Работник, избранный на профсоюзную должность вне своего предприятия, имеет право на неоплачиваемый отпуск на время занятия профсоюзной должности.
В регулировании положения профсоюзов на предприятиях, определении их прав и правомочий наибольший интерес представляют следующие нормы.
Если существует разумное опасение угрозы для здоровья и жизни работников, т.е. несчастного случая, профессионального заболевания из-за изъянов в охране труда, профсоюз может потребовать от администрации предприятия провести расследование и информировать о его результатах инспекцию труда и профсоюз. Если требование профсоюза не удовлетворено или в течение 14 дней от администрации не поступило ответа, профсоюз вправе самостоятельно провести расследование за счет предпринимателя.
На предприятии, где имеется несколько профсоюзов, каждый профсоюз должен защищать права и представлять интересы только своих членов. Работник — не член профсоюзов может поручить одному из профсоюзов защищать свои права, если профсоюз согласен.
Если работник не входит в профсоюз и не поручает какому-либо профсоюзу защищать свои права или последний отказывается от такого представительства, предприниматель освобождается от обязанности консультироваться с профсоюзом по вопросам, касающимся регулирования труда этого работника.
В целях защиты коллективных прав и интересов работников различные профсоюзы предприятия могут учредить совместное профсоюзное представительство.
Если профсоюзы предприятия в течение 30 дней не представляют замечания и предложения по содержанию правил внутреннего трудового распорядка, графиков сменности, графиков
отпусков, предприниматель вправе решать эти вопросы самостоятельно.
Льготы для профсоюзных работников предприятий определены следующим образом. Они освобождаются от работы для выполнения своих функций с сохранением или без сохранения заработной платы в соответствии с заявками профсоюза и его численностью на предприятии. Детальные правила на этот счет должны содержаться в локальных актах предприятий. Увольнение профсоюзного работника без санкции профсоюзного органа не допускается в период работы в профсоюзном органе и в течение одного года после завершения этой работы. Предприниматель не вправе без согласия профсоюзного органа предприятия односторонне ухудшать условия труда и уменьшать заработную плату члену профсоюзного органа предприятия в период занятия им должности и в течение года после его освобождения от профсоюзной работы. Ответственность в виде штрафа (до 50 тыс. злотых) установлена за нарушения настоящего закона со стороны как предпринимателей, так и профсоюза и его работников. Установлена специальная процедура наказания профсоюза за нарушение законности. Если суд, зарегистрировавший профсоюз, установит, что он нарушает законодательство, суд должен потребовать, чтобы профсоюз прекратил это нарушение в течение 14 дней, а прокуратура — возбудить судебное дело. Если профсоюзный орган в течение 14 дней не прекратит нарушение закона и игнорирует предупреждение суда, суд вправе:
• наложить на каждого члена профсоюза штраф;
• потребовать проведения перевыборов профсоюзных орга нов.
Если профсоюзный орган не подчинится этому требованию, его деятельность может быть приостановлена.
Суд может принять решение об исключении профсоюза, нарушающего закон и игнорирующего предупреждения суда о недопустимости этого, из профсоюзного реестра. Это решение может быть обжаловано в Апелляционный суд.
Профсоюз, исключенный из профсоюзного реестра, должен немедленно прекратить свою деятельность и самоликвидироваться в течение 3 месяцев после вступления данного решения в законную силу.
Законодательство об организациях предпринимателей.Польша — одна из немногих, а может быть, единственная (насколько нам известно) страна рассматриваемого региона, где в 1991 г. принят специальный Закон о правовом положении организаций пред-
принимателей (ОП), который устанавливает для этих организаций правовой режим, во многом аналогичный тому, который установлен для профсоюзов.
Структура этого Закона почти аналогична структуре Закона о профсоюзах (общие положения, образование ОП, права ОП, ответственность за несоблюдение закона), а большинство норм аналогичны тем, которые установлены для профсоюзов (имеются даже текстуальные совпадения).
В соответствии с данным Законом предприниматели — это физические лица и организации, которые осуществляют экономическую деятельность и систематически применяют наемный труд.
Провозглашается, что предприниматели имеют право создавать организации по своему выбору и свободно присоединяться к ним. Эти организации могут образовывать федерации и конфедерации, принадлежать к международным организациям предпринимателей.
Организации предпринимателей определяются как самоуправляющиеся, независимые от государства и иных организаций ассоциации, главная функция которых — представительство интересов своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, государственными органами, органами местного самоуправления. Этим организациям запрещена деятельность, направленная на ограничение профсоюзных прав работников, а также надзор и контроль за организациями работников.
Собственность ОП формируется за счет взносов членов, экономической деятельности, пожертвований и других источников.
Организация предпринимателей может быть учреждена по крайней мере 10 предпринимателями, которые на собрании учредителей принимают решение о создании организации, утверждают устав и избирают учредительный комитет, состоящий минимум из трех человек. Устав ОП должен в обязательном порядке включать следующие сведения: название организации, юридический адрес, цели и масштабы деятельности, руководящие органы, порядок приема и исключения членов, их права и обязанности, фамилии лиц, имеющих право брать на себя финансовые обязательства от имени организации, порядок изменения устава, ликвидации организации, порядок и процедуру сбора членских взносов.
В течение 30 дней после создания ОП учредительный комитет должен обратиться в суд воеводства с просьбой о регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в Апелляционный суд. С момента государственной регистрации ОП приобретает статус юридического лица.
В числе прав, предоставленных ОП, — выражение мнений по проектам законов и подзаконных актов, которые касаются вопросов, входящих в компетенцию ОП. Государственные органы обязаны рассматривать замечания и предложения предпринимательских организаций наравне с теми, которые направляются профсоюзами. Предпринимательские организации в соответствии со своими уставами участвуют в коллективных переговорах с профсоюзами, заключают с ними коллективные договоры и соглашения.
Ответственность ОП за неисполнение закона заключается в наложении на нее штрафа и в дерегистрации, порядок которой совпадает с тем, который установлен для профсоюзов.
Законодательство о коллективных договорах.Закон о коллективных договорах от 25 сентября 1994 г. представляет собой новую редакцию раздела 11 Трудового кодекса Польши.
В указанном Законе закреплены общие принципы коллективно-договорного регулирования труда, процедура коллективных переговоров, определен юридический статус коллективных договоров и коллективных соглашений.
Закон вводит двухуровневую систему коллективно-договорного регулирования труда. На низшем уровне (предприятие, учреждение, организация) заключаются коллективные договоры, на уровне отрасли, региона — коллективные соглашения.
Согласно Закону, коллективные договоры (соглашения) охватывают не только работников, заключающих трудовые договоры, но и лиц, работающих по другим основаниям, а также пенсионеров.
Коллективные договоры (соглашения) не распространяются на работников государственного аппарата, судей, прокуроров.
В содержании коллективных договоров различаются нормативная и обязательственная части.
Коллективные договоры (соглашения) не могут регулировать порядок увольнений (за исключением компенсаций, выплачиваемых работникам в связи с увольнением), ответственность за нарушения трудовой дисциплины, отпуск матерям по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Коллективный договор (соглашение) заключается в итоге коллективных переговоров. Стороны должны вести их добросовестно с учетом законных интересов контрагента. Это, в частности, означает, что предприниматели должны идти на уступки профсоюзам, если их требования оправданы положением работников, а профсоюзы — воздерживаться от выдвижения требований, превышающих реальные финансовые возможности
предпринимателей; должны уважаться интересы работников, не охваченных договором (соглашением).
Сторона, имеющая соответствующие полномочия, не вправе отказать другой стороне начать коллективные переговоры с целью заключить коллективный договор (соглашение) или такой договор (соглашение) в связи с существенным изменением к лучшему экономического или финансового положения предпринимателя или ухудшением материального положения работников, если требование о коллективных переговорах сделано не ранее 60 дней до истечения прежнего договора (соглашения).
Предприниматели обязаны предоставлять контрагентам по коллективным переговорам информацию о своем финансовом положении. По требованию любой стороны может быть приглашен эксперт для оценки вопросов, возникающих в связи с коллективными переговорами. Оплата экспертизы возлагается на сторону, по инициативе которой приглашен эксперт, если стороны коллективных переговоров не договорились об ином.
Коллективный договор (соглашение) заключается в письменном виде на определенный или неопределенный срок. До истечения срока договора (соглашения) стороны могут продлить его на срок определенный или признать его заключенным на неопределенный срок.
Законно заключенный коллективный договор подлежит регистрации в окружной инспекции труда, а коллективное соглашение — в Министерстве труда и социальной политики.
Если договор (соглашение) содержит положение, противоречащее закону, регистрирующий орган может зарегистрировать с согласия сторон этот договор (соглашение), исключив из него положение, противоречащее закону, или призвать стороны в течение 14 дней внести в договор (соглашение) соответствующие поправки. В случае если стороны не выражают согласия исключить незаконное положение из договора (соглашения) или внести в него изменения, регистрирующий орган должен отказать в регистрации. Это его решение может быть обжаловано сторонами в судебном порядке. Договор (соглашение) вступает в силу с дня, предусмотренного в нем, но не ранее даты государственной регистрации. Предприниматель обязан информировать работников о вступлении в силу договора (соглашения) и об изменениях, вносимых в него, снабдить профсоюзы необходимым числом его копий, по требованию работника предоставить ему текст договора (соглашения) и объяснить содержание этого документа.
При Министерстве труда и социальной политики создается комиссия по коллективным договорам и соглашениям, цель которой содействовать коллективным переговорам и заключению коллективных договоров (соглашений). Состав и порядок деятельности этой комиссии определяются министром труда и социальной политики.
В Законе раздельно определен правовой статус коллективных договоров и коллективных соглашений.
Коллективные договоры заключаются на всех предприятиях (в учреждениях, организациях), за исключением тех, которые находятся на государственном бюджете. Инициатором заключения коллективного договора может быть любой предприниматель и любая профсоюзная организация предприятия. Если на предприятии имеется несколько профсоюзов, они ведут переговоры о заключении коллективного договора через общее представительство. При недостижении согласия о едином представительном органе различные профсоюзы ведут переговоры совместно, но без образования такого органа.
Коллективный договор может охватывать несколько предпринимателей, если они входят в предпринимательское объединение. В этом случае переговоры о заключении коллективного договора ведет орган указанного объединения, уполномоченный его уставом.
Коллективное соглашение заключается от имени работников профсоюзными организациями отраслевого или территориального уровня через посредство органа, уполномоченного на представительство в соответствии с уставом организации, а от имени предпринимателей — уполномоченным органом предпринимательской организации. Министр труда и социальной политики определяет национальные организации, от имени которых могут заключаться коллективные соглашения.
В тех случаях, когда работники, от имени которых заключается коллективное соглашение, представлены несколькими профсоюзами, коллективные переговоры о заключении коллективного соглашения должны проводиться их единым представительным органом или совместно действующими отдельными профсоюзными организациями.
Коллективные соглашения заключаются только представительными профсоюзами. Такими считаются профсоюзные организации, включающие не менее 500 тыс. работников, или по крайней мере 10% общего числа работников предприятия, или наивысшее число работников, в отношении которых должно быть заключено коллективное соглашение.
Требование о признании представительного характера профсоюзной организации на отраслевом или территориальном уровнях направляется в Окружной суд Варшавы, который в течение 30 дней должен вынести решение в соответствии с процедурой ГПК, относящейся к особому производству.
Если признан представительный характер национальной профсоюзной конфедерации, то национальные профсоюзы и их ассоциации (федерации), входящие в данную конфедерацию, признаются представительными ipsojure.
По просьбе отраслевого или территориального профсоюза или организации предпринимателей министр труда и социальной политики может после проведения соответствующих консультаций распространить сферу действия коллективного соглашения или части его на работников, которые им не охвачены. Такое распространение осуществляется, если оно диктуется национальными интересами.
Порядок разрешения коллективных трудовых конфликтов.Этот порядок определен Законом о разрешении коллективных трудовых конфликтов 1991 г.
Закон по своей структуре и содержанию является типичным для одноименных законов, принятых почти во всех бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы. Он содержит все компоненты и почти все нормы, присущие такого рода законам, и в этом смысле его можно считать стандартным. Основные разделы Закона: общие положения; переговоры о мирном разрешении конфликта; посредничество и арбитраж; регулирование забастовок.
Коллективный трудовой конфликт характеризуется как спор между работниками и предпринимателем или предпринимателями относительно условий труда, заработной платы, социальных выплат, а также прав и интересов работников или иных категорий лиц, которые пользуются правом создавать профсоюзы.
Права и интересы работников в коллективных трудовых конфликтах представляют профсоюзы, а предпринимателей могут представлять соответствующие предпринимательские организации. Если на предприятии функционирует несколько профсоюзов, они могут образовывать в случае коллективного трудового конфликта общий орган представительства.
Коллективный трудовой конфликт не должен использоваться для поддержки индивидуальных требований и претензий работников, если такие требования (претензии) могут быть разрешены посредством специальной процедуры и органом, уполномоченным разрешать индивидуальные трудовые споры.
Если конфликт касается содержания действующего коллективного договора, такой конфликт должен быть отложен до истечения срока этого коллективного договора. Таким образом установлена относительная обязанность мира для сторон коллективного договора. Они не могут прибегать к средствам трудовой борьбы в период действия коллективного договора.
Начало коллективного трудового конфликта — день, когда работники предъявляют список требований по вопросам, могущим быть предметом коллективного трудового конфликта, а предприниматели отказываются эти требования удовлетворить. Список требований работников может завершаться предупреждением, что, если указанные требования не будут удовлетворены, работники прибегнут к стачке, которая не может начаться до истечения 14-дневного периода, начинающегося со дня объявления о существовании трудового конфликта.
Предприниматель обязан немедленно начать переговоры и информировать о начале конфликта инспектора труда.
Переговоры завершаются подписанием соглашения, а в случае недостижения согласия — составлением доклада, суммирующего разногласия и формулирующего позицию сторон.
Следующий этап — попытки разрешить спор с помощью третьей стороны (посредника, арбитра). Посредник приглашается совместно сторонами конфликта. Он может входить в список лиц, составленный министром труда и социальной политики по согласованию с аккредитованными профсоюзами. Если стороны не достигнут соглашения о кандидатуре посредника в течение 5 дней, его назначает министр труда и социальной политики. Если ход посредничества дает основание считать, что спор не будет разрешен в установленный срок, организация — инициатор конфликта может объявить предупредительную забастовку, но только один раз продолжительностью не более 2 часов. Посредник может предложить провести оценку экономического и финансового состояния предприятия — стороны конфликта. Расходы на проведение такой оценки (если стороны не решат иначе) оплачиваются предпринимателем. Посредник может предложить отложить забастовку до завершения работы по оценке состояния предприятия, его экономических и финансовых возможностей. Посредничество завершается либо соглашением сторон и разрешением спора, либо составлением доклада (протокола), фиксирующего позиции сторон.
Если посредничество не дает результатов, может быть объявлена забастовка. Орган, представляющий интересы работников в конфликте, т.е. профсоюз, может предпочесть проведению за-
бастовки разрешение конфликта с помощью арбитража. В этом случае спор передается в Арбитражный комитет, который формируется при суде провинции (если спор затрагивает одно предприятие), или в Арбитражный комитет при Верховном суде (если спор затрагивает несколько предприятий).
Арбитражный комитет состоит из председателя — профессионального судьи, назначенного председателем соответствующего суда, и шести членов комитета (по три члена от каждой стороны). Стороны должны стремиться выделить в Арбитражный комитет лиц, интересы которых прямо не затронуты конфликтом.
Решение Арбитражного комитета выносится большинством голосов, и оно обязательно для сторон, если стороны до обращения в арбитраж договорились подчиниться его решению.
Согласно Закону забастовка — последний (крайний) способ разрешения спора. Она недопустима до полного исчерпания всех возможностей мирного разрешения конфликта. Но вместе с тем стачка может быть объявлена до исчерпания мирных способов разрешения спора, если предприниматели прибегают к незаконным действиям, препятствуют переговорам между сторонами и проведению посредничества или если предприниматель увольняет профсоюзного представителя, который отстаивает интересы работников в споре.
Прежде чем объявить стачку, профсоюз должен удостовериться, что требования забастовщиков соразмерны тем потерям и лишениям, которые стачка может принести.
Остановка станков, машин, оборудования, которая создает угрозу человеческой жизни, здоровью работников, интересам безопасности государства, запрещена.
Незаконны стачки чиновников Министерства обороны, военнослужащих, полицейских, пожарных, сотрудников тюрем, пограничной службы, суда, прокуратуры.
Забастовка объявляется профсоюзной организацией после одобрения большинством голосовавших работников, если в голосовании участвовало по крайней мере 50% работников предприятия. Предупреждение о стачке должно быть заявлено не менее чем за 5 дней до ее начала.
В период забастовки стачечникам запрещено препятствовать администрации выполнять свои обязанности в отношении работников, не участвующих в стачке. Администрация должна иметь возможность обеспечить защиту собственности предприятия и непрерывную работу станков, машин, механизмов, перерыв в работе которых мог бы составить угрозу жизни или здоровью людей или восстановлению нормальной деятельности предпри-
ятия после окончания стачки. Организаторы забастовки должны в этом сотрудничать с администрацией.
Для того чтобы защитить права и интересы работников, которые лишены права на забастовку, профсоюзы предприятий, которые могут бастовать, вправе объявить стачку солидарности продолжительностью, которая, однако, не может превышать половины рабочего дня.
В период забастовки, проводимой в соответствии с данным Законом, работники сохраняют право на выплаты по социальному страхованию, равно как и на права, вытекающие из трудового отношения, за исключением права на заработную плату. Период отсутствия на работе из-за стачки включается в трудовой стаж работы на данном предприятии. Профсоюзы создают стачечные фонды и определяют порядок их использования. Такие фонды не подлежат аресту и конфискации.
Наряду с забастовкой работники могут прибегать и к другим формам протеста, чтобы защитить свои права и интересы после исчерпания мирных способов разрешения трудового конфликта (например, к пикетированию), если это не создает угрозу жизни людей, их здоровью и осуществляется при уважении к законности и правопорядку. К таким формам выражения протеста могут прибегать и работники, лишенные права на забастовку.
За нарушение рассмотренного Закона установлены наказания в виде штрафов. Организаторы незаконной забастовки несут полную материальную ответственность за ущерб, нанесенный предпринимателю, в соответствии с правилами гражданского законодательства.
Литература
Ершова И.Б. Роль профсоюзов в формировании трудовых отношений переходного периода в странах Восточной Европы // Труд за рубежом. 1995. № 2.
Миронов В. К. О венгерском Кодексе законов о труде 1992 г. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 6.
Хорват И. Новый закон о забастовках в Венгрии // Советское государство и право. 1991. №2.
Френкель Э.Б. Коллективно-договорное регулирование труда в зарубежных странах // Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1995.
Френкель Э.Б. Правовые методы регулирования забастовочного движения в странах Восточной Европы // Материалы по иностранному законодательству и международному частному праву. М., 1993.
Hethy L. From Centrally Planned to Free Market Economies: Industrial Relations Implication // Comparative Labour Law and Industrial Relations in Industrialized Market Economies. Deventer, 1998.
Hethy /..Anatomy of aTripartite Experiment: Attempted Social and Economic Agreement in Hungary// International Labour Review. 1995. N 3.
Sewerynski M. Prospect for the Development of Labour and Social Security Law in Central and Eastern Europe in the Twenty-first Century // The International Journal of Comparative Labour Law and Industrial Relations. Winter 1996.
Sewerynski M. Varieties in Employment Status and Related Issues in Polish Labour Law // Comparative Labour Law Journal. 1997. N 4.
Thirkel /., Tsenova E. Bulgarian Labour Relations in Transition: Tripartism and Collective Bargaining // International Labour Review. 1992. N 3.
Labour Law and Industrial Relations in Central and Eastern Europe. From Planned to Market Economy / Ed. by Blanpain R. and Nagy L. // Bulletin of Comparative and Labour Relations. November 1996.
Глава 10
ТРУДОВОЕ ПРАВО
В КИТАЕ И ВО ВЬЕТНАМЕ
§ 1. ЗАКОН О ТРУДЕ КИТАЯ
И ТРУДОВОЙ КОДЕКС ВЬЕТНАМА -
СИМВОЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
МОДЕРНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА
■
Развитие трудового права в Китае и во Вьетнаме в 90-е годы проходит под знаком "социалистической модернизации", имеющей целью формирование "социалистической рыночной экономики".
В обеих странах сохранились по настоящее время многие черты сложившейся ранее экономической, политической и правовой системы (преобладание государственной собственности; руководящая роль коммунистических партий; монопольное положение единых профсоюзов, выполняющих ряд функций, характерных для профсоюзов в социалистических странах; отсутствие или серьезные ограничения права на забастовку). Но вместе с тем в новых законах о труде и особенно в новых кодификационных актах: Законе о труде КНР (далее ЗоТ) и Трудовом кодексе СРВ, принятых почти одновременно в 1994 г. и вступивших в силу с 1 января 1995 г., проявились тенденции, свидетельствующие о стремлении сформировать национальные системы трудового права современного типа, соответствующие общепризнанным принципам и нормам международного трудового права, стандартам ООН и МОТ1 и учитывающие императивы формирующейся в этих странах рыночной экономики.
1 К началу 1998 г. Китай ратифицировал 18, а Вьетнам — 12 конвенций МОТ.
Налицо, рецепция как Китаем, так и Вьетнамом ряда положений и конструкций, присущих трудовому праву стран развитой рыночной экономики.
В новом трудовом законодательстве Китая и Вьетнама находит отражение специфика этих стран, их особый путь постепенного развития от командно-административной системы к рыночной экономике, характерные черты их политических режимов, стремящихся сохранить любыми средствами общественную стабильность, обеспечить максимальную мобилизацию всех имеющихся хозяйственных ресурсов для преодоления вековой отсталости, скорейшей модернизации экономики, подъема жизненного уровня народных масс.
В структуре и в содержании новых кодификационных актов по труду Китая и Вьетнама можно обнаружить сходство с советскими кодексами законов о труде. При этом социалистические компоненты в наибольшей степени присутствуют в коллективном трудовом праве, а также в отдельных формулировках, отражающих господствующую в этих странах идеологию ("оплата по труду", "трудовое соревнование", "потребности социалистической рыночной экономики", "стимулирование образцового труда", "участие работников в социальном добровольном труде").
В регулировании же индивидуальных трудовых отношений заметно заимствование западного опыта. Это особенно относится к Вьетнаму.
В Китае широкомасштабные реформы трудовых отношений начались еще в 70—80-е годы, одновременно с началом экономических реформ, связанных с именем Дэн Сяопина.
В 1986 г. были изданы четыре Временных правила по регулированию трудовых отношений в государственном секторе: о трудовых контрактах; о трудоустройстве; об увольнениях в связи с нарушениями трудовой дисциплины; о страховании по безработице.
Эти правила вводили новую модель индивидуальных трудовых отношений, призванную постепенно заменить действовавшую прежде систему пожизненной занятости, при которой наем, перемещение, увольнение значительной части работников допускались только с разрешения государственного органа.
Новая система вводила свободу найма и увольнений и предусматривала заключение срочных трудовых контрактов продолжительностью не менее одного года, детально определяющих обязанности, условия труда, способы обеспечения трудовой дисциплины, порядок увольнений. Уважительными признавались увольнения работников вследствие нарушения трудовой
28 Киселев и. я. 425
дисциплины, профессиональной непригодности, выявленной в период испытания, длительной болезни, привлечения работника к уголовной ответственности, банкротства предприятия.
Продолжением законодательных реформ в 90-е годы в Китае стало принятие Закона о профсоюзах 1992 г., Закона о безопасности труда в шахтах 1992 г., Закона о технике безопасности и производственной санитарии 1993 г. и ряда других нормативных актов, относящихся к отдельным институтам трудового права (например, Правила установления государственного минимума заработной платы 1993 г., Правила о порядке разрешения трудовых споров 1994 г.).
Закон о труде 1994 г. подвел итоги первого этапа реформ трудового права и одновременно создал основу для дальнейшего развития законодательства о труде. В течение ближайших лет в Китае предполагается принять пакет новых законов, дополняющих и детализирующих Закон о труде. В числе разрабатываемых актов законы о трудовом договоре, о содействии трудоустройству, об охране труда, об условиях труда, о заработной плате, о рабочем времени, о трудовых спорах, о социальном страховании.
Закон о труде (ЗоТ) КНР состоит из 107 статей, сгруппированных в 13 глав: общие положения; поощрение занятости; трудовые и коллективные договоры; рабочее время и время отдыха; заработная плата; техника безопасности и производственная санитария; специальная охрана труда женщин и молодежи; профессиональное обучение; социальное страхование и благосостояние; трудовые споры; надзор и контроль за соблюдением законодательства; ответственность за нарушение законодательства; переходные положения1.
Трудовой кодекс Вьетнама состоит из 198 статей, сгруппированных в 17 глав: общие положения; занятость; профессиональное обучение; трудовой договор; коллективный договор; заработная плата; рабочее время и время отдыха; трудовая дисциплина и ответственность работников за ущерб, причиненный имуществу предприятия; техника безопасности и производственная санитария; труд женщин; труд молодежи и особенности регулирования труда некоторых других категорий работников; со-