Общая характеристика трудового права. Вотличие от большинства других стран, в которых трудовое право формировалось и эволюционировало в течение столетий, по мере их экономического и социального развития, трудовое право в Республике Корея в первоначальном виде было создано почти одномоментно после окончания второй мировой войны в условиях американской оккупации, по определенной схеме, разработанной с помощью военной администрации США и отражающей концепцию развития Республики Корея по капиталистическому пути, необходимость формирования в этой стране институтов буржуазной демократии.
Задуманная схема была реализована путем принятия комплекса взаимосвязанных законов, обеспечивающих наиболее полную регламентацию как индивидуальных, так и коллективных трудовых отношений. Южнокорейская система трудового права была построена по американскому образцу, однако с определенной корректировкой некоторых воспринятых американских моделей. Кроме того, были заимствованы некоторые аспекты европейского опыта правового регулирования труда. Но самое главное то, что на практике вопреки закону трудовые отношения несут на себе сильную печать корейской специфики: патриархальный дух, хозяйский патернализм. В частности, получила распространение пожизненная занятость, оплата работников в зависимости прежде всего от возраста и трудового стажа, т.е. черты трудовых отношений, присущие многим азиатским странам, прежде всего Японии.
Источники трудового права.Конституция Республики Корея 1987 г. содержит нормы и положения, относящиеся к принципам правового регулирования труда, основным трудовым правам работников. Она провозглашает право на труд (и обязанность трудиться), необходимость охраны труда и человеческого достоинства работников путем установления законодательным путем достойных условий труда, специальной охраны труда женщин и подростков, право работников на организацию, коллективные переговоры и коллективные действия. Однако Конституция допускает возможность ограничения коллективных трудовых прав государственных служащих, работников государственных предприятий, работников оборонных предприятий, а также лиц, занятых в "существенных услугах".
Согласно Конституции, ратифицированные международные договоры становятся частью правовой системы. Это определяет важное место в системе правового регулирования труда ратифицированных конвенций МОТ.
На начало 1998 г. Республика Корея ратифицировала 7 конвенций МОТ.
Фундамент трудового права в Республике Корея составляют четыре закона: Закон об условиях труда, Закон о профсоюзах, Закон о порядке разрешения трудовых споров и Закон о комитетах по вопросам труда.
Эти законы дополняют такие акты, как Закон о занятости 1961 г., Закон о труде моряков 1962 г., Закон о профессиональном обучении 1973 г., Закон о совместных производственных советах 1980 г.
Особое место в системе трудового права занимает Закон об условиях труда. Это обширный акт кодификационного характера (12 глав, 115 статей). В нем содержатся нормы, регулирующие трудовой договор; заработную плату; рабочее время и время отдыха; труд женщин и молодежи; технику безопасности и производственную санитарию, материальную ответственность предпринимателя за причиненное работнику трудовое увечье или профессиональное заболевание; порядок принятия и содержание правил внутреннего трудового распорядка; инспекцию труда, ответственность за неисполнение норм указанного закона.
Источником трудового права признаются обычаи. Значение их в системе правового регулирования труда весьма значительно. Они отражают многовековые традиции корейского народа и далеко не всегда полностью согласуются с вестернизированным трудовым законодательством. В этом случае, как считается, приоритет должно иметь позитивное законодательство.
К автономным источникам трудового права относят коллективные договоры и правила внутреннего трудового распорядка.
Закон признает юридическую силу нормативных положений коллективных договоров. В принципе заключенный коллективный договор связывает только его стороны, но предусмотрена возможность распространения его действия на всех работников предприятия или отрасли. Так, если действующий на предприятии коллективный договор охватывает большинство работников, он автоматически распространяется на всех работников данного предприятия.
Правила внутреннего трудового распорядка в обязательном порядке принимаются на предприятиях с числом работников более 10. Правила разрабатываются предпринимателем и счита-
ются актом хозяйской власти, хотя он и должен консультироваться с представителями работников по поводу их содержания. Правила внутреннего трудового распорядка не могут противоречить законам и коллективным договорам. Они подлежат регистрации в Министерстве труда.
Индивидуальное трудовое право.Мы отметим некоторые специфические черты индивидуального трудового права Республики Корея, а также отдельные представляющие интерес юридические нормы и конструкции, отражающие своеобразие этой страны.
1. В корейской литературе по трудовому праву отмечается, что роль трудового договора в системе правового регулирования труда незначительна. Закон не требует письменного оформления тру дового договора. Стороны должны договориться лишь о наибо лее существенных моментах (трудовой функции, заработной плате). Все же остальное определяют закон, коллективный дого вор, правила внутреннего трудового распорядка.
Увольнение работника допускается только по уважительным причинам, которые в законе не расшифрованы. Эти причины конкретизируются в коллективных договорах и в правилах внутреннего трудового распорядка. В отличие от трудового права большинства стран суд оценивает необходимость и целесообразность для предпринимателя проведение сокращения штата работников.
Ушедший на пенсию работник не должен разглашать коммерческую тайну, а также (как это предусмотрено во многих правилах внутреннего трудового распорядка) работать на предприятии — конкуренте бывшего работодателя или иметь деловые связи с конкурентом своего бывшего хозяина.
Работник должен беречь доброе имя предприятия, на котором он работает, не порочить его своим поведением даже вне работы.
2. Стоит привести некоторые сведения о регулировании усло вий и охраны труда.
— в Республике Корея установлен государственный минимум заработной платы. Он определяется ежегодно 30 ноября министром труда на один год. Заработная плата должна выплачиваться не реже одного раза в месяц. В чрезвычайных случаях (болезнь, переезд на другую квартиру и т.п.) работник вправе получить свою плату досрочно. Отказ предпринимателя выплатить работнику заработанную им заработную плату карается штрафом и даже тюрьмой. Срок исковой давности в отношении взыскания заработной платы — 3 года;
—продолжительность нормального рабочего времени — 8 ча сов в день и 44 часа в неделю. Сокращенное рабочее время установлено для работников, занятых на вредных и опас ных работах (6 часов в день и 34 часа в неделю), и для под ростков до 18 лет (7 часов в день и 42 часа в неделю). Зако ном предусмотрены случаи допустимого продления уста новленных максимальных пределов продолжительности рабочего времени с разрешения министра труда и при со гласии персонала. Сверхурочная работа возможна только с согласия работника и при надзоре инспекции труда. Рабо чая неделя вместе со сверхурочными не может продолжать ся для взрослого рабочего — мужчины более 56 часов. Огра ничение сверхурочной работы для женщин старше 18 лет: 2 часа в день, 6 часов в неделю и 150 часов в год;
—ежегодный оплачиваемый отпуск зависит от непрерывно го стажа работы на предприятии и не может быть больше 20 рабочих дней. Наряду с ежегодным отпуском предос тавляется ежемесячно один день оплачиваемого отдыха. Его можно брать ежемесячно, а можно накапливать и брать один раз в год в дополнение к ежегодному отпуску. Если работник не использует этот отпуск, он может получить денежную компенсацию;
—предприниматель обязан предоставлять женщине один раз в месяц оплаченный день отпуска по ее просьбе, если она тяжело переносит менструацию;
—отпуск по беременности и родам — 60 дней до родов и 60 дней после родов;
—минимальный возраст приема на работу — 13 лет.
Коллективное и процессуальное трудовое право.Коллективное трудовое право Республики Корея весьма близко к американскому. Там фигурируют такие сугубо американские понятия, как "нечестная трудовая практика", коллективные переговоры в духе добросовестности, "договор желтой собаки". Вместе с тем имеются и отличия по сравнению с США, например ответственность за "нечестную трудовую практику" предусмотрена только для предпринимателей (в США — как для предпринимателей, так и для профсоюзов), установлены более жесткие, чем в США, ограничения профсоюзных прав, права на забастовку для некоторых категорий работников (государственных служащих, работников военных предприятий), субъектом коллективных переговоров признаны профсоюзы, а не "организации работников", как в США. Но самое большое отличие заключается в том,
Киселев И. Я. 361
что в Республике Корея выстроена институциализированная система социального партнерства, напоминающая скорее европейские, чем американские, модели. С целью развития системы социального партнерства предусмотрено создание двух органов: совместных производственных советов на предприятиях, основанных на двустороннем сотрудничестве предпринимателей и работников, и комитетов по труду — органов трехстороннего сотрудничества профсоюзов, организаций предпринимателей и государства (правительственных органов).
Согласно Закону, принятому в 1980 г., на предприятиях в обязательном порядке создаются совместные производственные советы, состоящие из равного числа представителей от менеджмента и от работников. Численность совета — от 3 до 10 представителей от каждой стороны. Члены совета от работников избираются персоналом предприятий и выделяются профсоюзами. От предпринимателей в состав совета входят представители высшего менеджмента. Каждый год состав совета должен обновляться. Председательство на заседаниях совета осуществляется поочередно от каждой стороны. Компетенция совета распространяется на вопросы, которые составляют предмет взаимного интереса труда и менеджмента. Соучастие работников в управлении предприятием через совет реализуется двумя различными способами: через взаимные консультации и посредством информации и разъяснений со стороны менеджмента. Консультации осуществляются по вопросам повышения производительности труда, профессионального обучения, предотвращения трудовых конфликтов, безопасности и гигиены труда, улучшения производственной среды, совершенствования управления. По всем указанным вопросам руководство должно консультироваться с персоналом с целью принятия согласованных решений. Эти решения должны добросовестно выполняться. Если какая-либо из сторон отказывается без уважительных причин выполнять эти решения, она наказывается штрафом в размере не более 5 млн. вон.
Предприниматели обязаны регулярно сообщать работникам о результатах экономической деятельности и финансовом состоянии предприятия, о производственных планах и результатах их выполнения, давать по всем этим вопросам соответствующие разъяснения, выслушивать мнения работников, отвечать на их вопросы. В Законе сказано, что совместные производственные советы не должны подрывать влияние профсоюзов на предприятии, вмешиваться в коллективно-договорное регулирование труда.
.
Следует отметить, что южнокорейская модель двустороннего сотрудничества заимствована в своих главных чертах из Западной Европы. Специфика ее заключается в жестком нажиме сверху (со стороны государства) на социальных партнеров (предпринимателей и профсоюзы) с целью стимулировать такое сотрудничество (обязательность создания совместных производственных советов, обязанность выполнять согласованные решения под страхом крупных штрафов).
Комитеты по вопросам труда создаются на общенациональном уровне (Общенациональный комитет по вопросам труда), локальные и специальные комитеты по вопросам труда — в случае необходимости. Действуют они на трехсторонней основе. Решения комитетов принимаются большинством голосов. При равенстве голосов решает голос председателя.
Эти органы рассматриваются как главные инструменты социального партнерства, призванные демократизировать управление трудом и добиваться социального мира, гармоничных отношений в сфере труда. Они дают рекомендации правительственным органам, осуществляют экспертную оценку мер социальной политики.
Будучи органом государственной администрации, хотя и весьма своеобразным по функциям и составу, комитеты по вопросам труда выполняют и судебные функции, близкие тем, которые возложены на американское Национальное управление по вопросам трудовых отношений (НУТО)1. Правда, компетенция их значительно шире, чем компетенция НУТО. Они разрешают индивидуальные и коллективные трудовые споры, как юридические, так и экономические, осуществляют функции примирения и посредничества, а также арбитража. Отличаются они от НУТО и своей трехсторонней структурой, напоминая японские комиссии по вопросам трудовых отношений.
Отметим в заключение, что формирование южнокорейской модели социального партнерства, активное заимствование зарубежного опыта в данной области в немалой мере вызваны обострением классовых конфликтов в связи с модернизацией социальных и производственных структур. Процесс этот болезнен для трудящегося населения, чреват потрясениями, что сделало необходимым добиваться согласия социальных партнеров при раз-
1 См. с. 310-312 настоящей книги.
работке и осуществлении социально-экономической политики,проведения в ряде случаев объективно необходимых, но непопулярныхмер.