. В числе рекомендуемых мер — сокращение нормальной продолжительности рабочего времени, прежде всего пожилых трудящихся, занятых на тяжелых, опасных, вредных работах; постепенное сокращение продолжительности рабочего времени всех пожилых трудящихся по их просьбе в течение установленного периода, предшествующего достижению пенсионного возраста1; увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом возраста; разрешение определять по своему усмотрению режим рабочего времени, в частности, работать неполное рабочее время, по скользящему графику и т.п.; перевод пожилых трудящихся, работающих на сменных работах, на работу в дневную смену; перевод со сдельной на повременную оплату.