Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРУДОВОЕ ПРАВО ИРАНА: ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА 13 страница



В тех случаях, когда в районе, где осуществляется работа, условия труда не регулируются каким-либо из вышеуказанных способов, статьи, включаемые в хозяйственные договоры, дол­жны гарантировать работникам заработную плату не менее бла­гоприятную, чем та, которая установлена предпринимателями, находящимися в аналогичных условиях и принадлежащими к той же профессии или отрасли промышленности. В случае не­соблюдения подрядчиками и субподрядчиками трудовых статей, включаемых в такие договоры, должны применяться санкции, в частности, в виде отказа от заключения договора государствен­ного заказа.

Продолжительность рабочего времени.Конвенция № 1 уста­навливает, что продолжительность рабочего времени лиц, заня­тых на промышленных предприятиях (за исключением семей­ных), не может превышать 8 часов в день и 48 часов в неделю. Такая же продолжительность рабочего времени определена Кон­венцией № 30 для предприятий торговли и государственных уч­реждений. Указанные конвенции не применяются к руководя­щему составу предприятий. От каждого предпринимателя требуется, чтобы он извещал о времени начала и окончания работы объявлением, помещенным на видном месте на пред­приятии, а в тех случаях, когда работа ведется посменно, — о времени начала и окончания каждой смены.

Конвенция № 47 обязывает государства заявить о своем одоб­рении принципа 40-часовой рабочей недели, применяемого та­кого образом, чтобы не повлечь понижения уровня жизни тру­дящихся. На 40-часовую рабочую неделю ориентируется и Рекомендация № 116.

Ряд актов МОТ устанавливает сокращенное рабочее время (т.е. менее 48 часов) в отдельных отраслях промышленности и


народного хозяйства: на стеклодувных предприятиях, в текстиль­ной промышленности, в угольных шахтах, на общественных работах.

Рекомендация № 116 предлагает государствам разработать и последовательно осуществлять политику постепенного сокраще­ния продолжительности рабочего времени и определяет содер­жание такой политики, методы ее осуществления.

Рекомендованные выше нормы относятся к нормальному и к сокращенному рабочему времени. Часы, проработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени, акты МОТ рассматривают как сверхурочные, которые допускаются лишь в определенных случаях и пределах и которые подлежат дополни­тельной оплате (не менее чем на 25% выше, чем за работу нор­мальной продолжительности).

За исключением случаев непреодолимой силы, компетент­ные государственные органы в каждой стране должны устанав­ливать предельное число сверхурочных работ, которое может быть проработано в течение определенного периода.

Неполное рабочее время.С недавнего времени объектом меж­дународно-правового регулирования стало неполное рабочее время.

Согласно Конвенции № 175, государства обязаны установить равную защиту и равную охрану труда лиц, занятых неполное и полное рабочее время. Это относится к праву на организацию, на коллективные договоры, а также к безопасности и гигиене труда, к запрету дискриминации, к охране материнства, к по­рядку увольнений, к ежегодным оплачиваемым отпускам и оп­лачиваемым праздничным дням, к оплате болезни. Националь­ное законодательство должно исключить снижение базисной заработной платы (тарифных ставок) работников только из-за того, что они заняты неполное рабочее время. Денежное вознаг­раждение не полностью занятых должно определяться пропор­ционально рабочему времени или выработке.

Не полностью занятые, чье рабочее время ниже определен­ного порога, могут быть исключены национальным законода­тельством из действия положений Конвенции в отношении ох­раны материнства, увольнений, оплачиваемых ежегодных от­пусков, праздничных дней, оплаты болезни. Государства обязаны обеспечить добровольность перехода с полного рабочего време­ни на неполное и наоборот.

Конвенция применяется ко всем частично занятым, однако ратифицировавшим ее государствам предоставляется право ис­ключить из сферы ее действия определенные категории работ-


ников или определенные предприятия, если применение к ним положений Конвенции создает существенные проблемы эконо­мического или иного характера.

Рекомендация № 182 содержит нормы, дополняющие поло­жения Конвенции № 175. Согласно этой Рекомендации, трудо­вой стаж, необходимый для применения норм по охране труда к не полностью занятым, не должен быть продолжительнее, чем для полностью занятых работников; отказ работника перейти с полного рабочего времени на неполное рабочее время и наобо­рот не должен служить основанием его увольнения. Однако та­кого работника можно уволить в соответствии с национальным законодательством по другим основаниям, связанным, напри­мер, с производственными потребностями предприятия.

Рекомендация № 182 предлагает письменно информировать частично занятых об их специфических условиях труда.

Ночное время.Наиболее общие нормы, касающиеся ночного труда, содержатся в Конвенции № 171. В ней термин "ночной труд" означает любую работу, которая осуществляется в тече­ние установленного периода продолжительностью не менее 7 часов подряд, включая промежуток между полуночью и 5 ча­сами утра, а термин "трудящийся, работающий в ночное вре­мя" означает лицо, работающее по найму, работа которого тре­бует осуществления трудовой функции в ночное время в течение значительного количества часов сверх установленного государ­ственным органом предела.

Конвенция № 171 допускает в принципе применение ночно­го труда для всех категорий работников, за теми исключениями или ограничениями, которые установлены в актах МОТ об ох­ране труда женщин и молодежи (об этих актах см. далее). При этом на государства возложена обязанность принимать конкрет­ные меры, требуемые в силу особенностей ночного труда, в от­ношении трудящихся, работающих в ночное время, с целью охраны их здоровья, содействия в выполнении семейных и об­щественных обязанностей, предоставления им возможностей для профессионального роста и обеспечения выплаты соответству­ющей компенсации. Эти меры включают также гарантии безо­пасности труда и охрану материнства.

Продолжительность еженедельного отдыха.Международные стандарты продолжительности еженедельного отдыха, общие для всех отраслей народного хозяйства, отсутствуют. В промышлен­ности персонал предприятия должен пользоваться, как прави­ло, в течение каждых 7 дней периодом отдыха, включающим не менее 24 последовательных часов. По возможности этот отдых


предоставляется всему персоналу одновременно и должен со­впадать с днями, уже установленными обычаями, традициями страны и региона (Конвенция № 14). На предприятиях торговли и в государственных учреждениях непрерывный еженедельный отдых установлен продолжительностью соответственно не ме­нее суток (Конвенция № 106) и не менее 36 часов, для подро­стков до 18 лет — не менее двух суток (Рекомендация № lt>3).

Ежегодные оплачиваемые отпуска.В настоящее время действу­ют две Конвенции МОТ (№ 52 и № 132), касающиеся ежегод­ных оплачиваемых отпусков. Первая Конвенция частично уста­рела, и большинство развитых стран сочло необходимым ратифицировать более позднюю по времени Конвенцию № 132, учитывающую развитие мирового законодательства после вто­рой мировой войны.

Согласно Конвенции № 52, каждое лицо, к которому при­меняется эта конвенция, имеет право после непрерывной рабо­ты продолжительностью один год на ежегодный оплачиваемый отпуск, равный по крайней мере 6 дням. Лица моложе 16 лет, включая учеников, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, равный по крайней мере 12 рабочим дням. В отпуск не включаются праздничные дни и перерывы в работе в результате болезни. Национальное законодательство может разрешить де­ление ежегодного оплачиваемого отпуска, но лишь в той части, которая превышает минимальную продолжительность, установ­ленную Конвенцией. Продолжительность отпуска увеличивается пропорционально продолжительности стажа работы на основе правил, установленных в национальном законодательстве.

Каждое лицо, уходящее в отпуск, получает отпускные, рав­ные обычному вознаграждению. Порядок их исчисления опреде­ляется национальным законодательством или коллективными договорами. Любое соглашение, которое исключает право на ежегодный оплачиваемый отпуск или аннулирует права на та­кой отпуск, должно быть признано недействительным. Нацио­нальное законодательство может предусмотреть, что лицо, ко­торое будет занято на оплачиваемой работе в течение своего ежегодного оплачиваемого отпуска, лишается оплаты за период отпуска. Лицо, уволенное по вине предпринимателя, имеет пра­во на компенсацию за неиспользованный отпуск. Каждый нани­матель должен вести записи, регистрирующие дату поступления на работу работника, продолжительность положенного ему от­пуска, дату ухода его в отпуск, размеры отпускных.

Конвенция № 132 устанавливает, что каждое лицо, к кото­рому она применяется, имеет право на минимальный 3-недель-


ный оплачиваемый отпуск за каждый год работы. Минимальный период работы, необходимый для приобретения права на от­пуск, не должен превышать 6 месяцев. Воскресенье и празднич­ные дни, а также время болезни в отпуск не включаются. За время отпуска должны выплачиваться отпускные, равные по крайней мере средней заработной плате. Деление отпуска на ча­сти разрешается, но при этом продолжительность каждой части не может быть менее 2 недель. Отсутствие на работе по таким причинам, как болезнь, несчастный случай на производстве или отпуск по беременности и родам, засчитывается в стаж работы.

Работник, проработавший минимальное время, требуемое для предоставления отпуска, и увольняющийся с работы, вправе получить после прекращения работы оплачиваемый отпуск, про­порциональный продолжительности его работы, или вместо этого ему выплачивается компенсация. Соглашение об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или о неис­пользовании такого отпуска с заменой денежной компенсацией признается недействительным или запрещается. Национальное законодательство может устанавливать специальные правила в отношении тех случаев, когда работающее по найму лицо зани­мается в период отпуска оплачиваемой деятельностью, проти­воречащей цели отпуска, т.е. отдыху, восстановлению сил.

Рассмотренные выше акты МОТ о ежегодных оплачиваемых отпусках распространяются на основную часть лиц, работающих по найму. В сельском хозяйстве и в морском транспорте действу­ют специальные конвенции МОТ, устанавливающие особые правила об отпусках.

Наконец, Конвенция № 140 и Рекомендация № 148 содер­жат положения об оплачиваемых учебных отпусках. Государствам предлагается разрабатывать и осуществлять политику, направ­ленную на содействие предоставлению оплачиваемых учебных отпусков для профессиональной подготовки на любом уровне; общего, социального или гражданского образования; профсо­юзной учебы.

Безопасность и гигиена труда.Основной массив конкретных международных стандартов, детально регламентирующих безо­пасность и гигиену труда, содержится в конвенциях и рекомен­дациях МОТ.

Многочисленные акты МОТ, принятые по данному вопро­су, можно сгруппировать следующим образом.

• Принципы национальной государственной политики в об­ласти безопасности и гигиены труда (Конвенция № 155 и Рекомендация № 164).


• Создание на предприятиях служб гигиены труда (Конвен­
ция № 161 и Рекомендация № 171).

• Общие и отраслевые правила по технике безопасности и
специальные технические правила оснащения станков и
машин защитными приспособлениями (Конвенция № 119
и Рекомендация № 118).

• Правила по гигиене труда (воздух, шум, вибрация), обес­
печение гигиены труда при использовании на производ­
стве химических веществ (Конвенции № 148, 177, Реко­
мендации № 156, 177); отраслевые правила по гигиене труда
в промышленности, в торговле, в учреждениях, на морс­
ком транспорте (Конвенция № 120, Рекомендация № 120);
санитарно-гигиенические правила, защищающие работни­
ков от производственных вредностей в виде опасных ток­
сических веществ: бензола, асбеста, белого фосфора, кан­
церогенных веществ, свинцовых белил, радиации, спор
сибирской язвы. По этим вопросам принято более 10 кон­
венций).

• Меры по предотвращению несчастных случаев на произ­
водстве (Конвенция № 174 и Рекомендация № 181).

• Международные стандарты по переноске и передвижению
тяжестей (Конвенция № 127 и Рекомендация № 128).

• Медицинский осмотр трудящихся, занятых на особо вред­
ных работах (Рекомендация № 97).

• Инспекция труда в промышленности, торговле, сельском
хозяйстве, в строительстве, на транспорте, в горнодобы­
вающей промышленности (Конвенция № 81, Протокол
1995 г. к Конвенции № 81, Конвенция № 129, Рекоменда­
ции № 81, 82, 133).

Рассмотрим более подробно стандарты МОТ, относящиеся к инспекции труда.

Конвенция № 81 обязывает ратифицировавшие ее государства создать систему инспекции труда и наделяет инспекторов следу­ющими полномочиями: беспрепятственный проход без предва­рительного уведомления и в любое время суток на любое пред­приятие, охватываемое контролем инспекции; осмотр в дневное время всех зданий, подпадающих под контроль инспекции; осу­ществление любых проверок, контроля и расследований, кото­рые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются.

Инспекторы вправе наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприя­тия; требовать ознакомления с любыми документами, ведение

Киселев И. Я. 521


которых предписано трудовым законодательством, с целью про­верки их соответствия законам и снятия с них копий или вы­писки отдельных положений; изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с указанной целью.

Инспектор труда имеет право не уведомлять предпринимате­ля или его представителя об инспекционном посещении, если сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффектив­ности контроля.

За исключениями, которые могут быть предусмотрены наци­ональным законодательством, инспекторам труда запрещается:

—участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, на­
ходящихся под их контролем;

—разглашать, даже после ухода с должности, производствен­
ные или коммерческие тайны, с которыми они могли оз­
накомиться при осуществлении своих функций;

—разглашать источник жалоб на нарушение законодатель­
ных предписаний.

Рекомендация № 81 отмечает необходимость для лиц, кото­рые намереваются открыть промышленное или торговое пред­приятие, предупреждать об этом инспекцию труда, представ­лять ей на заключение планы новых предприятий и процессов производства. Рекомендуется поощрять меры, направленные на сотрудничество между предпринимателями и трудящимися с целью улучшения условий, влияющих на здоровье и безопас­ность трудящихся. В числе таких мер — создание комитетов по технике безопасности, включающих представителей предпри­нимателей и трудящихся.

Протокол к Конвенции № 81, принятый на 82-й сессии МОТ в 1995 г., предусмотрел распространение положений Конвен­ции № 81 на все категории работников. Однако каждому госу­дарству, ратифицировавшему Протокол 1995 г., предоставляет­ся возможность исключить из действия Конвенции № 81 военнослужащих, полицейских, работников спецслужб, тюрем, некоторые другие категории государственных чиновников, если применение к этим категориям лиц Конвенции № 81 создаст определенные проблемы. Допускается и другая возможность. Го­сударства не исключают указанные категории лиц из сферы дей­ствия Конвенция № 81, но допускают инспектирование с опре­деленными ограничениями и условиями.


Ограничение трудаженщин в ночное время и на подземных работах.Ограничению труда женщин в ночное время в промыш­ленности посвящены Конвенция № 89 и дополняющий ее Про­токол 1990 г.

Согласно указанным актам, женщины независимо от возрас­та не привлекаются к работам в ночное время, за исключением семейных предприятий и случаев форс-мажора (непреодолимой силы) или угрозы потери находящихся в процессе обработки скоропортящихся материалов.

Термин "ночь" означает период продолжительностью по край­ней мере 11 последовательных часов, охватывающий промежу­ток времени продолжительностью по крайней мере 7 последо­вательных часов между 22 часами вечера и 7 часами утра. В указанных рамках компетентный орган власти может устанав­ливать различные промежутки времени в качестве ночного вре­мени для различных районов, отраслей промышленности, пред­приятий.

Рассматриваемая Конвенция не распространяется на женщин, занимающих ответственные посты административного характе­ра, а также работающих в системе здравоохранения и социаль­ного обеспечения, которые обычно не занимаются физическим трудом. Запрещение ночного труда для женщин может быть вре­менно отменено правительством, если в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств этого требуют национальные инте­ресы.

Следует заметить, что многие страны, особенно члены ЕС, в последние годы денонсировали Конвенцию № 89, считая, что она устарела и противоречит принципу равенства мужчин и женщин, в частности, толкованию этого принципа Директивой ЕС № 76/207 от 9 февраля 1976 г.1 и, кроме того, служит пре­пятствием к расширению женской занятости. Эти страны выра­зили намерение ратифицировать в будущем Конвенцию № 171 о ночном труде, считая ее более гибкой и более соответствую­щей современным условиям.

Некоторые другие страны сочли достаточным присоединить­ся к Протоколу 1990 г., дополняющему Конвенцию № 89, ко­торый упрощает порядок принятия исключений из Конвенции № 89.

Протокол 1990 г. допускает в определенных условиях и с оп­ределенными ограничениями изменение установленной в Кон­венции № 89 продолжительности ночного времени и изъятия из

1 См. с. 556—557 настоящей книги.


запрета на работу женщин в ночное время. Указанные измене­ния и изъятия не разрешаются, однако, в отношении беремен­ных женщин и в течение установленного времени после рожде­ния ребенка.

Рекомендация № 13 предлагает государствам принять меры регламентации ночного труда женщин, работающих по найму в сельском хозяйстве, с тем чтобы обеспечить предоставление им периода отдыха, соответствующего физическим потребностям и составляющего не менее 9 часов, причем этот период должен быть по мере возможности непрерывным.

Конвенция № 45 запрещает применение труда женщин лю­бого возраста на подземных работах в шахтах, но допускает пу­тем издания акта национального законодательства исключение из этого запрета женщин, занимающих руководящие посты и не выполняющих физической работы; женщин, занятых санитар­ным исоциальным обслуживанием; женщин, проходящих курс обучения и допущенных к стажировке в подземных частях шах­ты в целях профессиональной подготовки; других женщин, ко­торые должны спускаться время от времени в подземные части шахты для выполнения работы нефизического характера.

Труд женщин с семейными обязанностями.Рекомендация № 123 призывает государства не допускать дискриминации жен­щин с семейными обязанностями, способствовать формирова­нию социальных служб, предназначенных для предоставления женщинам возможности гармонично сочетать выполнение сво­их обязанностей дома и на работе. Намечены основные направ­ления деятельности, призванной облегчить положение женщин с семейными обязанностями: это информационная и просвети­тельская работа среди общественности; создание детских учреж­дений; обеспечение занятости, в том числе принятие мер, кото­рые позволяли бы женщинам с семейными обязанностями включаться или оставаться включенными в рабочую силу, так же как и вновь войти в состав рабочей силы (после взросления детей, выздоровления больных членов семьи и т.п.).

Охрана труда женщин-матерей.По вопросам охраны материн­ства действует всеобъемлющая Конвенция № 103, охватываю­щая все сферы занятости: промышленные предприятия, непро­мышленные работы, сельское хозяйство, надомный труд.

Согласно указанной Конвенции, по представлении медицин­ского свидетельства, удостоверяющего предполагаемый срок родов, женщина имеет право на отпуск по материнству, про­должительность которого должна составлять по меньшей мере 12 недель и включать период обязательного послеродового от-


пуска. Его продолжительность устанавливается национальным законодательством, но не может быть менее 6 недель. Если роды происходят после предполагаемой даты, отпуск продлевается во всяком случае до фактической даты родов, причем продолжи­тельность обязательного послеродового отпуска вследствие это­го не сокращается. В случае болезни в связи с родами женщина имеет право на продление послеродового отпуска, максималь­ная продолжительность которого может определяться компетент­ным органом власти. В период отпусков по беременности и ро­дам женщина имеет право на получение денежного пособия и медицинской помощи. Если женщина кормит своего ребенка грудью, она имеет право на перерывы, продолжительность ко­торых устанавливается национальным законодательством. Пере­рывы в работе для кормления ребенка считаются рабочими ча­сами и оплачиваются. Увольнение женщины в период отпуска по беременности и родам не допускается.

Государства, ратифицировавшие указанную Конвенцию, могут изъять установленные в ней запретительные и ограничи­тельные нормы в отношении некоторых категорий непромыш­ленных, сельскохозяйственных работ, надомного труда, транс­портных учреждений.

Рекомендация № 95 призывает государства устанавливать бо­лее высокий уровень правовых гарантий, чем это предусмотре­но в Конвенции № 103. В частности, когда это необходимо для здоровья женщины, отпуск по беременности и родам предлага­ется продлить до 14 недель; размер пособия по беременности и родам по возможности повысить до 100% предыдущего заработ­ка. Перерывы в работе для кормления грудных детей рекоменду­ется устанавливать продолжительностью в общей сложности не менее полутора часов, причем при представлении врачебного свидетельства частота и продолжительность перерывов для кор­мления грудных детей должны увеличиваться.

Предусматриваемые национальным законодательством осно­вания для увольнения женщины с работы в период отпуска по беременности и родам могут включать ликвидацию предприя­тия, истечение срока трудового договора. Там, где существуют профсоюзные комитеты, желательно консультироваться с ними. Беременные и кормящие грудных детей женщины не допуска­ются на ночную и сверхурочную работы.

Во время беременности и по меньшей мере в течение 3 меся­цев после родов (а в случае кормления детей грудью и в течение более продолжительного периода) женщина не должна привле­каться к тяжелым и вредным работам, в том числе связанным с


поднятием, переноской, передвижением тяжестей, с излишним или непрерывным физическим напряжением, включая длитель­ное стояние на ногах.

Женщина, обычно занятая на работе, признаваемой компе­тентными государственными властями вредной для здоровья, имеет право на перевод на другую работу без уменьшения зара­ботной платы. В отдельных случаях это право должно предостав­ляться каждой беременной женщине по предъявлении медицин­ской справки, удостоверяющей, что перемена работы необходима в интересах здоровья женщины или ее будущего ребенка.

Конвенция № 171 запрещает ночной труд беременных жен­щин и женщин-матерей в течение периода продолжительнос­тью по крайней мере 16 недель, из которых не менее 8 недель должны предшествовать предполагаемой дате рождения ребенка. В ряде случаев этот период может увеличиваться, например в связи с плохим состоянием здоровья женщины или ее ребенка.

Минимальный возраст приема на работу.Минимальный воз­раст приема на работу в наиболее общем виде регулируется в Конвенции № 138, согласно которой этот возраст должен быть, как правило, не ниже возраста окончания обязательного школь­ного образования и во всяком случае не ниже 15 лет1.

Минимальный возраст приема на работу, которая может на­нести ущерб здоровью, безопасности или нравственности под­ростка, не должен быть, как правило, ниже 18 лет.

Указанная Конвенция не применяется к работам, выполняе­мым детьми и подростками в учебных заведениях, или к рабо­там, выполняемым на предприятиях подростками старше 14 лет, если такие работы являются неотъемлемой частью курса обуче­ния или профессиональной ориентации.

Национальным законодательством может допускаться прием на работу детей от 13 до 15 лет для легкой работы, не вредной для их здоровья или развития и не наносящей ущерба школьно­му обучению.

Установленные в Конвенции № 138 возрастные ограничения приема на работу могут не соблюдаться по разрешению компе­тентного государственного органа в отношении таких видов де­ятельности, как участие в художественных выступлениях. Выда­ваемые разрешения ограничивают продолжительность рабочего времени детей и подростков и устанавливают иные условия их допуска к таким работам.

1 Рекомендация № 146 призывает государства поставить перед собой цель последовательного повышения до 16 лет минимального возраста для приема на работу по найму.


 


Запрет ночного труда молодежи.Запретительные и ограничи­тельные нормы, относящиеся к ночному труду подростков, ус­тановлены раздельно для промышленности и для непромыш­ленных работ1.

В промышленности ночной труд подростков запрещен до до­стижения ими 18 лет, на непромышленных работах — до 18, а в ряде случаев — до 14 лет.

Понятие "ночное время" определено по-разному для про­мышленных и непромышленных работ, а также для подростков до 16 лет и от 16 до 18 лет. Для промышленности, например, понятие "ночное время" — это период продолжительностью по крайней мере 12 последовательных часов, включающих время между 22 и 6 часами (для подростков до 16 лет).

Запрещение ночного труда подростков как в промышленно­сти, так и на непромышленных работах может быть временно отменено в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, когда этого требуют общественные интересы. Что же касается ночного труда детей и подростков в сельском хозяйстве, то меж­дународная регламентация ограничена здесь весьма короткой Рекомендацией № 14, которая призывает государства приме­нять меры с целью регламентации ночного труда детей моложе 14 лет, чтобы обеспечить им время отдыха, соответствующее не менее 10 часам непрерывно.

Медицинское освидетельствование.Международные нормы предусматривают обязательное бесплатное медицинское осви­детельствование детей и подростков до 18 лет с целью выясне­ния их пригодности к труду2.

Они должны находиться под медицинским наблюдением до достижения 18 лет. При длительном использовании на работе ребенка или подростка до 18 лет медицинское освидетельство­вание проводится периодически, не менее одного раза в год. В профессиях, связанных с большим риском для здоровья, ос­видетельствование и переосвидетельствование с целью выясне­ния пригодности к работе проводятся по крайней мере до дос­тижения возраста 21 года.


1 См.: Конвенция № 90 о ночном труде подростков в промышленности,
Конвенция № 79 и Рекомендация № 80 о ночном труде подростков на непро­
мышленных работах.

2 См.: Конвенция № 77 о медицинском освидетельствовании подростков с
целью выяснения их пригодности к труду в промышленности; Конвенция № 78
о медицинском освидетельствовании подростков с целью выяснения их пригод­
ности к труду на непромышленных работах; Рекомендация № 79 о медицинс­
ком освидетельствовании подростков с целью выяснения их пригодности к тру-
ДУ-


Конвенция № 124 устанавливает специальные правила оме­дицинском освидетельствовании молодых людей с целью опре­деления их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках. Предусмотрено, что пригодность к таким работам до достижения 21 года определяется при помощи первоначаль­ного медицинского освидетельствования и периодических пос­ледующих медицинских осмотров не реже одного раза в год. Все указанные медицинские осмотры проводятся бесплатно.

Охрана труда пожилых трудящихся.Рекомендация № 162 со­держит широкий набор норм, имеющих целью облегчить поло­жение пожилых работников на производстве. В числе рекомендуе­мых мер — сокращение нормальной продолжительности рабочего времени, прежде всего пожилых трудящихся, занятых на тяже­лых, опасных, вредных работах; постепенное сокращение про­должительности рабочего времени всех пожилых трудящихся по их просьбе в течение установленного периода, предшествующего достижению пенсионного возраста1; увеличение продолжитель­ности ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом возраста; раз­решение определять по своему усмотрению режим рабочего вре­мени, в частности, работать неполное рабочее время, по скользящему графику и т.п.; перевод пожилых трудящихся, рабо­тающих на сменных работах, на работу в дневную смену; перевод со сдельной на повременную оплату.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.