Сторонами трудового договора по терминологии, принятой в большинстве государств ближнего зарубежья, выступают работники и работодатели (по терминологии КЗоТа Беларуси и ТК Кыргызстана — наниматели, по терминологии КЗоТа Украины — собственники предприятий или уполномоченные ими органы или физические лица).
В ТК Кыргызстана (ст. 1) дополнительно введено понятие "уполномоченные должностные лица нанимателя", которое включает руководителя предприятия (учреждения, организации), его заместителей, руководителей структурных подразделений (их заместителей), мастеров и иных работников, которым законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых отношений.
Неоднозначно решен в государствах ближнего зарубежья вопрос о соотношении понятий "трудовой договор" и "контракт". Если в ТК Узбекистана трудовой договор и контракт рассматриваются как синонимы, то во многих других странах контракт понимается как особый вид (разновидность) трудового договора.
Так, ст. 256 КЗоТа Республики Беларусь определяет трудовой контракт как трудовой договор, заключенный в письменной
форме на определенный срок и содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде. Контракт в Беларуси заключается, в частности, с государственными служащими. Специальные нормативные акты о государственной службе предусматривают, что субъектами таких контрактов являются служащие государственного аппарата, занимающие должности путем назначения. Контракт заключается с такими работниками в письменной форме в двух экземплярах на срок до 15 лет. В контракте должны быть указаны: время и место его заключения, место работы и должность государственного служащего, срок действия контракта, права, обязанности и ответственность сторон, условия оплаты труда, виды компенсаций. Компенсации, в частности, предусмотрены при досрочном расторжении контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением его условий по вине нанимателя, при увольнении в связи с истечением срока действия контракта. Контракт может предусматривать дополнительные по сравнению с законодательством основания увольнения.
КЗоТ Украины (ст. 21) рассматривает контракт как особую форму трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.
КЗоТ Республики Молдова (ч. 2 ст. 16) использует термин "контракт" для обозначения особого вида индивидуального трудового договора. В контракте по соглашению сторон устанавливаются срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия оплаты, материального обеспечения и организации труда, расторжения контракта (в том числе досрочного) и другие условия. Сфера применения контракта определяется законодательством.
В ст. 86 ТК Кыргызстана контракт рассматривается как вид трудового договора, которым дополнительно может определяться повышенная ответственность сторон, связанная с невыполнением ими взятых обязательств.
Отметим еще один аспект правового регулирования трудового договора — правомочия профсоюзов при увольнении работников по инициативе работодателей. Прежняя советская законодательная норма, предоставлявшая выборному профсоюзному органу предприятия право вето на такое увольнение, осталась в неизменном или почти в неизменном виде только на Украине, в Кыргызстане и в Таджикистане. В большинстве же других госу-
дарств ближнего зарубежья от этой нормы отказались как несовместимой с функциями и задачами профсоюзов в условиях рыночной экономики.
В ТК Узбекистана (ст. 101) согласие профсоюзного комитета или иного представительного органа работников на прекращение трудового договора по инициативе работодателя необходимо, только если такое согласие предусмотрено коллективным соглашением или коллективным договором.
Статья 35 КЗоТа Республики Беларусь предусматривает, что расторжение трудового договора по инициативе нанимателя производится только после предварительного, не позднее чем за две недели, уведомления профсоюза. Предварительное же согласие профсоюзных органов на увольнение требуется лишь в случаях, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
В законодательстве Эстонии содержатся положения об аннулировании трудового договора и о признании его недействительным.
Трудовой договор может быть аннулирован до начала работы по соглашению сторон, по инициативе работника или работодателя.
Работник вправе аннулировать трудовой договор, если началу работы препятствует временная нетрудоспособность, непредвиденные личные или семейные обстоятельства, призыв или поступление на военную службу. В этом случае работник возвращает работодателю все полученное им по договору. Работодатель вправе аннулировать трудовой договор, если работник не приступил к работе в установленное время. В этом случае работник также возвращает работодателю все полученное им по договору. Кроме того, работник не сообщивший работодателю без уважительных причин о том, что он не сможет приступить к работе, выплачивает работодателю в виде компенсации свой двухнедельный заработок, оговоренный в трудовом договоре.
Об аннулировании трудового договора работодатель производит в договоре запись, в которой должны быть указаны основание аннулирования трудового договора, его дата и выплата соответствующих компенсаций.
Регулированию признания трудового договора недействительным посвящено более 20 статей эстонского Закона о трудовом договоре. Трудовой договор объявляется недействительным в следующих случаях:
— если обе стороны договора являются несовершеннолетними или лицами, признанными недееспособными;
—в случае признания работодателя недееспособным;
—если работник признан недееспособным лицом;
—если работа по данному трудовому договору может угро жать здоровью, нравственности несовершеннолетнего или препятствовать получению им образования;
—если одна из сторон не способна понимать значение своих действий или руководить ими;
—если трудовой договор был заключен под влиянием обма на, насилия, угроз, злонамеренного соглашения предста вителя работодателя;
—если трудовой договор был заключен под влиянием ошиб ки;
—если трудовой договор был заключен ограниченно дее способным работодателем;
—если при заключении трудового договора было допущено нарушение возрастного ценза, установленного для сто рон;
—если трудовой договор был заключен лицом, не имеющим прав работодателя.
В каждом случае законом установлены конкретные последствия признания трудового договора недействительным. Например, если трудовой договор заключен работодателем, признанным недееспособным в результате психического расстройства, работник обязан возвратить работодателю все полученное по договору, за исключением вознаграждения за работу, признанную опекуном работодателя. Такое вознаграждение не может быть менее государственного минимума заработной платы.
В случае признания трудового договора недействительным, если он был заключен под влиянием обмана работника, пострадавший работник приобретает все вытекающие из договора права. Кроме того, виновный работодатель выплачивает работнику компенсацию в размере 3-месячной заработной платы, если работник приступил к работе, а если не приступил к работе — 3-месячную заработную плату, предусмотренную договором. Трудовой договор признается недействительным со дня его заключения. О признании трудового договора недействительным работодатель производит в договоре соответствующую запись.
Интересно решен в Эстонии вопрос об изменении условий трудового договора в связи с сокращением объема работы на предприятии. Законодательство (Закон о трудовом договоре, ст. 68) установило, что в случае сокращения объема работы или
заказов работодатель с согласия инспектора труда имеет право по договоренности с работником перевести его на срок до 6 месяцев на работу неполное рабочее время или направить в отпуск без сохранения заработной платы или в частично оплачиваемый отпуск на тот же срок. Работник, не согласный с таким решением, вправе требовать расторжения трудового договора с выплатой соответствующей компенсации.
Развитие законодательства и уровень социальной защищенности работников.Эволюция трудового законодательства в странах ближнего зарубежья привела в постсоветский период к определенным изменениям ряда прежних норм, определяющих уровень социальной защищенности работников. Это относится прежде всего к условиям и охране труда, порядку регулирования трудового договора и некоторым другим аспектам индивидуальных трудовых отношений.
Корректировка норм прежнего законодательства прошла в двух противоположных направлениях: в сторону повышения уровня правовых гарантий и в сторону их понижения.
Первое направление является скорее исключением. Можно отметить, например, увеличение продолжительности минимального ежегодного оплачиваемого отпуска до 30 календарных дней, а лицам до 18 лет — до 37 календарных дней (Туркменистан); предоставление права на ежегодный оплачиваемый отпуск после 6 месяцев непрерывной работы (Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан); повышение размера выходного пособия при увольнении (например, на Украине размер такого пособия — не менее 1—3-месячного среднего заработка); полная оплата работникам при простое не по их вине (Узбекистан).
В конституциях Кыргызстана (ст. 29) и Туркменистана (ст. 31) провозглашено, что работники имеют право на вознаграждение не ниже установленного государством прожиточного минимума (ТК Кыргызстана (ст. 214) предусматривает индексацию оплаты труда, осуществляемую на величину индекса потребительских цен).
Следует также отметить, что в законодательство ряда рассматриваемых стран внесены положения, отражающие прогрессивные тенденции в развитии мирового трудового права в отношении предотвращения дискриминации в сфере труда, учета интересов национальных и религиозных меньшинств, а также лиц, ставших жертвами коллективных увольнений.
Так, согласно ст. 25 КЗоТа Украины, при заключении трудового договора запрещено требовать от лиц, поступающих на работу, сведения об их партийной и национальной принад-
Киселев И. Я. 393
лежности и происхождении. Статья 73 КЗоТа Украины, установившая дни отдыха в дни православных религиозных праздников (Рождество Христово, Пасха, Троица), одновременно предусматривает, что по представлению религиозных общин неправославных концессий, зарегистрированных на Украине, руководство предприятий (учреждений, организаций) предоставляет лицам, исповедующим иные религии, до трех дней отдыха в течение года для празднования религиозных праздников с отработкой за эти дни.
Статья 42' КЗоТа Украины предусматривает, что лица, уволенные в результате реорганизации или перепрофилирования предприятий, сокращения численности или штата работников, в течение одного года имеют право на заключение трудового договора при возвратном приеме на работу, если собственник или уполномоченный им орган производит прием на работу работников аналогичной квалификации. В Законе о трудовом договоре Эстонии (ст. 17) установлено, что в случае противоречий в положениях законодательства применяется положение, более благоприятное для работника.
В Литве в 1999 г. впервые на постсоветском пространстве введена ответственность в виде штрафа (от 100 до 4 тыс. литов) за сексуальные домогательства на производстве.
Второе направление отражает стремление подправить "чрезмерный и завышенный уровень социальных гарантий" с учетом реального состояния и возможностей экономики либо желание избавиться от некоторых норм патерналистского и иждивенческого характера, присущих прежнему законодательству и признанных контрпродуктивными, не соответствующими требованиям рыночной экономики.
Приведем некоторые примеры. В КЗоТе Республики Беларусь, в ТК Узбекистана, в ТК Кыргызстана уменьшен по сравнению с прежним, советским законодательством и действующим КЗоТом РФ объем гарантий для женщин-матерей при расторжении трудового договора. Так, в КЗоТе Беларуси (ч. 3 ст. 170) не предусмотрено обязательное трудоустройство беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет, в случае ликвидации предприятия и допущено увольнение одиноких матерей, имеющих детей до 14 лет (детей-инвалидов — до 16 лет), по инициативе нанимателя в установленных законом случаях. В ТК Узбекистана (ст. 237) отсутствуют гарантии для матерей-одиночек при их увольнении. Допущено также привлечение беременных женщин и женщин, имеющих детей до 14 лет (детей-инвалидов — до
16 лет), с их согласия к труду на ночных, сверхурочных работах, работах в выходные дни и направление в командировку. Беременные женщины и женщины, имеющие детей до 3 лет, допускаются к таким работам только при наличии медицинского заключения, подтверждающего, что такая работа не угрожает здоровью матери и ребенка (ст. 228).
В ряде стран (Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан) разрешена (с рядом оговорок) денежная компенсация неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска при продолжении работы на предприятии.
Отметим также введение в некоторых странах новых правил, облегчающих и ускоряющих увольнение работников. Так, в Эстонии, Узбекистане и Кыргызстане установлено дополнительное по сравнению с прежним законодательством основание увольнения — однократное грубое нарушение любым работником трудовых обязанностей. В Эстонии работодатель вправе расторгнуть трудовой договор, если работник достиг 65-летнего возраста и имеет право на полную пенсию по старости.
В трудовом законодательстве Эстонии расширена по сравнению с советскими временами материальная ответственность работников. Так, если работник по своей вине не выполнит законное распоряжение работодателя о переводе на другую работу или самовольно оставит работу без предупреждения, он обязан возместить работодателю причиненный ущерб в размере, не превышающем его средней месячной заработной платы. В случае заключения трудового договора с нарушением правил приема на работу в результате представления работником заведомо ложных данных, работник также обязан выплатить работодателю компенсацию в размере среднего месячного заработка.
В ТК Кыргызстана (ст. 127) расширены по сравнению с прежним законодательством возможности использования в качестве меры давления работодателя на работника отстранения от работы. Наниматель обязан не допускать к работе в соответствующий день (смену) работника, не только появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (как прежде), но и не сдавшего экзамена по правилам охраны труда и техники безопасности, не использующего средства индивидуальной защиты, не прошедшего медицинский осмотр (если он является обязательным по закону и правилам по охране труда); задержанного в момент совершения кражи по месту работы.
В заключение отметим сохранение в некоторых государствах СНГ норм советского периода, которые в нашей стране были отменены или скорректированы в ходе реформ законодательства в 90-е годы.
Так, законодательство Украины, Беларуси и Таджикистана сохранило норму о том, что с работниками, достигшими пенсионного возраста и имеющими право на полную пенсию по старости, работодатель вправе заключить срочный трудовой договор. В Туркменистане остался такой вид дисциплинарного наказания, как перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность. В Узбекистане сохранен прежний минимальный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 рабочих дней. В КЗоТе Украины (ст. 37) фигурирует в качестве одного из оснований прекращения трудового договора направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий. Наконец, в КЗоТе Украины сохранены нормы советского законодательства о бригадной форме организации труда, отмененные в РФ в 1992 г.
■ ' Литература
Абрамова О.В. и др. Аналитический обзор законодательства о труде государств СНГ за 1994 г. // Право и экономика. 1995. № 5—6.
Кучма М.И. Правовое регулирование занятости в странах СНГ // Человек и труд. 1994. №9.
Бочарникова М.А. Развитие законодательства о труде государств — участников СНГ // Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1995.
Гасанов М.Ю., Соколов Е.А. Трудовой договор (контракт) в Республике Узбекистан. Кн. 1—3. Ташкент, 1996.
Кривой В. И. Проект Трудового кодекса Республики Беларусь // Государство и право. 1996. №6.
Кривой В.И. Кодификация законодательства о труде Беларуси. Минск, 1997.
Михайленко Н.Г. Правоведение Кыргызской Республики. Ч. 2. Бишкек, 1997.
Окуньков JI.A. Развитие трудового законодательства в государствах — участниках СНГ // Право и экономика: Еженедельное приложение к газете "Деловой мир". 1994. № 13.
Кодекс законов о труде Украины (по состоянию на 15 января 1997 г.); Закон Украины "Об отпусках" от 15 ноября 1996 г. Харьков, 1997.
Трудовой кодекс Республики Узбекистан. Ташкент, 1996.
Трудовой кодекс Кыргызской Республики. Бишкек, 1997.
■ ч
Глава 9
ТРУДОВОЕ ПРАВО
В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
§ 1.НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА
В странах Центральной и Восточной Европы в 90-х годах происходит широкомасштабное и глубокое реформирование трудового права, ставшее результатом смены общественного строя, осуществления экономических и политических преобразований, движения к рыночной экономике, формирования гражданского общества, плюралистической парламентской демократии западного типа.
В прежнее трудовое законодательство внесены серьезные изменения. Из него исключены понятия, положения, конструкции, присущие странам бывшего социалистического лагеря и отражавшие идеологию и практику господствовавшей тогда общественной системы; в прежнее законодательство внесены многочисленные поправки и дополнения; началась активная рецепция многих норм, положений, а иногда целых институтов законодательства западных стран, прежде всего ФРГ и Франции, а также фундаментальных положений ООН о правах человека и норм, закрепленных в конвенциях и рекомендациях МОТ, в актах СЕ и ЕС.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в действующем законодательстве о труде указанных стран по настоящее время сохранилось немало норм и положений из социалистического прошлого, оправдавших себя, пользующихся поддержкой профсоюзов, популярных среди широких масс наемных работников и вместе с тем не противоречащих фундаментальным началам рыночной экономики, принципам демократии и международным трудовым стандартам.
Эволюция трудового законодательства в бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы свидетельствует о том, что эти страны, формируя новое трудовое право, не "разрушают до основания" прежнее трудовое законодательство, а осторожно его реформируют, корректируют и переос-
1 Обращает внимание довольно высокий уровень ратификации странами Центральной и Восточной Европы конвенций МОТ: Болгария — 80; Чехия — 62; Словакия — 60; Венгрия — 63; Польша — 81; Румыния — 42; Словения — 67. (Данные на начало 1998 г.)
мысливают, стараясь избегать крайностей, резких поворотов. По сути в новом трудовом законодательстве стремятся осуществить своего рода синтез социальных (социалистических) и рыночных (капиталистических) начал.
Принципы правового регулирования труда, отвечающие требованиям рыночной экономики и политической демократии, были закреплены в принятых в 90-е годы новых конституциях, в которых, в частности, отсутствует право на труд в его социалистическом понимании, провозглашены свобода труда, право на забастовку.
Можно выделить три главных способа реформирования трудового права в рассматриваемых странах: принятие законов по отдельным вопросам трудовых отношений1; внесение поправок и дополнений в действовавшие трудовые кодексы2; осуществление новой кодификации трудового законодательства.
Характерно, что новый Трудовой кодекс принят пока только в Венгрии; остальные страны избрали путь постепенного реформирования трудового законодательства путем принятия отдельных законов и внесения поправок в действующие трудовые кодексы. Реформирование трудового законодательства рассматривается как продолжительный по времени процесс преобразований, который сегодня еще далеко не завершен. В Польше предполагается как промежуточная цель издание в ближайшее время Кодекса коллективных трудовых отношений.
Рассматривая развитие трудового права стран Центральной и Восточной Европы в целом, можно выделить некоторые общие для них всех черты.
• Ограничение определенными пределами государственного вмешательства в сферу труда и трудовых отношений. Такое вмешательство остается необходимым для защиты и обеспечения нужд работников и общественных интересов. Сверх этого минимума и в рамках императивных установлений закона стороны трудовых отношений получили право согласовывать и формировать свои отношения автоном-
' Например, в Польше Закон о профсоюзах 1991 г., Закон об организациях предпринимателей 1991 г., Закон о порядке разрешения коллективных трудовых споров 1991 г., Закон о занятости и защите от безработицы 1991 г., Закон о защите материальных требований работников в связи с банкротством предприятий 1994 г.; в Болгарии Закон об урегулировании коллективных трудовых споров 1990 г.; в Венгрии Закон об обеспечении добровольности при вычетах профсоюзных взносов из заработной платы 1991 г., Закон о технике безопасности и производственной санитарии 1993 г.
2 Значительные изменения в трудовые кодексы были внесены в Чехословакии в 1991 г., в Болгарии в 1992 г., в Польше в 1994 и 1996 гг.
но, в соответствии со своими интересами и повседневными нуждами и с учетом меняющейся экономической и рыночной конъюнктуры.
• Установление равных прав и обязанностей для предприя тий всех типов собственности, всех организационно-пра вовых форм; ликвидация льгот и привилегий для государ ственных предприятий; введение унифицированного понятия работодателя (предпринимателя).
• Повышение роли судов как в правоприменении, так и в обеспечении соблюдения законности в области труда;
• Установление автономного статуса для государственных служащих путем принятия в большинстве стран специаль ного законодательства о государственной службе (напри мер, в Венгрии — в 1992 г., в Польше — в 1996 г.).
• Усиление гибкости в правовом регулировании труда, кото рое привело, в частности, к некоторой коррекции принци па in favorem1. Так, в Польше разрешено включать в коллек тивные договоры нормы, ухудшающие условия труда работников по сравнению с законодательством, если это оправдано необходимостью предотвращения или ограниче ния безработицы. Ради этих же целей разрешено включать в заводские коллективные договоры нормы, худшие для ра ботников, чем те, которые закреплены в коллективных до говорах более высокого уровня (отраслевых, региональных).
• Обеспечение свободы объединений как для работников, так и для предпринимателей; признание права на ассоци ацию и профсоюзных прав в соответствии с международ ными стандартами.
• Возрождение и активное развитие коллективных догово ров как важнейшего источника трудового права, призван ного существенно дополнить законодательство о труде.
• Сохранение за профсоюзами монопольного права вести коллективные переговоры и заключать коллективные до говоры.
• Передача функций государственного надзора за соблюде нием трудового законодательства, которые ранее осуществ ляли профсоюзы, государственной трудовой инспекции.
• Усиление значения локальных актов предприятий, кото рые, например, в Польше, в Трудовом кодексе, прямо объявлены источником трудового права.
1 Принцип in favorem означает, что договоры о труде могут только улучшать, но не ухудшать положение работника по сравнению с законодательством.
• Повсеместное законодательное закрепление права на ин дивидуальные и коллективные трудовые конфликты, вклю чая право на забастовку. В Чехии и Словакии допущены и локауты как законное оружие предпринимателей в трудо вой борьбе.
• Особое внимание, уделяемое при совершенствовании тру дового законодательства европейским стандартам, закреп ленным в актах Совета Европы и Евросоюза, стремление максимально реципировать эти стандарты в национальное законодательство с тем, чтобы облегчить в будущем пол ную интеграцию этих стран в Объединенную Европу1.
В отношении идей промышленной демократии, участия работников, трудовых коллективов в управлении производством в различных странах проявились различные подходы. Например, в Чехии и Словакии участие работников в управлении производством мыслится через наделение соответствующими правами профсоюзов и использование коллективных договоров (англосаксонская модель), в то время как в Польше, Венгрии, Словении права трудовых коллективов, производственных советов на предприятиях закреплены в законодательстве (континентально-европейская модель).
Специального рассмотрения заслуживает вопрос о значении идеологии и практики социального партнерства в осуществлении преобразований законодательства стран Центральной и Восточной Европы после крушения социализма. Показательно, что принципы социального партнерства приняты всеми рассматриваемыми странами как важное идеологическое средство, призванное помимо прочего смягчить неизбежные и весьма острые на переходном этапе противоречия, трудовые конфликты, а также обеспечить безболезненное осуществление необходимых стабилизационных экономических реформ, их принятие широкой общественностью на базе консенсуса социальных партнеров.
Стержнем механизма социального партнерства стало образование в большинстве стран Центральной и Восточной Европы постоянно действующих органов трехстороннего сотрудничества, на которые были возложены важные задачи по организации соци-
1 Например, в Румынии в соответствии с рекомендациями Совета Европы в 1998 г. была установлена ответственность (до 3-месячного заработка) за сексуальные домогательства на рабочих местах. Сексуальными домогательствами признаны "неуместное или скандальное поведение, как-то: нежелательные физические контакты и прикосновения, неприличные замечания, компрометирующие приглашения, настаивание на сексуальной благосклонности".
ального диалога и определенные функции в системе правового регулирования труда. В эти органы вошли представители правительства, предпринимательских организаций и профсоюзов.
В Венгрии законодательно определены функции, полномочия, структура Национального совета по примирению интересов, образованного на трехсторонней основе и выполняющего консультативные функции в области экономической и социальной политики1.
В новом ТК Венгрии приведен перечень вопросов, которые правительство не вправе решать без согласия этого органа. В числе таких вопросов принятие решений, грозящих вызвать увольнения больших групп работников; размеры государственного минимума заработной платы; реформы инспекции труда, максимальная продолжительность рабочего времени; число праздничных дней. Рекомендации, одобряемые Национальным советом по примирению интересов в рамках его компетенции, приобретают обязательную силу в соответствии с постановлениями Министерства труда. Совет ежегодно разрабатывает и утверждает трехсторонние соглашения по социально-трудовым вопросам.
В Болгарии в соответствии с Трудовым кодексом функционирует Национальный совет трехстороннего сотрудничества, имеющий консультативные функции по вопросам труда, социального обеспечения, уровня жизни, приватизации, промышленных отношений. В 1992—1995 гг. Совет разработал и единогласно принял соглашения по социальным аспектам приватизации, заработной плате, другим условиям труда.
Заключенное еще в Чехословакии в 1990 г. национальное трехстороннее соглашение предусматривало образование Совета по обеспечению экономического и социального согласия. Этот орган продолжает свое существование в Чешской Республике. Действует он на началах консенсуса трех сторон. Его главные функции: координация мер социальной политики, разрешение трудовых конфликтов, разработка и принятие трехсторонних соглашений, которые социальные партнеры обязаны реализовывать при заключении отраслевых коллективных договоров.
В Польше орган трехстороннего сотрудничества — Трехсторонняя комиссия по социально-экономическим вопросам создана в 1994 г. постановлением Совета Министров. В ее рамках