Первый раздел — "Общая часть" — включает главы, посвященные общим положениям и коллективным трудовым отношениям.
Второй раздел — "Особенная часть" — включает следующие главы: возникновение, изменение и прекращение трудовых отношений; рабочее время; перерывы в течение рабочего дня, выходные и праздничные дни; трудовые и социальные отпуска; оплата труда; гарантийные и компенсационные выплаты; трудовая дисциплина; охрана труда; труд женщин; труд молодежи; профессиональное обучение кадров, повышение квалификации и переподготовка; индивидуальные трудовые споры; ответственность работников и нанимателей, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
Третий раздел — "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" — состоит из глав, посвященных регулированию труда в лесной промышленности, в сельском хозяйстве, в строительно-монтажных организациях, на предприятиях и в организациях связи, транспорта, в высокогорных условиях, а также различных категорий работников: научных сотрудников, лиц, заключивших специальные трудовые договоры (временных и сезонных работников, инвалидов, работников с неполным рабочим временем, совместителей), работников арендных предприятий, производственных кооперативов, семейных предприятий, домашних работников, надомников и ряда других категорий работников.
Трудовой кодекс Кыргызстана вводит ряд новшеств по сравнению с прежним законодательством. Это относится, в частности, к представительству работников на предприятиях. Установлен двухканальный механизм такого представительства: совет предприятия, избираемый работниками на 3 года, и профсоюзные органы. Кроме того, предусмотрено паритетное участие представителей персонала в наблюдательных советах акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью. Очевидно, что разработчики ТК решили перенести на
Киселев и. я. 377
киргизскую почву германскую модель1. Это интересный прецедент для бывших республик СССР, но пока он ограничивается только Кыргызстаном.
В ТК Кыргызстана большое внимание уделено регулированию трудового статуса не только профсоюзов (что было традиционным для советского законодательства), но и объединений нанимателей. Определены функции, права и обязанности этих объединений, требования к их уставам, органам управления, порядок государственной регистрации. Объединениям нанимателей запрещено заниматься политической деятельностью, не связанной с трудовыми отношениями и занятостью (ст. 22—30).
В ТК Кыргызстана включены нормы об основаниях недействительности трудового договора. По сути дела в трудовое законодательство реципированы, таким образом, цивилистические конструкции о недействительности дефектных гражданско-правовых сделок, в том числе сделок, заключенных под влиянием обмана, угрозы, на крайне невыгодных условиях вследствие стечения неблагоприятных обстоятельств ("кабальных сделок"), сделок, совершенных для вида, сделок, совершенных лицом, не способным понимать значение своих действий, а также гражданином, признанным недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия (ст. 93).
Еще одно оригинальное решение — предоставление права нанимателям по соглашению с представительным органом работников предприятия создавать для урегулирования индивидуальных трудовых споров органы примирения, посредничества и арбитража. Состав и порядок работы этих органов определяются сторонами, их создавшими, при этом не должно ограничиваться право работников на судебную защиту (ст. 371).
Трудовой кодекс Кыргызстана предусматривает, что при досрочном прекращении работником работы по срочному трудовому договору без уважительных причин наниматель вправе потребовать от него компенсацию в размере, предусмотренном трудовым договором, но не превышающем шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда (ст. 118).
В заключение отметим, что разработчики ТК Кыргызстана весьма удачно, на наш взгляд, сформулировали две задачи трудового законодательства, имеющие особо важное значение в условиях переходного периода, — предотвращение безработицы, создание условий для вовлечения безработных в трудовой процесс и развитие социального партнерства между нанимате-
1 См. с. 237—239 настоящей работы. 378
лями (их объединениями) и работниками (их объединениями) и государственными органами (ст. 2).
Новый Трудовой кодекс Республики Беларусь, как предполагается, будет состоять из пяти разделов.
Первый раздел проекта кодекса — "Общие положения" — включает нормы, имеющие "сквозное", основополагающее значение для всего кодекса (понятие, задачи, сфера действия, источники правового регулирования труда, запрет принудительного труда, недопустимость дискриминации, социальное партнерство, порядок исчисления сроков).
Второй раздел —"Общие правила регулирования трудовых отношений" — включает правоположения об основных институтах трудового права, распространяемых на всех или большинство работников и нанимателей: об ученическом и трудовом договоре, о заработной плате, рабочем времени и времени отдыха, внутреннем трудовом распорядке, нормировании труда, гарантиях и компенсациях, совмещении работы с обучением, о охране труда, о трудовых спорах.
Третий раздел — "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" — будет включать нормы, относящиеся к труду женщин, молодежи, инвалидов, совместителей, надомников, сезонных и временных работников, домашних работников, работников, занятых на загрязненных радиоактивными веществами территориях, на совместных и иностранных предприятиях и в дипломатических учреждениях иностранных государств, специалистов Республики Беларусь, направляемых на работу за границу.
Четвертый раздел — "Коллективные трудовые отношения" — будет включать положения по поводу деятельности профсоюзов и объединений нанимателей, ведения коллективных переговоров, заключения, изменения и прекращения коллективных договоров (соглашений), взаимодействия между работниками (их представителями) и нанимателями на уровне предприятий, разрешения коллективных трудовых споров, забастовок.
В пятом разделе — "Заключительные положения" — будут сгруппированы нормы о надзоре и контроле за соблюдением законодательства о труде, о государственной инспекции труда, о дисциплинарной и материальной ответственности работников, об ответственности нанимателей за нарушение трудового законодательства и причинение ущерба здоровью работников.
Проект нового Трудового кодекса Беларуси отличается от КЗоТа Республики Беларусь большей рыночной ориентированностью, переносом акцентов от централизации и императив-
ности к децентрализации и диспозитивности, расширением локального регулирования, реализацией идей социального партнерства в формировании механизма коллективного трудового права, учетом и закреплением общецивилизационных начал и международных трудовых стандартов. В числе прочего в проекте кодекса содержится запрет принудительного труда, дискриминации работников, которая определяется как ограничение трудовых прав или получение каких-либо преимуществ в их использовании в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или должностного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей.
Согласно проекту кодекса, материальная ответственность работодателя сочетается со специальной дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственностью менеджеров.
Характеризуя проект нового Трудового кодекса, один из его разработчиков пишет, что он "направлен на создание такого типа трудового законодательства, который бы отражал общечеловеческие ценности, учитывал достижения мировой цивилизации, опирался на экономические, политические, национальные, культурные и иные особенности Республики Беларусь и тем самым способствовал становлению и развитию ее в качестве демократического, социального, правового государства, как это и закреплено в статье 1 Конституции Республики Беларусь"1.
Анализ содержания кодификационных актов по труду, других актов трудового законодательства республик БСС позволяет сделать выводы о складывающейся там разновидности переходного типа трудового права, ознакомление с которым представляет большой интерес для нашей страны. Опыт этих стран, их поиски и находки следует особенно тщательно изучать и использовать в процессе дальнейшего реформирования российского трудового законодательства с учетом того, что большинство бывших республик СССР входят вместе с РФ в Содружество Независимых Государств и ставят целью добиваться гармонизации социальных стандартов, в частности, путем принятия модельных кодексов-рекомендаций для государств — участников СНГ. Это один из важнейших способов дальнейшей активизации интеграционных процессов в нашем регионе.
1Кривой В.И. Кодификация законодательства о труде Беларуси. Минск, 1997. С. 4.
Нельзя не учитывать и того, что в рамках СНГ складывается общий рынок труда. Началом его регулирования стало принятие странами, входящими в СНГ, многосторонних и двусторонних соглашений, касающихся трудовой миграции1. Это также требует ознакомления с трудовым законодательством стран ближнего зарубежья и принятия мер по сближению трудового законодательства стран — участниц СНГ.
Можно констатировать, что на сегодняшний день значительная часть действующего трудового законодательства стран — участниц СНГ совпадает либо близка по содержанию. Однако в новейшем законодательстве стран ближнего зарубежья появились нормы и положения, которые отражают специфику развития, нужды и потребности каждого из суверенных государств, образовавшихся в постсоветском пространстве, их национальный опыт, различные подходы к решению ряда проблем как общей, так и особенной части трудового права. Именно на специфике трудового права указанных стран мы сосредоточим внимание в ходе дальнейшего изложения.
§ 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ
И ИНСТИТУТОВ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
НА ПУТИ К РЫНКУ
Сфера действия законодательства о труде.В законодательстве о труде большинства рассматриваемых стран закреплено так называемое узкое понимание сферы действия трудового права. Трудовое право рассматривается как отрасль, распространяющаяся на работников, осуществляющих трудовую деятельность, оформляемую трудовым договором. Так, в Узбекистане установлено, что законодательными и иными нормативными актами о труде регулируются трудовые отношения физических лиц, работающих по трудовому договору на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности, а также у отдельных граждан (ст. 1 ТК Узбекистана). В Молдове законодательство о труде регулирует трудовые отношения наемных работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от вида собственности и формы хозяйствования, в том числе трудовые отношения в крестьянских (фермерских) хозяйствах (ст. 3 КЗоТа Республики Молдова). На Украине законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности,
1 Подробнее см.: Киселев И.Я. Международный труд. М., 1997. С. 166—191.
вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами (ст. 3 КЗоТа Украины).
В Узбекистане решен вопрос о субсидиарном применении гражданского законодательства к трудовым отношениям. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, принятого в 1995 г., гражданское законодательство применяется к трудовым отношениям, когда последние не регулируются специальными законодательными актами о труде. В Трудовом же кодексе Кыргызстана установлено, что при применении норм гражданского законодательства, затрагивающих сферу действия Трудового кодекса по защите интересов работников, приоритет отдается нормам трудового законодательства (ст. 7, п. 3).
В условиях перехода к рынку, осуществления приватизации экономики, активного развития частного предпринимательства важное значение приобретают регламентация труда в негосударственном секторе, обеспечение соблюдения трудовых прав работников частными работодателями (юридическими и физическими лицами), которые нередко игнорируют трудовое законодательство.
В Узбекистане сделана попытка специального комплексного регулирования трудовых отношений на предприятиях негосударственных форм собственности. В постановлении Кабинета министров Республики Узбекистан от 8 февраля 1994 г. "О регулировании трудовых отношений и социальной защите граждан, занятых в негосударственном секторе экономики" распространение всех положений трудового законодательства на негосударственный сектор не только декларировано, но и конкретизировано и детализировано.
В частности, установлено, что на всех негосударственных предприятиях, имеющих наемных работников, должны соблюдаться правила приема на работу, закрепленные в действующем законодательстве. Минимальная оплата труда работников на негосударственных предприятиях должна соответствовать установленному государством размеру минимальной заработной платы. Работникам этих предприятий предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в размере не меньшем, чем предусмотрено трудовым законодательством. Все возникающие трудовые споры между работодателями и наемными работниками на этих предприятиях разрешаются судом в установленном законом порядке.
Что касается вопроса о регулировании трудовых отношений, возникающих из членства в кооперативных организациях, то в
рассматриваемых странах закреплено распространение на эти отношения частично или полностью трудового законодательства.
Так, в Молдове трудовые отношения членов кооперативов регулируются в части принципов и гарантий, касающихся режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, труда женщин, молодежи, инвалидов и минимального размера оплаты труда, законодательством о труде, а в остальном — законодательством о деятельности соответствующих предприятий и организаций, их уставами и положениями, тарифными соглашениями и коллективными договорами.
На Украине особенности труда членов кооперативов и их объединений определяются их уставами и законодательством. При этом гарантии занятости, в области охраны труда, труда женщин, молодежи, инвалидов предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством о труде. Аналогично в Беларуси. Там предусмотрено безусловное распространение законов об охране труда, в том числе о специальной охране труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов, на трудовые отношения членов кооперативов. Что касается других норм трудового законодательства, то они распространяются на данные отношения субсидиарно, т.е. когда в локальных актах кооператива отсутствуют соответствующие нормы (ч. 2 ст. 2 КЗоТа Республики Беларусь).
В ТК Кыргызстана сделан шаг к полному распространению трудового законодательства на трудовые отношения членов производственных кооперативов. В ст. 514 ТК сказано, что такие отношения регулируются Трудовым кодексом, уставами кооперативов и прочими нормативными актами Кыргызской Республики. Согласно ст. 516 ТК, член производственного кооператива имеет преимущественное право на работу в этом кооперативе, может участвовать в его деятельности на правах как полной, так и частичной занятости; производственный кооператив обязан осуществлять меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, руководствуясь требованиями законодательства о труде, установленными для государственных предприятий.
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. В постсоветский период в законодательстве рассматриваемых стран появилось много нового в регулировании труда отдельных категорий работников. Это отражает свойственный многим странам процесс усиления дифференциации трудового права.
Приведем некоторые примеры.
В ТК Кыргызстана предметом особой регламентации стал труд около 20 различных категорий работников. В их числе научные
работники. Трудовые отношения в системе науки отрегулированы особенно детально. Определены порядок найма на работу и увольнений, условия труда научных работников, особые меры по охране их здоровья, защите профессиональной чести и достоинства.
Согласно положениям Кодекса, научный работник не должен привлекаться к неквалифицированной работе или работе, представляющей незначительную ценность для общества. Дисциплинарное расследование нарушений научным работником норм профессионального поведения и устава научного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменном виде. Копия жалобы должна быть вручена научному работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного научного работника, за исключением случаев, ведущих к запрету заниматься научной деятельностью.
Не совсем ординарно для национального юридического акта по труду сформулирована в ТК Кыргызстана ответственность научного работника.
В соответствии со п. 1 ст. 472 ТК Кыргызстана научный работник несет ответственность перед другими научными работниками, государством и всем человечеством за направленность, методы и достоверность проводимых исследований, за результаты и их использование в практической деятельности в интересах развития научно-технического прогресса, гуманности, справедливости, экологической безопасности, сохранения жизни.
Представляет интерес установление в ТК Кыргызстана особенности регулирования труда домашних работников. К ним относятся лица, выполняющие по договорам работы в домашнем хозяйстве граждан, оказывающие им техническую помощь в литературной, иной творческой деятельности и другие виды услуг.
Трудовой договор с домашним работником должен быть зарегистрирован в местном органе по труду, который выдает работнику и заполняет трудовую книжку. На лиц, работающих у других нанимателей и одновременно у граждан по договорам, трудовые книжки не ведутся, и записи в имеющиеся у них трудовые книжки об этой работе не вносятся. Такая работа не считается совместительством.
Оплата труда домашних работников производится в размерах, определяемых по соглашению сторон. Записи о расчете по
оплате труда ежемесячно вносятся нанимателем в расчетную книжку, которая выдается работнику местным органом по труду. Рабочее время и время отдыха домашних работников регулируется по соглашению сторон. Конкретные дни отдыха оговариваются сторонами в договоре. Ежегодный оплачиваемый отпуск для домашнего работника не может быть меньше минимального отпуска, установленного законодательством.
Трудовой договор с домашним работником может быть расторгнут по инициативе любой из сторон без объяснения причин в любое время, за исключением периода болезни работника, когда прекращение трудового договора по инициативе нанимателя допускается лишь по истечении двух недель со дня утраты работником трудоспособности. Договор с внесенной записью о прекращении его действия представляется в орган, зарегистрировавший договор.
Не допускается заключение гражданином договора о домашней работе с лицами, состоящими с ним в близком родстве или свойстве, за исключением лиц, осуществляющих уход за некоторыми категориями инвалидов. Не заключается также такой договор с домашним работником, если его работа носит краткосрочный характер (до 10 дней в течение месяца).
Рассмотрим теперь нормы трудового законодательства Узбекистана, также установившие специальные правила, касающиеся труда отдельных категорий работников. Указанные правила отражают некоторые специфичные черты дифференциации узбекской национальной системы трудового права. Это относится, например, к регулированию труда в сельском хозяйстве. Согласно ст. 13 Закона Республики Узбекистан от 3 июля 1992 г. "О дехканском хозяйстве", к выполнению работ в дехканском (крестьянском) хозяйстве могут временно на основе трудового договора привлекаться другие лица, оплата труда которых производится по соглашению сторон как в денежном, так и в натуральном выражении в размере не ниже установленного минимума заработной платы. Глава дехканского хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членов своего хозяйства и лиц, заключивших трудовой договор. Время работы в дехканском хозяйстве засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. Записи о трудовом стаже членов дехканского хозяйства и лиц, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой хозяйства. Трудовые споры между дехканским хозяйством и лицами, работающими в нем на основе трудового договора, разрешаются судом.
Закон Республики Узбекистан "О свободе совести и религиозных организациях" от 14 июня 1991 г. содержит три статьи (24—26), посвященные трудовой деятельности в религиозных организациях и на их предприятиях. Указанный закон устанавливает, что религиозная организация вправе принимать на работу граждан, условия труда которых определяются по соглашению между религиозной организацией и работником и указываются в трудовом договоре. Религиозная организация обязана в установленном порядке зарегистрировать трудовой договор, как и документы, определяющие условия оплаты труда. Граждане, работающие в религиозных организациях, могут быть членами профсоюза. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовому договору, полностью распространяется законодательство о труде. Налогообложение доходов от работы в религиозных организациях, получаемых гражданами, включая священнослужителей, осуществляется по ставкам, установленным для рабочих и служащих. На граждан, работающих на предприятиях и в учреждениях религиозных организаций, а также в созданных ими благотворительных заведениях, распространяется законодательство о труде.
Закон Республики Узбекистан "Об альтернативной службе" от 3 июля 1992 г. устанавливает срок альтернативной гражданской службы, заменяющей обязательную военную службу, продолжительностью 24 месяца, а для граждан, имеющих высшее образование, — 18 месяцев. Альтернативная служба проходит на предприятиях, в учреждениях и организациях народного хозяйства Узбекистана. По решению Кабинета министров Республики Узбекистан допускается использование "альтернативных служащих" за пределами Узбекистана.
Гражданам, проходящим альтернативную службу, выплачивается 80% заработной платы. Суммы, удерживаемые из заработной платы, переводятся на счета органов управления альтернативной службы. Предприятия, организации и учреждения переводят также на счета органов альтернативной службы отчисления на обучение рабочим профессиям личного состава альтернативной службы в размерах, определяемых соответствующим договором.
Администрация предприятия, учреждения, организации обязана уведомлять органы управления альтернативной службы о ликвидации, сокращении штатов и численности работников не позднее чем за два месяца, выплачивать гражданину, проходящему альтернативную службу, а в случае его гибели — его семье единовременные пособия и денежные компенсации за ущерб,
причиненный здоровью вследствие производственной травмы, необеспечения выполнения правил охраны труда, техники безопасности во время исполнения им трудовых обязанностей. Гражданин, проходящий альтернативную службу, имеет право на получение всех видов компенсаций, надбавок и пособий, включая пособия по временной нетрудоспособности, на возвращение на прежнюю или равноценную должность, которую он занимал до привлечения на альтернативную службу.
Гражданин, проходящий альтернативную службу, имеет право на ежегодный отпуск продолжительностью 15 рабочих дней. Срок альтернативной службы засчитывается в общий и специальный трудовой стаж.
Основные трудовые права. Наиболее важным новшеством в отношении определения в законодательстве указанных стран основных трудовых прав является переосмысление этого вопроса с точки зрения объективных требований рыночной экономики, в частности отказ от социалистической концепции права на труд и специальное выделение основных прав работодателей как обязательного элемента регулирования трудовых отношений.
Приведем некоторые примеры.
В ТК Узбекистана в ст. 16 воспроизведен, хотя и не полностью, пакет общепризнанных трудовых прав человека. Заметим, что среди этих прав отсутствует право на забастовку и право на коллективные договоры. Формулировка права на труд существенно отличается от той, которая была в прежнем законодательстве. Она приведена в соответствие с содержанием Всеобщей декларации прав человека.
Статутные правомочия работодателей сформулированы следующим образом: управлять предприятием; заключать и прекращать индивидуальные трудовые договоры в соответствии с законодательством; требовать от работника надлежащего выполнения работы, обусловленной трудовым договором; создавать совместно с другими работодателями общественные объединения для защиты своих интересов и вступать в такие объединения (ст. 17).
В ст. 14 ТК Кыргызстана право на труд отсутствует. Оно заменено правом на самостоятельную и несамостоятельную профессиональную деятельность. Несамостоятельная профессиональная деятельность, т.е. наемный труд, включает право на свободный выбор места работы, возможность самореализации в труде. Среди основных прав работников, закрепленных в ТК Кыргызстана (ст. 14), фигурируют: право на объединение в профсоюз, право на коллективные договоры, право на забастовку. Еще одна особенность кыргызского варианта закрепления основных трудо-
вых прав — специальное выделение прав ученых, работающих в качестве наемных работников. Им предоставлено право в пределах границ, установленных нанимателем, определять предмет своих исследований и самостоятельно принимать решения по поводу применяемых в работе методов.
Правовое регулирование международных трудовых отношений. Наиболее детальная регламентация международного труда имеется в ТК Кыргызстана. Этому вопросу посвящена отдельная глава (гл. 24). Она содержит нормы, относящиеся к труду на совместных и иностранных предприятиях, а также в дипломатических учреждениях иностранных государств. В этой главе решены три группы вопросов: особенности правового регулирования труда работников на совместных и иностранных предприятиях, в дипломатических учреждениях иностранных государств, а также работников, направленных киргизскими организациями на работу за границу.
Регулирование этих вопросов соответствует принятым в мире правилам. В числе прочего решены основные коллизионные проблемы, возникающие при применении труда с иностранным участием. Так, согласно ст. 537 ТК, трудовые отношения граждан Кыргызстана, работающих на совместных и иностранных предприятиях, регулируются законодательством Кыргызской Республики, если иное не предусмотрено международными договорами, учредительными документами, локальными актами этих предприятий и трудовыми договорами. Однако все указанные акты не могут ухудшать положения работников по сравнению с кыргызскими законами, регламентирующими охрану труда.
Специальная статья в ТК (ст. 510) посвящена регулированию трудовых отношений в свободных экономических зонах. Согласно этой статье, трудовые отношения, включая вопросы приема и увольнения работников, условий и размеров оплаты труда, в том числе в иностранной валюте, режима труда и отдыха, социальных гарантий и компенсаций на предприятиях свободных экономических зон, регулируются трудовыми контрактами. Трудовой контракт не может ухудшать положение этих работников по сравнению с условиями законодательства о труде Кыргызстана и нормами МОТ, ратифицированными Республикой Кыргызстан. Получаемая иностранными работниками оплата труда в иностранной валюте после уплаты налогов может беспрепятственно переводиться за границу.
Более кратко регламентируется международный труд в ТК Узбекистана (ст. 11 и 12). По существу решен только один вопрос: установлен национальный режим в отношении регулирова-
ния трудовых отношений иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на территории Республики Узбекистан по трудовому договору, а также трудовых отношений на предприятиях, принадлежащих полностью или частично иностранным юридическим и физическим лицам и расположенных на территории Республики Узбекистан.
Правовое регулирование трудового договора. Во всех рассматриваемых странах, за исключением Эстонии, правила, относящиеся к трудовому договору, помещены в трудовые кодексы. Только Эстония приняла специальный Закон о трудовом договоре, который детально отрегулировал этот правовой институт. Структура Закона: общие положения; заключение трудового договора; внутренний трудовой распорядок, обязанности сторон, приостановка трудового договора; изменение трудового договора; прекращение действия трудового договора; аннулирование трудового договора и признание его недействительным; разрешение споров.
В указанном Законе содержится презумпция заключения именно трудового договора в случае спора об отраслевой принадлежности заключенного договора. В этом случае считается, что сторонами заключен трудовой договор, если предполагаемый работодатель не докажет обратное или если из доказательств не явствует, что сторонами был заключен иной договор.