В КНР продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска до двух недель в зависимости от непрерывного трудового стажа работы на данном предприятии.
Наряду с обычным ежегодным оплачиваемым отпуском в КНР существует специальный оплачиваемый отпуск "для посещения дома". Он предоставляется работникам государственных предприятий для посещения супруги или родителей, которые живут в другом городе, на большом расстоянии от места работы работника. Такой отпуск предоставляется одному из супругов продолжительностью в 30 календарных дней. Замужние (женатые) работники имеют право на 20-дневный отпуск для посещения родителей один раз в четыре года. Холостые работники имеют право на 20-дневный отпуск ежегодно для посещения родителей.
1 В этот день женщины, имеющие одного ребенка, отрабатывают половину рабочего времени. Женщины, имеющие более одного ребенка, этим праздником воспользоваться не могут, так как государство проводит политику ограничения рождаемости и поощрения матерей, имеющих одного ребенка.
от 1 до 3 дней. В связи с поощрением государством поздних браков для вступающих в брак женщин (после 23 лет) и мужчин (после 25 лет) предоставляются в связи со свадьбой дополнительно 7 дней оплачиваемого отпуска.
В КНР оплачивается время, которое работник тратит на общественную работу, предусмотренную законом (политическая учеба, посещение собраний, дежурства в народной дружине и т.п.).
Во Вьетнаме установлено, что обеденный перерыв продолжительностью по крайней мере 30 мин. (в ночные смены — 45 мин.) включается в рабочее время и оплачивается. Междусменный перерыв на отдых не может быть менее 12 последовательных часов, а еженедельный перерыв на отдых — 24 часов. В особых случаях, когда предоставление работнику еженедельных перерывов на отдых невозможно, предприниматель обязан обеспечить работникам, по крайней мере, 4 дня отдыха ежемесячно. Основной ежегодный оплачиваемый отпуск во Вьетнаме составляет 12 рабочих дней (14—16 рабочих дней для работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда).
Дополнительные отпуска предоставляются за непрерывный стаж работы на одном предприятии — 1 дополнительный день отпуска за каждые 5 лет работы.
Отпуск за первый год работы предоставляется по истечении 12 месяцев непрерывной работы на данном предприятии.
Охрана труда. Вкодификационных актах обеих стран содержатся общие положения, касающиеся безопасности и гигиены труда1, и специальные нормы об охране труда женщин, женщин-матерей и молодежи.
Следует особо отметить, что в обеих странах большое внимание уделяется охране труда женщин. В Китае в 1992 г. был принят Закон о защите прав и интересов женщин, в котором провозглашено, что женщина имеет право пользоваться льготами и защитными нормами трудового законодательства в пяти случаях: во время менструации; в связи с беременностью; в связи с родами; в связи с кормлением ребенка; во время менопаузы.
Установлена административная ответственность работодателей за следующие виды ущемления прав и интересов работающих женщин: отказ от найма женщины или установление для женщин особо повышенных требований; нарушение принципа равенства мужчин и женщин при оценке труда, продвижения по службе; увольнение женщины в связи с вступлением в брак, беременностью, родами, кормлением ребенка.
1 По этим вопросам действуют специальные законы. 440
Закон о труде КНР запрещает привлекать женщин к труду на подземных, тяжелых физических работах и других работах, не подходящих для женщин в соответствии со специальными законами. Специально запрещен труд женщин в менструальный период на некоторых видах работ: на высоте, в холодной воде, при низкой температуре, на работах, требующих больших физических нагрузок.
Беременные женщины должны быть переведены на легкие работы, не наносящие вреда их здоровью. После седьмого месяца беременности запрещено привлекать женщин к сверхурочным и ночным работам. Отпуск в связи с беременностью и родами не может быть менее 90 дней. Женщины, имеющие детей до одного года, не могут привлекаться к работам, могущим нанести вред их здоровью, а также к сверхурочным и ночным работам.
В СРВ наряду с изложенными выше стандартами охраны труда женщин, обычными для современного трудового законодательства, действует ряд норм и положений, устанавливающих высокий даже по мировым стандартам уровень охраны женского труда, заботы об интересах и благополучии женщин-работниц. Например установлено, что предприниматель обязан отдавать предпочтение женщинам, отвечающим критериям профессионального подбора на вакантное рабочее место, если на него претендуют как женщины, так и мужчины.
Государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, которые нанимают большое число женщин. Предпринимателям запрещено не только дискриминировать труд женщин, но и оскорблять их честь и достоинство. Важно и то, что имеется специальный запрет увольнения женщин в связи с вступлением в брак.
На предприятиях с большим числом работающих женщин должен быть выделен один из руководителей, призванный специально заниматься женскими проблемами. При принятии руководством предприятия решений, затрагивающих интересы женщин и их детей, должны быть проведены консультации с представителями женщин.
Минимальный возраст приема на работу в Китае — 16 лет.
Молодые работники (до 18 лет) не могут привлекаться к подземным, тяжелым, вредным и опасным работам. Они должны регулярно проходить медицинские осмотры.
Минимальный возраст приема на работу во Вьетнаме — 15 лет.
Профсоюзы, коллективные договоры, участие работников в управлении производством.Вопросам коллективных трудовых отношений уделено в кодифицированных актах обеих стран минимальное внимание.
Киселев и. я. 441
Закон о труде КНР ограничивается общей нормой, согласно которой работники имеют право в соответствии с законом организовывать профсоюзы и участвовать в их деятельности. Профсоюзы представляют работников, обеспечивают их законные права и интересы и независимо осуществляют свою деятельность в соответствии с законом.
Положение профсоюзов в Китае в наибольшей мере определяется Законом о профсоюзах, принятым 3 апреля 1992 г. Цель этого закона — гарантировать профсоюзам достойное место в политической, экономической и общественной жизни страны. Профсоюзы призваны обучать и воспитывать работников, развивать у них высокие идеалы и мораль, содействовать поддержанию трудовой дисциплины, организовывать социалистическое соревнование. Профсоюзы пользуются правами юридических лиц.
Государственные органы всех уровней обязаны создавать профсоюзам необходимые условия для их деятельности. Закон устанавливает права и правомочия профсоюзов, в частности в сфере труда и трудовых отношений. Как правило, они носят консультативный характер.
В КНР существует только одна официально зарегистрированная профсоюзная организация — Всекитайская федерация профсоюзов, деятельность которой построена на началах демократического централизма.
В СРВ Трудовой кодекс также весьма кратко характеризует правовой статус профсоюзов. Предусмотрено, что на каждом предприятии Всеобщая конфедерация труда Вьетнама создает профсоюзные организации, которые предприниматели обязаны признавать. Они должны тесно сотрудничать с профсоюзами и создавать благоприятные условия для их работы. Предприниматели не вправе дискриминировать работников за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться в деятельность профсоюзных организаций.
Коллективному договору в ЗоТ КНР посвящено всего лишь три короткие статьи. Согласно этим статьям, работники предприятия могут заключать с администрацией коллективные договоры, регулирующие заработную плату, рабочее время, время отдыха, технику безопасности и производственную санитарию, социальное страхование. Проект коллективного договора должен быть представлен на рассмотрение трудового коллектива или его представителей.
Коллективный договор представляется немедленно после подписания в местный государственный орган по труду и автоматически вступает в силу через 15 дней после поступления его
копии в местный орган по труду, если последний не выдвигает возражений и не требует корректировки договора. Коллективный договор, заключенный в соответствии с законом, имеет обязательную силу как для предприятия, так и для всех работников. Условия трудовых договоров не могут ухудшать положение работников по сравнению с коллективным договором.
В КНР коллективные договоры заключаются только на уровне предприятий на срок от одного года до трех лет и подлежат регистрации в органах по труду.
Более подробно регламентирует коллективно-договорное регулирование труда вьетнамское законодательство.
Согласно ТК СРВ, сторонами коллективного договора являются трудовой коллектив и предприниматель.
От имени предпринимателя коллективный договор подписывает директор предприятия или иное лицо, им уполномоченное; от имени работников — председатель профкома либо лицо, уполномоченное профкомом.
Каждая сторона имеет право требовать заключения коллективного договора и предлагать его содержание. Не позднее 20 дней после получения предложения начать коллективные переговоры другая сторона должна ответить согласием и назначить конкретный день для начала таких переговоров.
Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. При заключении коллективного договора впервые его срок может быть менее одного года.
Подписанный сторонами коллективный договор направляется на регистрацию в орган по труду провинции.
Рассмотренные нами правила применяются при заключении как коллективных договоров на предприятиях, так и отраслевых коллективных договоров.
В КНР действуют специальные акты, касающиеся участия трудовых коллективов в управлении производством. Права общего собрания трудовых коллективов на государственных предприятиях определены в Правилах 1986 г. Согласно Закону о предпринимательской деятельности 1994 г., представители профсоюза или трудового коллектива должны приглашаться на все заседания совета директоров, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие интересы работников. Государственные предприятия, преобразованные в общества с ограниченной ответственностью, должны включать представителей трудового коллектива в совет директоров.
На крупных предприятиях, имеющих организационо-право-вую форму обществ с ограниченной ответственностью или ак-
пионерных обществ, должны создаваться наблюдательные советы из представителей собственника (акционеров) и персонала.
Трудовые споры.Порядок разрешения трудовых споров регулируется в обоих кодификационных актах.
В КНР большинство споров (индивидуальные и коллективные юридические споры) рассматриваются на первом этапе примирительно-посреднической комиссией предприятия (ППКП) и/или комитетом трудового арбитража (КТА).
ППКП состоит из представителей работников предприятия, профсоюза и администрации. Ее председателем является руководитель профсоюзной организации. КТА создается при органе по труду провинции и состоит из представителей государственной администрации, профсоюзов и руководства предприятий. Председателем КТА является представитель государственной администрации.
Стороны могут избрать двухэтапное рассмотрение спора или сразу же обратиться в КТА. Решение КТА имеет обязательную силу, если дело по инициативе сторон или одной стороны не перешло для рассмотрения в суд. Если одна из сторон не обращается в суд и не выполняет решение КТА, другая сторона может обратиться в суд для проведения в жизнь решения КТА. Суд может отказать в признании за решением КТА обязательной силы, если допущено нарушение закона либо решение основано на недостаточных доказательствах.
Суд принимает к своему рассмотрению трудовое дело, если оно предварительно рассматривалось в КТА и стороны (или одна из сторон) не согласны с его решением. Суды рассматривают трудовые дела с использованием обычной гражданско-процессуальной процедуры, используя нормы ГПК.
Коллективные экономические споры рассматриваются в Китае по сути дела с помощью принудительного арбитража, который осуществляют государственные органы по труду. Такая процедура является альтернативой забастовки, право на которую, как уже отмечалось, не признано в КНР ни в Конституции, ни в ЗоТ.
Вьетнамское законодательство различает процедуру разрешения конфликтов интересов и конфликтов права, индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Индивидуальные юридические трудовые споры рассматриваются в первой инстанции Советом трудового примирения (СТП), образуемым на предприятиях с числом работников более 10 из равного числа представителей работников и администрации, а при отсутствии на предприятиях СТП — примирителем местного государственного органа по труду.
Во второй инстанции спор рассматривает народный суд.
Некоторые виды трудовых споров (по дисциплинарным увольнениям, по материальной ответственности работников) рассматриваются непосредственно в судах, минуя первую инстанцию.
Для разрешения коллективных (экономических) трудовых споров установлена трехступенчатая процедура.
1.СТП или примиритель местного органа по труду (при от сутствии на предприятии СТП).
2.Совет трудового арбитража при провинциальном органе по труду. Он формируется из представителей государственных орга нов по труду, профсоюзов, организаций предпринимателей, авторитетных юристов и социальных работников. Председателем указанного Совета является представитель государственного орга на по труду.
3.Народный суд.
В период рассмотрения коллективного трудового спора ни одна из сторон не вправе прибегать к односторонним действиям (стачке, локауту).
Трудовой кодекс Вьетнама регулирует забастовочные выступления работников. Решение о забастовке может быть принято профсоюзным органом при условии, что забастовка одобрена большинством трудового коллектива путем тайного голосования. Забастовки запрещены на определенных предприятиях, относящихся к оборонному комплексу и к общественным услугам, по списку, утвержденному правительством.
Признаются незаконными стачки, не вытекающие из коллективных трудовых споров и выходящие за рамки трудовых отношений, а также забастовки, охватывающие работников более одного предприятия. Если забастовка представляет собой серьезную угрозу для национальной экономики или общественной безопасности, глава правительства может принять решение о ее прекращении или приостановлении. Принятие решений о признании забастовок незаконными входит в компетенцию народного суда.
В заключение хотелось бы отметить особенность трудового законодательства КНР — большое внимание, которое уделяется ответственности предпринимателей за нарушение трудовых прав работников, и конкретный характер этой ответственности. Так, гл. 12 Закона о труде КНР содержит детальные нормы (17 статей) об ответственности за нарушение тех или иных положений этого Закона. Предусмотрены различные виды ответственности, в том числе и уголовная. В частности, уголовная ответственность
предусмотрена для предпринимателей, которые принуждают работников к труду путем насилия, угроз, незаконного ограничения личной свободы.
Специальное выделение в ЗоТ КНР и конкретизация ответственности за нарушение его норм способствуют усилению эффективности трудового законодательства в целом, но особенно важно, когда речь идет об охране труда работников, технике безопасности и производственной санитарии.
Литература
Закон о труде КНР (полный текст) // Труд за рубежом. 1996. № 1. С. 103— 120.
International Encyclopaedia for Labour Law and Industrial Relations. Deventer, 1995.
China. Labour Act. Dated 5 July 1994 // Labour Law Documents. 1994. N 3.
Viet-Nam. Labour Code. Dated 23 June 1994 // Labour Law Documents. 1995. N 1.
China. Trade Unions Act. Dated 3 April 1992 // Labour Law Documents. 1993.
China: New Trade Union Act // Social and Labour Bulletin. 1992. N 3.
Labour in Transition. The Labour Process in Eastern Europe and China / Ed. by Smith Ch., Thompson P. London, 1992.
Lois et reglement sur le travail en Republique Populaire de Chine. Pekin, 1987.
Ying Zhu. Major Changes Under Way in China's Industrial Relations // International Labour Review. 1995. N 1.
.
Часть вторая
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
СТАНДАРТЫ
ТРУДА
■
ВВЕДЕНИЕ
а
дним из объектов изучения учебной дисциплины "сравнительное и международное трудовое право" являются международные стандарты труда, сопоставление их содержания с национальными системами трудового права ("вертикальные сравнения").
Международные трудовые стандарты — главный результат международно-правового регулирования труда, которое представляет собой регламентацию с помощью соглашений государств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах, принятых ООН, Международной организацией труда (МОТ), региональными объединениями государств, а также в их двусторонних, иногда трехсторонних соглашениях (договорах)1.
Международно-правовое регулирование труда — ровесник нынешнего века. Его зарождение относится к началу XX в. и является результатом совокупного действия многих факторов, в числе которых борьба трудящихся, требования профсоюзов, влияние идей выдающихся мыслителей XIX в., стремление различных государств, а также предпринимателей уравнять условия конкуренции на международных рынках. Важную роль в активизации деятельности государств в этой области сыграло давление социал-демократических партий и лево-либеральных кругов, которые рассматривали международное регулирование труда как один из
1 К соглашениям государств, регулирующим вопросы труда, относятся многочисленные двусторонние договоры о трудовой миграции, а также трехстороннее соглашение между США, Канадой и Мексикой о сотрудничестве в области труда и трудовых отношений (1993 г.).
инструментов смягчения классовых противоречий, внедрения социальных начал в жизнь общества, установления прочного мира между народами, торжества социальной справедливости, эволюционного реформирования капитализма.
После октября 1917 г. на международно-правовое регулирование труда стало оказывать значительное влияние соперничество капитализма и социализма.
Мощный толчок развитию международного трудового права дало создание в 1919 г. Международной организации труда, ее активность по изданию нормативных актов (конвенций и рекомендаций), число которых в межвоенные годы (1919—1939) достигло 133.
После второй мировой войны деятельность ООН по закреплению и защите прав человека, в том числе в социальной и экономической областях, дальнейшая активизация нормотворческой деятельности МОТ, принятие норм труда, создаваемых региональными организациями государств в Европе, Америке, Африке, на Ближнем Востоке, — все это завершило формирование международного трудового права, исследованию которого посвящены многие работы у нас в стране и за рубежом1.
Международные стандарты труда — нормативная субстанция международного трудового права, одно из достижений современной цивилизации, отразившее результаты деятельности государств по внесению в рыночную экономику социальных ценностей, разработки усилиями мирового сообщества инструментов социальной политики, приемлемой для составляющих его государств. Содержание этих стандартов представляет собой концентрированное выражение опыта многих стран, плод тщательного отбора наиболее ценных и универсально значимых норм и положений национальных систем трудового права, создания оригинальных синтетических правил с участием юристов, представляющих существующие системы правового регулирования труда, итог столкновения различных мнений и подходов, разнородных политических сил и интересов, идеологических концепций, нахождения компромиссных юридических формул, трансформируемых в международные нормы.
По сути дела международными усилиями создан свод модельных актов по труду, творческое освоение которого является необходимым условием разработки и совершенствования любой национальной системы трудового права, стремящейся отвечать общецивилизационным требованиям. Эти акты — объект внимательного изучения, заимствования, практического использова-
' См. список литературы на с. 586—587 настоящей книги. 448
ния в качестве признанного в цивилизованном мире эталона, своего рода международного кодекса труда. Он включает весьма разнообразные и разнородные элементы: акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, и акты локального действия, принятые региональными организациями государств.
Глава 1 СТАНДАРТЫ ООН
§ 1.СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Главный вклад нормативных актов ООН в международно-правовое регулирование труда заключается в том, что они сформулировали пакет основных прав человека, которые должны содержаться в законодательстве любой страны, претендующей на то, чтобы ее считали цивилизованной. Эти права, бесспорно, относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права применительно к п. 4 ст. 15 Конституции РФ.
В числе провозглашенных ООН основных прав человека — комплекс трудовых прав, закрепленных главным образом в двух актах: во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Следует отметить, что эти акты отличаются по юридической силе. Всеобщая декларация прав человека одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в виде резолюции. Она не имеет обязательного характера. Это в большей мере программный, политический документ. Но его авторитет и моральная сила велики. Именно он заложил краеугольный камень в международную защиту прав и свобод человека.
Во Всеобщей декларации прав человека выделен и сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых трудовых прав человека:
—право на труд;
—право на свободный выбор работы;
—право на защиту от безработицы;
—право на справедливые и благоприятные условия труда;
—право на равную плату за равный труд без какой-либо дис криминации;
—право на справедливое и удовлетворительное вознаграж дение, обеспечивающее достойное человека существова-
ниє для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;
—право создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов;
—право на отдых и досуг, включая право на разумное огра ничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах одобрен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. По своей юридической природе это многосторонний международный договор (конвенция), ратифицированный огромным большинством государств—членов ООН, в том числе и СССР. Он обязателен для РФ как правопреемницы СССР.
Среди социальных и экономических прав, провозглашенных и закрепленных в этом акте, трудовые права занимают значительное место. В число основных трудовых прав вошли: право на труд; право на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату без дискриминации; удовлетворительные условия существования для работников и их семей; безопасные и здоровые условия труда; одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации; право на отдых; право на профсоюзную организацию; право на забастовку; особая охрана труда и интересов женщин-матерей, детей и подростков.
Как видно, трудовые права в Пакте сформулированы подробнее, чем в Декларации, круг этих прав шире и, кроме того, в Пакте (в отличие от Декларации) содержатся конкретные обязательства государств, ратифицировавших Пакт, по претворению в жизнь содержащихся в нем положений.
Государства, ратифицировавшие Пакт об экономических, социальных и культурных правах, обязаны периодически представлять доклады о соблюдении взятых обязательств. Доклады рассматриваются Комитетом независимых экспертов и Экономическим и Социальным советом ООН.
Наряду с Пактом об экономических, социальных и культурных правах ООН в 1966 г. приняла второй международный пакт — Пакт о гражданских и политических правах, также ратифицированный нашей страной. Этот Пакт содержит общегражданские права, т.е. права общественно-политического характера. К ним отнесены два права, имеющие отношение к трудовым отношениям: запрет принудительного труда и свободное осуществле-
ниє права на ассоциацию, включая право на создание профсоюзов.
Установлена особая процедура рассмотрения жалоб на нарушения государствами этого Пакта. Такие жалобы, в том числе индивидуальные, рассматривает Комитет по правам человека (г. Женева). Однако процедура рассмотрения индивидуальных жалоб действует только в отношении стран, ратифицировавших Факультативный протокол к этому Пакту1.
Присоединение нашей страны к указанному Протоколу придало реальное наполнение п. 3 ст. 46 Конституции РФ, которая предоставила гражданам России возможность обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Рассмотрим более подробно содержание трудовых прав, включенных в Декларацию и в пакты о правах человека.
Начнем с права на труд. В Декларации право на труд не расшифровывается, но, судя по тому, что в п. 1 ст. 23 единой строкой идут права на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в понятие права на труд с точки зрения Декларации входят (или по крайней мере неразрывно связаны с ним) следующие элементы: свобода выбора труда, т.е. исключение принудительного труда; защита от безработицы, т.е. принятие мер по обеспечению занятости и материальной помощи безработным; право на справедливые и благоприятные условия труда.
В Пакте право на труд трактуется как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Подчеркивается, таким образом, свобода труда, выбора конкретной работы и далее устанавливается обязанность государств не только признать право на труд, но и принять надлежащие меры по обеспечению этого права. Это предполагает проведение определенной социально-экономической политики, которая включает программы профессионально-технического обучения, профессиональной ориентации, обеспечение неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной
1 Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах представляет собой дополнение к указанному Пакту, вступившее в силу 23 марта 1976 г. К Протоколу присоединились 74 государства, в том числе с 1 января 1992 г. Россия. См.: Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. М., 1996. С. 483.
производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.
В актах ООН делается особый акцент на том, что право на труд несовместимо с принудительным трудом, а в Международном пакте о гражданских и политических правах принудительный (обязательный) труд запрещен отдельной строкой (п. 3 ст. 8).
Заслуживает быть отмеченным, что в Международном пакте о гражданских и политических правах выделены виды труда, которые не включаются в понятие "принудительный труд". Не считаются принудительным трудом каторжные работы в виде наказания за преступление, назначенного компетентным судом; работа, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по указанным мотивам; служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения; работа, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.