Общая характеристика трудового права.Особенности трудового права Турции определяются спецификой ее истории, экономического и политического развития, социальной структуры, общественного сознания населения.
Исторический путь Турции — от патриархального общества с сильным влиянием мусульманской идеологии, общества, характеризующегося жесткой централизацией, огромной ролью государства и государственной бюрократии, армии, элементами авторитаризма в политическом режиме, патерналистским характером трудовых отношений к обществу со светским характером политического режима, относительно развитой экономикой и системой права, которая в результате серии реформ, проведенных в XX в., все больше приближается к европейской модели.
Процесс "вестернизации" особенно затронул трудовое право, которое формировалось вне мусульманских традиций1, сверху, по инициативе сил, заинтересованных в превращении Турции в общество "западного типа". При этом принятие соответствующих законов подчас предшествовало формированию условий для их реального применения; развитие законодательства опережало социальную эволюцию общества, что вызывало необходимость его изменений, имеющих цель приспособить к национальным традициям и особенностям.
Однако при всех перипетиях развития трудового законодательства, в значительной мере связанных с изменениями политической обстановки, существующее ныне в Турции трудовое право близко по своим формальным характеристикам трудовому праву континентальных европейских стран. В значительной степени это связано со стратегической целью правящих кругов Турции добиться приема в Европейский союз, что делает необходимым гармонизацию трудового права Турции с трудовым правом стран, входящих в указанное региональное объединение.
1 В религиозном учении ислама присутствует всего лишь несколько правил, касающихся защиты интересов работников: должен быть оплачен труд работника сразу же после завершения работы, "пока не просох пот"; человек в этом мире не имеет права ни на что, кроме достойной платы за свой труд.
Источники трудового права.В турецкой юридической литературе принято следующее подразделение источников трудового права:
I. Публично-правовые источники (Конституция; законы; под законные нормативные акты по труду; решения судов; между народные акты по труду);
II. Частно-правовые источники (коллективные договоры; ин дивидуальные трудовые договоры; правила внутреннего трудо вого распорядка; обычаи).
Конституция Турции 1982 г. (ст. 2) провозглашает, что Турция — демократическое, светское, правовое государство, основанное на социальной справедливости. Провозглашение Турции социальным государством вызвало необходимость включения в Конституцию комплекса социальных и экономических прав, которым посвящены 9 статей (48—55 и 60—62).
Согласно Конституции, государство берет на себя обязательство обеспечить каждому справедливую долю в национальном доходе, ликвидировать экономическое и социальное неравенство и предоставить особую защиту экономически слабым лицам. Каждый имеет право на труд и свободу заключать трудовой договор в любой избранной области; право отказаться от работы, не соответствующей возрасту, состоянию здоровья или полу; провозглашено право работников и работодателей создавать ассоциации, заключать коллективные договоры; право работников на забастовку, а работодателей на локаут; государство обязуется принимать адекватные экономические, социальные и финансовые меры для защиты интересов работников, для обеспечения им справедливой заработной платы, достаточной для приличного существования.
Важнейшие турецкие законы о труде: Закон о труде 1971 г., Закон о труде моряков 1967 г., Закон о труде журналистов 1953 г., Закон о профсоюзах 1983 г., Закон о коллективных договорах, забастовках и локаутах 1983 г., Закон о трудовых судах 1950 г. К трудовым отношениям применяются также многие положения акта гражданского поава — Обязательственного кодекса.
Подзаконные нормативные акты по труду подразделяются на следующие виды:
— постановления правительства, имеющие целью обеспечить реализацию отдельных статей и положений законодательных актов о труде (например, постановление правительства о трудовых книжках во исполнение ст. 21 Закона о труде);
—декреты, издаваемые правительством в соответствии с прямыми указаниями соответствующих законов и по ре комендации Министерства труда;
—разъяснения Министерства труда.
К источникам трудового права относят решения высших судов (Верховного суда, Конституционного суда) по конкретным делам. Эти решения рассматриваются как прецеденты. В Верховном суде специальная коллегия рассматривает трудовые дела.
Обычай как источник трудового права играет второстепенную роль. Возможность использования обычая как источника правового регулирования предусмотрена в отдельных (немногочисленных) случаях в Законе о труде. Определенное правило может быть признано правовым обычаем при обязательном наличии двух условий: объективного условия (правило должно глубоко укорениться, войти в привычку вследствие долговременного применения) и субъективного условия (должно существовать всеобщее убеждение в необходимости соблюдения данного правила). В качестве примера правового обычая часто приводится обыкновение ряда предприятий предоставлять работникам транспорт для поездки на работу и с работы.
Согласно Конституции Турции, ратифицированные парламентом и одобренные Президентом международные договоры приобретают силу закона и не могут быть переданы в Конституционный суд на предмет определения их неконституционности. Международные договоры имеют приоритет по отношению к актам национального законодательства.
К началу 1998 г. Турция ратифицировала 36 конвенций МОТ.
В соответствии с законодательством коллективные договоры имеют юридическую силу, их нормативные положения рассматриваются как часть объективного права и являются обязательными для работников и предпринимателей, на которых они распространяются .
К источникам трудового права относится и индивидуальный трудовой договор. Его стороны по взаимному согласию определяют свои права и обязанности в соответствии с принципом договорной свободы и создают нормы, обязательные для договаривающихся сторон.
Правила внутреннего трудового распорядка принимаются на предприятиях по соглашению руководства предприятия и представителей работников. Учитывая двусторонний характер этих актов, они рассматриваются как приложения к коллективным договорам.