1 Национальный совет по примирению интересов сформировал шесть специализированных комитетов (общеэкономический; политики доходов, заработной платы; рынка труда; социальной политики; информации; трудовой этики) и административный секретариат.
образованы шесть экспертных групп (по заработной плате и социальному обеспечению; занятости и предотвращению безработицы; здравоохранению; жилью; культуре и образованию; реформе социального страхования). Одной из приоритетных задач Комиссия ставит разработку Хартии социальных гарантий.
Становление механизма социального партнерства в странах Центральной и Восточной Европы еще далеко не завершено, и согласие между социальными партнерами формируется с большими трудностями. Во многих случаях возникают конфликты между правительствами и профсоюзами, особенно по вопросам заработной платы (ее замораживания и индексации), закрытия предприятий, приватизации, направлений структурной перестройки экономики, осуществление которой весьма болезненно для наемных работников.
Отсутствие достаточного количества доступных нормативных и литературных источников не позволяет дать детальную характеристику эволюции трудового права всех стран Центральной и Восточной Европы в постсоциалистическое десятилетие.
Ограничимся двумя странами — Венгрией и Польшей, в которых развитие трудового законодательства в 90-е годы проходило особенно интенсивно. В Венгрии в 1992 г. был принят новый Трудовой кодекс, а Польша первой из бывших социалистических стран отвергла ленинско-сталинскую концепцию профсоюзов и сформировала коллективное трудовое право западного типа, создав прецедент и модельные акты для других стран региона. В новом трудовом законодательстве Венгрии и Польши, разработанном на высоком профессиональном уровне, найдены в ряде случаев удачные решения, проявились интересные подходы по вопросам, животрепещущим для всех бывших социалистических стран. В Венгрии и Польше в наибольшей мере проявились типичные черты и тенденции развития трудового права стран этого региона после краха социализма.
Вот почему именно эти две страны избраны нами для более подробного анализа.
§ 2. ВЕНГРИЯ: НОВАЯ КОДИФИКАЦИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Трудовой кодекс Венгрии, принятый в 1992 г., на начальном этапе постсоциалистических преобразований, называют кодексом конвергенции социализма и капитализма. В нем сделана попытка синтезировать разумное и ценное из прежнего венгерско-
го трудового права и многие положения трудового законодательства развитых стран Запада, прежде всего ФРГ.
Трудовой кодекс Венгрии воплощает европейский тип трудового права, т.е. черты трудового права стран так называемого рейнского социализма, четко ориентированных на социальную рыночную экономику1.
Для европейского типа трудового права характерно одновременное признание роли капитала, частной собственности, прерогатив предпринимателей и не менее важной роли труда, профсоюзов, трудовых коллективов, установление значительного числа социальных ограничителей хозяйской власти.
Новый ТК Венгрии состоит из пяти частей: общие положения; коллективные трудовые отношения; индивидуальные трудовые отношения; трудовые споры; заключительные и переходные положения.
Кодекс небольшой по объему (215 статей) и охватывает далеко не все вопросы регулирования трудовых отношений. Его дополняют специальные законы о труде, в числе которых Закон о технике безопасности и производственной санитарии 1993 г.; Закон о забастовках 1989 г.; Закон о защите профсоюзной собственности 1991 г.; Закон о добровольном характере выплаты профсоюзных взносов 1991 г.
Своеобразие нового ТК Венгрии, его отличие от законов о труде бывших социалистических стран проявляется как в его структуре, так и в содержании.
В новом ТК Венгрии полностью отсутствуют положения декларативного характера, присущие социалистическим кодексам. Из основных трудовых прав остались лишь провозглашение равенства всех работников в сфере труда, запрет дискриминации.
В новой кодификации отсутствуют также разделы, которые были включены по примеру КЗоТа РФ в кодексы стран "народной демократии": обеспечение занятости и гарантии реализации права на труд; трудовая дисциплина; охрана труда; труд женщин и молодежи; льготы для работников, совмещающих работу с обучением; трудовой коллектив; государственное социальное страхование; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
Отсутствие названных разделов не означает, что по данным вопросам в новом кодексе вообще нет норм. Они имеются, но
1 К странам "рейнского социализма" исследователи-социологи относят прежде всего ФРГ и Францию, трудовое право которых значительно отличается от трудового права стран "либерального капитализма", к которым относят США, Канаду, Новую Зеландию.
включены в неожиданные с точки зрения логики социалистического трудового права структурные подразделения. Так, нормы по охране труда женщин включены в раздел о трудовом договоре, по дисциплине труда — в раздел о коллективном договоре.
Еще одна особенность заключается в том, что многие нормы социалистического трудового права остались в новом ТК Венгрии, но в переосмысленном и скорректированном виде. Нормативное богатство нового ТК Венгрии значительно шире прежнего венгерского Трудового кодекса 1967 г.1
В него включено большое число норм, неизвестных прежде венгерскому трудовому законодательству.
В качестве примера можно привести введение нотификации трудовых правоотношений2; включение в ТК раздела, посвященного регулированию труда высших управляющих; запрет нанимателям раскрывать третьим лицам сведения о работниках и высказывать о них свое мнение без их согласия или в случаях, предусмотренных законом; закрепление оснований признания недействительными договоров о труде; правило о том, что работник не может отказаться от права обеспечивать себе достойную заработную плату и личную безопасность, а всякое соглашение, ведущее к отказу от такого права, признается недействительным.
Наиболее важные новшества в новом ТК Венгрии по сравнению с прежним законодательством состоят в следующем.
• Четкость в отношении императивности и диспозитивнос-ти каждой конкретной нормы. В кодексе выделены следующие разновидности норм:
—абсолютно императивные нормы, которые нельзя ме нять в пользу как предпринимателей, так и работников. Таких норм в ТК насчитывается порядка 25;
—абсолютно диспозитивные нормы, которые действуют, если стороны не договорятся об ином. В этих случаях допускается понижение низшего предела прав работ ников, т.е. ухудшение их положения по сравнению с законодательством, если стороны, в том числе сам ра ботник, согласны. Таких норм порядка 10;
—относительно императивные. Эти нормы могут быть в трех вариантах:
1 См.: Кодификация законодательства о труде социалистических стран. М., 1979. С. 89-136.
2 Нотификация — обязанность сторон трудового правоотношения инфор мировать друг друга в определенной форме о действиях, влияющих на эти правоотношения.
а) нормы нельзя менять во вред работнику, но можно во вред нанимателю;
б) нормы могут ухудшать положение работника по срав нению с законодательством;
в) нормы не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, но могут улучшать уровень правовых гарантий для работников!
Важно то, что императивность или диспозитивность нормы, как правило, зафиксирована в тексте соответствующей статьи ТК.
• Возможность субсидиарного применения к регулирова нию трудовых отношений гражданского законодательства. В новом ТК Венгрии имеется значительное число ссылок на нормы и положения гражданского права, которые в ряде случаев прямо привлекаются для решения некото рых вопросов регулирования труда, например: регулиро вание "пакта о неконкуренции"; использование конст рукций "злоупотребление правом", "осуществление прав в соответствии с их назначением".
• Четко определена территориальная сфера действия ТК. Это трудовые отношения, возникающие и осуществляемые на территории Венгрии, а также отношения венгерских ра ботодателей и их работников, направляемых этими рабо тодателями в заграничные командировки. Трудовые отно шения работников, занятых на морских кораблях и авиалайнерах, подпадают под действие венгерского тру дового законодательства, если эти корабли и авиалайнеры действуют под венгерским флагом. ТК не применяется к трудовым отношениям между иностранными предприни мателями и их работниками, находящимися в команди ровке в Венгрии.
• Сформулировано следующее общее правило: коллектив ный договор (за рядом исключений) не может противоре чить закону, но в отношении вопросов, регулируемых в ч. III ТК (индивидуальные трудовые отношения), он мо жет улучшать положение работников по сравнению с за конодательством .
Далее мы рассмотрим более частные положения нового ТК Венгрии, олицетворяющие новые черты постсоциалистического трудового права, складывающегося в этой стране и других странах Центральной и Восточной Европы, и представляющие наибольший интерес с точки зрения ознакомления с зарубежным опытом.
Право на ассоциацию.Право на ассоциацию рассматривается как право, равно относящееся как к работникам, так и к работодателям, при этом право на объединение в профсоюз специ^ ально в ТК не выделяется. Закреплено как положительное, так и отрицательное право на ассоциацию ("право входить и не входить в организацию").
Права профсоюзов.Это прежде всего право получать от предпринимателей исчерпывающую информацию по всем вопросам, затрагивающим интересы работников. Кроме того, за профсоюзами закреплено право обжаловать любые незаконные действия или упущения предпринимателей, если они наносят ущерб интересам работников и их представительных организаций. Установлена процедура такого обжалования. Сначала непосредственные переговоры с предпринимателем; затем примирительная процедура, а в случае ее провала — обращение в суд. Меры, обжалуемые профсоюзом, приостанавливаются до завершения примирительной процедуры или принятия судебного решения.
Профсоюзным работникам предоставляется оплаченное время для выполнения их функций, а также оплачиваемый отпуск для обучения на курсах, организуемых профсоюзами. Запрещается дискриминация как членов, так и не членов профсоюзов. Последнее означает запрет принудительного юнионизма ("закрытого цеха", "профсоюзного цеха" и т.п.). Перевод неосвобожденного профсоюзного работника на другую работу и обычное его увольнение возможны лишь с согласия вышестоящего профсоюзного органа, а при чрезвычайном увольнении профсоюзного работника вышестоящий профсоюзный орган должен быть своевременно предупрежден.
Профсоюзные работники пользуются защитой в период выполнения ими профсоюзных функций и еще в течение года при условии, что они выполняли профсоюзную работу по крайней мере полгода.
Важно отметить, что правами, установленными в законе, пользуются только аккредитованные профсоюзы. К ним относятся профсоюзы, получившие на выборах в производственный совет по крайней мере 10% голосов. Аккредитованными также считаются профсоюзы, если по крайней мере 2/3 работников, принадлежащих к одной и той же профессиональной группе, являются членами данного профсоюза.
Коллективные договоры.Стороной коллективного договора может быть только профсоюз (профсоюзы). За рядом исключений, коллективные договоры могут заключаться теми профсоюзами, кандидаты которых получили на выборах в производственный совет более 50% голосов. Если на предприятии имеется
несколько профсоюзов, коллективный договор заключается ими совместно.
Участие работников в управлении производством на предприятии.Венгерский ТК реципировал положения германского законодательства, относящиеся к "соучастию". Предусмотрено создание на предприятиях численностью более 15 человек производственного совета (на более мелких предприятиях — выбор делегата). Однако прерогативы производственного совета в Венгрии уже, чем в ФРГ. Паритетные права предусмотрены только в отношении техники безопасности и распределения средств фондов трудового коллектива. По всем остальным вопросам полномочия производственного совета консультативные. Согласно венгерскому ТК (ст. 70), производственный совет должен оставаться беспристрастным в отношении стачек. Он не должен организовывать забастовки, содействовать или противодействовать им. Члены производственного совета, участвующие в забастовке, должны быть отстранены от работы в производственном совете на период забастовки.
Форма трудового договора.Трудовой договор должен заключаться в письменной форме, за исключением случаев, когда он продолжается менее 5 дней. Работник может потребовать признания трудового договора недействительным на том основании, что он не имеет письменной формы, не позднее 30 дней после начала работы.
Прием на работу.Работники, поступающие на работу, обязаны заполнять анкеты, подвергаться тестированию при непременном условии: если это не нарушает их человеческие права, не унижает их и необходимо нанимателю для получения информации, существенной для заключения трудового договора.
Порядок регулирования индивидуальных увольнений.Увольнения подразделяются на обычные и чрезвычайные. Обычные увольнения производятся с предупреждением и по определенным основаниям, которые сформулированы в ТК весьма общо. Они должны быть связаны с профессиональной непригодностью работника из-за уровня квалификации или состояния здоровья, его поведением, объективными нуждами производства.
При чрезвычайном увольнении любая из сторон может прекратить трудовые отношения, если другая сторона умышленно или в виде грубой небрежности нарушает существенные обязанности, вытекающие из трудового договора, или ведет себя так, что продолжение трудовых отношений становится невозможным.
Последствия незаконного увольнения.Суд может по желанию работника восстановить его на прежней работе и обязать предпринимателя выплатить заработную плату за весь период вы-
нужденного прогула, а также возместить иной нанесенный ущерб. Но если предприниматель категорически возражает против восстановления работника, суд может не настаивать на этом, но предприниматель обязан выплатить выходное пособие в двойном размере. Если сам работник не желает восстановления на работе, то суд, признав его увольнение незаконным, устанавливает для него дополнительные денежные компенсации (двойное выходное пособие, возмещение ущерба).
Признание трудового договора недействительным.Трудовой договор может быть признан недействительным, если заключен под влиянием заблуждения, обмана, угроз. В этом случае он должен быть немедленно расторгнут предпринимателем. Если какая-либо из сторон понесла определенные убытки, они должны быть возмещены.
Порядок регулирования работы по совместительству.Работник обязан информировать предпринимателя о работе по совместительству. Предприниматель может не разрешить совместительство или прекратить его, если оно затрагивает его законные деловые интересы.
Ответственность предпринимателя за вещи работников.Предприниматель несет ответственность за личные вещи работников, принесенные ими на работу, в соответствии с общими правилами о гражданско-правовой ответственности. Предприниматель вправе потребовать, чтобы работник держал свои вещи в безопасном месте (например, в гардеробе) и сообщал о приносимых на предприятие ценных вещах. Предприниматель может также установить офаничительные правила нахождения на предприятии личных вещей работников.
Дисциплина труда.Дисциплинарные наказания не должны покушаться на человеческие права работников и унижать их достоинство. Штраф как дисциплинарная мера не допускается.
Договор об обучении— это договор, согласно которому предприниматель оплачивает учебу работника в учебном заведении, а работник обязуется работать на данного предпринимателя после завершения учебы. Такой договор должен иметь письменную форму. Срок обязательной отработки после окончания учебы не более 5 лет. Если работник нарушает условия договора, предприниматель вправе требовать у работника возвращения затраченных на его учебу денег.
Рабочее время.Суммированный учет рабочего времени не может иметь больший учетный период, чем один год. Режим рабочего времени определяется в коллективном договоре, а при его отсутствии — единолично предпринимателем. Введено понятие "работа в исключительных условиях", которое включает
сверхурочную работу, работу в дни отдыха и в праздничные дни, а также дежурства. Сверхурочная работа и дежурство не должны наносить вред здоровью работника или возлагать на него непропорционально большое бремя с точки зрения личной и семейной жизни.
Время отдыха.Определен лишь минимальный (20 мин.) перерыв на обед. Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска зависит от возраста работника. Установлен базисный отпуск 20 рабочих дней и дополнительные отпуска в зависимости от возраста работника. Максимальная продолжительность отпуска — 30 рабочих дней (для работников старше 45 лет).
Отпуск по болезни.Работники имеют право на оплачиваемый за счет предпринимателя (75% среднего заработка) отпуск по болезни продолжительностью 10 дней на каждый календарный год. Наличие нетрудоспособности должно определяться справкой от врача. Один раз в год для получения такого отпуска на срок не свыше 3 дней справка от врача не требуется. Не использованный в данном календарном году отпуск по болезни не может перейти на следующий год.
Отпуск для ухода за больными членами семьи (близкими родственниками).Такой отпуск (неоплачиваемый) должен быть предоставлен предпринимателем по просьбе работника сроком до двух лет. Близкими родственниками считаются супруги, родственники по прямой восходящей линии работника или его супруга, приемные дети и родители; братья и сестры.
Отпуск для строительства собственного дома.По просьбе работника предприниматель обязан предоставить работнику, строящему собственный дом, отпуск продолжительностью до одного года (без сохранения заработной платы).
Заработная плата.При определении государственного минимума заработной платы принимаются во внимание: нужды работников; национальный уровень заработной платы; стоимость жизни; выплаты по социальному обеспечению; относительные жизненные стандарты определенных социальных групп и экономические условия, включая требования экономического роста, уровень производства и желательность поддержания высокого уровня занятости.
Министр труда может по согласованию с Советом по примирению интересов освободить предпринимателей от соблюдения требования в отношении государственного минимума заработной платы, если это необходимо для обеспечения занятости, особенно подростков, инвалидов, не полностью занятых.
Киселев и. я 409
Допускается выплата части заработной платы (не более 20%) в натуре — в виде товаров и услуг (но не алкогольных напитков и других продуктов, вредных для здоровья).
Если работник не может по уважительной причине присутствовать на работе в день выдачи заработной платы, она должна быть ему выдана заранее или переведена на его счет.
В случае задержки в выплате заработной платы предприниматель обязан выплатить работнику процент за неисполнение денежного обязательства в соответствии с гражданским законодательством.
Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию.Бремя доказывания вины работника лежит на предпринимателе. Если вред причинен работником в результате небрежности, возмещение не может превысить 50% среднемесячного заработка, но в коллективном и трудовом договорах размер возмещения может быть повышен до 6-месячного среднего заработка. При наличии умысла работники несут полную материальную ответственность.
Материальная ответственность предпринимателей за вред, причиненный работникам повреждением их здоровья.Предприниматели, как правило, несут ответственность независимо от вины (объективное вменение) и освобождаются от ответственности, только если докажут, что вред причинен в связи с форс-мажором или по вине потерпевшего.
Предприниматели, нанимающие менее 10 работников, несут материальную ответственность лишь при наличии вины. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на предпринимателе.
Особенности правового регулирования труда высшего руководства предприятия.Трудовой кодекс Венгрии устанавливает две категории руководящего персонала, правовое положение которых различается: первое лицо предприятия (директор) и администрация, круг которой определяет собственник предприятия.
На директора не распространяются коллективный договор, 5-летний максимум срочного трудового договора (как для остальных работников), в отношении его действуют ограничения увольнения, установленные в ТК. Он самостоятельно определяет режим работы и отдыха с учетом индивидуального трудового контракта.
Директор несет материальную ответственность за вред, причиненный им предприятию, в соответствии с правилами гражданского законодательства.
Если директор без уважительных причин расторгает свой контракт с собственником предприятия, он обязан выплатить возмещение в размере до 12 месячных окладов.
Лица, входящие в администрацию предприятия, не вправе осуществлять имущественные сделки от собственного имени в сфере деятельности своего предприятия, входить в руководство компаний-конкурентов. Указанным лицам не оплачивается в повышенном размере переработка сверх нормального рабочего времени, т.е. они имеют ненормированный рабочий день.
§ 3. ПОЛЬША: СТАНОВЛЕНИЕ
НОВОГО КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО ПРАВА
Польша была первой страной Восточной Европы, которая начала путь от социализма и тоталитаризма к рыночной экономике и демократии, проторив дорогу другим странам данного региона. Особенности развития этой страны (деятельность профсоюзного объединения "Солидарность", массовые забастовочные выступления рабочих) привели к тому, что уже в начале 90-х годов в Польше были приняты четыре закона (о профсоюзах, об организациях предпринимателей, о коллективных договорах и о порядке разрешения коллективных трудовых споров), заложившие фундамент нового коллективного трудового права. Эти законы в полной мере соответствуют международным стандартам и вместе с тем отражают специфику страны переходной экономики, идущей по пути рыночных преобразований.
Рассмотрим вкратце содержание каждого из этих законов в отдельности.
Законодательство о профсоюзах.Новый Закон о профсоюзах 1991 г. заменил одноименный Закон 1982 г., который был одним из первых актов трудового законодательства восточноевропейских стран, означавших отход от прежней системы регулирования трудовых отношений, в том числе профсоюзов; он вводил понятия, совершенно чуждые прежнему трудовому законодательству: независимость профсоюзов от политических партий, профсоюзный плюрализм и т.п.
В новом Законе о профсоюзах все эти понятия сохранены и получили дальнейшее развитие главным образом путем более широкого заимствования из законодательства западных стран и международных актов.
В целом Закон о профсоюзах 1991 г. в еще большей" степени, чем Закон о профсоюзах 1982 г., соответствует модели, преобладающей в странах Западной Европы.
Закон состоит из следующих основных разделов: общие положения; образование профсоюзов; права профсоюзов; правовой статус профсоюзов на предприятиях; ответственность за
нарушение закона. Закон определяет профсоюз как добровольную самоуправляющуюся организацию работников, созданную для защиты и представительства их социальных и профессиональных прав и интересов. Провозглашается независимость профсоюзов от предпринимателей, государственных властей и любых иных организаций.
Право на объединение в профсоюз имеет самый широкий круг трудящихся: работники независимо от вида трудового договора; члены кооперативов; менеджеры, работающие по контракту; надомники. Пенсионеры, а также безработные не теряют права принадлежать к профсоюзу. Право на образование профсоюза имеют полицейские и персонал пограничной охраны с ограничениями, установленными в законодательстве.
Военнослужащие не вправе создавать профсоюзы.
Запрещается дискриминация за принадлежность и за непринадлежность к профсоюзу. В частности, не допускается "закрытый цех", т.е. членство в профсоюзе как условие для предоставления работы.
Профсоюзы представляют всех работников (независимо от профсоюзного членства) по вопросам, затрагивающим их коллективные права и интересы. В области индивидуальных трудовых отношений профсоюзы представляют права и интересы только своих членов.
Профсоюз может осуществлять защиту прав и интересов не члена профсоюза по его просьбе.
Для создания профсоюза необходима минимальная численность лиц, желающих в него вступить (10 человек). Лица, желающие создать профсоюз, должны разработать учредительные документы, принять устав и избрать учредительный комитет (3— 7 человек). Закон определяет необходимые элементы содержания устава: название; местоположение профсоюза; масштабы деятельности; задачи, средства и способы их достижения; порядок приобретения и потери статуса члена профсоюза; права и обязанности членов профсоюза; его организационная структура; фамилии лиц, уполномоченных осуществлять финансовые обязательства от имени профсоюза; источники финансирования и процедура сбора членских взносов; принципы одобрения и изменения учредительных документов; процедура ликвидации профсоюза и порядок ликвидации его собственности.
Структура профсоюзов определяется их уставами. Только уставные органы профсоюзов, имеющих статус юридического лица, могут брать на себя финансовые обязательства.
В течение 30 дней после создания профсоюза учредительный комитет подает заявление о регистрации профсоюза в суд воеводства. Отказ в регистрации может быть обжалован в Апелляционный суд. Профсоюз с момента государственной регистрации приобретает права юридического лица и вносится в профсоюзный реестр. Суд дерегистрирует профсоюз и исключает его из профсоюзного реестра, если:
• руководящий орган профсоюза, наделенный соответству ющими полномочиями, решил ликвидировать профсоюз;
• предприятие, в рамках которого функционировал проф союз, ликвидировано;
• число членов профсоюза составляло менее 10 человек в течение 3 месяцев.
Дерегистрация может быть обжалована профсоюзом в Апелляционный суд, но, как только профсоюз исключен из профсоюзного реестра, он должен прекратить свою деятельность и в течение 3 месяцев самоликвидироваться.
В законе раздельно определены профсоюзные права в общенациональном масштабе и в рамках предприятия.
В общенациональном масштабе правом высказывания мнения по поводу обсуждаемых в сейме законопроектов наделены только национальные межотраслевые профсоюзы и профсоюзы, представляющие работников большинства предприятий страны, причем это право не может выходить за рамки вопросов, входящих в компетенцию профсоюзов. Эти же профсоюзы имеют право требовать пересмотра любого вошедшего в законную силу судебного решения по трудовому делу, представлять в Верховный суд предложения по судебному толкованию трудового законодательства.
Права законодательной инициативы профсоюзы не имеют.
Профсоюзы осуществляют надзор за применением трудового законодательства, ведут коллективные переговоры и заключают коллективные договоры и соглашения. Там, где отсутствуют коллективные договоры, предприниматели все же обязаны консультироваться с профсоюзами по вопросам труда и заработной платы.
Если профсоюз считает, что действия государства и предпринимателей незаконны и нарушают принципы социальной справедливости, он может сделать представление в соответствующий государственный орган и потребовать, чтобы обнаруженные недостатки были устранены. Однако в законе отсутствует обязанность государственного органа даже ответить в этом слу-
чае профсоюзу. Такая обязанность (ответить жалобщику в 2-не-дельный срок о принятых по жалобе мерах) в Законе о профсоюзах 1982 г. присутствовала.
Заметим, что имевшиеся в прежнем Законе о профсоюзах 1982 г. положения об участии профсоюзов в формировании политики в области занятости, в экономическом и социальном развитии страны, в распределении доходов из Закона 1991 г. исключены.
Доход, получаемый профсоюзами от предпринимательской деятельности, должен быть использован для осуществления уставных целей и не может распределяться между членами профсоюза.