—понимания условий жизни работников, заботы об их бла гополучии, а также овладения знаниями трудового права и социального обеспечения;
—понимания значения усилий по самоусовершенствованию.
В Рекомендации содержатся специальные нормы и положения, касающиеся профессиональной подготовки особых групп населения: пожилых трудящихся; языковых меньшинств (лиц, не знающих языка основного населения); лиц, имеющих физические недостатки или умственно неполноценных; трудящихся-мигрантов.
Представляют интерес рекомендации относительно профессиональной переподготовки пожилых трудящихся. Для обеспечения такой переподготовки предлагается принимать меры для преодоления трудностей, встречающихся на работе у пожилых трудящихся. В числе этих мер:
—выявление и изменение по возможности условий труда, которые могут ускорить процесс физического или умствен ного старения;
—создание для пожилых трудящихся возможностей профес сиональной переподготовки, в которой они нуждаются, с учетом необходимости обновления их знаний и навыков
путем своевременного предоставления им соответствующей информации, повышения уровня их общего образования и профессиональной квалификации, с тем чтобы он соответствовал уровню лучше образованной и подготовленной молодежи;
—перевод пожилых трудящихся на другую работу, на кото рой они могли бы использовать свои способности и опыт по возможности без потерь в заработке;
—недопущение того, чтобы возрастные пределы, установ ленные без учета реальности, препятствовали возможнос ти получения пожилыми трудящимися профессиональной подготовки и переподготовки;
—разработка методик профессиональной подготовки, при способленной к нуждам пожилых трудящихся;
—побуждение пожилых трудящихся к тому, чтобы они пользовались возможностями получения профессиональ ной подготовки или перехода на другую работу, что по могло бы преодолеть стоящие перед ними трудности;
—разработка методов труда, конструкций, инструментов и оборудования, отвечающих особым потребностям пожи лых трудящихся.
Рекомендация указывает, что работники, проводящие профессиональную подготовку, должны обладать всесторонними теоретическими и практическими знаниями, иметь значительный опыт выполнения соответствующих функций, а также техническую и педагогическую подготовку, полученную в соответствующих образовательных учреждениях.
Договор производственного ученичества.Международные нормы, регулирующие договор производственного ученичества, содержатся главным образом в Рекомендации № 117. Согласно этой Рекомендации, систематическое долговременное обучение профессии, осуществляемое в основном в рамках предприятия или у независимого ремесленника, должно регламентироваться письменным договором об ученичестве и соответствовать нормам, установленным в законодательстве и в коллективных договорах каждой страны. Государственными органами определяется перечень профессий, освоение которых требует прохождения производственного обучения. При этом необходимо учитывать степень квалификации и теоретических знаний, требуемых для данной профессии; период обучения; пригодность ученичества как способа обучения данной профессии; положение в области занятости работников, подготавливаемых системой производственного обучения.
Установлены определенные требования к субъектам и к содержанию договора производственного ученичества.
Приему на производственное обучение в каждом случае предшествуют профессиональная ориентация и медицинский осмотр, связанные с требованиями профессии, которая будет приобретена в результате обучения.
В тех случаях, когда выполнение работы по данной профессии требует особых физических качеств или умственных способностей, они должны быть указаны и проверяться с помощью специальных тестов.
По договоренности между сторонами обеспечивается возможность перевода ученика с одного предприятия на другое, когда это считается необходимым или желательным для завершения обучения, а также из одного вида ученичества в другой, если это соответствует его интересам.
Рекомендация считает необходимым, чтобы государственные органы поддерживали постоянный контакт с предприятиями или лицами, ведущими обучение, и обеспечивали с помощью надзора и регулярных проверок выполнение целей производственного ученичества.
Прекращение трудовых отношений по инициативе предпринимателей.По данному вопросу действуют Конвенция № 158 и Рекомендация № 166. Последняя содержит дополнения, разъяснения и предложения, направленные на развитие законодательства, более льготного для работников.
Конвенция № 158 содержит нормы общего применения в отношении любых увольнений по инициативе предпринимателей и специальный раздел, касающийся прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам, т.е. прежде всего коллективных увольнений.
Основная часть Конвенции относится к обоснованию прекращения трудовых отношений, процедуре обжалования решения о прекращении трудовых отношений и сроку предупреждения об увольнении.
Согласно Конвенции № 158, увольнение по инициативе предпринимателя допускается лишь при наличии законных оснований, связанных со способностями или поведением работника или вызванных производственной необходимостью.
Не признаются законным основанием увольнения следующие причины: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время; намерение стать представителем трудящихся, вы-
Киселев И. Я. 505
полнение функций представителя трудящихся (в том числе в прошлом); подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства, или обращение с жалобой на предпринимателя в административные органы; раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству, а также в связи с болезнью или травмой.
Работник, который считает, что его уволили необоснованно, может обжаловать это решение в суд или иной компетентный орган, который выносит решение об обоснованности увольнения. В отношении такого увольнения допустимо установление срока исковой давности.
Конвенция не считает возможным возложение бремени доказывания необоснованности увольнения только на работника. Такое бремя может возлагаться исключительно на предпринимателя, либо суд может выносить решение об обоснованности (необоснованности) увольнения с учетом представленных сторонами доказательств.
Если суд (или иной компетентный орган) признает увольнение необоснованным и если он в соответствии с национальным законодательством или практикой не считает возможным отменить решение об увольнении и восстановить трудящегося на прежней работе, судебное решение должно возложить на предпринимателя обязанность выплаты трудящемуся соответствующего возмещения. Установлено право работника на предупреждение об увольнении за разумный срок или на денежную компенсацию вместо предупреждения, если только работник не совершил серьезного дисциплинарного проступка, т.е. проступка, в связи с которым было бы нецелесообразно требовать от предпринимателя продолжать с таким работником трудовые отношения в течение срока предупреждения.
Еще одно право увольняемого работника — получение выходного пособия, размер которого зависит, в частности, от стажа работы и размера заработной платы и которое выплачивается непосредственно предпринимателем или из фонда, созданного за счет взносов предпринимателей.
Национальное законодательство может предусмотреть, что при увольнении за серьезный проступок выходное пособие не выплачивается.
Специфика регулирования увольнений по экономическим причинам заключается в том, что предприниматель обязан пре-
доставить представителям трудящихся информацию о планируемых увольнениях, провести консультации о мерах по их предотвращению и смягчению их последствий, сообщить о предполагаемых увольнениях компетентному государственному органу, снабдив его соответствующей информацией. Национальное законодательство может ограничить это обязательство предпринимателя в случаях коллективного увольнения.
Хотя Конвенция № 158 распространяется на все отрасли экономической деятельности и на всех работающих по найму, государства могут исключить из сферы применения Конвенции некоторые категории наемных работников, такие, например, как лица, работающие по срочным договорам, проходящие испытательный срок. При этом должны быть предусмотрены гарантии против использования договоров о найме на определенный срок с целью уклонения от предоставления защиты, предусмотренной данной Конвенцией.
Конвенция № 158 допускает исключение в национальном законодательстве из действия Конвенции или ее отдельных положений малых предприятий.
Теперь рассмотрим нормы и положения Рекомендации № 166. В ней содержатся четыре группы норм: обоснование прекращения трудовых отношений (А); процедуры, применяемые до увольнения (Б); увольнения по экономическим причинам (В); гарантии против использования срочных трудовых договоров для обхода законодательства (Г).
А. Рекомендация расширяет круг причин, которые не могут признаваться законными основаниями для увольнения. Это, во-первых, достижение возраста выхода на пенсию и, во-вторых, отсутствие на работе в связи с прохождением обязательной военной службы или выполнением других гражданских обязанностей.
Б. Увольнение не должно производиться в связи с проступком, который в соответствии с национальным законодательством и практикой является основанием для прекращения трудовых отношений лишь в случае его повторного совершения, если только предприниматель не сделал соответствующего письменного предупреждения.
Предприниматель не вправе увольнять работника в связи с неудовлетворительным выполнением профессиональных обязанностей, если только он письменно не предупредил работника, что последний будет уволен в случае рецидива.
Считается, что предприниматель отказался от своего права прекратить трудовые отношения за совершенный работником
проступок, если он не сделал этого в разумный срок после того, как ему стало известно об этом проступке.
Предприниматель обязан письменно уведомить трудящегося о решении прекратить с ним трудовые отношения и письменно сообщить работнику по его требованию основания увольнения. Он может консультироваться с представителями трудящихся до принятия окончательного решения по отдельным случаям прекращения трудовых отношений.
В течение срока предупреждения работник в целях поиска другой работы вправе получить освобождение от работы разумной продолжительности, предоставляемое без потери в заработной плате в удобное для обеих сторон время. Уволенный работник должен иметь право на получение от предпринимателя справки с указанием дат начала и прекращения с ним трудовых отношений и вида (видов) работы, которую он выполнял; по просьбе работника ему может быть дана письменная характеристика с оценкой его поведения и работы.
В. Меры, которые необходимо принять в целях предотвращения увольнений по экономическим причинам, могут включать ограничение приема на работу, растягивание сокращения численности работников на определенный период, ограничение сверхурочных работ и сокращение продолжительности рабочего времени. В случае сокращения нормальной продолжительности рабочего времени нужно рассмотреть возможность частичной компенсации потерь в заработной плате.
Отбор увольняемых производится на основе критериев, определяемых заблаговременно и учитывающих интересы как предприятия, так и трудящихся.
Трудящимся, уволенным по экономическим причинам, предоставляется преимущество первоочередного обратного приема на работу, если предприниматель вновь нанимает работников аналогичной квалификации и если трудящийся в определенный срок после увольнения выразил желание возвратиться на прежнее место работы. Такая очередность обратного приема на работу может быть ограничена определенным сроком.
При экономических увольнениях компетентный государственный орган призван содействовать скорейшему устройству уволенных трудящихся на другой работе и в случае необходимости получению ими профессиональной подготовки и переподготовки, а предприниматель — по возможности помогать уволенным в поисках новой подходящей работы, например, путем прямых контактов с другими предпринимателями. Необходимы защита дохода работника в течение любого срока профессиональной
подготовки или переподготовки, а также содействие ему в поисках работы в другой местности.
Г. Гарантиями против использования срочных трудовых договоров для обхода законодательства могут быть:
—ограничение использования срочных договоров случаями, когда, учитывая характер предстоящей работы или усло вия ее выполнения или интересы трудящихся, эти трудо вые отношения не могут устанавливаться на неопределен ный срок;
—оценка трудовых договоров, за исключением случаев, пре дусмотренных законодательством, как договоров на не- определенный срок;
—трактовка срочных договоров, продлеваемых один или не сколько раз, как договоров на неопределенный срок, за исключением случаев, предусмотренных в законодатель стве.
В Рекомендации МОТ № 162 о пожилых трудящихся государствам предлагается по возможности принимать меры к тому, чтобы выход на пенсию по старости осуществлялся на добровольной основе.
Расторжение трудовых договоров в случае признания предприятия несостоятельным.Еще один аспект трудового договора, получивший международно-правовую регламентацию, — защита прав работников в случае увольнения в связи с признанием предприятия несостоятельным, его банкротством. Этому посвящена Конвенция № 173 и дополняющая ее Рекомендация № 180, а также Конвенция № 95.
Базисная норма, предусматривающая минимальные гарантии для работников, содержится в Конвенции № 95. Согласно этой Конвенции, в случае банкротства предприятия или его ликвидации в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов в отношении либо всей заработной платы, которая им причитается за работу в предшествовавший банкротству или ликвидации период, либо заработной платы, которая не превосходит суммы, предписанной национальным законодательством. Заработная плата подлежит выплате до того, как остальные кредиторы смогут потребовать свою долю.
Очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством.
Конвенция № 173 предоставляет государствам выбор: взять на себя обязательство защиты работников путем установления привилегий при выплате заработной платы и (либо) сформировать гарантийные фонды, обеспечивающие интересы работников. Возможны и другие варианты.
Конвенция № 173 защищает не только заработную плату, но и некоторые дополнительные выплаты: оплату праздничных дней, выходные пособия. Все эти выплаты должны иметь привилегированный характер, т.е. предшествовать выплатам в пользу государства и органов социального обеспечения. Требования работников ограничиваются установленными пределами, при этом предназначенные для них суммы не могут быть ниже социально приемлемого уровня и подлежат индексации в связи с ростом стоимости жизни. Суммы, выплачиваемые работникам гарантийными учреждениями, также не могут быть меньше установленного минимума.
Рекомендация № 180 расширяет содержание выплат, включая в них, в частности, оплату сверхурочных работ, повышает их размеры, а также предусматривает, что работники и их представители должны быть заблаговременно информированы о начале процедуры признания предприятия несостоятельным. Эта же Рекомендация определяет принципы деятельности гарантийных страховых учреждений (фондов), из которых осуществляются выплаты работникам обанкротившихся предприятий:
а) они должны быть независимы от предпринимателей в ад министративном и финансовом отношениях;
б) предприниматели должны финансировать эти фонды, если только они не финансируются государством;
в) фонды должны выполнять свои обязательства перед ра ботниками независимо от того, выполнены ли обязаннос ти предпринимателей по их финансированию;
г) фонды несут субсидиарную (дополнительную) ответствен ность в отношении обязательств предпринимателей-банк ротов, являются ответчиками по искам, защищенным га рантией, и могут как страховщики возбуждать регрессные иски против предпринимателей в соответствии с правила ми гражданского законодательства;
д) средства фондов могут быть использованы только на цели, ради которых они были собраны.
Защита личных данных о работниках.Одно из новых направлений в международно-правовом регулировании труда — защита личных данных от злоупотреблений и произвола со стороны
работодателей и любых третьих лиц и организаций1. Этому вопросу посвящен Кодекс практики по защите личных данных о работнике, разработанный экспертами МОТ2. Распространение этого Кодекса было официально одобрено Административным советом в 1996 г.
В Кодексе содержатся нормативные положения, являющиеся первой попыткой сформулировать международные стандарты по данному вопросу3.
Цели Кодекса — ориентировать заинтересованные государства, лица и организации в международной практике по защите личных данных о работнике и содействовать разработке соответствующего национального законодательства.
Кодекс распространяется на частный и государственный секторы, на ручную и автоматическую обработку информации и регламентирует порядок сбора личных данных, их хранение, обработку и использование, передачу личных данных, устанавливает индивидуальные и коллективные права работников в области обеспечения защиты данных.
Наиболее важные положения этого Кодекса заключаются в следующем.
• Сбор и обработка личных данных о работнике должны про исходить в соответствии с законом и использоваться ис ключительно в целях, связанных с трудовой деятельнос тью работника.
• Личные данные не должны использоваться для осуществ ления контроля за поведением работника.
• Решения работодателя не должны базироваться исключи тельно на данных электронного сбора информации о ра ботнике.
• Сбор личных данных о работнике не должен вести к его дискриминации.
1 Работодатели собирают личные данные о работниках с самыми различ ными целями: применение законодательства, осуществление профессиональ ного подбора, обучение и продвижение по службе, обеспечение личной безо пасности работников и клиентов, контроль количества и качества выполняемой работы и обеспечение сохранности имущества предприятия. В этой области широко применяются современные технические средства (компьютерная тех ника, автоматизированная система информации).
2 Кодексы практики, разрабатываемые трехсторонними комитетами экс пертов, являются источником международно-правового регулирования труда, но второстепенного характера. Они дополняют конвенции и рекомендации МОТ и облегчают правительственным и неправительственным организациям, всем участникам трудовых отношений ориентировку в определенных вопросах.
3 См.: ILO. Protection of Workers' Personal Data. Geneva, 1997.
• Все лица, имеющие доступ к личным данным, обязаны хранить тайну информации.
• Все личные данные следует получать у самого работника; если их необходимо получить у третьей стороны, работ ник должен быть уведомлен заранее и от него должно быть получено письменное согласие.
• Работодатель не вправе собирать личные данные о работни ке, относящиеся к его сексуальной жизни, политическим и религиозным взглядам, членству в общественных объе динениях, профсоюзной деятельности, прошлой судимос ти. В исключительных случаях работодатель вправе собирать указанные данные, если они непосредственно относятся к вопросам трудоустройства и если это предусмотрено в на циональном законодательстве.
• Личные данные медицинского характера можно собирать лишь с учетом требований медицинской конфиденциаль ности, в интересах охраны труда и только если это необ ходимо для определения пригодности работника к данной работе, права на получение социальных пособий.
• Если работнику задают вопросы, противоречащие принци пам настоящего Кодекса, а он дает на эти вопросы неточ ные и неполные ответы, то это не является основанием для его увольнения или дисциплинарной ответственности.
• Полиграфы и иное оборудование для определения прав дивости ответов работников не должны применяться.
• Личностные тесты должны соответствовать положениям на стоящего Кодекса и могут применяться только с согласия работника; генетические тесты должны быть запрещены или ограничиваться лишь случаями, предусмотренными национальным законодательством.
• Надзор за работниками может осуществляться, если они заблаговременно предупреждены об этом. Тайный надзор допустим, если это предусмотрено национальным зако нодательством или имеются серьезные подозрения о дея тельности криминального характера. Постоянный надзор за работниками допускается только тогда, когда этого тре буют безопасность и гигиена труда или обеспечение со хранности имущества.
• Передача работодателем личных данных о работнике воз можна только в случаях, предусмотренных в националь ном законодательстве и, как правило, с письменного со гласия работника.
• В случае медицинского обследования работника работода тель должен быть информирован только о тех выводах, кото-
рые относятся к вопросу о возможности выполнения работником возложенной на него трудовой функции. При этом выводы не должны содержать информацию медицинского характера, за исключением указаний на пригодность или медицинские противопоказания к предполагаемой работе.
• В области защиты личных данных индивидуальные работ ники имеют право:
—на регулярную и полную информацию о хранящихся о них персональных данных, на свободный и бесплатный доступ к ним;
—требовать исключения или исправления неверных или неполных данных;
—требовать от работодателя известить всех тех, кому ра нее были сообщены неверные или неполные данные, о всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях.
• Представители работников должны быть информированы, и с ними должны быть проведены консультации относи тельно:
—введения и модификаций автоматических систем сбора информации;
—содержания и толкования любых вопросников и тес тов, применяемых в связи со сбором личных данных о работниках.
Представителей работников должны предупреждать о введении электронной системы надзора на рабочих местах.
Установление минимальной заработной платы.Международные правила, касающиеся минимальной заработной платы, содержатся в основном в Конвенции № 131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран и в одноименной Рекомендации № 135.
Конвенция № 131 обязывает государства ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным.
Минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению; нарушение этого положения влечет за собой соответствующие уголовные или другие санкции. При этом должна полностью учитываться свобода ведения коллективных переговоров.
При определении уровня минимальной заработной платы предлагается учитывать потребности трудящихся и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране,
стоимости жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп, экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокой занятости. Определена необходимость создания специальной процедуры, позволяющей устанавливать и время от времени пересматривать минимальную заработную плату.
Рекомендация № 135 формулирует цели установления минимальной заработной платы, критерии для определения ее уровня, порядок внесения в нее коррективов.
Специальная процедура определения минимальной заработной платы установлена для сельского хозяйства (Конвенция № 99 и Рекомендация № 89).
Охрана заработной платы.Конвенция № 95 и Рекомендация № 85, посвященные охране заработной платы, имеют богатое нормативное содержание. В числе установленных правил и процедур — порядок выплаты заработной платы (валюты, выплата натурой); запрет выплаты заработной платы в виде спиртных напитков; обязательность выплаты заработной платы непосредственно заинтересованному трудящемуся; запрет стеснять трудящихся в свободном распоряжении заработком; охрана заработной платы от чрезмерных вычетов; ограничение ареста заработной платы, ее цессии (передачи требования); защита заработной платы в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке по иной причине; регулярность выплат.
Важные положения, относящиеся к заработной плате, имеются в Конвенции № 117 об основных целях и нормах социальной политики.
Государства должны принимать необходимые меры для обеспечения выплаты надлежащим образом всей заработной платы, а от предпринимателей требуется ведение учета ее выплаты и доведение до трудящихся сведений о ее выплате. Заработная плата должна выплачиваться только законными средствами платежа и обычно непосредственно каждому работнику. Запрещается замена всего вознаграждения или его части спиртом или другими алкогольными напитками. Выплата заработной платы не производится в тавернах или магазинах, за исключением тех случаев, когда она выдается работающим в них сотрудникам.
Выплата заработной платы должна производиться регулярно через такие промежутки времени, которые уменьшают вероятность долговой зависимости работников. В тех случаях, когда заработная плата частично выплачивается натурой, должны быть приняты меры для правильной оценки денежной стоимости на-
туральных платежей. Должны быть приняты меры для того, чтобы информировать трудящихся об их правах в области заработной платы и не допускать неразрешенных вычетов из нее. Наемные работники должны быть защищены от ростовщичества, в частности, путем снижения процентных ставок по займам, контролирования деятельности заимодавцев, поощрения предоставления денежных ссуд через кредитные кооперативы или через учреждения, контролируемые государственными органами.
Рекомендация № 85 содержит большое число технических и процедурных норм, сгруппированных в следующих разделах: удержания из заработной платы; периодичность выплаты; уведомление трудящихся об условиях получения заработной платы, записи в платежных ведомостях; участие трудящихся в управлении заводскими магазинами.
Приведем некоторые из этих норм. Установлено, что удержания из заработной платы должны быть ограничены пределом, необходимым для обеспечения содержания трудящегося и его семьи. Удержания из заработной платы в порядке возмещения ущерба, нанесенного имуществу предпринимателя, разрешаются только при доказанности вины работника. Сумма таких удержаний должна быть умеренной и не превышать стоимости причиненного ущерба; заинтересованному работнику предоставляется возможность обосновать причину, по которой это удержание, по его мнению, недопустимо. Удержания из заработной платы за инструменты, предоставляемые работнику предпринимателем, законны лишь в случаях, когда такие удержания допускаются обычаем, или предусмотрены коллективным договором (арбитражным решением), или разрешаются иным образом посредством процедуры, признанной национальным законодательством.
Максимальные сроки выплаты заработной платы:
а) для трудящихся с почасовым, поденным или понедель ным исчислением заработной платы — не реже 2 раз в месяц через промежутки времени, не превышающие 16 дней;
б) для служащих — не реже 1 раза в месяц;
в) для работников-сдельщиков — не реже 2 раз в месяц через промежутки времени, не превышающие 16 дней.
При каждой выплате заработной платы трудящиеся должны информироваться об общей сумме вознаграждения, обо всех удержаниях, о сумме заработной платы, причитающейся к выдаче.
Согласно Конвенции № 95, частичная выплата заработной платы натурой допускается в тех отраслях, где такая выплата является обычной или желательной; при этом выплата заработной платы в виде спиртных напитков не разрешается ни при каких обстоятельствах.
Нормы заработной платы в договорах госзаказа.Конвенция № 94 обязывает государства включать в хозяйственные договоры, оформляющие государственный заказ, положения, согласно которым подрядчики и субподрядчики—контрагенты государственных органов должны устанавливать для своих наемных работников заработную плату и иные условия труда, не менее благоприятные, чем те, которые установлены законодательством, коллективными договорами для аналогичных работ.